6 класс
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты :
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результаты :
формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
формирование умений формализации в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание учебного предмета .
Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов.
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
| Информационные технологии | 7 |
1 | Техника безопасности и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 |
2 | Компьютерные объекты | 1 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. | 1 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами. | 1 |
5 | Отношение «входит в состав». | 1 |
6 | Разновидности объекта и их классификация. | 1 |
7 | Классификация компьютерных объектов. | 1 |
| Информация вокруг нас | 6 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы | 1 |
9 | Система и окружающая среда. Система как черный ящик. | 1 |
10 | Персональный компьютер как система. | 1 |
11 | Как мы познаем окружающий мир. | 1 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия. | 1 |
13 | Определение понятия. | 1 |
| Информационное моделирование | 9 |
14 | Информационное моделирование как метод познания. | 1 |
15 | Знаковые информационные модели. Словесные описания. | 1 |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки. | 1 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц. | 1 |
18 | Вычислительные таблицы. Решение логических задач с помощью таблиц. | 1 |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений. | 1 |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм. | 1 |
21 | Многообразие схем и сферы их применения. | 1 |
22 | Информационные модели на графах. Использование графов при решении задач. | 1 |
| Алгоритмика | 12 |
23 | Что такое алгоритм. | 1 |
24 | Исполнители вокруг нас. | 1 |
25 | Формы записи алгоритмов. | 1 |
26 | Линейные алгоритмы. | 1 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями | 1 |
28 | Алгоритмы с повторениями. | 1 |
29 | Исполнитель Чертежник. | 1 |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов. | 1 |
31 | Алгоритмы с повторениями для исполнителя Чертёжник. | 1 |
32 | Обобщение и систематизация по теме «Алгоритмика» | 1 |
33 | Административная контрольная работа | 1 |
34 | Анализ административной контрольной работы. Итоговое повторение | 1 |