СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Исследовательский проект"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Исследовательский проект"»

Аннотация

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории в 5 классе «Исследовательские проекты» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС OOO) на основе авторской программы Д.В. Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» (Москва, Просвещение, 2011).

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории разработана для обучающихся 5-го класса, которая рассчитана на 35 часов, из расчёта 1 час в неделю. 35 учебных недель.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в проектной деятельности. Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Ее актуальность основывается на возросшей в связи со Стандартом потребности в использования в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на жизненный опыт учащихся, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.

ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы как начального, так и основного общего образования.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы - научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Основная цель программы - создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по внеурочной деятельности «Исследовательские проекты».

Задачи программы:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).


    1. Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты обучения:

- дальнейшее овладение речевыми навыками устной и письменной речи;

- осознание роли риторики в речи людей;

- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;

- интерес к созданию собственных текстов (задачи);

- умение работать в группе.

Коммуникативные умения, являющиеся основой метапредметных результатов обучения:

- овладение основными типами письменных документов, используемых в ситуации реальной коммуникации;

- овладение умением создания текста задачи стандартного характера;

- освоение навыков выполнения чертежа, схемы, таблицы;

- осмысление собственной деятельности в групповом взаимодействии и способов продуктивного выхода из конфликтов;

- овладение умениями согласования процедур совместного действия;

- освоение риторических приемов для улучшения восприятия выступления.

Предметные результаты:

В результате выполнения данной программы обучающиеся должны знать:

- понятие проекта;

- понятие проектный продукт;

- типы проектов и их проектные продукты;

- понятие презентация проекта, ее назначение;

- этапы выполнения проекта;

- структуру проекта;

- критерии оформления письменной части проекта;

- критерии оценки проекта.

В результате изучения курса обучающиеся должны иметь представление:

- о ситуации (реальная и ожидаемая), описание и анализ ситуации;

- о ресурсах и их использовании;

- о способах презентации проекта;

- о написании отчета о ходе проекта;

- о рисках, их возникновении и предотвращении;

- об экспертизе деятельности.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

- определять проблему и вытекающие из неё задачи;

- ставить цель;

- составлять и реализовывать план проекта;

- отбирать материал из информационных источников;

- анализировать полученные данные;

- делать выводы;

- оценивать работу по критериям оценивания;

- выбирать соответствующую форму проектного продукта;

- создавать основные слайды для презентации проекта;

- оформлять результаты проектной деятельности;

- проводить рефлексию своей деятельности;

- работать по с простейшим оборудованием и материалами;

- работать в парах и в группах.

2. Содержание программы курса «Исследовательские проекты»

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Понятие «Учебный проект»

1

2

Алгоритм работы над учебным проектом

2

3

Типы проектов

2

4

Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы

2

5

Планирование деятельности. Формулирование задач.
Ресурсы

2

6

Реализация плана проекта

2

7

Структура проекта. Письменная часть проекта

2

8

Оценивание проекта

2

9

Защита проекта. Презентация

2

10

Анализ проекта

2

11

Погружение в проект

2

12

Разработка

2

13

Оформление

3

14

Презентация результатов

3

15

Создание краткосрочных проектов по выбору

2

16

Создание проектов по заданным темам

2

17

Оценка результатов и процесса проектной деятельности

2


Итого

35 часов


Тема 1. Понятие «Учебный проект» (1 час)

Что такое учебный проект? Основные теоретические сведения, термины. Этапы работы над проектом.

Тема 2. Алгоритм работы над учебным проектом (2 часа)

Учебный проект: основные этапы работы над проектом: проблематизация, целеполагание, планирование, реализация плана, рефлексия, презентация. Деятельность учащихся в группе над проектом «Строим башню». Презентация проекта.

Практическая работа «Алгоритм работы над проектом».

Тема 3. Типы проектов (2 часа)

Проект и его типы. Классификации проектов. Практико-ориентированный проект. Исследовательский проект. Информационный проект. Творческий проект. Игровой проект. Тип проекта, ведущая деятельность, проектный продукт.

Практическая работа «Типы проектов».

Тема 4. Ситуация и проблема. Постановка цели. Формулирование темы (2 часа)

Что такое ситуация? Выделение признаков ситуации. Желаемая и реальная ситуации. Анализ (описание) реальной ситуации. Обоснование желаемой ситуации. Описание ситуации в рамках проекта.

Формулирование проблемы и противоречия, Анализ проблемы с различных точек зрения. Выявление причин возникновения проблемы и путей ее решения. Постановка цели как прогнозируемый результат, Требования к формулированию цели. Связь между достижением цели и решением проблемы проекта.

Практическая работа «Мозговой штурм (проблема, цель, тема проекта)».

Тема 5. Планирование деятельности, Формулирование задач. Ресурсы (2 часа)

Что такое задача? Определение и формирование задач, адекватных целям. Как разбить задачу на шаги. Планирование деятельности. Риски: распознавание, оценка, предотвращение. Что такое ресурсы? Какие бывают ресурсы (информационные, материальные, трудовые). Что может стать ресурсом? Выявление ресурсов.

Практическая работа «Звездочки обдумывания (схематическое изображение составляющих проекта)».

Тема 6. Реализация плана проекта (2 часа)

Работа над основной частью проекта - осуществление намеченных шагов в установленном порядке с применением необходимых деталей и способов, внесение обоснованных изменений в первоначальный замысел. Оформление результатов в виде сценария видеофильма, программы, буклета, статьи, репортажа, дизайна, рубрик газеты, альбома и пр.

Практическая работа «Реализация плана проекта».

Тема 7. Структура проекта. Письменная часть проекта (2 часа)

Основные требования, предъявляемые к структуре и оформлению письменной части учебных проектов. Титульный лист. Содержание. Введение. Основная часть. Заключение. Библиография. Приложение.

Практическая работа «Оформление письменной части проекта».

Тема 8. Оценивание проекта (2 часа)

Что такое экспертиза? Проведение экспертизы своей и чужой деятельности. Критерии оценивания проекта. Способы оценки. Самооценка.

Практическая работа «Оценивание собственного или группового проекта».

Тема 9. Защита проекта. Презентация (2 часа)

Планирование презентации. Техника публичного выступления. Невербальные способы общения. Использование средств наглядности. Критерий «Качество проведения презентации».

Практическая работа «Публичные пробы».

Тема 10. Анализ проекта (2 часа)

Алгоритм написание отчета. Сильные и слабые стороны работы над своим проектом.

Практическая работа «Отчет о работе над проектом».

Тема 11. Погружение в проект (2 часа)

Проблема, тема и цель проекта. Создание групп обучающихся для разработки проектов. Выбор тем.

Тема 12. Разработка (2 часа)

Что такое сборник? Создание сборника средствами программы MS Word. Разделы сборника:

ГЛАВА I. Программа Microsoft Office Excel

    1. Область применения табличного процессора MS Excel

    2. Структура документа MS Excel

    3. Возможности программы MS Excel

ГЛАВА II. Исследование возможностей MS Excel

2.1. Создание расчетных таблиц с использованием элементов управления

2.2. Решение системы линейных уравнений графическим способом

После определения макета альманаха нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение. Например, первый информационный блок - это название альманаха. Под названием альманаха можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей. После этого планируем расположение других тематических блоков. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.

Тема 13. Оформление 3 часа)

Структурирование полученной информации; интеграция полученных УУД.

Тема 14. Презентация результатов (3 часа)

Цель - демонстрация альманаха.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность обучающихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.п.

Тема 15. Создание краткосрочных проектов по выбору (2 часа)

Разработка и защита проекта.

Тема 16. Создание проектов по заданным темам: (2 часа)

История письменности. Современные гаджеты.

Консультации по этапам проекта: цель, планирование, разработка проекта, защита проекта, рекомендация к участию в школьной научно-практической конференции «Шаг в будущее».

Тема 17. Оценка результатов и процесса проектной деятельности (2часа)

Коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оценивает усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность обучающихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе коллективного обсуждения, самоанализа.

3. Тематическое планирование

№ п/и


Тема урока


Кол-во часов


Дата проведения

план

факт

1


Что такое исследовательский проект?


1




2


Виды проектной деятельности

1




3


Выбираем тему проекта


1




4


Определяем цели и задачи

1




5

Целеполагание, актуализация проблемы

1



6


Выдвижение гипотез


1




7

Предмет исследования

1



8


Объект исследования


1




9


Отбор литературы по теме исследования


1




10-11


Ознакомление с литературой


2




12-13

Наблюдение и экспериментирование

2



14


Анализ проделанной работы


1




15


Правильное мышление и логика


1




16


Наблюдательность


1




17


Что такое парадоксы


1




18


Исследование объектов


1




19


Суждения, выводы


1




20-21


Итоговый сбор материала


2




22-23


Обработка и анализ всех полученных данных


2




24-25


Оформление работы


2




26-27

Оформление презентации

2



28-29

Как написать сообщение

2



30-31

Подготовка к выступлению

2



32

Мини-выступление в классе

1



33-35

Анализ проделанной работы

3





Итого


35






8. Планируемые результаты

Предметные УУД

Обучающиеся научатся владеть основными понятиями курса.

Личностные УУД

Обучающиеся научатся:

  • свободно выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

  • активно и созидательно участвовать в мотивированной будущей общественной жизни;

  • заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • знанию отдельных приемов и техник преодоления общественных и социальных конфликтов.

Метапредметные УУД

Обучающиеся научатся:

  • планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

  • выявлять и формулировать проблему;

  • выдвигать гипотезу;

  • планировать этапы выполнения работы;

  • выбирать средства реализации замысла;

  • находить доказательства;

  • работать с разными источниками информации;

  • обрабатывать информацию;

  • структурировать материал;

  • формулировать вытекающие из проекта выводы;

  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

  • контролировать ход и результаты выполнения проекта;

  • представлять результаты выполненного проекта;

  • осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

  • самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • активно использовать информационно-коммуникационные технологии;

  • самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

  • формировать качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе;

  • самостоятельно приобретать новые знания и практические умения, а также умения управлять своей познавательной деятельностью;

  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!