СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по музыке

Нажмите, чтобы узнать подробности

пнш

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по музыке»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа предмета «Музыка» для 4 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по музыке для образовательных учреждений, программы общеобразовательных учреждений «Музыка» Т.В.Челышевой, В.В.Кузнецовой и УМК «Перспективная начальная школа

На изучение учебного предмета «Музыка» в 4 классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Сведения о программе. Музыка. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1-4 кл. / Т.В. Челышева, В.В. Кузнецова. - М. : Академкнига/Учебник, 2016.

Программу обеспечивают:

1. Музыка. 4 класс.: Учебник / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015

2. Музыка. 4 класс.: тетрадь для самостоятельной работы / Т.В.Челышева, В.В.Кузнецова. – М.: Академкнига/Учебник, 2015


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МУЗЫКА» 4 КЛАСС

Личностными результатами изучения музыки являются:

  • наличие нравственных и эстетических чувств: любви к Ро­дине, гордости за достижения отечественного и мирового музы­кального искусства, уважения к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре ее народов;

  • сформированность основ музыкальной культуры через ак­тивное эмоциональное восприятие;

  • наличие у обучающихся эмоционально-ценностного отно­шения к искусству;

  • развитость художественного вкуса;

  • наличие основ образного и ассоциативного мышления и воображения;

  • реализация творческого потенциала в процессе коллектив­ного (индивидуального) музицирования;

  • позитивная самооценка музыкально-творческих возмож­ностей.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

  • понимание роли музыки в жизни человека;

  • развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

  • ориентация в культурном многообразии окружающей дей­ствительности;

  • участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

  • приятие позиции другого человека, умение вести диалог, уча­ствовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и ис­кусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

  • наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искус­ства в учебной и внеурочной деятельности;

  • представление об эстетических идеалах человечества, ду­ховных, культурных отечественных традициях, этнической само­бытности музыкального искусства разных народов.

Предметными результатами изучения музыки являются:

  • устойчивый интерес к музыке и различным видам (или ка­кому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

  • способность воспринимать музыку и размышлять о ней;

  • знание основных закономерностей музыкального искус­ства, общее представление о музыкальной картине мира;

  • умение открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпо­чтения;

  • начальное развитие музыкальной памяти и слуха, певче­ского голоса;

  • элементарные умения и навыки в различных видах учеб­но-творческой деятельности: при воплощении музыкальных образов в процессе создания театрализованных и музыкально-пластических композиций, в ходе разучивания и исполнения во­кально-хоровых произведений, в игре на элементарных детских музыкальных инструментах;

  • способность импровизировать в разнообразных видах му­зыкально-творческой деятельности.

  • умение применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при организации содержатель­ного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятель­ности;

  • умение реализовать собственный творческий потенциал, применять музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практиче­ских задач, действовать самостоятельно при разрешении про­блемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

В результате изучения раздела «Музыкальная карти­на мира» выпускник научится:

  • исполнять музыкальные произведения разных форм и жан­ров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);

  • определять виды музыки, сопоставлять музыкальные обра­зы в звучании различных музыкальных инструментов, в том чис­ле и современных электронных;

  • оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных народов России и других стран мира.

Выпускник получит возможность научиться:

  • адекватно оценивать явления музыкальной культуры и про­являть инициативу в выборе образцов профессионального и му­зыкально-поэтического творчества народов мира;

  • в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приоб­ретенные в различных видах познавательной, музыкально-ис­полнительской и творческой деятельности;

  • импровизировать под музыку с использованием танцеваль­ных, маршеобразных движений, пластического интонирования;

  • формировать слуховой багаж из прослушанных произве­дений народной музыки, отечественной и зарубежной классики;

  • оказывать помощь в организации и проведении школь­ных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой дея­тельности (пение, инструментальное музицирование, драма­тизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).



  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» 4 КЛАСС (34 ч)



1-я четверть. Музыка моего народа

Художественно-педагогический замысел темы четвер­ти - осознание отличительных особенностей русской музыки.

Темы: Россия - Родина моя; Народная музыка как энцикло­педия жизни; «Преданья старины глубокой...»; Музыка в народ­ном духе; Сказочные образы в музыке моего народа.

Смысловое содержание тем:

Музыка о Родине - России. Образ Родины в песнях и инстру­ментальной музыке на примере песен «Русь» (В. Голиков), «Как у наших у ворот» (русская народная песня), «Играй, гармонь» (В. Голикова), фортепьянной пьесы С. Прокофьева «Ходит месяц над лугами». Близость народной и композиторской музыки. Зна­комство с русскими народными инструментами. Понятия и тер­мины: гармонь, баян, запевала.

Истоки народной песни и музыки композиторов. Разнообра­зие жанров русской народной песни. Единство музыкального и поэтического текстов народной песни. Народный дух произве­дений русских композиторов. Понятия «фольклор», «музыкаль­ный фольклор». Самостоятельная работа с учебным и авторским текстами учебника. Гитара, жизненные корни инструмента. Му­зыка в исполнении на гитаре («Тонкая рябина»). Созвучие музыки и изобразительного искусства (работа с источниками информа­ции). Понятия и термины: народная песня, фольклор, музыкаль­ный фольклор, гитара, гитарист, интонация.

История Руси, России в народной песне и в произведениях композиторов. Интонационные особенности песен народных сказителей. Песни-славы, былинные напевы, которые слагались под аккомпанемент гуслей, на примере русской народной пес­ни «Как во городе стольно-киевском». Особенности русских на­родных песен: разнообразие песен (как сама жизнь); певучесть, распевность, широта; интонационные особенности (широкое развертывание мелодии, ее поступенное движение, распевы, вариационность, участие запевалы). Былинность, историзм, ши­рокая повествовательность в произведениях М. Глинки, А. Арен­ского, С. Прокофьева. Историческое значение музыки С. Проко­фьева к фильму «Александр Невский». Хор из кантаты «Александр Невский». Понятия и термины: распев, одноголосие, доля такта, гусли, былинный напев, фантазия, кантата, триптих.

От народной песни - к творчеству композиторов (интонаци­онно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гумани­стическое начало). Современная интерпретация народной пес­ни. Симфоническая сюита А. Лядова «Восемь русских народных песен». Особенности музыкального языка произведений русских композиторов, написанных в народном духе. («Парень с гармош­кой» Г. Свиридова, «Колыбельная» А. Лядова, «Озорные частушки» Р. Щедрина, песня В. Темнова«Веселая кадриль», «Воронежские частушки»). Характерные особенности частушки (повторение од­них и тех же интонационных оборотов, озорная скороговорка; преобладание нешироких мелодических ходов; четкость ритми­ческого рисунка; простота, незатейливость мелодии; быстрый темп - «частить»; шуточный характер). Русские композиторы Ц. Кюи и А. Лядов - яркие народные мотивы, русский дух. Понятия и термины: кадриль, частушка.

Музыкальные сказки в фортепьянной музыке (И. Стравин­ский), в песнях (Р. Бойко, М. Дунаевский), в произведениях крупного жанра (К. Хачатурян). Исполнительский план песен. Либретто балета. Интонационная выразительность сказочных музыкальных образов. Работа над интонацией с использовани­ем нотной записи. Понятия и термины: музыкальные нюансы, оттенки, диссонанс, сатира. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль» на музыку К. Хачатуряня «Чиполлино».

2-я четверть. Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ

Художественно-педагогический замысел темы четвер­ти - осознание всеобщности закономерностей музыки.

Темы: «От Москвы - до самых до окраин...»; Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны; Зна­комимся с интонационными портретами музыки народов России.

Смысловое содержание тем:

Россия - страна необъятных просторов, широких раздольных напевных мелодий, богатой истории и славных музыкальных тра­диций. Главная тема первой части Концерта № 3 С. Рахманинова - русская широта и мелодичность, богатство языка и яркость на­ционального колорита. Сольфеджирование мелодии, отражение в исполнении главных национальных музыкальных особенностей, созвучия с народными песнями. Обзор народов, населяющих Россию в разных географических регионах - Север, Поволжье, Сибирь и Дальний Восток, Камчатка и Чукотка, Северный Кавказ. «Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камертона): беседа седьмая «Как хранить музыкальные традиции?». Понятия и термины: тон, полутон, знаки альтерации, бекар. Начало выполне­ния коллективных творческих проектов: «Музыкальные традиции народов России», Выставка-конкурс «Рисуем музыку».

Жанровые особенности музыки в произведениях разных на­родов России. М. Балакирев «Исламей» - подлинные мелодии народных танцев как две темы из фантазии для фортепьяно (ка­бардинская и татарская). Ассоциация звучания фортепьяно с кавказскими народными инструментами. Элементы музыкальной речи данных тем, их развитие. Зимние сюжеты музыки в произ­ведениях композиторов (Ц. Кюи, А. Пахмутова). Ассоциативные связи этих произведений и стихотворения П. Вяземского.

Песни народов России. Музыкальная характеристика народов дальнего Востока, Поволжья, Севера, Чукотки, Северного Кавка­за: содержание, средства выразительности, музыкальный образ, сольмизация и сольфеджирование мелодий, пение с текстом, об­щие черты и различия, объяснение причин интонационной общно­сти и различия. Доступность, ясность музыкального языка одного народа для другого: единство средств музыкальной выразительно­сти (динамика, темп, характер, настроение, штрихи, музыкальный размер, длительности, паузы, акценты и пр.); семиступенный или пятиступенный звуковой ряд; жизненное содержание, выразитель­ность и изобразительность мелодий (поступенное, покачивающе­еся или скачкообразное движение мелодии, повторяющиеся ин­тонации, распевы). Различие музыки по национальному колориту. Взаимопроникновение музыкальных интонаций. Понятия и терми­ны: этнические группы, пентатоника, шаман, многоголосие.

3-я четверть. Между музыкой разных народов мира нет не переходимых границ

Художественно-педагогический замысел темы четвер­ти - осознание интернациональности музыкального языка.

Темы: Выразительность и изобразительность музыки на­родов мира; Своеобразие музыкальных интонаций в мире; Как музыка помогает дружить народам?; Какие музыкальные инстру­менты есть у разных народов мира?; Как прекрасен этот мир!

Смысловое содержание тем:

Рассмотрение интернациональности музыкального языка на примере музыки народов мира: песен и танцев Белоруссии, Нор­вегии, Азербайджана, Узбекистана, Чехии, Литвы, Коми, России»; фрагмента из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова. Работа с нотной записью этих произведений, сопоставление интонаций, темпа, динамики, лада, одно- и двухголосного изложения мелодии, размера, штрихов, жизненного содержания, образности, вырази­тельности и изобразительности. Отражение особенностей музы­кального языка и национального колорита в вокальном исполнении и музыкально-ритмическом движении (пластическом интонирова­нии) с использованием нотной и графической записей. Самосто­ятельная проработка авторского и учебного текстов учебника. По­нятия и термины: размер, колорит, дойра, пульс, пролог.

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Песни народов Закавказья (работа с источниками информации). К. Дебюсси, П. Чайковский, Д. Гершвин - особенности музыкального языка в интонационном отражении национального колорита. Понятия и термины: аллегро джусто, симфонист, джаз.

Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов: содержание, язык, форма. «Летите, голуби!» И. Дуна­евского - «Голубь мира» П. Пикассо. Ассоциация музыки и изо­бразительного искусства. Л. Бетховен, В.А. Моцарт, Н. Римский- Корсаков - использование в крупных произведениях интонаций музыки других народов. Песни о мире. Работа с источниками информации. Коллективный творческий проект «Музыкальный фестиваль». Понятия и термины: предание, баллада.

Музыкальные инструменты народов мира, например: груп­па струнных щипковых инструментов - гусли, балалайка, домра, гитара (русские), бандура (украинский), кантеле (ка­рельский), чонгури (грузинский), кюсле (марийский), хучир (монгольский), сямисэн (японский), мандолина (итальянский), банджо (негритянский). Примеры музыкальных произведений в исполнении народных музыкальных инструментов. Оркестр народных инструментов, его виды (однородный, смешанный). Имитация звучания народных инструментов в симфонической музыке, «Плясовая» А. Лядова из симфонической сюиты «Во­семь русских народных песен». Народные сказки, главный ге­рой которых - музыкальный инструмент. Понятия и термины: цимбалы, капелла, народные музыкальные инструменты, ими­тация, скерцо.

Традиционные народные праздники. Прощание с зимой - Масленица. Песни-заклички. «Масленица» из фортепьянного цикла П. Чайковского «Времена года». Вторая жизнь народных песен. П. Чайковский, финал Первого концерта для фортепьяно с оркестром. Коллективный творческий проект «Музыкальный спектакль» - постановка музыкальной сказки М. Кузмина на сти­хи П. Соловьевой «Свадьба Солнца и Весны».

Понятия и термины: закличка, андантино.

4-я четверть. Композитор - исполнитель - слушатель

Художественно-педагогический замысел темы четвер­ти - обобщение содержания учебной программы по учебному предмету «Музыка» для начальных классов.

Темы: Композитор - творец красоты; Галерея портретов ис­полнителей; Вслушивайся и услышишь!

Смысловое содержание тем:

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слу­шатель».

Композитор (народ и личность), характер и форма сочине­ния, интонационные особенности, композиторский стиль. Зна­комые и новые композиторы: И.С. Бах (значение контрапункта в его полифонии), В.А. Моцарт (символ красоты и гармонии), А. Грибоедов («Вальс» - звуковедение в мелодии, повторы и лиризм). Коллективный творческий проект «Турнир знатоков музыки». Понятия и термины: фуга, полифония, контрапункт, октава, экспозиция.

Исполнитель, состав исполнителей (солисты, ансамбли, ор­кестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполни­тельский стиль. «Портреты» солистов-певцов. Партии героев и соответствующие голоса в операх Н. Римского-Корсакова «Сне­гурочка» и «Садко».

«Снегурочка»: Снегурочка - сопрано, Весна-Красна - меццо-сопрано, Дед Мороз - бас, Лель - контральто.

«Садко»: Варяжский гость - бас, Веденецкий гость - баритон, Индийский гость - тенор.

Эстрадные исполнители: исполнительское развитие, выраже­ние содержания, настроения и характера песни. Стилевые осо­бенности исполнения. На примере трех песен А. Пахмутовой.

«Беловежская пуща»: Большой детский хор под управлени­ем В. Попова, ВИА «Песняры», А. Макарский, Френсис Гойя (гитара).

«До свиданья, Москва!»: Л. Лещенко и Т. Анциферова, М. Ма- гомаев, Инструментальный ансамбль «Мелодия».

«Поклонимся великим тем годам»: Л. Зыкина, Р. Ибрагимов, Н. Басков, Пелагея.

«Азбука общения с искусством» (беседы Дядюшки Камерто­на): беседа седьмая «Как стать настоящим композитором или исполнителем?». Понятия и термины: сопрано, колоратура, контральто, тенор, баритон, бас, диапазон, певческие голоса, меццо-сопрано, колоратурное сопрано, ансамбль, ВИА, инстру­ментальный ансамбль.

Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполни­телей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор - испол­нитель - слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов: богатство мировой музыки, народная песня как «сказочный источник живой воды», гимн Отечеству, сила и патриотизм русского народа в музыке М. Глинки (Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин»).















































4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Дата


Кол-во часов

план

факт

Россия - Ро­дина моя.




1

Музыка как энциклопедия жизни.




1

Музыка как энциклопедия жизни.




1

«Преданья старины глубокой».




1

«Преданья старины глубокой».




1

Музыка в на­родном духе.




1

Музыка в на­родном духе.




1

Сказочные об­разы в музыке моего народа.




1

Сказочные об­разы в музыке моего народа.




1

10

«От Москвы — до самых до окраин»




1

11

«От Москвы — до самых до окраин»




1

12

Песенность, танце­вальность и маршевость в музыке разных народов страны.



1

13

Песенность, танце­вальность и маршевость в музыке разных народов страны.



1

14

Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки на­родов России.



1

15

Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки на­родов России.



1

16

Маша и Миша знакомятся с интонационными портретами музыки на­родов России.



1

17

Выразительность и изобразительность музыки народов мира.



1

18

Выразительность и изобразительность музыки народов мира.



1

19

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.




1

20

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.




1

21

Как музыка помогает дружить народам?




1

22

Как музыка помогает дружить народам?





1

23

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?



1

24

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?



1

25

Как прекрасен этот мир!




1

26

Как прекрасен этот мир!




1

27

Композитор — творец красоты.




1

28

Композитор — творец красоты.




1

29

Галерея портретов испол­нителей.




1

30

Галерея портретов испол­нителей.




1

31

Вслушивайся и услышишь!




1

32

Вслушивайся и услышишь!




1

33

Вслушивайся и услышишь!




1

34

Вслушивайся и услышишь!




1