МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
"СОЗВЕЗДИЕ ВЕНТА"
ПРИНЯТО На Педагогическом совете Протокол №1 ___ от 30 08 2022_____ | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы _____________В.В.Петухова _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Обществознание »
для 9 Д класса основного общего образования
на 2022-2023 учебный год
Составитель: Короткова И.И.
учитель обществознания
п. Синичино
2022
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Концепции преподавания обществознания в Российской Федерации (от 30 декабря 2018 года), программы воспитания МОУ СОШ "Созвездие Вента", с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа по обществознанию для 9 Д класса разработана с учётом программы воспитания и на основе авторской программы Боглюбова ЛН и др.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 24 января 2012 г. № 39. "О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный закон от 29.12.2012 г.,№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства Образования и Науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Рабочая программа по обществознанию для 9 класса разработана на основе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
- Федерального государственного стандарта основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;
-Письма Министерства образования и науки РФ «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 19.04.2011 г. №03-255;
-Федерального базисного плана, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004 №1312, с учетом изменений, внесенных приказом Министерства образования и науки РФ от 20.08.2008 №241; приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 №889,приказом Министерства образования и науки от 31.01.2012 №69 « О внесении изменений ы федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования. Утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089»
- Рабочих программ. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ ( Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванов и др.). – 3-е изд.- М.: Просвещение, 2014. – 63 с. ( Стандарты второго поколения)
Учебно- методический комплект включает следующие материалы:
Учебник « Обществознание» 9 класс / под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой / «Просвещение» 2017
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В процессе изучения курса учащийся должен научиться
понимать:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания;
уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
В процессе изучения курса у учащихся должны сформироваться:
– знания и представления о нормах российского законодательства;
– знания, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности;
– коммуникативные способности; способность к творческому мышлению и деятельности в ситуациях с незаданным результатом.
Программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю).
Содержание программы учебного предмета
курса обществознания 9 класс (34 часа)
Тема 1. Политика и социальное управление (10 ч)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (23 ч)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Тематическое планирование -34 часа
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Политика | 10 |
2 | Право | 23 |
3 | Итоговое повторение | 1 |
| Итого | 34 |
Календарно-тематическое планирование
Количество часов: всего 34 часа , в неделю 1 час.
| 1.2.3.3.1.4 | Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Матвеев А.И. и др. | Обществознание | 9 | | АО "Издательство "Просвещение" | http://catalog.prosv.ru/ite m/25007 |
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | |
| Глава 1. Политика (10 часов) | 10 | | |
1 | Политика и власть | 1 | 01 09 2022- 02 09 2022 | |
2 | Государство | 1 | 05.09.2022-09.09.2022 | |
3 | Государство | 1 | 12 09 2022- 19 09 2022 | |
4 | Политические режимы | 1 | 19.09.2022-23.09.2022 | |
5 | Правовое государство | 1 | 26.09.2022-30.09.2022 | |
6 | Правовое государство | 1 | 03.10.2022-07.10.2022 | |
7 | Гражданское общество и государство | 1 | 17.10.2022 – 21.10.2022 | |
8 | Участие граждан в политической жизни | 1 | 24.10.2022 – 28.10.2022 | |
9 | Политические партии и движения | 1 | 31.10.2022 –04.11.2022 | |
10 | Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Политика» | 1 | 07.11.2022 – 11.11.2022 | |
| Глава 2 Право | 24 | | |
11 | Право, его роль в жизни общества и государства | 1 | 14.11.2022 – 18.11.2022 | |
12 | Правоотношения и субъекты права | 1 | 28.11.2022 – 02.12.2022 | |
13 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | 05.12.2022 – 09.12.2022 | |
14 | Правонарушения и юридическая ответственность | 1 | 12.12.2022 – 16.12.2022 | |
15 | Правоохранительные органы | 1 | 19.12.2022– 23.12.2022 | |
16 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | 1 | 26.12.2022 – 30.12.2022 | |
17 | Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ | 1 | 09.01.2023 – 13.01.2023 | |
18 | Права и свободы человека и гражданина | 1 | 16.01.2023 – 20.01.2023 | |
19 | Гражданские правоотношения | 1 | 23.01.2023 – 27.01.2023 | |
20 | Гражданские правоотношения | 1 | 30.01.2023– 03.02.2023 | |
21 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | 06.02.2023 – 10.02.2023 | |
22 | Право на труд. Трудовые правоотношения | 1 | 13.02.2023 – 17.02.2023 | |
23 | Семейные правоотношения | 1 | 27.02.2023 –03.03.2023 | |
24 | Семейные правоотношения | 1 | 06.03.2023 –10.03.2023 | |
25 | Административные правоотношения. | 1 | 13.03.2023 –17.03.2023 | |
26 | Уголовно-правовые отношения | 1 | 20.03.2023 –24.03.2023 | |
27 | Социальные права | 1 | 27.03.2023–31.03.2023 | |
28 | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов | 1 | 10.04.2023 – 14.04.2023 | |
29 | Правовое регулирование отношений в сфере образования | 1 | 17.04.2023 – 21.04.2023 | |
30 | Обобщение и систематизация по теме «Право» | 1 | 24.04.2023 – 28.04.2023 | |
31 | Повторение | 1 | 03.05.2023 – 12.05.2023 | |
32 | Повторение | 1 | 15.05.2023 – 19.05.2023 | |
33 | Повторение | 1 | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |
34 | Повторение | 1 | 22.05.2023 – 26.05.2023 | |