СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа (История 5 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа (История 5 класс)»


Планируемые результаты освоения учебного предмета «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.


Содержание учебного предмета «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА»

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме. От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление.

Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций



Тематическое планирование


№п/п

Тема и содержание раздела, количество часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Воспитательный компонент

1

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (68 часов)


Что изучает история. Измерение вре­мени в истории (счет лет до н. э. и н. э.). Исто­рическая карта. Источники истори­ческих знаний. Вспомогательные истори­ческие науки

(1час)

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участ­вовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Объяснять, как ведется счет лет до н. э. и н. э., используя линию времени. Назы­вать и кратко характеризовать источники, рас­сказы­вающие о древней истории


Первобытность (7 часов)


Расселение древнейшего человека. Че­ловек разумный. Условия жизни и заня­тия первобытных людей. Представления об окру­жающем мире, верования перво­бытных людей. Древнейшие земледельцы и скотово­ды: трудовая деятельность, изобретения. От ро­довой общины к соседской. Появ­ление ремесел и торговли. Возникнове­ние древней­ших цивилизаций

Показывать на карте места расселения древнейших людей. Рассказывать об условиях жизни, занятиях, верованиях пер­во­бытных людей, ис­пользуя текст учебника и изобразительные ма­териалы. Объяснять значение отделе­ния земледелия от ското­водства, открытий и изобретений древнейших людей (ору­дий труда и др.) для развития человеческого общества

- осознание важности открытия земледелия и скотоводства для развития общества; роли огня в жизни племен;

- понимание роли первобытного искусства для формирования человека разумного

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. (20 часов) Древний Восток


Древний Египет. Условия жизни и за­нятия населения. Управление государ­ством (фа­раон, чиновники). Военные по­ходы. Рабы. Религиозные верования египтян. Жре­цы. Фараон-реформатор Эхнатон. Познания древних египтян. Письмен­ность. Храмы и пирамиды.

Показывать на карте территорию и центры древнеегипет­ского государства. Рас­крывать значение понятий и терминов фараон, жрец, раб, пирамида, папирус. Характеризовать: 1) основные группы населения Древнего Египта, их занятия, по­ложение и др.; 2) особенности власти фа­раонов и порядок управления страной. Объ­яснять, в чем заключалась роль религии, жрецов в древне­египетском обществе. Описывать предметы материальной куль­туры и произведе­ния древнеегипетского искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.

- воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Востока


Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Го­рода-го­сударства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, леген­дарные памятники города Вавилона

Показывать на карте местоположение древнейших госу­дарств Месопотамии. Расска­зывать об условиях жизни и занятиях насе­ления, крупнейших городах Древней Месо­потамии. Объяснять, как отражались в древних сказаниях представле­ния людей того времени о мире. Характеризовать источники, рассказывающие о древних ци­вилиза­циях (материальные и письменные источники, законы Хаммурапи)


Восточное Средиземноморье в древ­ности. Финикия: природные условия, занятия жи­телей. Развитие ремесел и тор­говли. Фини­кийский алфавит.

Показывать на карте древние города и государства Восточ­ного Средиземноморья. Объяснять предпосылки и следствия создания финикийско­го алфавита.


Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные ска­зания

Объяснять значение перехода к монотеизму (в иудаизме)


Ассирия: завоевания ассирийцев, культур­ные сокровища Нине­вии; гибель импе­рии.

Рассказывать о культуре Древней Ассирии (используя иллю­ст­ративные материалы).


Персидская держава: военные походы, управление подвластными территориями. Зо­роастризм.

Показывать на карте территорию Персидской державы, объяс­нять, как она управля­лась.

АНТИЧНЫЙ МИР (39 часов)

Древняя Греция. (20 часов)


Древнейшая и архаическая Греция. Условия жизни и занятия насе­ления. Древнейшие государства на Крите. Госу­дарства ахейской Греции (Микены и др.). Троянская война; «Илиада», «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Показывать на карте территории древнегреческих госу­дарств, места значительных событий. Рассказывать об условиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религиоз­ные культы в греческом обществе.

 - осознание роли первых демократий в истории на примере Афинской демократии;


- формирование чувства героизма на примерах героев из мифов Древней Греции; готовности защищать свою родину на примерах героев греко-персидских войн;


- воспитание эстетических чувств на примерах поэм Гомера «Илиада» и «Одиссея», искусства Древней Греции



Греческие города-государства (полити­ческий строй, аристократия и демос). Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины. Утверждение демократии. За­коны Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспи­тание. Организация военного дела. Классическая Греция. Греко-персидс­кие войны: причины, участ­ники, крупней­шие сражения, герои. Причины победы греков

Характеризовать политический строй древнегреческих го­родов-государств (Афины и Спарта). Объяснять значение понятий по­лис, демократия, олигархия, колониза­ция, метрополия. Рас­сказывать о том, как утверждались демократические по­рядки в Афинах. Давать сравнительную характеристику общественно-поли­тического уст­ройства Афин и Спарты. Рассказывать, каким было спартанское воспитание, опреде­лять свое отношение к нему. Объяснять причины и итоги войн, которые вели древнегре­ческие государства.


Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегречес­ком обще­стве. Рабство. Пелопоннесская война. Воз­вышение Македонии.

Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Объяс­нять, что означало в Древней Греции понятие гражда­нин, при­водить примеры гражданских поступков. Показывать на карте территории древнегреческих госу­дарств, места значительных со­бытий


Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образова­ние. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спор­тивные состязания; Олимпийские игры.




Рассказывать о развитии наук, образовании в Древней Греции. Рассказывать об ус­ловиях жизни и занятиях населения Древней Греции. Характеризовать верования древних греков, объяснять, ка­кую роль играли религиозные культы в греческом обще­стве. Представлять описание произведений разных видов древнегре­ческого искус­ства, высказывая и аргументируя свои оце­ночные суждения. Объяснять, в чем со­стоит вклад древнегреческих об­ществ в мировое культурное наследие.


Период эллинизма. Македонские заво­евания. Держава Алексан­дра Македон­ского и ее распад. Эллинистические госу­дарства Востока.


Показывать на карте направления походов и территорию дер­жавы Александра Ма­кедонского. Составлять исторический портрет (характеристику) Алексан­дра Маке­донского. Объяснять причины распада державы Александра Македон­ского, а также эллинистических государств Востока.


Культура эллинистического мира

Раскрывать значение понятия эллинизм. Называть и описывать памятники куль­туры периода эллинизма

Древний Рим (19 ч)


Население Древ­ней Италии: условия жизни и занятия. Эт­руски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.

Римская республика. Патриции и пле­беи. Управление и законы. Религиозные верова­ния.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Рим­ская армия. Установ­ление господства Рима в Среди­земноморье

Показывать на карте местоположение древнейших госу­дарств на территории Ита­лии. Рассказывать об условиях жизни и заня­тиях населения Древней Италии. Рас­крывать значение понятий патриций, плебс, республика. Объяснять, кому при­надлежала власть в Римской республи­ке, кто и почему участвовал в полити­ческой борьбе. Характеризовать верования древних жителей Италии. Раскрывать значе­ние понятий консул, трибун, сенат, диктатор, легион. Использовать карту при характеристике во­енных походов Рима. Характеризовать причины и итоги войн Рима

 - формирование гуманистических, демократических ценностей при изучении военно-политической истории Древнего Рима;


- воспитание эстетических чувств на примерах культурных достижений Древнего Рима



Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме

Рассказывать о хозяйственной жизни в Древнем Риме, по­ложе­нии трудового насе­ления, рабов.


От республики к империи. Граждан­ские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь.

Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: тер­рито­рия, управление.

Показывать на карте владения Римской империи, границы За­падной и Восточной частей империи после ее разделения. Раскрывать значение понятий император, провинция. Характеризовать политическую жизнь в Древнем Риме, ее уча­стников, важнейшие события. Рассказывать, как строились от­ношения между Римом и провинциями.


Возникновение и распространение христианства.


Объяснять, в чем заключались предпосылки распростране­ния христианства в Риме, рассказывать о судьбе первых хрис­тиан в Риме.


Разделение Римской империи на За­падную и Восточную части. Рим и варва­ры. Па­дение Западной Римской империи.

Показывать на карте направления переселений варварских пле­мен и их вторжений на территорию Римской империи


Культура Древнего Рима. Римская ли­тература, «золотой век поэзии». Оратор­ское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архи­тектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян


Рассказывать о культурной жизни в Древнем Риме. Составлять описание архитектурных памятников, произведе­ний древнеримского искусства, используя текст и иллюстрации учеб­ника. Высказывать суждения о вкладе древних римлян в куль­тур­ное наследие человечества. Выявлять примеры влияния ан­тичного искусства в совре­менной архитектуре и др.


Историческое и культурное наследие Древнего мира (1 час)




Историческое и культурное наследие древних цивилизаций

Высказывать и обосновывать суждения о значении насле­дия древних цивилизаций для современного мира

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера;

- воспитание уважительного и доброжелательного отношения к культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира;

- усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей, созданных народами мира


























Приложение к рабочей программе


Календарно – тематическое планирование


№ п/п

Тема урока

Интегрированные уроки

Количество часов

Дата

план

факт

РАЗДЕЛ 1. ПЕРВОБЫТНОСТЬ. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА


70



Введение в предмет


1



1

Что изучает ис­тория. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.


1

02.09


Первобытность


7



2

Первобытность. Расселение древнейшего человека.

Р/К. Древнейшие люди, обитатели Севера


1

07.09


3

Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей.

Р/К. Родовые общины. Ненцы. Селькупы.


1

09.09


4

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей.

Р/К. Религиозные верования. Ханты. Манси.


1

14.09


5

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения.

Р/К. Оленеводство. Собирательство. Охота.


1

16.09


6

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Р/К. Эпоха древних металлургов.


1

21.09


7

Значение первобытной эпохи в истории человечества. Контрольная работа.


1

23.09


8

Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»)

Математика

1

28.09


Древний Восток


20



9

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Египет. Управление государством (фараон, чиновники).


1

30.09


10

Условия жизни. Занятия населения.


1

05.10


11

Условия жизни. Занятия населения.


1

07.10


12

Военные походы. Рабы.


1

12.10


13

Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон.


1

14.10


14

Храмы и пирамиды.


1

19.10


15

Познания древних египтян. Письменность.


1

21.10


16

Достижения Древних Египтян. Тестовая контрольная работа.


1

02.11


17

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность.


1

04.11



18

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.


1

09.11


19

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит.


1

11.11


20

Религиозные верования евреев. Ветхозаветные сказания.


1

16.11


21

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения


1

18.11


22

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи.


1

23.11


23

Персидская держава: военные походы, управление империей.



1

25.11


24

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства.



1

30.11


25

Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.


1

02.12


26

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи и подданные, положения основных групп населения.


1

07.12


27

Развитие ремесел и торговля. Религиозно-философские учения (конфуцианство) Великий шелковый путь. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена


1

09.12


28

Куль­турное на­следие древ­невосточных цивилизаций. Тестовая контрольная работ.


1

14.12


АНТИЧНЫЙ МИР


39



Древняя Греция.


20



29

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия.


1

16.12


30

Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.).


1

21.12


31

Троянская война. «Илиада» и «Одиссея».


1

23.12


32

Верования древних греков. Сказания о богах и героях.


1

11.01


33

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос.


1

13.01


34

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена.


1

18.01


35

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.


1

20.01


36

Развитие земледелия и ремесла Великая греческая колонизация.


1

25.01


37

Спортивные состязания. Олимпийские игры

Физическая культура

1

27.01


38

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои.


1

01.02


39

Причины победы греков.


1

03.02


40

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство.


1

08.02


41

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование


1

10.02


42

Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков.


1

15.02


43

Литература. Театр.


1

17.02


44

Афинская демократия при Перикле.


1

22.02


45

Пелопонесская война. Возвышение Македонии.


1

24.02


46

Период эллинизма. Македонские завоевания.



1

01.03


47

Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.


1

03.03


48

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тестовая контрольная работа.



1

08.03


Древний Рим


19



49

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей.


1

10.03


50

Римская республика. Патриции и плебеи.


1

15.03


51

Управление и законы. Верования древних римлян.


1

17.03


52

Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия


1

29.03


53

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье.


1

31.03


54

Рабство в Древнем Риме.


1

05.04


55

Реформы Гракхов.


1

07.04


56

От республики к империи. Гражданские войны в Риме.


1

12.04


57

Гай Юлий Цезарь.


1

14.04


58

Установление императорской власти. Октавиан Август


1

19.04


59

Римская империя: территория, управление


1

21.04


60

Римская империя: территория, управление


1

26.04


61

Возникновение и распространение христианства


1

28.04


62

Разделение Римской империи на Западную и Восточную части..


1

03.05


63

Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.


1

05.05


64

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон.


1

10.05


65

Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон.


1

12.05


66

Быт и досуг римлян.


1

17.05


67

Вклад древних римлян в мировую культуру. Тестовая контрольная работа.


1

19.05


Историческое и культурное наследие древних цивилизаций


1



68

Итоговое обобщение по теме: Вклад народов древности в мировую культуру. Чудеса света. Древние государства на земном шаре


1

24.05








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!