Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Содержание учебного предмета «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.
Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
Тематическое планирование
№п/п | Тема и содержание раздела, количество часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Воспитательный компонент |
1 ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 часов) |
| Что изучает история. Измерение времени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки (1час) | Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет до н. э. и н. э., используя линию времени. Называть и кратко характеризовать источники, рассказывающие о древней истории | |
Первобытность (7 часов) |
| Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций | Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы. Объяснять значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей (орудий труда и др.) для развития человеческого общества | - осознание важности открытия земледелия и скотоводства для развития общества; роли огня в жизни племен; - понимание роли первобытного искусства для формирования человека разумного |
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. (20 часов) Древний Восток |
| Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Военные походы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды. | Показывать на карте территорию и центры древнеегипетского государства. Раскрывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, положение и др.; 2) особенности власти фараонов и порядок управления страной. Объяснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе. Описывать предметы материальной культуры и произведения древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах. | - воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Востока |
| Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона | Показывать на карте местоположение древнейших государств Месопотамии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения, крупнейших городах Древней Месопотамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представления людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних цивилизациях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи) |
| Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | Показывать на карте древние города и государства Восточного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийского алфавита. |
| Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания | Объяснять значение перехода к монотеизму (в иудаизме) |
| Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии; гибель империи. | Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллюстративные материалы). |
| Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зороастризм. | Показывать на карте территорию Персидской державы, объяснять, как она управлялась. |
АНТИЧНЫЙ МИР (39 часов) |
Древняя Греция. (20 часов) |
| Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия населения. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. | - осознание роли первых демократий в истории на примере Афинской демократии; - формирование чувства героизма на примерах героев из мифов Древней Греции; готовности защищать свою родину на примерах героев греко-персидских войн; - воспитание эстетических чувств на примерах поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», искусства Древней Греции |
| Греческие города-государства (политический строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков | Характеризовать политический строй древнегреческих городов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий полис, демократия, олигархия, колонизация, метрополия. Рассказывать о том, как утверждались демократические порядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-политического устройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, определять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегреческие государства. |
| Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. | Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Объяснять, что означало в Древней Греции понятие гражданин, приводить примеры гражданских поступков. Показывать на карте территории древнегреческих государств, места значительных событий |
| Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры. | Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, какую роль играли религиозные культы в греческом обществе. Представлять описание произведений разных видов древнегреческого искусства, высказывая и аргументируя свои оценочные суждения. Объяснять, в чем состоит вклад древнегреческих обществ в мировое культурное наследие. |
| Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. | Показывать на карте направления походов и территорию державы Александра Македонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Александра Македонского. Объяснять причины распада державы Александра Македонского, а также эллинистических государств Востока. |
| Культура эллинистического мира | Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники культуры периода эллинизма |
Древний Рим (19 ч) |
| Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Религиозные верования. Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье | Показывать на карте местоположение древнейших государств на территории Италии. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Италии. Раскрывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому принадлежала власть в Римской республике, кто и почему участвовал в политической борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значение понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использовать карту при характеристике военных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима | - формирование гуманистических, демократических ценностей при изучении военно-политической истории Древнего Рима; - воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Рима |
| Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме | Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, положении трудового населения, рабов. |
| От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. | Показывать на карте владения Римской империи, границы Западной и Восточной частей империи после ее разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее участников, важнейшие события. Рассказывать, как строились отношения между Римом и провинциями. |
| Возникновение и распространение христианства. | Объяснять, в чем заключались предпосылки распространения христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых христиан в Риме. |
| Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | Показывать на карте направления переселений варварских племен и их вторжений на территорию Римской империи |
| Культура Древнего Рима. Римская литература, «золотой век поэзии». Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян | Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведений древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учебника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в культурное наследие человечества. Выявлять примеры влияния античного искусства в современной архитектуре и др. |
| Историческое и культурное наследие Древнего мира (1 час) | | |
| Историческое и культурное наследие древних цивилизаций | Высказывать и обосновывать суждения о значении наследия древних цивилизаций для современного мира | - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера; - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; - усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, созданных народами мира |
Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Интегрированные уроки | Количество часов | Дата |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА | | 70 | | |
Введение в предмет | | 1 | | |
1 | Что изучает история. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. | | 1 | 02.09 | |
Первобытность | | 7 | | |
2 | Первобытность. Расселение древнейшего человека. Р/К. Древнейшие люди, обитатели Севера | | 1 | 07.09 | |
3 | Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Р/К. Родовые общины. Ненцы. Селькупы. | | 1 | 09.09 | |
4 | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Р/К. Религиозные верования. Ханты. Манси. | | 1 | 14.09 | |
5 | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Р/К. Оленеводство. Собирательство. Охота. | | 1 | 16.09 | |
6 | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Р/К. Эпоха древних металлургов. | | 1 | 21.09 | |
7 | Значение первобытной эпохи в истории человечества. Контрольная работа. | | 1 | 23.09 | |
8 | Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.») | Математика | 1 | 28.09 | |
Древний Восток | | 20 | | |
9 | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. Древний Египет. Управление государством (фараон, чиновники). | | 1 | 30.09 | |
10 | Условия жизни. Занятия населения. | | 1 | 05.10 | |
11 | Условия жизни. Занятия населения. | | 1 | 07.10 | |
12 | Военные походы. Рабы. | | 1 | 12.10 | |
13 | Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. | | 1 | 14.10 | |
14 | Храмы и пирамиды. | | 1 | 19.10 | |
15 | Познания древних египтян. Письменность. | | 1 | 21.10 | |
16 | Достижения Древних Египтян. Тестовая контрольная работа. | | 1 | 02.11 | |
17 | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. | | 1 | 04.11 | |
18 | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. | | 1 | 09.11 | |
19 | Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | | 1 | 11.11 | |
20 | Религиозные верования евреев. Ветхозаветные сказания. | | 1 | 16.11 | |
21 | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения | | 1 | 18.11 | |
22 | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | | 1 | 23.11 | |
23 | Персидская держава: военные походы, управление империей. | | 1 | 25.11 | |
24 | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. | | 1 | 30.11 | |
25 | Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии. | | 1 | 02.12 | |
26 | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи и подданные, положения основных групп населения. | | 1 | 07.12 | |
27 | Развитие ремесел и торговля. Религиозно-философские учения (конфуцианство) Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена | | 1 | 09.12 | |
28 | Культурное наследие древневосточных цивилизаций. Тестовая контрольная работ. | | 1 | 14.12 | |
АНТИЧНЫЙ МИР | | 39 | | |
Древняя Греция. | | 20 | | |
29 | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. | | 1 | 16.12 | |
30 | Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). | | 1 | 21.12 | |
31 | Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». | | 1 | 23.12 | |
32 | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | | 1 | 11.01 | |
33 | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. | | 1 | 13.01 | |
34 | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. | | 1 | 18.01 | |
35 | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. | | 1 | 20.01 | |
36 | Развитие земледелия и ремесла Великая греческая колонизация. | | 1 | 25.01 | |
37 | Спортивные состязания. Олимпийские игры | Физическая культура | 1 | 27.01 | |
38 | Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. | | 1 | 01.02 | |
39 | Причины победы греков. | | 1 | 03.02 | |
40 | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | | 1 | 08.02 | |
41 | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование | | 1 | 10.02 | |
42 | Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. | | 1 | 15.02 | |
43 | Литература. Театр. | | 1 | 17.02 | |
44 | Афинская демократия при Перикле. | | 1 | 22.02 | |
45 | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. | | 1 | 24.02 | |
46 | Период эллинизма. Македонские завоевания. | | 1 | 01.03 | |
47 | Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. | | 1 | 03.03 | |
48 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тестовая контрольная работа. | | 1 | 08.03 | |
Древний Рим | | 19 | | |
49 | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | | 1 | 10.03 | |
50 | Римская республика. Патриции и плебеи. | | 1 | 15.03 | |
51 | Управление и законы. Верования древних римлян. | | 1 | 17.03 | |
52 | Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия | | 1 | 29.03 | |
53 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье. | | 1 | 31.03 | |
54 | Рабство в Древнем Риме. | | 1 | 05.04 | |
55 | Реформы Гракхов. | | 1 | 07.04 | |
56 | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. | | 1 | 12.04 | |
57 | Гай Юлий Цезарь. | | 1 | 14.04 | |
58 | Установление императорской власти. Октавиан Август | | 1 | 19.04 | |
59 | Римская империя: территория, управление | | 1 | 21.04 | |
60 | Римская империя: территория, управление | | 1 | 26.04 | |
61 | Возникновение и распространение христианства | | 1 | 28.04 | |
62 | Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.. | | 1 | 03.05 | |
63 | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | | 1 | 05.05 | |
64 | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон. | | 1 | 10.05 | |
65 | Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. | | 1 | 12.05 | |
66 | Быт и досуг римлян. | | 1 | 17.05 | |
67 | Вклад древних римлян в мировую культуру. Тестовая контрольная работа. | | 1 | 19.05 | |
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций | | 1 | | |
68 | Итоговое обобщение по теме: Вклад народов древности в мировую культуру. Чудеса света. Древние государства на земном шаре | | 1 | 24.05 | |