СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП по ОБЖ 5 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представляю вашему вниманию рабочую программу по ОБЖ по ФГОС для 5 класса с модулеи по ПДД,

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП по ОБЖ 5 класс»

Структура рабочей программы учебного предмета, курса в соответствии с ФГОС


«РЕКОМЕНДОВАНО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ»

Педагогическим советом

ГБОУ лицей № 378

Кировского района Санкт - Петербурга

Протокол № ______ от ______________


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБОУ лицей №378

Кировского района Санкт – Петербурга

__________________ С.Ю. Ковалюк

Приказ № ______ от ______________









Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №378

Кировского района Санкт-Петербурга





Рабочая программа


Основы безопасности жизнедеятельности

предмет

(название предметной области)


5

класс, в котором изучается учебный предмет

Матевосян Марине Вазгеновна

(Ф.И.О. учителя, реализующего учебный предмет)

2018

(год составления программы)





Пояснительная записка


Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности линии УМК под ред. А.Т.Смирнова,Б.О.Хренникова составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897;

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. №1/15;

- Примерной рабочей программы по Основам безопасности жизнедеятельности под ред. А.Т.Смирнова, разработанной в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования;


Рабочая программа разработана в соответствии:

- с основной образовательной программой основного общего образования ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт – Петербурга;

- с учебным планом ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт – Петербурга.


В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.


Целями реализации рабочей программы являются:


  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства

  • Развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера: развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни: подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину РФ в области безопасности жизнедеятельности

  • Освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от ЧС; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности

  • Овладение умениями предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и разрабатывать план своих действий в конкретной опасной ситуации с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик должен:

Знать /понимать:

1. Основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;.

2. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности

3.Меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях

4. Приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  1. Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья

  2. Предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам

  3. Соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода.

  4. Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания

  5. Соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

1. Ведения здорового образа жизни.

2. Оказания первой медицинской помощи.

3. Вызова (обращения за помощью) в случае необходимости службы экстренной помощи.

4. Проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта


Достижение поставленных целей при реализации рабочей программы предусматривает решение следующих задач:

- обеспечение преемственности в освоении курса ОБЖ при переходе от первого уровня образования ко второму;

- формирование мотивации изучения ОБЖ , готовность и способность обучающихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории изучения предмета;

- формирование у обучающихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;

- формирование специфических для ОБЖ стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе;

- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика и диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;

- овладение системой знаний, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения обучения по предметам география, биология ;

- воспитания отношения к безопасности, как к части общечеловеческой культуры.


Рабочая программа предназначена для изучения ОБЖ в ___5___ классах по учебникам «Основы безопасности жизнедеятельности» под ред. Смирнова А.Т. Учебники входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях и утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ».


Общая характеристика учебного предмета

В курсе ОБЖ можно выделить совокупность фрагментов из многих образовательных областей. Основными принципами обучения ОБЖ являются: сознательность, активность и самостоятельность; системность, последовательность и комплексность; обучение на высоком уровне трудности; прочность формирования знаний, умений и навыков; групповой и индивидуальные принципы обучения.

Принципы реализуются с помощью различных методов и средств (ТСО, наглядность), приемов позволяющих представлять взаимосвязь изучаемых явлений с реальной действительностью.

Основные методы обучения- наблюдения, повседневный опыт, интуитивное предсказание, активные методы обучения стимулирующие познавательную деятельность учащихся, интеракивное обучение- обучение основанное на общении, компьютерные методы обучения (адаптивные методы, метод проблем и открытий, метод научных исследований и т.д.)



В ходе освоения учебного предмета обучающиеся научатся использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, изучение ОБЖ в 5 классах в первую очередь направлено на решение следующих задач: создание условий для овладения умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной и своих возможностей.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования, учебным планом ГБОУ лицей №378 Кировского района Санкт – Петербурга рабочая программа рассчитана на преподавание в ______5____ классах в объеме _____34 ч___.

Количество часов в год – ____34___ часов.

Количество часов в неделю – ___1___ часов.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Изучение ОБЖ в 5 классах направлено на достижение следующих результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования:


Личностные результаты:

1. Осознание этнической принадлежности, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.

6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и классе в целом.

7.усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;


  1. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;


  1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;


  1. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;


  1. формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


  1. формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • определять совместно с учителем и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  1. Смысловое чтение.

Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию;

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст;

  • критически оценивать содержание текста.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии;

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.).

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение);

  • принимать решение в ходе диалога;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации.


Предметные результаты:

Предметные результаты:


  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;


  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;


  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;


  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;


  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;


  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;


  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;


  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;


  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;


  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.

Планируемые результаты:


  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)


  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа


  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа


  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.


  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства


Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.



Содержание учебного предмета

___5___ класс


При модульном построении содержания основного общего образования включает в себя:.

Модуль 1 (M-1). Основы безопасности лично­сти, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безо­пасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Модуль включает в себя три раздела.

Раздел 1. (P-1). Основы комплексной безопасно­сти.

Раздел 2. (Р-2)Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. (Р-3). Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации. Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучающихся.

Модуль 2 (М-2). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи формирова­ния у учащихся индивидуальной системы здорового об­раза жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Модуль включает в себя два раздела.

Раздел 4 (Р-4). Основы здорового образа жи­зни.

Раздел 5 (Р-5) основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Модуль Дорожная безопасность дает необходимые знания по безопасности дорожного движения , навыки безопасного поведении пешехода и водителя.


Тематическое планирование учебного предмета

Содержание учебного материала

Всего часов

Виды деятельности обучающихся

(указываются в соответствии со спецификой предмета)

Работа с теорией

Практические работы

Решение задач

Лабораторные работы

___5____ класс

Модуль 1 Основы безопасности личности, общества, государства

Раздел 1 Основы комплексной безопасности

20

20

-

-

-

-

Дорожная безопасность

8

8

-

-

-

-

Раздел 3 Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации

8

8

-

-

-

-

Модуль 2 основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 4 Основы здорового образа жизни

3

3

-

-

-

-

Раздел 5 основы медицинских знаний и оказание первой помощи

3

3

-

-

-

-

Итого:

34

34

0

0

0

0



Учебно-методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса

УМК для учителя: Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т ОАО "Издательство" Просвещение 2014 г

Поурочные разработки, 5–6 классы, рабочие программы ,Основы безопасности жизнедеятельности планируемые результаты система заданий 5-9 класс. Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т ОАО "Издательство" Просвещение 2014 г


УМК для обучающихся: Учебник Основы безопасности жизнедеятельности 5 класс, Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т ОАО "Издательство" Просвещение 2014 г

Рабочая тетрадь, тестовый контроль 5–6 классы, электронное приложение к учебнику (CD),справочник для учащихся, комплекты демонстрационных таблиц Смирнов А.Т., Хренников Б.О. / Под ред. Смирнова А.Т ОАО "Издательство" Просвещение 2014 г


Техническое обеспечение:

Компьютер, проектор


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!