ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Музыка» Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой и УМК «Перспективная начальная школа
На изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.
Сведения о программе. Музыка. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл. / Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. - М. : Академкнига/Учебник, 2016.
Программу обеспечивают:
1. Музыка. 4 класс.: Учебник / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015
2. Музыка. 4 класс.: тетрадь для самостоятельной работы / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 4 КЛАСС
Личностными результатами изучения музыки являются:
наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;
сформированность основ музыкальной культуры через активное эмоциональное восприятие;
наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отношения к искусству;
развитость художественного вкуса;
наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
понимание роли музыки в жизни человека;
развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;
ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;
участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
приятие позиции другого человека, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности;
представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
Предметными результатами изучения музыки являются:
устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;
способность воспринимать музыку и размышлять о ней;
знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;
умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения;
начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности: при воплощении музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения вокально-хоровых произведений, в игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
способность импровизировать в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности.
умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
В результате изучения раздела «Музыкальная картина мира» выпускник научится:
исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных народов России и других стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования;
формировать слуховой багаж из прослушанных произведений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 4 КЛАСС (34 ч)
1-я четверть. Музыка моего народа
Художественно-педагогический замысел темы четверти - осознание отличительных особенностей русской музыки.
Темы: Россия - Родина моя; Народная музыка как энциклопедия жизни; «Преданья старины глубокой...»; Музыка в народном духе; Сказочные образы в музыке моего народа.
Смысловое содержание тем:
Музыка о Родине - России. Образ Родины в песнях и инструментальной музыке на примере песен «Русь» (В. Голиков), «Как у наших у ворот» (русская народная песня), «Играй, гармонь» (В. Голикова), фортепьянной пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами». Близость народной и композиторской музыки. Знакомство с русскими народными инструментами. Понятия и термины: гармонь, баян, запевала.
Истоки народной песни и музыки композиторов. Разнообразие жанров русской народной песни. Единство музыкального и поэтического текстов народной песни. Народный дух произведений русских композиторов. Понятия «фольклор», «музыкальный фольклор». Самостоятельная работа с учебным и авторским текстами учебника. Гитара, жизненные корни инструмента. Музыка в исполнении на гитаре («Тонкая рябина»). Созвучие музыки и изобразительного искусства (работа с источниками информации). Понятия и термины: народная песня, фольклор, музыкальный фольклор, гитара, гитарист, интонация.
История Руси, России в народной песне и в произведениях композиторов. Интонационные особенности песен народных сказителей. Песни-славы, былинные напевы, которые слагались под аккомпанемент гуслей, на примере русской народной песни «Как во городе стольно-киевском». Особенности русских народных песен: разнообразие песен (как сама жизнь); певучесть, распевность, широта; интонационные особенности (широкое развертывание мелодии, ее поступенное движение, распевы, вариационность, участие запевалы). Былинность, историзм, широкая повествовательность в произведениях М. Глинки, А. Аренского, С. Прокофьева. Историческое значение музыки С. Прокофьева к фильму «Александр Невский». Хор из кантаты «Александр Невский». Понятия и термины: распев, одноголосие, доля такта, гусли, былинный напев, фантазия, кантата, триптих.
От народной песни - к творчеству композиторов (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Симфоническая сюита А. Лядова «Восемь русских народных песен». Особенности музыкального языка произведений русских композиторов, написанных в народном духе. («Парень с гармошкой» Г. Свиридова, «Колыбельная» А. Лядова, «Озорные частушки» Р. Щедрина, песня В. Темнова«Веселая кадриль», «Воронежские частушки»). Характерные особенности частушки (повторение одних и тех же интонационных оборотов, озорная скороговорка; преобладание нешироких мелодических ходов; четкость ритмического рисунка; простота, незатейливость мелодии; быстрый темп - «частить»; шуточный характер). Русские композиторы Ц. Кюи и А. Лядов - яркие народные мотивы, русский дух. Понятия и термины: кадриль, частушка.
Музыкальные сказки в фортепьянной музыке (И. Стравинский), в песнях (Р. Бойко, М. Дунаевский), в произведениях крупного жанра (К. Хачатурян). Исполнительский план песен. Либретто балета. Интонационная выразительность сказочных музыкальных образов. Работа над интонацией с использованием нотной записи. Понятия и термины: музыкальные нюансы, оттенки, диссонанс, сатира. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль» на музыку К. Хачатуряня «Чиполлино».
2-я четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ
Художественно-педагогический замысел темы четверти - осознание всеобщности закономерностей музыки.
Темы: «От Москвы - до самых до окраин...»; Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны; Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.
Смысловое содержание тем:
Россия - страна необъятных просторов, широких раздольных напевных мелодий, богатой истории и славных музыкальных традиций. Главная тема первой части Концерта № 3 С. Рахманинова - русская широта и мелодичность, богатство языка и яркость национального колорита. Сольфеджирование мелодии, отражение в исполнении главных национальных музыкальных особенностей, созвучия с народными песнями. Обзор народов, населяющих Россию в разных географических регионах - Север, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток, Камчатка и Чукотка, Северный Кавказ. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа седьмая «Как хранить музыкальные традиции?». Понятия и термины: тон, полутон, знаки альтерации, бекар. Начало выполнения коллективных творческих проектов: «Музыкальные традиции народов России», Выставка-конкурс «Рисуем музыку».
Жанровые особенности музыки в произведениях разных народов России. М. Балакирев «Исламей» - подлинные мелодии народных танцев как две темы из фантазии для фортепьяно (кабардинская и татарская). Ассоциация звучания фортепьяно с кавказскими народными инструментами. Элементы музыкальной речи данных тем, их развитие. Зимние сюжеты музыки в произведениях композиторов (Ц. Кюи, А. Пахмутова). Ассоциативные связи этих произведений и стихотворения П. Вяземского.
Песни народов России. Музыкальная характеристика народов дальнего Востока, Поволжья, Севера, Чукотки, Северного Кавказа: содержание, средства выразительности, музыкальный образ, сольмизация и сольфеджирование мелодий, пение с текстом, общие черты и различия, объяснение причин интонационной общности и различия. Доступность, ясность музыкального языка одного народа для другого: единство средств музыкальной выразительности (динамика, темп, характер, настроение, штрихи, музыкальный размер, длительности, паузы, акценты и пр.); семиступенный или пятиступенный звуковой ряд; жизненное содержание, выразительность и изобразительность мелодий (поступенное, покачивающееся или скачкообразное движение мелодии, повторяющиеся интонации, распевы). Различие музыки по национальному колориту. Взаимопроникновение музыкальных интонаций. Понятия и термины: этнические группы, пентатоника, шаман, многоголосие.
3-я четверть. Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ
Художественно-педагогический замысел темы четверти - осознание интернациональности музыкального языка.
Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира; Своеобразие музыкальных интонаций в мире; Как музыка помогает дружить народам?; Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?; Как прекрасен этот мир!
Смысловое содержание тем:
Рассмотрение интернациональности музыкального языка на примере музыки народов мира: песен и танцев Белоруссии, Норвегии, Азербайджана, Узбекистана, Чехии, Литвы, Коми, России»; фрагмента из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Работа с нотной записью этих произведений, сопоставление интонаций, темпа, динамики, лада, одно- и двухголосного изложения мелодии, размера, штрихов, жизненного содержания, образности, выразительности и изобразительности. Отражение особенностей музыкального языка и национального колорита в вокальном исполнении и музыкально-ритмическом движении (пластическом интонировании) с использованием нотной и графической записей. Самостоятельная проработка авторского и учебного текстов учебника. Понятия и термины: размер, колорит, дойра, пульс, пролог.
Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Песни народов Закавказья (работа с источниками информации). К. Дебюсси, П. Чайковский, Д. Гершвин - особенности музыкального языка в интонационном отражении национального колорита. Понятия и термины: аллегро джусто, симфонист, джаз.
Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов: содержание, язык, форма. «Летите, голуби!» И. Дунаевского - «Голубь мира» П. Пикассо. Ассоциация музыки и изобразительного искусства. Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Н. Римский- Корсаков - использование в крупных произведениях интонаций музыки других народов. Песни о мире. Работа с источниками информации. Коллективный творческий проект «Музыкальный фестиваль». Понятия и термины: предание, баллада.
Музыкальные инструменты народов мира, например: группа струнных щипковых инструментов - гусли, балалайка, домра, гитара (русские), бандура (украинский), кантеле (карельский), чонгури (грузинский), кюсле (марийский), хучир (монгольский), сямисэн (японский), мандолина (итальянский), банджо (негритянский). Примеры музыкальных произведений в исполнении народных музыкальных инструментов. Оркестр народных инструментов, его виды (однородный, смешанный). Имитация звучания народных инструментов в симфонической музыке, «Плясовая» А. Лядова из симфонической сюиты «Восемь русских народных песен». Народные сказки, главный герой которых - музыкальный инструмент. Понятия и термины: цимбалы, капелла, народные музыкальные инструменты, имитация, скерцо.
Традиционные народные праздники. Прощание с зимой - Масленица. Песни-заклички. «Масленица» из фортепьянного цикла П. Чайковского «Времена года». Вторая жизнь народных песен. П. Чайковский, финал Первого концерта для фортепьяно с оркестром. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль» - постановка музыкальной сказки М. Кузмина на стихи П. Соловьевой «Свадьба Солнца и Весны».
Понятия и термины: закличка, андантино.
4-я четверть. Композитор - исполнитель - слушатель
Художественно-педагогический замысел темы четверти - обобщение содержания учебной программы по учебному предмету «Музыка» для начальных классов.
Темы: Композитор - творец красоты; Галерея портретов исполнителей; Вслушивайся и услышишь!
Смысловое содержание тем:
Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель».
Композитор (народ и личность), характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Знакомые и новые композиторы: И.С. Бах (значение контрапункта в его полифонии), В.А. Моцарт (символ красоты и гармонии), А. Грибоедов («Вальс» - звуковедение в мелодии, повторы и лиризм). Коллективный творческий проект «Турнир знатоков музыки». Понятия и термины: фуга, полифония, контрапункт, октава, экспозиция.
Исполнитель, состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. «Портреты» солистов-певцов. Партии героев и соответствующие голоса в операх Н. Римского-Корсакова «Снегурочка» и «Садко».
«Снегурочка»: Снегурочка - сопрано, Весна-Красна - меццо-сопрано, Дед Мороз - бас, Лель - контральто.
«Садко»: Варяжский гость - бас, Веденецкий гость - баритон, Индийский гость - тенор.
Эстрадные исполнители: исполнительское развитие, выражение содержания, настроения и характера песни. Стилевые особенности исполнения. На примере трех песен А. Пахмутовой.
«Беловежская пуща»: Большой детский хор под управлением В. Попова, ВИА «Песняры», А. Макарский, Френсис Гойя (гитара).
«До свиданья, Москва!»: Л. Лещенко и Т. Анциферова, М. Ма- гомаев, Инструментальный ансамбль «Мелодия».
«Поклонимся великим тем годам»: Л. Зыкина, Р. Ибрагимов, Н. Басков, Пелагея.
«Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа седьмая «Как стать настоящим композитором или исполнителем?». Понятия и термины: сопрано, колоратура, контральто, тенор, баритон, бас, диапазон, певческие голоса, меццо-сопрано, колоратурное сопрано, ансамбль, ВИА, инструментальный ансамбль.
Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор - исполнитель - слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов: богатство мировой музыки, народная песня как «сказочный источник живой воды», гимн Отечеству, сила и патриотизм русского народа в музыке М. Глинки (Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»).
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Дата | Кол-во часов |
план | факт |
| Россия - Родина моя. | | | 1 |
| Музыка как энциклопедия жизни. | | | 1 |
| Музыка как энциклопедия жизни. | | | 1 |
| «Преданья старины глубокой». | | | 1 |
| «Преданья старины глубокой». | | | 1 |
| Музыка в народном духе. | | | 1 |
| Музыка в народном духе. | | | 1 |
| Сказочные образы в музыке моего народа. | | | 1 |
| Сказочные образы в музыке моего народа. | | | 1 |
10 | «От Москвы — до самых до окраин» | | | 1 |
11 | «От Москвы — до самых до окраин» | | | 1 |
12 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | | | 1 |
13 | Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. | | | 1 |
14 | Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | | | 1 |
15 | Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | | | 1 |
16 | Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки народов России. | | | 1 |
17 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | | | 1 |
18 | Выразительность и изобразительность музыки народов мира. | | | 1 |
19 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | | | 1 |
20 | Своеобразие музыкальных интонаций в мире. | | | 1 |
21 | Как музыка помогает дружить народам? | | | 1 |
22 | Как музыка помогает дружить народам? | | | 1 |
23 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | | | 1 |
24 | Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? | | | 1 |
25 | Как прекрасен этот мир! | | | 1 |
26 | Как прекрасен этот мир! | | | 1 |
27 | Композитор — творец красоты. | | | 1 |
28 | Композитор — творец красоты. | | | 1 |
29 | Галерея портретов исполнителей. | | | 1 |
30 | Галерея портретов исполнителей. | | | 1 |
31 | Вслушивайся и услышишь! | | | 1 |
32 | Вслушивайся и услышишь! | | | 1 |
33 | Вслушивайся и услышишь! | | | 1 |
34 | Вслушивайся и услышишь! | | | 1 |