СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 5 класса.  В КТП расписана вся расчасовка уроков

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по биологии 5 класс»


Рабочая программа по биологии

для 5 класса

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 5 классе муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Новокулындинской СОШ ». Составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (17.12.2011, №), примерной образовательной программы основного общего образования, рекомендованной Министерством образования и науки РФ, федерального базисного учебного плана, учебного плана школы, созданного коллективом авторов под руководством Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.

Содержательный статус программы – базовый. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы по биологии согласно учебному плану общеобразовательного учреждения МКОУ «Новокулындинская СОШ »

Данная рабочая программа по биологии – 5 класс. «Биология. Живые организмы. Растения.» построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. В ней учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для общего образования, соблюдается преемственность с программами начального образования. Рабочая программа соответствует авторской программе основного общего образования по биологии под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой.

Место предмета в базисном учебном плане

Согласно Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации и учебного плана гимназиидля базового изучения биологии в 5 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний.

Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, а также на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ. Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы. Они определяются социальными требованиями и включают в себя:

  • социализацию обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание и воспитание любви к природе;

  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе, познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  • формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Отбор содержания в программе проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающего среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Построение учебного содержания курса биологии согласно УМК под.ред Д. И. Трайтак, Н.Д. Трайтак осуществляется последовательно логике от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и межпредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог.

Общая характеристика предмета, курса

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на формирование у обучающихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции, а так же об окружающем мире в целом. В настоящее время базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность. Решить данную задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и научных идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся и формирования их научного мировоззрения.

Рабочая программа по биологии для 5 класса включает в себя часть раздела «Живые организмы. Растения.» и соответствует содержанию примерной программы (Примерные программы основного общего образования. Предлагаемая рабочая программа реализуется с помощью учебника «Биология. Живые организмы. Растения. 5 класс» и соответствующего учебно-методического комплекса, созданных коллективом авторов под руководством Д.И.Трайтак, Н.Д. Трайтак.

Изучение биологии по данной программе предполагает наряду с изучением теоретического материала, ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать школьников приемам самостоятельной учебнойдеятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Реализация программы подкрепляется проектной и исследовательской деятельностью обучающихся (летней практикой, кружковой работой и внеурочной деятельностью.)

Изучение биологии в 5 классе направлено на достижение следующих результатов:

  1. В направлении личностного развития:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы,

  • овладение интеллектуальными умениями:доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.

  1. В метапредметном направлении:

  • формирование приемов работы с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;

  • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

  • овладение ИК компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов научно-исследовательской деятельности в виде презентации.

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений;

  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

  1. В предметном направлении:

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере:

выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, выделение существенных признаков живых организмов и процессов;

приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами и вирусами;

классификация – определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе, сравнение биологических объектов и процессов;

объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

различение на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, растений разных отделов и классов; наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;

сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

  • В ценностно-ориентационной сфере:

формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека.

  • В сфере трудовой деятельности:

знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;

соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы;

формированиенавыков ухода за комнатными и культурными растениями.

  • В сфере физической деятельности:

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

  • В эстетической сфере:

овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Задачи обучения биологии в 5 классе:

Роль программы в образовательном маршруте обучающихся и преемственность обучения заключается в адаптации обучения биологии и смежных с ней наук в основной школе, в овладении биологическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественно-научных дисциплин.

Основное содержание учебного курса.

Биология. Живые организмы. Растения.

Введение (1ч.)

Биология – наука о живой природе. Растения как составная часть живой природы.Значение растений в природе и жизни человека. Ботаника – наука о растениях. Разделы ботаники. Правила работы в кабинете биологии, техника безопасности при работе с биологическими объектами и лабораторным оборудованием.


Глава 1. Разнообразие растительного мира(5 ч.)

Растительный покров Земли. Растительность, флора, растительные сообщества. Дикорастущие, культурные и распространение их по Земному шару. Влияние человека на растительный покров Земли. Среда обитания растений. Условия жизни растений: факторы среды. Почва как биокосная среда жизни растений. Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Демонстрации: гербарные экземпляры растений различных мест обитания. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

Правила ухода за комнатными растениями. Составление паспорта растений.


Глава 2. Клеточное строение растений(4 ч.)

Устройство увеличительных приборов и приемы работы с ними. Клетка – основная единица живого. Строение растительной клетки. Процессы жизнедеятельности растительной клетки. Деление клеток. Растительные ткани, их расположение и функции.

Демонстрации: увеличительные приборы, готовые микропрепараты растительных тканей. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

1.Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами.

2.Рассматривание клеток растений невооружённым глазом и с помощью лупы.

3. Приготовление препарата клеток сочной чешуи луковицы лука.


Глава 3.Строение и многообразие покрытосеменных растений (22ч.)

Понятие о семени. Многообразие семян. Строение семян однодольных и двудольных растений. Химический состав семян. Процессы жизнедеятельности семян. Дыхание семян. Покой семян. Условия прорастания семян.

Демонстрация: коллекция семян двудольных и однодольных растений своего района. Демонстрация опытов дыхание и прорастание семян. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

  1. Строение семени.

  2. Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах.

  3. Прорастание семян.

Развитие корня из зародышевого корешка семени. Развитие корневой системы.Виды корней. Образование корневых систем. Регенерация корней. Внешнее и внутреннее строение корня в связи с выполняемыми функциями. Рост корня. Минеральное питание корней. Видоизменение корней.

Демонстрация: Виды корней, типы корневых систем, коллекция удобрений. Микропрепарат корневого волоска и корневого чехлика. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

  1. Определение типов корневых систем по гербарным экземплярам.

  2. Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков.

Развитие побега из зародышевой почечки семени. Строение почки. Разнообразие почек. Роль побега в жизни растения. Разнообразие побегов. Стебель – осевая часть побега. Рост стебля в длину и толщину. Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. Ветвление. Видоизменение побегов. Отложение органических веществ в запас.

Демонстрация: побеги с разными типами расположения почек. Спилы растений с годичными кольцами прироста. Готовые микропрепараты внутреннего строения стебля. Разные типы видоизменённых побегов. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

1.Строение почек

2.Опрделение возраста растения по годичным кольцам.

3. Внутреннее строение стебля.

4. Видоизменения подземных побегов.

Лист – орган высших растений. Внешнее строение листа. Функции листа. Разнообразие листьев. Листья простые и сложные. Листорасположение. Жилкование листьев.

Внутреннее строение листа. Видоизменение листьев. Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях. Дыхание растений. Испарение воды листьями. Листопад и его роль.

Демонстрация: Листья растений с разной формой листовой пластинки, листорасположением, жилкованием. Микропрепарат кожицы и мякоти листа. Опыт Фотосинтез. Испарение воды листьями. Презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

  1. Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

  2. Клеточное строение листа.

Цветение как биологическое явление. Строение цветка. Однополые и обоеполые цветки. Однодомные и двудомные растения. Биологическое значение цветка. Разнообразие цветков. Соцветия, их многообразие и биологическое значение.

Опыление у цветковых растений. Типы опыления: перекрестное, самоопыление. Приспособления растений к самоопылению и перекрестному опылению. Значение опыления в природе и сельском хозяйстве. Искусственное опыление.

Оплодотворение у цветковых растений. Образование плодов и семян.Жизнь плодов вне материнского растения.

Демонстрация: модели цветков, схемы соцветий, коллекции плодов и семян, презентации к урокам данного раздела.

Лабораторные и практические работы:

1.Строение цветка.

2.Изучение и определение плодов.


Летние задания (1 ч.)

Календарно - тематическое планирование по биологии V класс.

Курс «Биология. Живые организмы. Растения.

(Учебник под редакцией Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д.)

1 час неделю (35часов в год)

урока


Тема занятия


Дата

Содержание

Лабораторные и

практические

работы

Проектная и

исследовательская деятельность


Контроль

Введение. 3 часа

1

1. Биология- наука о живой природе

05.09




2.

Методы исследования в биологии

12.09




3.

Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

19.09




Разнообразие растительного мира. 5 часов


4

Растения как составная часть живой природы. Ботаника – наука о растениях

26.09

Практическая работа №1 «Правила ухода за комнатными растениями». «Составление паспорта растений».



5

Среды обитания растений.

03.10




6

Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

10.10




7

Растительный покров Земли

17.10




8

Влияние человека на растительный покров Земли

24.10




Клеточное строение растений. 4 часа


9

Строение увеличительных приборов.

31.10

Лабораторная работа №2

«Основные части ручной лупы и микроскопа. Приёмы работы с увеличительными приборами»

Лабораторная работа№3

«Рассматривание клеток растений невооружённым глазом с помощью лупы»


Биологический диктант

10

Клетка- основная единица живого. Строение клетки.



14.11

Лабораторная работа№4

«Приготовление препарата сочной чешуи луковицы лука»




11

Деление клетки

21.11



Биологический диктант

12

Ткани растительного организма.

28.11




Строение и многообразие покрытосеменных растений 23 часа




13

Строение и многообразие семян.

05.12

Лабораторная работа №5

«Строение семени».



14

Химический состав семян.

12.12

Лабораторная работа №6

«Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».


Биологический диктант

15

Контрольная работа

19.12




17

Семя – орган полового размножения и расселения растений

26.12




18

Условия прорастания. Дыхание семян.


Практическая работа № 7

«Прорастание семян».

Исследовательская деятельность на тему «Прорастание семян»


19

Виды корней и типы корневых систем. Регенерация корней


Лабораторная работа №8

«Типы корневых систем».



20

Строение и рост корня.



Лабораторная работа № 9

«Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков».

Исследовательская работа «Наблюдение за ростом корня» «Конструирование модели корневого волоска»


21

Строение и функции корня. Разнообразие корней





22

Видоизменения корней.





23

Строение и значение побега и почки. Разнообразие почек


Лабораторная работа № 10

«Строение почек»


Тест

24

Внутреннее строение стебля в связи с его функциями. Передвижение веществ по стеблю


Лабораторная работа № 11

«Внутреннее строение стебля», «Определение возраста растения по годичным кольцам».



25

Видоизменения побегов.


Лабораторная работа № 12

«Видоизменения подземных побегов».

Исследовательская деятельность «Наблюдение за прорастанием луковицы». Исследовательская деятельность по теме: «Особенности прорастания почек на клубне картофеля».


26

Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.


Лабораторная работа №13

«Внешнее строение листа». «Разнообразие листьев».


Тест

27

Внутреннее строение листа.


Лабораторная работа № 14

«Клеточное строение листа».



28

Видоизменения листьев.





29

Воздушное питание растений. Фотосинтез.





30

Контрольная работа





31

Листопад и его роль в жизни растений.





32

Строение и значение цветка


Лабораторная работа № 15

«Строение цветка».



33

Разнообразие цветков Соцветия и их биологическое значение.





34

Плоды и их разнообразие. Распространение плодов и семян.


Лабораторная работа № 16

«Изучение и определение плодов».



35

Летние задания.

1






Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


В результате обучения биологии в 5 классе ученик научится:

  • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;

«ядро», «работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами;

  • составлять сообщения на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы;

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • оформлять результаты лабораторной работы в рабочей тетради, работать с текстом и иллюстрациями учебника;

  • под руководством учителя проводить наблюдения; оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;

  • получать биологическую информацию из разных источников;

  • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта;

  • анализировать состояние объектов под микроскопом, сравнивать объекты (под микроскопом) с их изображением на рисунках и определять их;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.

  • определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»; отличать живые организмы от неживых; пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;

  • характеризовать среды обитания организмов; характеризовать экологические факторы; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

  • определять понятия: «клетка», «оболочка», «цитоплазма ядрышко», «вакуоли», «пластиды»;

  • работать с лупой и микроскопом, готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, распознавать основные виды тканей;

  • определять понятия:растительные ткани, семя, корень, лист, побег, цветок, плод;

  • объяснять значение семени, корня, побега, листа, цветка, плодов в природе и жизни человека;

  • давать общую характеристику органам растения.


Ученик получит возможность учиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программыпредполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

В соответствии с требованиями Стандарта достижение личностных результатовне выносится на итоговую оценку обучающихся, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта(перечень исследовательских работ прилагается).

Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов будут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических). В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;

  • промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;

  • текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

  • защиты итогового индивидуального проекта.

Система оценки предметных результатов освоения программы с учётом уровневого подхода, принятого в Стандарте, предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися. Для оценки динамики формирования предметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений будут зафиксированы и проанализированы данные о сформированности умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:

  • первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий(общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;

  • выявлению и осознанию сущности и особенностейизучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;

  • выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношениймежду объектами и процессами.

При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;

  • тематических, междисциплинарных и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;

  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Тематическое и поурочное планирование курса «Биология. Живые организмы. Растения.»5 класс (35 часов)

*Обозначения: Метапредметные: Регулятивные (Р), Личностные (Л), Коммуникативные (К),Познавательные (П)




Основное

содержание

Характеристика

основных видов

деятельности

обучающихся


Планируемые результаты

Введение (1 час)

1.Ботаника – наука о растениях.

Разнообразие растительного мира. Первоначальное представление о классификации растений. Типы питания организмов. Значение растений в природе и жизни человека.

Ботаника – комплексная наука. Методы изучения растений. Правила безопасной

работы в кабинете биологии. Определение понятий: ботаника, методы, исследования, моделирование, эксперимент,

наблюдение, техника безопасности, лабораторное

оборудование

Работа с учебником, словарём и другими компонентами учебно-методического комплекта. Работа с инструкциями по технике безопасности при работе с приборами и инструментами в биологическом кабинете. Построение схемы «Типы питания организмов».Просмотр презентации по теме «Разнообразие растительного мира»

Предметные: иметь представление о ботанике, о многообразии растений и их значении. Знать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Личностные: уметь объяснять роль растений в жизни человека и собственной деятельности, необходимость их охраны.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации (П).

Восприятие красоты и гармонии в природе(Л). Умение заполнять таблицу или составлять схему по заданному содержанию(Р). Умение отвечать на вопросы учителя,

вести диалог (К).

Тема 1. Разнообразие растительного мира (3 часа)

2.Растения как составная часть живой природы.

3.Растительный покров Земли и влияние на него человека.




Условия произрастания

Растений .Видовой состав

растительных сообществ. Типы растительных сообществ на примере леса. Зональность растительных сообществ. Влияние человека на растительный покров Земли. Определение понятий: растительность, растительное сообщество, флора.

Культурные и дикорастущие растения.

Работа с учебником, словарем, географическими картами. Распознавание культурных и дикорастущих растений, типов растительных сообществ по рисункам и фотографиям.

Предметные: иметь представления об условиях произрастания растений, типах растительных сообществ и их зональном расположении. Знать отличие культурных и дикорастущих растений.

Личностные: уметь объяснять влияниечеловека на растительный покров Земли. Понимание необходимости бережного отношения к природе, значенияр азнообразия культурных и дикорастущих растений для человека.

Метапредметные: уметь работать сообразительной наглядностью (П).Давать определение понятиям (П).Умение организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя (Р). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать вопросы (К). Понимание

социальной значимости полученных знаний и

роли развития науки для благополучия человека (Л).

4.Среды обитания растений.

Среды обитания растений. Условия необходимые для развития растений: освещение, тепло,в лажность, воздух. Почва – как среда жизни растений. Состав, структура исвойства почвы. Влияние растений на

почву. Группы растений

существующие без почвы(водные, эпифиты, паразиты). Определение понятий:

светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения, минимум, максимум, оптимум, биокосное вещество,

плодородие почвы, среда

обитания, эпифит, гидрофит, паразит, плодородие, косное вещество.

Работа с учебником, словарем, лабораторным оборудованием и почвой, как объектом исследования. Работа с изобразительной наглядностью. Составление схемы по текстовой информации «Условия произрастания растений».

Предметные: иметь представление о средах обитания растений. Иметь представление о составе, структуре и

плодородие почвы. Знать условиях их произрастания.

Метапредметные: уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью (П). Уметь структурировать учебный материал и давать определение понятиям (П). Уметь воспринимать разные виды информации, отвечать и задавать

вопросы (К). Умение взаимодействовать с одноклассниками при совместной работе (К).Умение планировать этапы работы, определять ее цель (Р).Применение полученных знаний в практической деятельности (Л).

Личностные: уметь объяснять необходимость охраны почв для сохранения растительного покрова Земли.

5.Жизненные формы и продолжительность жизни растений.

Основные жизненные формы растений и их характеристика: деревья ,кустарники, кустарнички, полукустарники, травы. Продолжительностжизни растений.

Однолетние, двулетние,

многолетние растения иих характеристика. Условия обитания, влияющие на внешнийо блик растений. Определение понятий: форма жизни, дерево, кустарник, кустарничек, травянистое растение,однолетнее, двулетнее, многолетнее, продолжительность жизни, жизненные циклы, сезонность. Практическая работа

«Составление паспорта растений»

Работа с учебником, словарем. Работа с изобразительной наглядностью, гербарныматериалом и комнатными растениями. Работа с инструктивными карточками по выполнению практической работы.

Предметные: иметь представление о жизненных формах растений ,продолжительности их жизни, сезонных изменениях в жизни растений. Знатьдикорастущие и культурные растения.

Личностные: уметь объяснять роль дикорастущих и культурных растений в

жизни человека и собственной деятельности. Знать и использовать приемы работы с комнатными растениями.

Метапредметные: умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной и письменной речи (П). Умение

применять полученные знания на практике(Л). Умение работать с инструктивными карточками, выполнять здания по алгоритму(Р). Умение работать в малых группах.

Умение воспринимать устную форму информации (К).

Тема 2. Клеточное строение растений (4 часа)

6.Строение увеличительных приборов.

История создания и совершенствования увеличительных приборов. Устройство увеличительных приборов: лупа, микроскоп. Приемы работы с увеличительными приборами. Правила работы с микроскопом и лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ. Определение понятий: лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, предметный столик, предметное, покровное стекло, микропрепарат. Лабораторная работа «Изучение основных частей ручной лупы и микроскопа». «Рассматривание клеток растений невооруженным глазом и с помощью лупы».

Просмотр слайд-фильма по данной теме. Работа с увеличительными приборами. Рассмотрение объектов с помощью лупы и микроскопа. Подготовка микроскопа к работе. Выполнение лабораторных работ и составление отчета по ним.

Предметные: иметь представление о разнообразии увеличительных приборов. Знать строение лабораторной лупы и

микроскопа. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.

Личностные: уметь объяснять роль технического прогресса для изучения живой природы.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном

выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами

лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение

делать выводы на основе полученной информации (П).

7.Строение растительной клетки.





Строение растительной

клетки. Строение клеточных органоидов: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли, включения. Определение понятий :клеточная мембрана, хлоропласты,

хромопласты, лейкопласты, включения, протопласт.

Лабораторная работа

«Строение клеток кожицы лука».

Работа с увеличительными приборами. Рассмотрение объектов с помощью микроскопа. Подготовка микроскопа к работе. Выполнение лабораторных работ и составление отчета по ним.

Предметные: иметь представление об особенностях строения растительной клетки.

Знать последовательность этапов приготовления микропрепарата. Знать правила работы с увеличительными приборами и правила техники безопасности.

Личностные: уметь объяснять роль технического прогресса для изучения живой природы.

Метапредметные: уметь работать карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике .Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную и письменную форму информации(К). Уметь работать с различными видами

лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

8.Процессы жизнедеятельности растительной клетки.

Рост растения. Краткая характеристика фаз митоза. Результаты митотического деления. Определение понятий: хромосомы, хроматиды, митоз, гаметы, соматические клетки, наследственная информация, клеточная теория.

Работа с текстом и рисунками учебника. Презентация.

Предметные: иметь представление об особенностях митотического деления клеток,росте растений, основные положения клеточной теории.

Личностные: уметь объяснять роль процесса деления клеток для роста организма.

Метапредметные: Умение работать с понятийным аппаратом, развитие навыков устной речи (П). Умение применять полученные знания на практике, соблюдать правила поведения на уроке. С уважением относится к одноклассникам и учителю (Л).Умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самоанализа (Р).Умение осуществлять эффективное взаимодействие с одноклассниками при совместном выполнении работы (К).

9.Ткани растительного организма.




Понятие о тканях и их функциях в растительном организме и их функциях в растительном организме. Краткая характеристика образовательных, основных, механических, проводящих, покровных, выделительных тканей. Определение понятий: меристема, камбий, восходящий и нисходящий ток, проводящие пучки.

Работа с текстом и рисунками учебника, словарем. Заполнение таблицы «Ткани растений».


Предметные: иметь представление отканях растений, их разновидностях, выполняемых ими функций.

Личностные: уметь объяснять и применять знания в практической деятельности.

Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом (П). Потребность в

объективной оценке своей деятельности,оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать устную информацию и

правильно формулировать вопросы (К)

Тема 3. Строение и многообразие покрытосеменных растений (22часа)

10. Строение и многообразие семян.

Строение семян голосеменных и цветковых, однодольных и двудольных растений. Многообразие семян и способы их распространения.

Определение понятий: зародыш, эндосперм, перисперм, кожура. Лабораторная работа «Строение семени».

Работа с текстом и рисунками учебника, натуральными объектами. Просмотр презентации. Выполнение лабораторной работы и отчета по ней. Иллюстрация результатов в виде схемы.

Предметные: иметь представление о многообразии семян. Знать строение семян. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Личностные: уметь объяснять роль семян растений в жизни человека.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную и письменную форму информации(К). Уметь работать с различными видами

лабораторного оборудования,

изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

11. Химический состав семян.




Понятие о химическом составе семян. Понятие органические и неорганические вещества. Органические вещества, характерные для объектов растительного мира: крахмал, масла, белки.

Определение понятий: органические вещества, минеральные вещества, углеводы (крахмал, целлюлоза), белки, жиры. Лабораторная работа «Обнаружение крахмала, клейковины и жира в семенах».

Работа с наглядными материалами и натуральными объектами. Выполнение лабораторной работы и отчета по ней. Иллюстрация результатов в виде схемы.

Предметные: иметь представление о строение ихимическом составе семян, органических, неорганических веществах.

Личностные: уметь объяснять роль семян растений как одного из важнейших источников питания животных и человека.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение воспринимать устную и письменную форму информации(К). Уметь работать с изобразительной наглядностью. Уметь структурировать информацию в виде схемы и таблицы, делать выводы на основе полученной информации (П).

12. Условия прорастания. Дыхание семян.

Процессы жизнедеятельности семян. Понятия о жизнеспособности семян. Условия прорастания семян. Определение понятий: период покоя,всхожесть,стратификация, скарификация, проросток. Практическая работа «Прорастание семян».

Работа с текстом, рисунками учебника и натуральными объектами. Представление отчетов о практической работе.

Предметные: иметь представления о жизнедеятельности семян, этапах и условияхих прорастания. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний об условиях прорастания семян для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение

делать выводы на основе полученной информации (П).

13. Виды корней и типы корневых систем.

Развитие корня из зародышевого корешка семени. Виды корней и типы корневых систем. Значение корней для закрепления корней в

почве. Определение понятий:

корень, главный, боковые и придаточные корни, положительный геотропизм, стержневая и мочковатая корневая

система, ветвление, пикировка, прищипка, окучивание, регенерация корней

Лабораторная работа«Типы корневых систем».

Работа с текстом и

рисунками учебника, натуральными объектами, гербарным материалом

Заполнение таблицы«Типы корневых систем». Выполнение лабораторной работы и

составление отчета по ней.

Предметные: Знать функции корня, виды ит ипы корней и корневых систем. Иметь представление о росте и регенерации корней. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о видах корней,типах корневых систем, агротехнических приемах для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видамил абораторного оборудования, изобразительной наглядностью. Умение делать выводы на основе полученной информации (П).

14.Клеточное строение и рост корня.













Характеристика роста корней. Характеристика зон

корня. Особенности строения клеток с корневыми

волосками. Роль корневых волосков в поглощении воды и минеральном питании

растений. Характеристика процесса всасывания и движения воды по корню вверх к стеблю. Определение понятий: корневой чехлик, зона

деления, зона растяжения. Зона всасывания, зона проведения, корневой волосок, корневое давление. Лабораторная работа«Рассмотрение корневого чехлика и корневых волосков».

Работа с текстом и

рисунками учебника, словарем. Работа с натуральными

объектами. Выполнение лабораторной работы и

составление отчета по ней. Иллюстрация результатов работы в виде рисунков.




Предметные: Знать зоны корня и их функции. Иметь представление об особенностях строения клеток корня, омеханизмах всасывания и передвижении воды и минеральных веществ по клеткам

корня. Знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о внутреннем строении корня и процессах его жизнедеятельности для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния ,изобразительной наглядностью. Умение

делать выводы на основе полученной информации (П).

15.Потребность растений в минеральных веществах. Удобрения.

Потребность растений в минеральных веществах .Размеры корневых систем растений. Удобрения. Виды и значение удобрений. Выращивание растений без почвы.

Определение понятий: макроэлементы, микроэлементы, простые и комплексны удобрении, подкормка, рыхление, гидропоника.

Работа с текстом и

рисунками учебника, просмотр презентации.

Составление кластеров.

Предметные: иметь представление о минеральных веществах, необходимых растению и их классификации, многообразии удобрений и способах выращивания растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о почве и удобрениях, агротехнических приемах для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать

соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

16.Видоизменения корней.

Видоизменения корней по месту обитания, и в

связи с выполняемыми функциями. Определение понятий: корнеплоды, корневые клубни, дыхательные

корни, корни-присоски, ходульные и втягивающие корни, микориза, клубеньки.

Работа с текстом и

рисунками учебника, просмотр презентации. Представление информации в форме мини-сообщений и презентаций.

Предметные: иметь представление о видоизменениях корней, о взаимодействии корней растений с другими живыми

организмами, об экологических факторах, определяющих рост корней растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о видоизменения корней, условиях их роста и биотического взаимодействия для выращивании сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со

стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

17.Строение и значение побега и почки.

Строение побега. Разнообразие побегов. Расположение листьев на побеге. Строение и разнообразие почек. Определение понятий: побег, почка, вегетативная, генеративная, побеги и почки, узел, междоузлие, пазуха листа, листовой рубец.

Лабораторная работа

«Строение почек».

Работа с текстом и

рисунками учебника. Ответы на вопросы и задания учебника. Работа с натуральными объектами, лабораторным оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям.

Предметные: иметь представление о строении побегов и их классификации. Знать строение вегетативной и генеративной почек.

Личностные: уметь объяснять знаний остроении побегов и почек для определения растений и ухода за ними.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

18. Развитие побега из почки. Рост стебля в длину. Ветвление побега.

Строение стебля. Разнообразие стеблей по направлению роста. Виды рост. Ветвление и кущение. Определение понятий: стебель травянистый,

древесный, конус нарастания, верхушечный и вставочный рост, эфимеры, формирующая обрезка.

Работа с наглядным

материалом, просмотр презентации.

Работа с натуральными объектами.

Составление схемы-классификации.


Предметные: иметь представление о разнообразии побегов или стеблей по направлению роста и типах ветвления. Знать типы роста побегов.

Личностные: уметь объяснять значение знаний о росте и ветвлении побегов для ухода за растениями и формирующей обрезке.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П)

19.Внутреннее строение стебля в связи с его функциями.




Внутреннее строение

древесного стебля Порядок расположения тканей. Образование годичных колец. Функции проводящей сис темы стебля. Механизмы движения веществ по стеблю. Определение понятий: кора, пробка, чечевички ,луб, лубяные волокна, ситовидные трубки, сердцевинные лучи,

древесина, сердцевина, камбий, восходящий ток, нисходящий ток. Лабораторная работа «Внутреннее строение стебля», «Определение возраста растения по годичным кольцам», «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».

Работа с текстом и

рисунками учебника, со словарем. Работа с вопросами и заданиями учебника. Работа с натуральным объектами и лабораторным оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям и

его представление окружающим.

Предметные: знать внутреннее строение древесного стебля. Иметь представление о

годичных кольцах, механизмах нисходящего и восходящего тока.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о внутреннем строении стебля и механизмах передвижения веществ по стеблю дл организации работы по уходу за растениями.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).

20..Видоизменения побегов.

Видоизменения надземных и подземных побегов. Их значение в жизни растения Строение клубня, корневища и луковицы. Определение понятий: корневище, клубень, столон, ус, луковица, донце, бровки, глазки. Лабораторная работа«Видоизменение подземных побегов».


Работа с наглядным

материалом, просмотр презентации.

Ответы на вопросы и задания учебника. Работа с натуральными объектами и лабораторным

Оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям иего представление окружающим.

Предметные: иметь представление о видоизмененных побегах. Знать их виды и значение в жизни растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о видоизмененных побегах для вегетативного размножения.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике .Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации (П).


21.Внешнее строение листа. Разнообразие листьев.

Внешнее строение листа. Продолжительность жизни листьев однолетних и многолетних растений. Классификация листьев по количеству листовых пластинок на черешке. По форме листовых

пластинок. По расположению жилок(проводящих пучков).Расположение листьев на стебле. Определение понятий: листовая пластинка, черешок, жилка, влагалище листа, прилистники, листовая мозаика, листорасположение, жилкование листьев. Лабораторная работа

«Внешнее строение листа». «Разнообразие листьев».

Работа с текстом и

рисунками учебника. Просмотр презентации. Составление схем-классификаций листьев

по строению, листорасположению и

жилкованию Работа с натуральными

объектами, лабораторнымоборудованиемСоставление отчета по выполненным заданиям и

его представление окружающим.

Предметные: иметь представление о внешнем строении листа. Знать листья простые и сложные, виды и листорасположения, виды жилкования

листьев.

Личностные: уметь объяснять знание о формах и многообразии листьев для выполнения работ по ландшафтному дизайну и декоративному озеленению помещений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике .Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение

проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

22. Внутреннее строение листа.

Внутреннее строение листа. Расположение и строение тканей листа. Функции листа и их обеспечение. Определение понятий: транспирация, мезофилл, хлоропласты, фотосинтез. Лабораторная работа «Клеточное строение листа».

Работа с текстом и

рисунками учебника. Работа с натуральными объектами и лабораторным

оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

Предметные: иметь общее представление о внутреннем строении листа, его функциях,

значение устьичного аппарата.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о внутреннем строении листа для выращивания растений в разных условиях.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применятьполученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния ,изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

23.Видоизменения листьев.

Видоизменение листьев

и их функции: колючки, усики, чешуйки. Причины разнолистности Определение понятий: гетерофилия.


Работа с наглядным

материалом, просмотр презентации.

Работа с текстом и

рисунками учебника, интернет - ресурсами (по мере возможности). Ответы на вопросы и

задания учебника и

учителя.

Предметные: иметь представление о видоизменении листьев, в связи с условиями обитания растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о видоизменении листьев для выращивания растений в разных условиях.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со

стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и

слушать ответы (К).

24.Воздушное питание растений. Фотосинтез.





Содержание веществ в растении Особенности воздушного питания растений. Характеристика фотосинтеза. Значение фотосинтеза для живых организмов, населяющих Землю. Круговорот Веществ. Определение понятий: фотосинтез, круговорот

Веществ.


Работа с текстом и

рисунками учебника, просмотр

демонстрационных

опытов Просмотр учебного фильма,

демонстрирующего

процессы, происходящие при фотосинтезе Составление схемы биологического круговорота.

Предметные: иметь представление о процессе фотосинтеза и условиях его протекания. Знать значение фотосинтеза

для живых организмов и их эволюции. Иметь представление о круговороте веществ.

Личностные: уметь объяснять значение знаний о фотосинтезе для жизни на Земле.

Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

25. Дыхание растений. Транспирация.

Дыхание растений и его значение. Газообмен. Сравнение дыхания и фотосинтеза. Транспирация и ее значение

Приспособительные особенности растений к жизни в разных условиях увлажнения

Определение понятий:

дыхание, газообмен, транспирация.

Работа с текстом и

рисунками учебника, гербарным материалом. Заполнение таблицы по выделенным критериям. Описание особенностей строения растений, обитающих в разных условиях увлажнения. Ответы на вопросы и задания учебника.

Предметные: иметь представление о дыхании растений и газообмене, уметь выделять особенности процессов фотосинтеза и дыхания. Иметь представление о транспирации и ее значении.

Личностные: уметь объяснять значение знаний о дыхании и транспирации при выращивании растений в разных условиях, для озеленения помещений.

Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливатьсоответствие между объектами и их характеристиками, умение сравнивать и делать выводы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю.

Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л).Умение организовано выполнять задания .Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

26.Листопад и его роль в жизни растений.

Листопад, его значение в жизни растений. Процессы,

Предшествующие листопаду.

Листопадные и вечнозеленые растения. Определение понятий:листопад, отделительный слой.

Работа с текстом и

рисунками учебника, ответы на вопросы и задания учебника и учителя

Просмотр учебного

фильма «Осенние

явления в жизни растений».

Предметные: иметь представление о роли листопада в жизни растений, о процессах, протекающих в растении в период листопада.

Личностные: уметь объяснять значение знаний о листопадных и вечнозеленых растениях для проведении работ поландшафтному дизайну и озеленению помещений.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со

стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

27.Вегетативные органы и их значение в жизни растения.

Значение вегетативных органов в жизни растений. Значение вегетативного размножения растений. Видоизменения вегетативных органов иих значение. Приспособительные особенности

вегетативных органов растений к различным условиям обитания.

Работа с наглядным

материалом, просмотр презентации, работа с интернет - ресурсами. Выполнение индивидуальных заданий,

их оформление в виде презентаций,

выступление перед классом.

Предметные: иметь представление о многообразии и значении вегетативных органов растений и знать формы и значение вегетативного размножения растений.

Личностные: уметь объяснять знания о вегетативных органах растений, вегетативном размножении для выращивания растений в разных условиях и их расселения.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы вдругую. Представлять результаты своей работы (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со

стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение

воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К).

28.Строение и значение цветка.

Цветение как биологическое явление. Продолжительность

цветения растений. Строение цветка. Строение тычинок и

пестиков. Растения однодомные и двудомные. Диаграммы и формулы цветков. Определение понятий: цветоножка, при цветник, цветоложе, чашечка, венчик, тычинка, пестик, тычиночная нить, пыльник, завязь, столбик, рыльце, семязачатки, однополые, обоеполые цветки, однодомные, двудомные растения Лабораторная работа«Строение цветка».

Работа с текстом и

рисунками учебника, с наглядным материалом, просмотр презентации.

Работа с моделями

Цветков Работа с

натуральными объектами и лабораторным оборудованием Составление отчета по выполненным заданиям и

его представление окружающим.

Предметные: иметь представление о цветении и плодоношении растений, значении этих процессов в жизни растения. Знать строение цветка, виды цветков.

Личностные: уметь объяснять значениез наний о цветении и плодоношении растений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение

проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

29.Соцветия и их биологическое значение.

Разнообразие форм и окраски цветков. Значение разнообразия в жизни растений Соцветие. Роль соцветий в жизни растений. Многообразие соцветий. Определение понятий: определенные и неопределенные соцветия, початок, головка, корзинка, щиток, кисть, зонтик, метелка, колос, сложные соцветия, извилина, развилина, завиток. Лабораторная работа

«Простые и сложные соцветия».

Работа с текстом и

рисунками учебника. Составление схемы классификации соцветий. Работа с натуральными объектами, гербарным материалом, лабораторным

оборудованием. Составление отчета по выполненным заданиям и его представление окружающим.

Предметные: иметь представление о соцветиях и их многообразии.

Личностные: уметь объяснять роль знаний о соцветиях для цветочного дизайна помещений и ландшафтов.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение

проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

30.Опыление у цветковых растений.

Виды опыления. Значение опыления в жизни растений. Приспособления цветковых растений к разным формам опыления. Определение понятий: опыление, самоопыление, перекрестное опыление, искусственное опыление, гибридизация, гибриды.

Работа с текстом и

рисунками учебника. Просмотр слайд –фильма. Работа с интернет -ресурсами. Составление схемы –классификации типов опыления.

Предметные: иметь представление о способах опыления растений. Знать признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о способах опыления растений для выращивания культурных растений и их селекции.

Метапредметные: уметь структурировать информацию, подбирать критерии для характеристики объектов. Умение работать с понятийным аппаратом. Устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками, умение

сравнивать и делать выводы (П).Уважительное отношение к одноклассниками учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано

выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и правильно формулировать вопросы и слушать ответы

31.Оплодотворение у цветковых растений. Образование и созревание семян и плодов.

Двойное оплодотворение у цветковых растений. Строение зародышевого мешка и

пыльцы. Образование семян. Образование плодов. Определение понятий: оплодотворение, зигота, пыльцевое зерно, пыльцевая трубка, зародышевый мешок, микропиле, эндосперм.

Работа с текстом и

рисунками учебника, интернет - ресурсами, с наглядным материалом(макетами, рисунками), динамическими пособиями.

Составление схемы классификация плодов.

Предметные: иметь представление о двойном оплодотворении цветковых растений, образовании семян и плодов.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний об особенностях оплодотворения цветковых растений для выведения новых сортов культурных растений.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в

другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

32.Плоды и их разнообразие.

Разнообразие плодов по количеству семян и строению околоплодника. Определение понятий: плоды сухие и сочные, односемянные и многосемянные, листовка, боб, стручок, стручочек, семянка, зерновка, коробочка, ягода, костянка, тыквина, померанец, яблоко, сборные плоды.

Лабораторная работа «Изучение и определение плодов».

Работа с наглядным

материалом (муляжами, макетами, рисунками),коллекциями. Работа с

натуральными объектами и лабораторным оборудованием Составление отчета по выполненным заданиям и

его представление окружающим.

Предметные: иметь представление о многообразии пловов и семян. Знать классификацию плодов.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о разнообразии плодов и семян для выращивания сельскохозяйственных и декоративных растений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей

работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния,и зобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

33.Распространение плодов и семян. Жизнь плодов вне материнского организма.

Многообразие плодов. Способы распространения. Жизнь плодов вне материнского растения. Сохранение плодов и семян. Условия прорастания семян. Определение понятий: всхожесть, скарификация.


Работа с текстом и

рисунками учебника, с нагляднымиматериалами. Составление схемы «Способы распространения плодов и семян». Составление правил хранения плодов и семян.


Предметные: иметь представление о способах распространения плодов и семян, условиях их сохранности, условиях

прорастания семян.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о способах распространения плодов и семян, условиях прорастания семян, об условиях хранения плодов и семян в практической деятельности человека.

Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. (П). Уважительное отношение к одноклассникам и учителю. Потребность в объективной оценке своей деятельности, оценки результатов деятельности со стороны окружающих (Л). Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки (Р). Умение воспринимать разные формы информации и

правильно формулировать вопросы и слушать ответы (К)

34.Генеративные органы и их значение в жизни цветкового растения.

Обобщение знаний о генеративных органов цветкового растения .Правила техники

безопасности при работе с инвентарем при пересадке комнатных растений. Практическая работа«Уход за цветущими растениями в кабинете биология»


Выполнение индивидуальных заданий и составление

презентаций, представление их в

классе. Работа с натуральными объектами и ивентарем для пересадки комнатных растений. Составление отчета по выполненным заданиям иего представление

окружающим

Предметные: иметь представление о способах размножения и приемах пересадки комнатных растений. Знать правила техники безопасности при выполнении практических работ в кабинете биологии.

Личностные: уметь объяснять

необходимость знаний о пересадке комнатных растений для искусственного озеленения жилых и общественных помещений.

Метапредметные: уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму (Р). Умение применять полученные знания на практике. Потребность в объективной оценки своей работы (Л). Умение работать в малых группах. Умение эффективно взаимодействовать при совместном выполнении работы. Умение воспринимать

устную форму информации (К). Уметь работать с различными видами лабораторного оборудовния, изобразительной наглядностью. Умение проводить сравнение и делать выводы на основе полученной информации, умение классифицировать объекты по определенному признаку (П).

35. Летние задания.



Исследовательская и проектная деятельность обучающихся.

1. Исследовательская деятельность на тему «Прорастание семян».

2. Исследовательская работа «Наблюдение за ростом корня» «Конструирование модели корневого волоска».

3. Исследовательская деятельность по теме: «Особенности прорастания почек на клубне картофеля».

4. Исследовательская деятельность «Наблюдение за прорастанием луковицы».

Литература для учителя.

1. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Живые организмы. Растения.. 5 класс. М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.

2. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5 -11 классы; под ред. Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой. – М.: Мнемозина. 2011. – 69 с.

3. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.

4. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по ботанике. – М.: Сфера, 1999.

5. Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение,1991.

6. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

7. Интернет-ресурсы.


Литература для обучающихся

1. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Живые организмы. Растения.. 5 класс. М.: Мнемозина, 2019. – 120 с.: ил.

2. Акимушкин И.И. Занимательная биология. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с. : ил.

3. Белоусов Ю.А. Школьный справочник. Биология. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 255с.

4. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. – С.-Петербург: Издание А.Ф. Девриена, 1994.

5. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р. Занимательная ботаника. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

6. Сухова Т.С., Строганов В.И. Тайны природы. Пособие для учащихся 5-7 классов. – М.: Вентана-Граф, 2001.

7. Энциклопедия для детей. – М.: – Аванта +, 2006.

8. Интернет-ресурсы.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!