УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ГОРЛОВКА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий Методическим кабинетом Директор Горловской общеобразовательной
При Управлении образования школы I-III ступеней № 49
администрации города Горловка _________________В.В. Ляшенко
__________ Е. Е. Панченко
« »__________2018г. Приказ от ___________№_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
по предмету «Окружающий мир»
(начальное образование)
учителя Горловской ОШ I-III ступеней № 49
Пискуновой Дарьи Валерьевны
с учащейся 1-Б класса
Цимовской Софией
на 2018-2019 учебный год
Рассмотрена на заседании
школьного методического объединения учителей начальных классов
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Рассмотрена на заседании педагогического совета
Протокол от _______________ 2018 г. № _____
Проверена заместителем директора по УВР
_______________________ Р.А.Карацюба
Проверена методистом Методического кабинета
при Управлении образования администрации города Горловка
_________________
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Фамилия, имя и отчество учащегося, находящегося на индивидуальном обучении
Цимовская София Руслановна, 10.09.2011 г.р., проживающая по адресу: г.Горловка, ул.Дадашева,186, находится на индивидуальном обучении с 04.09.2018 года.
1.2. Основание для индивидуального обучения
Цимовская София находится на индивидуальном обучении по программе начального общего образования для общеобразовательных организаций с учетом физиологического состояния на основании:
- заявления родителей;
- заключения ПМПК (от 30.08.18 №89-375), ВКК (от 17.08.18 № 121/506)
- приказа по школе «Об организации учебно – воспитательного процесса по индивидуальной форме обучения для Цимовской Софии на 2018-2019 учебный год» от 31.08.2018г. № 138.
Диагноз учащейся: Ювенильный идиопатический артрит
1.3. Психолого – физиологическая характеристика ребенка
Интеллектуальное и речевое развитие Цимовской Софии соответствует возрасту. Соматически ослаблена: заболевание костно-мышечной системы и соединительной ткани.
1.4. Основание для создания Рабочей программы:
Рабочая программа индивидуального обучения по предмету «Окружающий мир» для Цимовской Софии, учащейся 1-Б класса, разработана на основе Государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с Примерной программой начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для 1-4 классов, с учетом методических рекомендаций по преподаванию предметов в начальной школе.
1.5. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» характеризуется своим интегративным характером, так как интегрируются обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, и направлен на формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Для достижения этой цели необходимо организовать учебную деятельность учащихся с учётом специфики предмета «Окружающий мир», направленную на:
социализацию ребёнка;
развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять);
воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
1.6. Учебно - методическое обеспечение преподавания предмета «Окружающий мир» в 1 классе
Программа:
Окружающий мир: 1-4 кл. : Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018.
Учебник:
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 1 кл. – В 2 ч.- Ч. 1. – М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир: учеб. 1 кл. – В 2 ч.- Ч. 2. – М.: Просвещение, 2013.
1.7 Цель индивидуального обучения по предмету:
– создание оптимальных условий для формирования универсальных учебных действий по предмету «Окружающий мир » в соответствии с личными потребностями, индивидуальными особенностями, возможностями, состоянием здоровья, развитием способностей, талантов, интересов Цимовской Софии.
1.8 Недельная нагрузка Цимовской Софии – 8 часов. Согласно приказу для индивидуального обучения на предмет «Окружающий мир» отведено 0,5 часа в неделю, начиная с 04.09.2018 года
1.9 Занятия проводятся по расписанию:
Понедельник (I, III неделя): 10:00-10:35
1.10 Реализация программы. Выполнение практической части
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для 1 класса рассчитана на 1 час в неделю, 32 часа (32 учебные недели) в год. Учебный материал Рабочей программы индивидуального обучения для Цимовской Софии будет изучен за 16 часов.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования по предмету «Окружающий мир» для 1 класса при индивидуальном обучении будет выполнена в полном объеме за счет интенсификации, метапредметности, объединения тем. Кроме того, пропорционально уменьшается практическая часть.
1.11 Основные технологии, техники, методы и приемы:
Системно-деятельностный подход в обучении с элементами личностно - ориентированного подхода; интерактивые технологии; игровые технологии; технологии проблемного обучения; здоровьесберегающие технологии; информационные технологии; проектные технологии; технологии формирования критического мышления; словесный, наглядный, практические методы; индуктивный, дедуктивный, аналитический и синтетический методы; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, частично – поисковый, исследовательский методы; методы устного изложения учебного материала, закрепления нового материала, самостоятельной работы по осмыслению и усвоению учебного материала, учебной работы по применению знаний на практике, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
1.12 Формы оценивания:
Для контроля и оценки знаний и умений по предмету «Окружающий мир» используются индивидуальная и фронтальная проверки (устно), различные письменные работы, тестовые работы (с заданиями открытого и закрытого типов), работы с индивидуальными карточками-заданиями, графические работы, а также самостоятельные практические работы с картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный устный опрос проводится как беседа - полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учащиеся дают короткие обоснованные ответы на серию вопросов по конкретной теме курса. Основная цель - проверка осознанности усвоения учебной программы, знания фактического материала (повторить статью учебника, перечислить, вспомнить и т.п.), умения сопоставить факты, выбрать альтернативу, сравнить, проанализировать, найти причину явления и т.п.
Индивидуальный устный опрос в формах рассказа - описания и рассказа - рассуждения.
Рассказ-описание. Ученик дает последовательное, логическое описание объекта или явления окружающего мира, раскрывающее их существенные признаки и свойства. При оценке этого вида рассказа учитываются полнота раскрытия вопроса, выделение наиболее существенных признаков объекта, логичность изложения, передача своего отношения к описываемому предмету. Положительной оценки заслуживает желание ученика отступить от текста учебника, не повторить его дословно, а высказать мысль своими словами, привести собственные примеры из жизненного опыта. Особо отмечается использование дополнительной литературы и иллюстративного материала, самостоятельно выполненных рисунков и схем.
Рассказ-рассуждение проверяет умение учащегося самостоятельно обобщить полученные знания, правильно установить причинно-следственные, пространственные и временные связи, использовать приобретенные знания в нестандартной ситуации с применением схем, таблиц, диаграмм и т.п. Этот вид опроса очень важен для проверки уровня развития школьника, сформированности логического мышления, воображения, связной речи.
При письменной проверке целесообразно использовать тестовые задания по нескольким вариантам на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.; работы с индивидуальными карточками-заданиями: заполнение таблиц, изображение или дополнение схемы, диаграммы, выбор правильной даты и т.п. Задания должны быть дифференцированы по степени сложности, что позволит учесть индивидуальный темп развития каждого ребёнка.
Ещё одной формой письменного контроля являются графические работы. Они позволяют проверить осмысленность имеющихся знаний, умение передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком-схемой.
Специфической формой контроля, сочетающей в себе элементы как устного, так и письменного опроса, является работа с приборами, лабораторным оборудованием, моделями. Эта форма контроля используется в основном на уроках, формирующих естественно - научные представления детей. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников работать с оборудованием, планировать наблюдение или опыт, вести самостоятельно практическую работу.
В процессе обучения на уроках «Окружающего мира» применяются различные виды контроля: текущий, периодический, промежуточный.
Текущий контроль осуществляется на разных этапах овладения учащимися содержанием темы. Основная его функция – учебно-корректирующая. Этот вид контроля целесообразно использовать на этапе усвоения новых знаний и умений. Он позволяет своевременно выявить ошибки, устранить их причины. Текущий контроль направлен на определение качества и уровень усвоения учебного содержания.
Периодический контроль предусматривает проверку и оценку знаний учащихся по одной или нескольким программным темам. Его цель – выявить и оценить качество усвоения системы естественных понятий, существенных связей и отношений между ними, умение учеников оперировать знаниями в определенных видах практической и учебно- познавательной деятельности.
Фенологические наблюдения учащихся оцениваются вербально.
Проектная деятельность
| II четверть |
1 класс | Моя малая родина (фоторассказ о своей малой родине) |
Урок контроля по предмету «Окружающий мир» будет проводиться в IV четверти. Форму контроля (комбинированная или дифференцированная работа, тестовая работа) учитель определяет самостоятельно. В каждом классе предусмотрена разработка и презентация 1-го проектов, оценивание которых является обязательным.
1.13 Критерии оценивания
При оценивании результатов деятельности учащихся по предмету «Окружающий мир» рекомендуется использовать следующие документы:
· Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР№665 от 25.07.2018г.).
· «Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составлены в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015).
· Методические рекомендации «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
· «Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.).
В начальной школе учебные достижения учащихся первых классов общеобразовательных учебных заведений по всем учебным предметам оцениваются вербально.
1.14 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» на конец учебного года
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У учащегося будут сформированы:
положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
понимание важности здорового образа жизни.
Учащийся получит возможность для формирования:
стремления к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождения элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, свой народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремления к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
эстетического восприятие природы и объектов культуры, умение ценить красоту, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Учащийся научится:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией и др.);
принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
адекватно оценивать результаты своей учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Учащийся научится:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Учащийся получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Учащийся научится:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Учащийся получит возможность научиться:
оперировать в речи предметным языком: правильно (адекватно) использовать естественно-научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ:
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
выбирать источники для получения информации, использовать различные способы поиска (учебники, цифровые электронные средства, словари различного типа, справочные источники в открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровом формате измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ УЧАСТВОВАТЬ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих;
проявлять готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
БЛОК «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА»
Учащийся научится:
различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения;
различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
различать части холма, реки;
характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра;
объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Учащийся получит возможность научиться:
рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
вести фенологические наблюдения и прогнозировать погоду по местным признакам;
объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе; причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
пользоваться масштабом при чтении карт;
обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
БЛОК «ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО»
Учащийся научится:
воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
узнавать государственную символику, отличать флаг и герб нашего государства от флагов и гербов других стран мира;
находить на карте наше государство, его столицу, свой регион и его административный центр;
показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
описывать изученные события из истории страны (пересказывать информацию о них);
готовить небольшие сообщения о достопримечательностях столицы, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан страны, называть права детей; различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком; определять последовательность важнейших событий в истории государства;
рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Учащийся получит возможность научиться:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т. д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах; заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
составлять родословную своей семьи;
объяснять символический смысл цветных полос государственного флага, изображений на гербе государства, своего региона;
рассказывать по рисункам, схематическому плану об устройстве старинного жилища, старинного города, о предметах быта, одежды, о военных действиях известных полководцев (по материалам учебника и экскурсиям в краеведческий, исторический музеи, на местном материале);
рассуждать о прошлом, настоящем и будущем Родины и родного края; отражать важнейшие события в истории Отечества на «ленте времени»;
находить и показывать на глобусе, карте полушарий, политической карте мира изученные страны мира, пути великих путешественников – открывателей новых земель; рассказывать о достопримечательностях изученных стран, особенностях народов, проживающих в них;
находить дополнительную информацию об исторических деятелях, князьях, царях, императорах, полководцах, учёных, изобретателях и других выдающихся деятелях страны; оценивать их вклад в сохранение независимости нашего государства, в развитие культуры и благосостояния народов, населяющих её;
использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений;
изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией;
моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные города, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.
ИЗУЧЕНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНИ
Учащийся научится:
осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой;
составлять и выполнять режим дня.
Учащийся получит возможность научиться:
сохранять здоровье своего организма, его внутренних органов и органов чувств;
следовать правилам здорового образа жизни;
соблюдать правила противопожарной безопасности;
оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог).
II.СВОДНАЯ ИТОГОВАЯ ТАБЛИЦА ПО ПРЕДМЕТУ«Окружающий мир» 1 КЛАСС
Сравнительная характеристика Примерной программы и Рабочей программы индивидуального обучения
№ раздела | Название разделов | Количество часов по Примерной программе | Количество часов по Рабочей индивидуальной программе |
1 | Раздел «Что и кто?» | 11 ч | 5 ч |
2 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 5 ч | 3 ч |
3 | Раздел «Где и когда?» | 5 ч | 2 ч |
4 | Раздел «Почему и зачем?» | 11 ч | 6 ч |
| Итого: | 32 ч | 16 ч |
Виды и формы контроля по предмету «Окружающий мир»
вид контроля | Количество по Примерной программе | Количество по Рабочей программе |
Контрольная работа | 2 | 1 |
Проектная деятельность | 2 | 1 |
| 4 | 2 |
Календарно-тематическое планирование индивидуального обучения по предмету «Окружающий мир»
№ план | № факт | Кол-во часов | Дата | Содержание учебной программы |
По плану | Фактическая |
Раздел «Что и кто?» (5 ч) |
1 | | 1 | | | Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями. Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней Прогулка в школьный двор (сквер) для наблюдения объектов окружающего мира и сбора природного материала. Практические работы: наблюдение разных объектов природы с целью определения их свойств, признаков |
Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений класса Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. Моделирование строения дерева (работа в паре). Работа с разрезными карточками (распределение растений на группы) |
2 | | 1 | | | Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна – хвойные деревья. Хвоинки – видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев Прогулка в школьный двор (сквер) для наблюдения лиственных и хвойных деревьев, кустарников и травянистых растений. Практическая работа: изображение лиственных, хвойных и травянистых растений |
Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями |
3 | | 1 | | | Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых – шесть ног. Разнообразие насекомых |
| Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Моделирование памятки «Правила поведения в природе» |
4 | | | | | Кто такие рыбы? Рыбы – водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы |
Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья знакомство со строением пера птицы. Первоначальное знакомство со строением пера птицы |
Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни Виртуальная экскурсия в зоопарк (цирк, зоомагазин) Практические работы: работа с разрезными карточками (распределение животных на группы).Уход за животными живого уголка |
5 | | 1 | | | Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой. |
Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Проект «Моя малая родина» (фоторассказ о своей малой родине) Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
Раздел «Как, откуда и куда?» (3 ч) |
6 | | 1 | | | Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от этого. Распространение загрязнений в окружающей среде |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды |
7 | | 1 | | | Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы |
| Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. Что вокруг нас может быть опасным? Элементарные правила безопасности |
8 | | 1 | | | Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Экскурсия на почту |
Раздел «Где и когда?» (2 ч) |
9 | | 1 | | | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора. Прогулка в природу, посильное участие в сборе мусора. |
Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учёбы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю. |
Когда придёт суббота? Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели |
10 | | 1 | | | Времена года. Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц. Практическая работа: изготовление кормушек (работа в группах) Экскурсия в парк, сквер, наблюдение за повадками животных. |
Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов |
Раздел «Почему и зачем?» (6 ч) |
11 | | 1 | | | Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А.Гагарин – первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. Виртуальная экскурсия в планетарий, моделирование «Ночное небо». На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус – модель Земли |
12 | 1 | | | Почему Солнце светит днём, а звёзды – ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. |
| Почему Луна бывает разной? Луна – спутник Земли. Особенности Луны. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны. Наблюдение Луны еженедельно в течение месяца |
13 | | 1 | | | Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену. Моделирование здоровьесберегающего режима дня. |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук |
14 | | 1 | | | Почему идёт дождь и дует ветер? Почему радуга разноцветная? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных Радуга —украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. Прогулка в природу. Наблюдение за сезонными изменениями в живой и неживой природе |
Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши |
15 | | 1 | | | Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса(газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет |
Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего Зачем нужны поезда? Поезда – наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге, а также в транспортных средствах (автобусе, троллейбусе, трамвае) Ролевая игра: «Я – примерный пешеход и пассажир». Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте Ролевая игра: « Тревога на корабле» |
16 | | 1 | | | Контрольная работа. Итоговое занятие. |