Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Щёлковского муниципального района Московской области
УТВЕРЖДАЮ
директор МОАУ СОШ №2ЩМР МО
_______________М.С. Силантьева
«30» августа 2018г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(базовый уровень)
9 А,Б классы
Составитель:
Нетребин Сергей Юрьевич,
учитель ОБЖ
первой квалификационной категории
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствие с ФГОС ООО (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897, с изменениями приказ от 31.12.2015 г. № 1577), авторской программы Воробьёва Ю.Л. ( программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений основного общего образования под общей редакцией Воробьёва Ю.Л. , С –Пб.,Астрель,2014г.), Основной образовательной программы школы на 2018-2020 год.
Выбор авторской программы объясняется полным соответствием количества часов по учебному плану школы (34 часа в год, 1 час в неделю) и количества часов на изучение предмета по авторской программе Воробьёва Ю.Л.(34 часа в год, 1 час в неделю).Последовательность изучения тем не изменена, количество проверочных работ соответствует авторской программе.
На изучение ПДД выделяется 3 учебных часа.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Цели и задачи программы обучения:
Цели:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; их влиянии на безопасность личности, общества и государства; о здоровье человека и здоровом образе жизни (ЗОЖ), об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
2. Развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни, личному и общественному здоровью.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать возникающие ситуации, опасные для жизни и здоровья; умело действовать в ЧС; оказывать ПП пострадавшим.
5. Развивать умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности.
Задачи:
1.Формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
2. Выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
3. Формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Содержание учебной программы.
Модуль1.Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Обеспечение комплексной безопасности – 16 часов
Тема1.Пожарная безопасность.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тема2.Безопасность на дорогах.
Причины дорожно-транспортного травматизма. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Тема3.Безопасность на водоемах.
Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Тема4.Экология и безопасность.
Загрязнение окружающей природной среды понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ. Мероприятия, проводимые на защите здоровье населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Тема5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия.
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения.
Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Раздел 2.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера – 6 часов.
Тема6.Обеспечение безопасности населения от чрезвычайных ситуаций
Тема7.Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.
Модуль2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел4. Основы здорового образа жизни – 8 часов.
Тема8.Здоровый образ жизни и его составляющие
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Индивидуальное здоровье человека, его физическая и духовная сущность. Репродуктивное здоровье как общая составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека. Вредные привычки и их профилактика.
Раздел5.Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи – 5 часов.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой помощи. Правила оказания первой помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком.
Требования к уровню подготовки учащихся
Планируемые результаты изучения программы:
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно
выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи
Предметные
Обучающийся научится:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
• классифицировать и описывать возможные активные виды отдыха, маршруты для отдыха на природе;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций при активном отдыхе, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортные происшествия (ДТП), загрязнения окружающей природной среды;
• анализировать и характеризовать факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры - безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил безопасного поведения в природных условиях; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;
• разрабатывать личный план самостоятельной подготовки к дальнему (внутреннему) и выездному туризму, к автономному существованию в природе, при встрече с дикими животными;
•руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Обучающийся получит возможность научиться:
предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
•характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры - безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности.
Содержание курса
№ раздела, темы | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Р - I | Основы безопасности личности, общества и государства. | 19 |
| Изучение ПДД. | 1 |
| Правила безопасного поведения при нахождении вблизи железнодорожных путей | 1 |
Тема 1 | Национальная безопасность России в современном мире | 5 |
Тема 2 | Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | 9 |
Тема 3 | Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации | 2 |
| Контрольное тестирование по изучению I раздела. | 1 |
Р - II | Основы формирования здорового образа жизни. | 15 |
| Изучение ПДД | 1 |
| Понятие о здоровье | 1 |
Тема 4 | Факторы разрушающие здоровье | 5 |
Тема 5 | Факторы, формирующие здоровье человека | 5 |
| Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы | 2 |
| Итоговое контрольное тестирование | 1 |
Всего часов: | 34 |
Календарно-тематическое планирование 9а, 9б.
№ урока | Наименование разделов, тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| Раздел1.Основы безопасности личности, общества и государства; 19 часов; по учебному плану школы 1 час в неделю | | |
1 | Изучение ПДД.Безопасный маршрут в школу. | 06.09.2018 | |
2 | Правила безопасного поведения при нахождения вблизи железнодорожных путей | 13.09.2018. | |
| Тема 1.Национальная безопасность России в современном мире | | |
3 | Россия в мировом сообществе и национальная безопасность России в современном мире | 20.09. 2018. | |
4 | Национальные интересы России | 22.09.2016-23.09 27.09.2018 | |
5 | Основные угрозы национальным интересам России и пути обеспечения её безопасности | 04.10.2018 | |
6 | Организация обороны Российской Федерации | 11.10.2018 | |
7 | Правовые основы обороны государства и воинской обязанности граждан | 18.10.2018 | |
| Тема 2.Организация защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера | | |
8 | МЧС России - Федеральный уполномоченный орган в сфере гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций | 25.10.2018 | |
9 | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) | 08.11.2018 | |
10 | Законодательные, нормативные правовые основы обеспечения безопасности | 15.11.2018 | |
11 | Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны | 22.11.2018 | |
12 | Современные средства поражения, их поражающие факторы, мероприятия по защите населения | 29.11.2018 | |
13 | Основные мероприятия ГО по защите населения от ЧС мирного и военного времени | 06.12.2018 | | |
14 | Защитные сооружения ГО | 13.12.2018 | | |
15 | Чрезвычайные ситуации мирного времени | 20.12.2018 | |
16 | Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций | 27.12.2018 | |
| Тема3.Терроризм как угроза национальной безопасности Российской Федерации | | |
17 | Терроризм и безопасность человека | 17.01.2019 | |
18 | Международный терроризм и безопасность России | 24.01.2019 | |
19 | Контрольная работа по изучению I раздела. | 31.01.2019 | |
| Итого 19 часов | | |
| Раздел 2. Основы формирования здорового образа жизни; 15 часов; по учебному плану школы 1 час в неделю | | |
20 | Изучение ПДД. Изучение знаков дорожного движения | 07.02.2019 | |
21 | Понятие о здоровье | 14.02.2019 | |
| Тема4.Факторы разрушающие здоровье | | |
22 | Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, передаваемые половым путем. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. | 21.02.2019 | |
23 | Табакокурение и его вред | 28.02.2019 | |
24 | Алкоголь и его вред | 07.03.2019 | |
25 | Наркотики и их вред | 14.03.2019 | |
| Тема 5.Факторы формирующие здоровье человека | | |
26 | Рациональное питание | 21.03.2019 | | |
27 | Основы подбора продуктов питания | 04.04.2019 | | |
28 | Советы, как выбрать безопасные продукты | 11.04.2019 | |
29 | Гигиена одежды | 18.04.2019 | |
30 | Занятия физической культурой | 25.04.2019 | |
31 | Туризм, как вид активного отдыха | 02.05.2019 | |
| Подведение итогов за курс ОБЖ основной школы | | |
32 | Рекомендации специалистов МЧС по действиям в ЧС | 09.05.2019 | |
33 | Правила оказания первой помощи | 16.05.2019 | |
34 | Итоговая контрольная работа по курсу 9 класса | 23.05.2019 | |
| Итого 15 часов | | |
| Всего часов:34 | | |
Перечень учебно-методического обеспечения
Основная литература
Авторская программа Воробьёва Ю.Л. ( программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений основного общего образования под общей редакцией Воробьёва Ю.Л. , С –Пб.,Астрель,2014г.),
Учебник для 9 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П.Фролов, М.В.Юрьева, В.П.Шолох, Б.И.Мишин) под общей редакцией Ю.Л.Воробьёва Москва. Издательство «Астрель», 2014 г.).
Согласовано
Протокол заседания
методического объединения
учителей иностранных языков
от «30» августа 2017 года №1
Согласовано
зам. директора по УВР
__________________Е.Ю. Бакланова
от «30» августа 2017 года
Лист корректировки
.