СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Альтернативная коммуникация" 2 кл, (вариант 8.4)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Альтернативная коммуникация" 2 кл, (вариант 8.4)»

2. Планируемые результаты освоения коррекционного курса"Альтернативная коммуникация"

Личностные планируемые результаты

Планируемые результаты

Мониторинг



осознает себя в роли обучающегося


проявляет интерес к игрушкам, играм


проявляет интерес в целом к занятиям


принимает помощь со стороны педагога


адекватно ведет себя на занятии

1 полугодие

2 полугодие



Предметные результаты освоения коррекционного курса

Планируемые результаты

Мониторинг


1 полугодие

2 полугодие

Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов

Овладение умением вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач

Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека

Выполнение графических действий с помощью учителя : раскрашивание, штриховка,с использованием трафарета.











Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий


Мониторинг

1 полугодие

2 полугодие

Личностные базовые учебные действия

- приветствует педагога при встрече


- прощается с педагогом после окончания занятий


- использует по назначению учебные материалы



Коммуникативные базовые учебные действия

- может привлечь внимание педагога


- умеет выразить свои потребности


- направляет взгляд на говорящего взрослого



Регулятивные базовые учебные действия

- умеет соблюдать ритуалы коррекционного занятия


-понимает инструкцию педагога


- умеет выполнять инструкции педагога


- уменее выполнять действия по образцу и по подражанию



Познавательные базовые учебные действия

- умеет делать простейшие обобщения


- умеет наблюдать под руководством взрослого за предметами окружающей действительности





3. Содержание коррекционного курса

Название раздела

Основные содержательные линии


Коммуникация с использованием вербальных средств

Установление зрительного контакта с собеседником

Реагирование на собственное имя


Коммуникация с использованием невербальных средств

Указание взглядом , жестом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой, жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики и жеста.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).


Импрессивная речь(умение понимать обращенную речь)

Реагирование на собственное имя.

Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание простых предложений.


Экспрессивная речь (умение употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания)


Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации

Называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов.

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Использование графического изображения для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, транспорт, птицы и др.).



4. Тематическое планирование

Название раздела учебной программы, тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности с обучающимися


1 четверть (8 недель, 2 часа)

1

Диагностика

0,25

Участие в игровых ситуациях на установление, поддержание и завершение контакта. Выполняют задания с направляющей помощью

2

Установление зрительного контакта с взрослым.

Реагирование на собственное имя.

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок». Артикуляционное упражнение «Заборчик». Совершенствовать произвольную регуляцию моторики рук с помощью статических и динамических упражнений: «Сорока-сорока», «Ладушки», «Пальчик, пальчик, где ты был?» и.др.. Игра «Знакомство». Называние имён

3

Культура общения: приветствие, прощание

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчик» Динамическое упражнение «Сорока-сорока» Приветствие, прощание с собеседником жестом, звуком (словом)

4

Умение просить о помощи.

Выражение благодарности.

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Заборчик» Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Обращение с просьбой о помощи с помощью жеста, звука (слова).

Игра «Спасибо».

5

Люди и имена

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

Артикуляционное упражнение «Трубочка»

Игра-шнуровка «Божья коровка».

Рассматривание сюжетных картинок (девочка, мальчик). Игра «Кого как зовут» на умение различать женские и мужские имена (с использованием карточек-символов).

6

Звучащие предметы

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

Артикуляционное упражнение «Окошко»

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Игры на выполнение практических инструкций учителя привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом

Игра на развитие слухового внимания «На чем играю»

7-8

Я вижу, я слышу

0,25+ 0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок» Артикуляционное упражнение «Трубочка», «Улыбочка»

Игровое упражнение с геометрическими фигурами-вкладышами

Задания на выполнение практические инструкций учителя, выражать жестом, звуком, словом согласия (несогласия), удовлетворения (неудовлетворения)

Игровые упражнения, имитирующие природные явления: «Солнышко и дождик» (жесты и мимика: холодно – хмурится, солнышко-улыбка, идет дождик – пальчик по столу)


2 четверть (8 недель, 2 часа)

1

Эмоции

0.25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

Артикуляционное упражнение «Заборчика», «Улыбочка»

Игра «Соберем бусы»

Игра «Куб эмоций» с использованием пиктограмм.

2

Я и мои помощники

0,5

Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку»

Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка»

Игровое упражнение «Соберем пирамидку»

Игра «Да-нет» (выражение согласия (несогласия) с использованием пиктограммы)

3

Пойми меня

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Дуем в трубочку»

Артикуляционное упражнение «Окошко», «Улыбочка»

Пальчиковая гимнастика «Грибок»

Игра: «Клубок» (указание взглядом на объект при выражении своих желаний)

4

Моя семья

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Мыльные пузыри»

Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Покажем язычок»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Рассматривание сюжетных картинок «Семья»

Различать по звуковому составу слов (мама, папа, дядя, тетя), показывать на картинках.

5-6

Представление о цвете

0,25+ 0,25

Упражнение на развитие дыхания «Листопад»

Артикуляционное упражнение «Лопатка»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных полосок по аналогии).

Игры "Собери цветок", "Цветик – семицветик»

7-8

Представление о форме

0.25+ 0,25

Упражнение на развитие дыхания «Бабочка летает»

Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Лопатка»

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Знакомство с формой. Нахождение нужной формы по заданию учителя.

5.Штриховка геометрических фигур


3четверть (9 недель, 2,5 часа)

1-2

Различение предметов по цвету и форме

0,25+0,25

Упражнение на развитие дыхания «Пушок»

Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик».

Дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета (Подбор цветных карандашей и палочек).

Различение предметов по цвету и форме. Выполнение заданий по образцу (в том числе и штриховка).

3-4

Составление композиций из деталей одного цвета.

0,25+0,25

Упражнение на развитие дыхания «Пушок»

Артикуляционное упражнение «Лопатка», «Трубочка», «Заборчик».

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Работа с блоками Дьеныша: дифференциация основных цветов путем выделения заданного цвета, выполнение заданий по инструкции.

5-6

Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета

0,25+0,25

Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик»

Артикуляционное упражнение «Улыбочка», «Хоботок», «Лопатка»

Игра-шнуровка «Ленточки»

Собирание конструктора, мозаики по образцу. Показывание основных цветов.

7-8

Контакт

0,25+0,25

Упражнение на развитие дыхания «Подуй на одуванчик»

Артикуляционное упражнение «Накажем язычок»

Работа с «волшебным мешочком»: нахождение 2-3 геометрических форм.

Выполнение одночленных и двучленных инструкций по заданию учителя. Поддержание зрительного контакта.

9

Звуки вокруг нас

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Снежинка»

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Определение различных звуков окружающей действительность, их называние (использование пиктограмм). Соотнесение звуков с реальным объектом.


4четверть (9 недель, 2,5 часа)

1-2

Животные

0.25+0,25

Упражнение на развитие дыхания «Вертушка»

Артикуляционное упражнение «Бублик»

Пальчиковая гимнастика

Рассматривание картинок животных. Называние животных. Называние частей тела животных. Ответы на вопросы с помощью картинок «Кто что ест». Обобщающее понятие животные (картинка-символ).

3

Как говорят животные.

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Вертушка»

Артикуляционное упражнение «Бублик»

Игра-шнуровка «Разноцветные ленточки»

Рассматривание изображений животных. Ответы на вопросы, как

говорят животные. Обобщающее понятие животные (картинка-символ)

4

Слушание сказки «Теремок».

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Пушинки»

Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье»

Прослушивание сказки «Теремок» (настольный театр). Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

5

Понимание слов, обозначающих признак действия

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Перышко»

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки»

Игра-шнуровка «Завяжем шнурки»

Работа с пиктограммами «Настроение» (веселое, грустное)

Рассматривание сюжетных картинок (хорошо плохо)

Выполнение практических заданий по инструкции на понимание слов, обозначающих признак действия (громко, тихо, быстро, медленно).

6

Понимание слов, обозначающих действия предмета

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Бабочки летят»

Артикуляционное упражнение «Качели»

Пальчиковая гимнастика

Работа с сюжетными картинками. Называние (употребление, показ) слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.)..

7

Понимание слов, обозначающих предмет птицы

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Гуляем в лесу»

Артикуляционное упражнение «Лошадка», «Улыбочка», «Окошко»

Пальчиковая гимнастика «Сорока-сорока»

Рассматривание картинок. Называние (показ) птиц. Обобщающее понятие «птицы» (картинка-символ).

Игровое упражнение «Что сначала, что потом»

8

Слушание сказки "Колобок".

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Ветерок»

Артикуляционное упражнение «Бублик», «Вкусное варенье», «Накажем непослушный язычок»

Прослушивание сказки «Колобок». Подбор картинок по содержанию теста. Называние героев сказки. Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения.

9

Игрушки

0,25

Упражнение на развитие дыхания «Перышко»

Артикуляционное упражнение «Чистим зубки»

Игровое упражнение с геометрическими вкладышами.

Называние предметов (игрушек) и действий с ними, характеристика предметов по цвету, величине, форме. Обобщающее понятие «игрушки» (картинка-символ).


Всего за год 34 недели, 8,5 часов





5. Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

Наборы картинок по различным лексическим темам.

Наборы карточек-пиктограмм

Комплекты развивающих игр по развитию мышления, внимания «Заселяем домики», «Силуэты и контуры», «Что сначала, что потом» и др.

Игры на развитие мелкой моторики

Деревянные рамки - вкладыши «Транспорт», «Овощи», «Фрукты», «Геометрические фигуры» и др.

Наборы тематических игрушек: «Овощи», «Фрукты», «Мебель», «Дикие животные», «Домашние животные», «Транспорт», «Профессии»

Игры на обогащение словарного запаса и коррекцию грамматического строя речи: «В мире звуков», «Кто как голос подаёт?» , «Животные и их детёныши»,

6. Средства мониторинга и оценки динамики обучения


Уровни самостоятельности при выполнении заданий

- не выполняет задание

-

- выполняет задание со значительной помощью

зп

- выполняет задание с частичной помощью

чп

- выполняет задание по подражанию

п

- выполняет задание по образцу

о

- выполняет задание самостоятельно, но допускает ошибки

сш

-выполняет задание самостоятельно (без ошибок)

+




Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

?

3. Представление на уровне:


- использования по прямой подсказке

пп

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

п

- самостоятельное использование

+






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!