ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 4 класса на 2021 – 2022 учебный год составлена на основе примерной программы начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений, авторской программы по систематическому курсу русского языка (Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. и др.) и УМК «Перспективная начальная школа»
На изучение учебного предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Сведения о программе. Русский язык. Примерная рабочая программа по учебному предмету. 1–4 кл. / Н.Г. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская, Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова— М.: Академкнига/Учебник, 2016.
Программу обеспечивают:
1. Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: учебник в 3 ч. (части 1 и 3) – М.: Академкнига/Учебник, 2014.
2. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Чуракова Н.А. Русский язык. 4 класс: учебник в 3 ч. (часть 2) – М.: Академкнига/Учебник, 2014
3. Байкова Т.А. Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 4 класс. – М.:Академкнига/Учебник, 2017.
4. Абрамова М.Г., Байкова Т.А., Малаховская О.В. Русский язык. 4 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2015.
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК. 4 КЛАСС»
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);
зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации. Выпускник получит возможность научиться:
проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;
правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;
правильно употреблять числительные оба и обе в разных падежных формах;
соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова самостоятельно находить ответ (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).
Раздел «Морфемика и словообразование»
Выпускник научится:
проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;
сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значениях (простые случаи);
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;
определять три типа склонения существительных;
определять названия падежей и способы их определения;
определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);
определять однородные члены предложения;
составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения — дополнение, обстоятельство, определение;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять общее правило написания: о, е(ё) после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, в безударных окончаниях имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также в окончаниях множественного числа и способ их проверки;
применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;
использовать разные способы проверки орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).
определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;
определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);
обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;
составлять, с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений, текст с элементами описания, повествования и рассуждения;
доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;
владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;
составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;
находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;
писать письма с соблюдением норм речевого этикета.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;
оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи;
свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;
в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).
В области коммуникативных учебных действий:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
разным формам учебной кооперации (работать вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;
использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).
В области регулятивных учебных действий:
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 КЛАСС
Фонетика и орфография
Системные наблюдения над фонетическими чередованиями согласных звуков (по глухости-звонкости, твердости-мягкости, месту и способу образования) и гласных звуков (замена ударных и безударных гласных).
Место ударения в слове. Разноместность и подвижность словесного ударения.
Понятие о вариантах произношения. Наблюдения над некоторыми проявлениями «старшей» и «младшей» нормы (на материалах стихотворных текстов). Наблюдения над стилистическими орфоэпическими вариантами.
Расширение зоны применения общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одной и той же морфеме звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Правописание гласных в приставках (на примере приставок за-, про-, на-).
Правописание гласных в суффиксах (на примере суффиксов -лив- и -ов-).
Написание двойных согласных в словах иноязычного происхождения.
Чередования гласных с нулевым звуком («беглый гласный»). Написание суффиксов -ик-/-ек- с учетом наличия/отсутствия беглого гласного (повторение).
Написание о-ё после шипящих в разных частях слова: корнях, суффиксах и окончаниях (повторение).
Написание букв и-ы после приставки перед корнем, начинающимся на -и-.
Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Упражнения в различении звуков и букв.
Характеристика звуков русского языка (ударные, безударные; согласные твёрдые, мягкие; парные, непарные твёрдые и мягкие ; звонкие, глухие, парные, непарные звонкие и глухие).
Морфемика и словообразование
Производные и непроизводные слова. Представление о словообразовательном аффиксе (без введения термина). Система способов словообразования в русском языке. Словообразование и орфография. Решение элементарных словообразовательных задач. Наблюдения над индивидуальным словотворчеством в поэзии и детской речи.
Морфемная структура русского слова.
Две основы глагола (основа начальной формы и формы настоящего времени). Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования), при словообразовании и словоизменении глаголов.
Разбор слов разных частей речи по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ.
Сравнение слов, связанных отношениями производности, объяснение, какое из них от какого образовано, нахождение словообразовательного аффикса, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Морфология и лексика
Система частей речи русского языка: самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Категориальное значение имен существительных. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и их проверка (повторение). Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Категориальное значение имен прилагательных. Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе и окончаний прилагательных во множественном числе.
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Местоимение. Категориальное значение местоимений. Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Стилистические особенности употребления местоимений.
Синтаксическая роль местоимений в предложении.
Глагол. Категориальное значение глагола. Грамматическое значение глагола и система его словоизменения.
Виды глагола. Времена глагола (повторение). Формы времени глаголов несовершенного и совершенного вида. Изменение в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Грамматическое значение личных окончаний. Понятие о типах спряжения: два набора личных окончаний. Изменение в прошедшем времени по родам и числам. Грамматическое значение окончаний прошедшего времени.
Правописание безударных личных окончаний: необходимость определения спряжения глагола. Способы определения спряжения глагола: по ударным личным окончаниям; по суффиксу начальной формы при безударных личных окончаниях. Правописание глаголов-исключений.
Правописание глаголов в прошедшем времени.
Наблюдения над значением и написанием глаголов в изъявительном и повелительном наклонении (без введения терминов) типа выпишете — выпишите.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Союз. Представление о союзе как о части речи. Сведения об употреблении союзов. Синтаксическая функция союза в предложении с однородными членами и в сложном предложении. Правописание союзов а, и, но в предложении с однородными членами.
Значение слова. Лексическое и грамматическое значение слова.
Связь значений слова между собой (прямое и переносное значение; разновидности переносных значений). Тематические классы слов.
Омонимия, антонимия, синонимия как лексические явления. Система парадигматических отношений между словами.
Паронимия (без введения термина) в связи с вопросами культуры речи.
Активный и пассивный словарный запас. Наблюдения над устаревшими словами и неологизмами.
Общенародная и необщенародная лексика. Наблюдения над терминами русского происхождения и заимствованными; над диалектными языковыми различиями.
Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Русская фразеология. Наблюдения над различиями между словом и фразеологизмом. Источники русской фразеологии. Стилистические возможности использования устойчивых выражений.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Определение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога, союза.
Упражнения в определении трёх типов склонения существительных.
Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.
Проведение морфологического разбора имён существительных, имён прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивание правильности проведения морфологического разбора.
Нахождение в тексте таких частей речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Синтаксис и пунктуация
Понятие об однородных членах предложения и способах оформления их на письме: бессоюзная и союзная связь. Предложения с однородными главными и однородными второстепенными членами предложения.
Формирование умения составлять схему предложения с однородными членами.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Представления о сложном предложении (наблюдения).
Сопоставление пунктуации в простых и сложных предложениях с союзами.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Определение членов предложения: главных (подлежащее и сказуемое), второстепенных (дополнение, обстоятельство, определение).
Определение однородных членов предложения.
Составление схем предложений с однородными членами и построение предложения по заданным моделям.
Различение второстепенных членов предложения – дополнения, обстоятельства, определения.
Выполнение в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбора простого предложения ( по членам предложения, синтаксический), оценивание правильности разбора.
Различение простых и сложных предложений.
Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения различных лингвистических задач. Создание учебных и внеучебных ситуаций, требующих обращения учащихся к словарям.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи
Освоение изложения как жанра письменной речи.
Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Определение в реальном научно-популярном и художественном текстах элементов рассуждения. Использование элементов рассуждения в собственном сочинении по наблюдениям или впечатлениям.
Знакомство с жанром аннотации. Тематическое описание (выделение подтем) литературного произведения и составление аннотации на конкретное произведение. Составление аннотации на сборник произведений. Определение основных идей (мыслей) литературного произведения для составления аннотации с элементами рассуждения (рецензии) без введения термина «рецензия».
Сочинение по живописному произведению с использованием описания и повествования, с элементами рассуждения.
Азбука вежливости. Культура диалога. Речевые формулы, позволяющие корректно высказывать и отстаивать свою точку зрения, тактично критиковать точку зрения оппонента. Необходимость доказательного суждения в процессе диалога.
Правила употребления предлогов О и ОБ (о ежике, об утке; об этом, о том; об изумрудном, о рубиновом).
Правила употребления местоимений ОБА и ОБЕ в разных падежных формах.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение особенностей разных типов текста (повествование, описание, рассуждение).
Обнаружение в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение.
Составление с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения.
Различение художественного и научно-популярного текстов.
Составление аннотации на отдельное литературное произведение и на сборник произведений.
Создание текста по предложенному заголовку.
Подробный или выборочный пересказ текста.
Анализ и корректировка текстов с нарушенным порядком предложений, нахождение в тексте смысловых пропусков.
Корректировка текстов, в которых допущены нарушения культуры речи.
Анализ последовательности собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотнесение их с разработанным алгоритмом.
Оценивание правильности выполнения учебной задачи: соотнесение собственного текста с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).
Словарь.
Автомобиль, аннотация, беседа, библиотека, билет, биография, богатство, велосипед, галерея, гореть, горизонт, гражданин, диалог, желать, железо, завтра, здесь, инженер, искусный, искусство, календарь, коллектив, коллекция, корабль, костёр, натюрморт, отечество, пейзаж, портрет, правительство, президент, привет, профессия, путешествие, салют, свобода, сегодня, сейчас, секрет, солдат, хозяин, цитата, экскаватор, электричество, эскалатор (45 слов).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ уро-ка | Тема (раздел) | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| Безударный гласный в корне, проверяемый ударением. | 1 | | |
| Безударный гласный в суффиксе, проверяемый ударением. | 1 | | |
| Безударный гласный в приставке, проверяемый ударением. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом – рассуждением. | 1 | | |
| Различение суффиксов. Значения суффиксов. | 1 | | |
| Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | | |
| Склонение слов ОБЕ, ОБА. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассуждать. | 1 | | |
| Входной диктант по теме «Правописание орфограмм, изученных в 3 классе». | 1 | | |
| Работа над ошибками. Однородные главные члены предложения. | 1 | | |
| Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Фирсова «Юный живописец». | 1 | | |
| Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? | 1 | | |
| Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? | 1 | | |
| Глагол. Спряжение. Сравниваем личные окончания глаголов. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся делать научное сообщение и давать оценку. | 1 | | |
| Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям. | 1 | | |
| Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов. | 1 | | |
| Упражнение в правописании безударных личных окончаний глаголов. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом – рассуждением | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов». | 1 | | |
| Работа над ошибками. Правило употребления предлогов о и об. | 1 | | |
| Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Куда лето прячется» | 1 | | |
| Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям | 1 | | |
| Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Личные окончания глаголов. | 1 | | |
| Определение спряжения глагола по его начальной форме. Личные окончания глаголов. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение. | 1 | | |
| Характеристика предложения и разбор слова как части речи | 1 | | |
| Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Описание, повествование и рассуждение | 1 | | |
| Написание безударных суффиксов глаголов в форме прошедшего времени. | 1 | | |
| контрольный диктант | 1 | | |
| Работа над ошибками. Упражнения в написании безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени. | 1 | | |
| Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной художника И. Левитана «Тихая обитель» | 1 | | |
| Суффиксы повелительной формы глагола. | 1 | | |
| Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. | 1 | | |
| Трудности написания глаголов на –ять в настоящем(или будущем) и в прошедшем времени | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог. | 1 | | |
| Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс –чь. | 1 | | |
| Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков. | 1 | | |
| Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Одуванчик» | 1 | | |
| Упражнение в нахождении усекаемой и неусекаемой основы глаголов. | 1 | | |
| Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть». | 1 | | |
| Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных). | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение. | 1 | | |
| Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | | |
| Упражнение в написании о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных). | 1 | | |
| Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Учимся отстаивать своё мнение (свою точку зрения) в споре. | 1 | | |
| Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Написание о и ё после шипящих». | 1 | | |
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Трудности написания глаголов на – ять» | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение-рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» | 1 | | |
| Словарный диктант Повторение по теме «Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах» | 1 | | |
| Итоговый контрольный диктант за полугодие | 1 | | |
| Работа над ошибками. Повторение по теме «Учимся правильно писать безударные личные окончания глаголов». | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. | 1 | | |
| Повторение по теме «Знаки препинания при однородных членах предложения». | 1 | | |
| Повторение по теме «Объяснение постановки знаков препинания при однородных членах предложения». | 1 | | |
| Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Как устроена книга. | 1 | | |
| Где используются однородные члены. Работа с толковым словарем. | 1 | | |
| Имя существительное, значение и употребление | 1 | | |
| Имя прилагательное, значение и употребление | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Рассуждаем о нашем прошлом | 1 | | |
| Краткая форма прилагательных | 1 | | |
| Повторение по теме «Синонимы» | 1 | | |
| Части речи. Глагол. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое аннотация и как ее составить. | 1 | | |
| Глагол, значение и употребление | 1 | | |
| Глагол как часть речи. | 1 | | |
| Устойчивые выражения | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Письменное изложение «Самолётик» | 1 | | |
| Простая и сложная формы будущего времени глагола. | 1 | | |
| Различие формы 2-го лица мн. ч. и повелительной формы глагола. | 1 | | |
| Изменение глагола по временам. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Что такое монолог и диалог Личные местоимения | 1 | | |
| Простая и сложная формы будущего времени глагола. Работа по орфоэпическому словарю. | 1 | | |
| Значение и употребление личных местоимений. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации. Личные местоимения. Определение лица, числа и падежа местоимений. | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Написание местоимений с предлогами». | 1 | | |
| Работа над ошибками Разбор слова по составу. | 1 | | |
| Разбор по составу глаголов. | 1 | | |
| Орфограммы в корнях слов. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомиться с текстом-рассуждением. | 1 | | |
| Орфограммы в корнях слов. Выделение значимых частей слова. | 1 | | |
| Орфограммы в корнях слов. Звукобуквенный разбор слова. | 1 | | |
| Орфограммы в корнях слов. Работа с обратным словарем. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова-Бельского «Дети». | 1 | | |
| Орфограммы в суффиксах слов. | 1 | | |
| Существительные. Беглый гласный. | 1 | | |
| Изменение имен существительных по числам и по падежам. Беглый гласный. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Письменн изложение «Муравьишкин корабль» | 1 | | |
| Существительные. Буквы о и е после шипящих. | 1 | | |
| Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц. | 1 | | |
| Контрольный диктант за 3 четверть. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся составлять аннотации. | 1 | | |
| Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц. | 1 | | |
| Прилагательные. Бездарный гласный в суффиксе, который надо запомнить. | 1 | | |
| Глагольные суффиксы | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии | 1 | | |
| Глагольные суффиксы. Выделение значимых частей слова. | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях существительных. | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях прилагательных. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. Сочинение (описание и рассуждение) на тему «О чем мне рассказала старая фотография» | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях глаголов. | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях глаголов. Определение спряжения глагола. | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях глаголов. Выделение значимых частей слова. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта | 1 | | |
| Орфограммы в окончаниях глаголов. Определение спряжения глагола по глагольным суффиксам. | 1 | | |
| Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола . | 1 | | |
| Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола . Глаголы- исключения | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Орфограммы в окончаниях глаголов» | 1 | | |
| Работа над ошибками Орфограммы в приставках. | 1 | | |
| Орфограммы в приставках. Выделение значимых частей слова. | 1 | | |
| Работа разделительного ь знака. | 1 | | |
| Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. | 1 | | |
| Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? | 1 | | |
| Правописание прилагательных с разделительным мягким знаком. | 1 | | |
| Слова, которые легко перепутать. | 1 | | |
| Мягкий знак после шипящих на конце основы имён существительных. | 1 | | |
| Словарный диктант Мягкий знак после шипящих на конце основы краткой формы имён прилагательных. | 1 | | |
| Мягкий знак после шипящих на конце основы глаголов. | 1 | | |
| Контрольный диктант по теме «Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи» | 1 | | |
| Работа над ошибками. Написание -ться и –тся в глаголах. Глагол как часть речи. | 1 | | |
| Контрольное списывание | 1 | | |
| Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены. | 1 | | |
| Контрольное письменное изложение | 1 | | |
| Учимся давать характеристику предложению. | 1 | | |
| Итоговый контрольный диктант за год | 1 | | |
| Работа над ошибками Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. | 1 | | |
| Контрольная работа за год | 1 | | |
| Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Простые распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | | |