СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для 6-8 классов составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644). Рабочая программа в соответствии с Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334
Рабочая программа по истории для 6-8 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015. – 77с.). В связи с переходом на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей истории составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего образования по истории.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015 №576):
-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение"
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. - М. "Просвещение"
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Таким образом, целью школьного исторического образования является:
• формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
• овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;
• формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном мире;
• воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном Российском государстве.
Рабочая программа способствует решению следующих задач изучения истории на ступени основного общего образования:
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Данная программа является первым опытом создания единой программы изучения курсов истории России и всеобщей истории по линейной системе изучения истории. С сентября 2015 года образовательные учреждения имеют возможность использовать новый УМК по истории России издательства «Просвещения». Все учебники соответствуют требованиям Концепции нового учебно-методического комплекта по отечественной истории и Историко-культурному стандарту, разработанным Российским историческим обществом. В данной программе используется УМК по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.Торкунова, издательства «Просвещение». Концепция нового учебно-методического комплекта по всеобщей истории и Историко-культурный стандарт по всеобщей истории не приняты. Поэтому в данной программе используется УМК по всеобщей истории для предметной линии учебников А.А.Вигасина - О.С.Сороко-Цюпы издательства «Просвещения». Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень. В соответствии с требованиями Примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015г. № 1/15) была проведена синхронизация курсов всеобщей истории и истории России.
Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
КЛАСС | ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ | ИСТОРИЯ РОССИИ (включая региональный компонент) |
5 | ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Первобытность. Древний Восток Античный мир. Древняя Греция. Древний Рим. |
|
6 | ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ. VI-XV вв. Раннее Средневековье. Зрелое Средневековье. Страны Востока в Средние века. Государства доколумбовой Америки. | ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв. Восточная Европа в середине I тыс. н.э. Образование государства Русь. Русь в конце X – начале XII в. Культурное пространство. Русь в середине XII – начале XIII в. Русские земли в середине XIII - XIV в. Народы и государства степной зоны. Восточной Европы и Сибири в XIII- XVвв. Культурное пространство. Формирование единого Русского государства в XV веке. Культурное пространство. Региональный компонент
|
Общая характеристика учебного предмета (курса) «История»
Структурно предмет «История» включает учебные курсы по всеобщей истории и истории России. Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей истории. В данном курсе предлагается оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История Древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—9 классы), определяется последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Курс обеспечивают реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывают возможности для вариативного построения курсов истории. Изучение всеобщей истории в 5—9 классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом историческом процессе. Курс всеобщей истории призван сформировать у учащихся познавательный интерес, базовые навыки определения места исторических событий во времени, умения соотносить исторические события и процессы, происходившие в разных социальных, национально-культурных, политических, территориальных и иных условиях. В рамках курса всеобщей истории обучающиеся знакомятся с исторической картой как источником информации о расселении человеческих общностей, расположении цивилизаций и государств, местах важнейших событий, динамики развития социокультурных, экономических и геополитических процессов в мире. Курс имеет определяющее значение в осознании обучающимися культурного многообразия мира, социально-нравственного опыта предшествующих поколений; в формировании толерантного отношения к культурно-историческому наследию народов мира, усвоении назначения и художественных достоинств памятников истории и культуры, письменных, изобразительных и вещественных исторических источников. Курс дает возможность обучающимся научиться сопоставлять развитие России и других стран в различные исторические периоды, сравнивать исторические ситуации и события, давать оценку наиболее значительным событиям и личностям мировой истории, оценивать различные исторические версии событий и процессов.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он сочетает историю Российского государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города, представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи. Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Патриотическая основа исторического образования имеет цель воспитать у молодого поколения гордость за свою страну, осознание ее роли в мировой истории. В школьном курсе преобладает пафос созидания, позитивный настрой в восприятии отечественной истории. Тем не менее, у учащихся не должно сформироваться представление, что история России – это череда триумфальных шествий, успехов и побед. В историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды (смуты, революции, гражданские войны, политические репрессии и др.), без освещения которых представление о прошлом во всем его многообразии не может считаться полноценным. Трагедии нельзя замалчивать, но необходимо подчеркивать, что русский и другие народы нашей страны находили силы вместе преодолевать выпавшие на их долю тяжелые испытания. Россия – крупнейшая многонациональная и поликонфессиональная страна в мире. Отмечается, что присоединение к России и пребывание в составе Российского государства имело положительное значение для народов нашей страны: безопасность от внешних врагов, прекращение внутренних смут и междоусобиц, культурное и экономическое развитие, распространение просвещения, образования, здравоохранения и др. Одной из главных задач школьного курса истории является формирование гражданской общероссийской идентичности, при этом необходимо сделать акцент на идее гражданственности, прежде всего при решении проблемы взаимодействия государства и общества. С этим связана и проблема гражданской активности, прав и обязанностей граждан, строительства гражданского общества, формирования правового сознания. На учебном предмете уделяется внимание историческому опыту гражданской активности, местного самоуправления (общинное самоуправление, земские соборы, земство, гильдии, научные общества, общественные организации и ассоциации, политические партии и организации, общества взаимопомощи, кооперативы и т. д.), сословного представительства.
Школьный курс по всеобщей истории предоставляет подростку возможность узнать и понять условия зарождения современной цивилизации, особенности её поступательного развития и ценности. В программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития современной мировой цивилизации.
В современном плюралистическом российском обществе единая концепция исторического образования выступает в качестве общественного договора, призванного обеспечить согласованную и поддержанную обществом версию отечественной и всеобщей истории. Подобный подход не исключает сохранения плюрализма оценок и суждений в рамках исторических исследований, а также методических подходов к преподаванию отечественной истории на различных этапах обучения и воспитания учащихся. Центральной идеей концепции является рассмотрение истории формирования государственной территории и единого многонационального российского народа. Судьба России созидалась единением разных народов, традиций и культур. Это обусловило ключевую роль этнокультурных компонентов, обеспечивающих достижение единства, гармонии и согласия в российском многонациональном обществе.
Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:
• нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, представляющий собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смысле), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;
• национальное государство — государство с общей центральной властью, единой хозяйственно-экономической системой, территорией, историко-культурными ценностями жителей страны;
• национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые духовные ценности и общая историческая судьба;
• формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
• патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т. е. город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
• гражданское общество — общество, способное к самоорганизации на всех уровнях, от местных сообществ до общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся прежде всего общественные группы, организации и коалиции, а также формы прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать свои права и интересы как через власть и закон, так и путём контроля над властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество обязательно предполагает наличие в нём ответственного гражданина, воспитание которого является главной целью образования;
• многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
• межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т. е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран;
• социализация — усвоение человеком социального опыта в процессе образования и жизнедеятельности посредством вхождения в социальную среду, установления социальных связей, принятия ценностей различных социальных групп и общества в целом, активного воспроизводства системы общественных отношений;
• развитие — процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей степени духовной, интеллектуальной зрелости, сознательности, культурности и пр.;
• воспитание — педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества;
• национальный воспитательный идеал — высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных объединений и общественных организаций;
• базовые национальные ценности — основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях;
• духовно-нравственное развитие личности — осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом;
• духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество. Концепция исторического образования строится на основе единства задач обучения и воспитания. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение численности многонационального народа Российской Федерации, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры.
В процессе познания всеобщей истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира — гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в разных странах, учащиеся смогут при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории, познакомиться с примерами героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, всеобщей истории. Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают исторические формы общественных отношений и сотрудничества: всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у учащихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития, осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на том, что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему.
Содержание программы по всеобщей истории ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни. Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами будут способствовать формированию и развитию исторического мышления у учащихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по всеобщей истории в соответствии с программой обеспечит сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность ко всему новому, дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность. Сегодня востребован активный, деятельный, творческий, коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности.
Для этого учителю необходимо помочь учащимся научиться:
— пользоваться информацией;
— общаться;
— создавать завершённый продукт деятельности.
Таким образом, данная программа имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков основной школы. Социокультурная составляющая курса, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации учащихся с современным обществом.
Место предмета (курса) «История» в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в 5-8 классе и 3 часа в 9 классе. В соответствии с учебным планом в рамках основного общего образования в МБОУ Краснополянской СОШ на освоение программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 374 часа учебного времени.
Распределение часов, предназначенных на изучение курсов всеобщей истории и истории России с V по IX классы, осуществляется в соответствии со стандартом и авторской программой:
Класс | Общее количество часов | История России (кол-во часов) | Всеобщая история (кол-во часов) | |||
предметная линии учебников под редакцией А.В.Торкунова | По рабочей программе | предметная линии учебников под редакцией Вигасина – Сороко-Цюпы | По рабочей программе | |||
5 | 68 | --- | --- | 68 | 68 | |
6 | 68 | 40 | 40 | 28 | 28 | |
7 | 68 | 40 | 40 | 28 | 28 | |
8 | 68 | 40 | 40 | 28 | 28 | |
9 | 102 | 60 | 60 | 42 | 42 |
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История
6 КЛАСС
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса истории в 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предше-
ствующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации —материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде обра-
зовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы, презентации и др., а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях и правовых документах и публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности исторических личностей;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси;
• уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
-Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.
-Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
-Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800–1900. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Поурочные разработки. 8 класс..
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.
Дополнительная литература
- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО.
Карты:
Бумажный вариант | Электронный вариант |
Древний Восток. Индия и Китай. Государства древности Древняя Греция Рост Римского государства в 3 в. до н.э. – 2 в. Римская империя 1-3 в. Падение Римской империи Египет и Азия в древности Завоевания Александра Македонского Европа в 14-15 вв. Византийская империя и славяне 6-11 вв. Европа 16-17 вв. Западная Европа. Крестовые походы Европа в 10-11 вв. Индия и Китай в средние века Европа в 14-15 вв. Франки 5-9 вв. Великие географические открытия и колониальные захваты 15-17 вв. Франция с 1794 по 1799 гг. Европа в начале нового времени Война за независимость и образование США Наполеоновские войны. Образование независимых государств в Латинской Америке (19 век) Европа в 50-60е годы 19 века. Европа с 1815 по 1849 гг. Гражданская война в США. Европа 1870-1914 гг. «Территориально-политический раздел мира 1871-1914» «Первая мировая война»
| «Древние государства мира», «Рост территории государств в древности. 3000 г. до н. э. – 200 г. н. э.», «Древний Восток. Египет и Передняя Азия», «Древний Восток. Индия и Китай (III тыс. до н. э. – III в. н. э.)», «Древняя Греция (до середины V в. до н. э.)», «Древняя Греция (V в. до н. э.)», «Завоевания Александра Македонского в IV в. до н. э.», «Древняя Италия», «Рост Римского государства в период республики и империи», «Рост Римского государства III – I вв. до н. э.», «Римская империя в I – III вв. н. э.», «Римская империя в IV – V вв. Падение Западной Римской империи». «Франкское государство в V – середине IX вв.», «Арабы в VII–IX вв.», «Византийская империя и славяне в VI–XI вв.», «Индия и Китай в Средние века», «Западная Европа в XI – начале XIII в.», «Крестовые походы», «Европа в XIV–XV вв.». «Важнейшие географические открытия и колониальные захваты в XV – середине XVI вв.», «Европа в XVI – первой половине XVII в.», «Война за независимость и образование США 1775–1783 гг.», «Франция в период буржуазной революции 1789–1794 гг.», «Европа в 1794–1799 гг.». «Наполеоновские войны. Европа в 1799–1815 гг.», «Образование независимых государств в Латинской Америке в начале XIX в.», «Европа в 1815–1849 гг.», «Европа в 50– 60-х гг. XIX в.», «Гражданская война в США 1861– 1865 гг.», «Территориально-политический раздел мира в 1871–1914 гг.». 9 класс «Территориально-политический раздел мира в 1871– 1914 гг.», «США в конце XIX – начале XX в.»,
|
Российская империя в 16 в. Первобытнообщинный строй Русское государство в 16 веке Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 в. Расширение Русского государства в 16 веке Древнерусское государство Киевская Русь в 9-12 вв. Русские княжества и Золотая Орда в 13 в. Русь в 13 веке. Российское государство в 17 веке Российская империя в 18 веке (Северная война) Россия после реформы 1861г. (развитие капитализма 1861-1900гг.) Отечественная война 1812 года Российская империя с начала 19 века по 1861 г. Крымская война. «Россия XIX – начала XX вв.» «Россия в начале XX столетия» «Русско-японская войны» «Россия 1905-1907. Первая русская революция» «Россия 1907-1914»
|
Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки Всемирной истории»
д/ф «История государства Российского» (500 серий)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
д/ф «Великая Китайская стена»
д/ф «История Олимпийских игр»
д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшая история
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 вв.
«Битва за Москву», 2006 г.
Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.
http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
http://www.vostlit.info/ – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.
http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
http://www.arts-museum.ru/ – официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html –
официальный сайт Государственного Эрмитажа.
http://artchive.ru/ – сайт-хранилище живописи художников разных эпох.
http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации, биографии исторических деятелей).
http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.
http://lesson-history.narod.ru/ – сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам истории).
http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение» А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
• целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
• базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
• умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
• умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
• уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
История Древнего мира (5 класс). Выпускник научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать характеристику общественного строя древних государств;
• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
История Средних веков. От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (6 класс). Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и
значение.
Календарно-тематическое планирование по истории 6 класса 68 часов
№
| Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Оборудование, ЭОР | Домашнее задание | Дата проведения | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
|
|
| ||||||||||||
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ | |||||||||||||||||
1 | Введение. Живое Средневековье | 1 | Урок новых знаний | Исследовать место Средневековья в истории с помощью ленты времени | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Лента времени, учебник | Прочитать введение, повторить исторические источники |
| |||||||
2 | Древние германцы. Сибирь и Великое переселение народов | 1 | Урок новых знаний | формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося | умение определять понятия, создавать обобщения, | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 1, ответ на вопрос «Как появилось неравенство у древних германцев» |
| |||||||
3 | Королевство франков и христианская церковь в VI – VIII веках | 1 | Комбинирован ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | умение устанавливать аналогии, причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение по аналогии) и делать выводы | развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, | Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 2, проч. рассказ о суассонской чаше |
| |||||||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность | 1 | Комбинирован Ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества
| умение обобщать факты |
| Работа с картой, выписка важных фактов, составление сравнительной таблицы | Учебник, карта «Народы и их передвижение в Европе в IV-VIIвв.» | § 3, с. 18, вопрос №4, |
| |||||||
5 | Западная Европа в IX – XI веках
| 1 | Комбинирован Ный | овладение целостными представлениями об историческом пути народов всего человечества | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношенияк истории, культуре, религии, традициям | Работа с картой, выписка важных фактов, | Учебник, карта «Западная Европа в XI- начале XIII в.» | § 4, вопрос «как жили норманны в 8-11 веках » |
| |||||||
6 | Культура Западной Европы в раннее Средневековье | 1 | Комбинирован Ный | приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений | умениестроить логическое рассуждение, умозаключение | формирование целостного мировоззрения | Составление таблицы | Презентация, иллюстрации учебника | § 5, составить карту Земли, какой ее представляли люди раннего Средневековья |
| |||||||
7 | Обобщающий урок по теме «Становление средневековой Европы» | 1 | КомбинированНый |
|
|
|
| Презентация |
|
| |||||||
8 9 | Византия при Юстиниане. Культура Византии | 2 | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информациюиз различных источников | формулировать и обосновывать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 6,7 вопросы
|
| |||||||
10 | Образование славянских государств | 1 | Комбинированный | Умения изучать, систематизировать информацию из различных источников | формулировать и обосновывать выводы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | Иллюстрации учебника, карта «Византийская империя и славяне в VI-XI вв.» | § 8, вопросы, тетрадь |
| |||||||
11
| Арабский мир в VI – XI вв. | 1 | Урок новых знаний | способность исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | устанавливать причинно-следственные связии делать выводы
| понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Работа с картой, с текстом, иллюстрациями | карта «Арабы в VII-XI вв.» | § 9, 10 сост. Сочинение «самое важное достижение арабов» |
| |||||||
12 | В рыцарском замке | 1 | Комбинирован Ный | умение понимать законы «Рыцарской чести» | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи | формирование нравственных чувств и нравственного поведения | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, презентация | § 11 придумать девиз и изобразить герб феодала |
| |||||||
13 | Средневековая деревня и ее обитатели | 1 | Комбинирован Ный | Уметь подтверждать выводы примерами | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни | Выписка важных моментов из текста, работа с иллюстрациями | Учебник, таблица «Средневековое общество» | § 12,вопросы |
| |||||||
14 | Формирование средневековых городов
| 1 | Комбинирован Ный | Умение характеризовать условия и образ жизни, занятия людей населявших города | устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы
|
| Работа с картой, делать выводы по карте | Учебник, карта «Западная Европа вXI- начале XIII в.» | § 13, придумать экскурсию на тему «Что я видел в средневековом городе» |
| |||||||
15 | Горожане и их образ жизни | 1 | Комбинирован Ный | Умение характеризовать условия и образ жизни горожан | строить логическое рассуждение, делать выводы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сложного плана | Видеофрагмент, учебник, презентация | § 14, подготовить краткое сообщение о как возник один из городов |
| |||||||
16 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики | 1 | Комбинирован Ный | знать особенности религиозных верований католической церкви | Умение создавать аналогии, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Составление плана, таблицы, работа с картой | карта «Европа в XIII в.» | § 15, составить схему «Методы борьбы католической церкви с еретиками» |
| |||||||
17 | Крестовые походы | 1 | Комбинирован ный | воспитание уважения к историческому наследию Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | освоение гуманистических традиций современного общества, уважение прав и свобод человека; | Работа с картой, составление таблиц, работа с текстом и документами | карта «Европа в XIII в.» | § 16, заполнить таблицу «Крестовые походы», сделать вывод |
| |||||||
18 | Как происходило объединение Франции | 1 | Комбинирован Ный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 17, |
| |||||||
19 | Что англичане считают началом своих свобод | 1 | Комбинирован Ный | развитие умений, сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию | строить логическое рассуждение | уважение прав и свобод человека | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | § 18 |
| |||||||
20 | Столетняя война
| 1 | Комбинирован Ный | Уметь работать с исторической картой, текстом учебника и историческими источниками | владение устноймонологической контекстной речью | уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой, составление таблицы | карта «Европа в XIII в.», | § 19, ответить на вопрос « в чем состоял подвиг Жанны д' Арк? |
| |||||||
21 | Крестьянские восстания во Франции и в Англии | 1 | Комбинирован Ный | Умение извлекать из исторических источников информацию о восстаниях во Франции и Англии | анализировать и обобщать факты | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Составление сравнительной таблицы | Учебник | §20,сравнительная таблица |
| |||||||
22 | Усиление королевской власти в конце XVв. во Франции и Англии | 1 | Комбинирован Ный | умение работать с разными источниками информациями | смысловое чтение; | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | §2 1- 22, сочините речь от имени Людовика 11 или Карла Смелого. |
| |||||||
23 | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском п-ве | 1 | Комбинирован Ный | воспитание уважения к историческому наследию | умение самостоятельно планировать пути достижения целей | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре других народов, толерантность. | Работа с картой | карта «Европа в XIII в.», | §22 |
| |||||||
24 | Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 | Комбинирован ный | Знать особенности, даты развития Германии и Италии | представлять результаты своей деятельности в форме сравнительной таблицы | освоение гуманистических традиций и ценностей общества, уважение прав и свобод человека | Составление сравнительной таблицы | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 23,таблицу «Германия и Италия в XII - XV вв.» |
| |||||||
25 | Гуситское движение в Чехии | 1 | Комбинирован Ный | Уметь самостоятельно строить рассказ на основе одного -двух источников знаний | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | способность к определению своей позиции и ответственному поведению в обществе | Работа с картой | карта «Европа в XIV-XVвв.» | § 25, составить план - конспект |
| |||||||
26 | Завоевания турками – османами Балканского полуострова | 1 | Комбинирован Ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | уважение прав и свобод человека; | Работа с картой | Учебник | § 26, составить кроссворд по теме |
| |||||||
27 | Культура Раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. | 1 | Комбинирован Ный |
| владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составление сложного плана, составление таблицы | Учебник, видеофрагмент | §29 – 30 ,составить викторину |
| |||||||
28 | Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
ИСТОРИЯ РОССИИ | |||||||||||||||||
1 | Введение в предмет Наша Родина — Россия
| 1 | Урок новых знаний | История России. Индоевропейская группа народов, славянская языковая семья. Исторические источники, их виды. Вспомогательные исторические науки | формулировать и обосновывать выводы | осознание своей идентичности как этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
| Прочитать «Введение», § 1, подготовить пересказ с выделением главных фактов |
| |||||||
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5ч) | |||||||||||||||||
2 | Древние люди и их стоянки на территории современной России | 1 |
| Называть основные языковые семьи и группы, опираясь на таблицу, карту. С помощью учителя и сведений из учебника называть и опреде-лять по карте размещение языковых семей и групп в Евразии в древности, на территории собственного региона | Показывать на карте и описывать границы территории современной России. | Объяснять значимость изучения отечественной истории для каждого жителя страны и своего региона | С помощью учебника, карты объяснять смысл понятия, термина. Использовать карту как источник информации о территории России. |
|
|
| |||||||
3 | Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники | 1 |
| определение терминов и понятий с использованием учебника, словаря: каменный век, присваивающее хозяйство, лед-никовый период, палеолит, ме- золит, неолит, неандерталец. Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. | Система-тизировать информацию графи- чески (лента времени). Самостоятельно извлекать информацию из текста учебника и иллюстраций. Анализировать географическую и историческую карты и делать выводы. Использовать современные источники информации. Выбирать способ решения за- дачи и планировать её выпол- ние | Понимать важность для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики источников древнейшего периода зарождения и развития человечества. Планировать познавательную деятельность под руководством учителя | Использовать изученный мате- риал для аргументации вывода. Участвовать в контрольно-оце- ночной, рефлексивной деятельности. Планировать с помощью учите- ля свою дальнейшую познавательную деятельность по изучаемой теме |
|
|
| |||||||
4 | Образование первых государств | 1 |
| раскрытия общего и особенного в развитии прошлого восточных славян Характеризовать хозяйственную деятельность древнего человека. | использовать карту как источник информации. Устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между историческими объектами. Иллюстрировать примерами различные исторические явления и процессы. |
| Применять изученные в истории Древнего мира понятия: соседская община, законы, социаль-ноенеравенствэксплуатациягосударст |
|
|
| |||||||
5 | Восточные славяне |
| Комбинирован Ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Уметь доказывать и опровергать, чтение исторических карт. |
| §2, проработать карту и составить по ней рассказ |
| |||||||
6 | повторительно-обобщающий урок по теме I | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч) | |||||||||||||||||
7 | Первые известия о Руси | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
8 | Формирование древнерусского государства | 1 | Комбинирован Ный | развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию | умение работать индивидуально и в группе,аргументировать и отстаивать своё мнение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста |
| §3 , анализ исторического источника |
| |||||||
9 | Первые киевские князья
| 1 | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение представлять результаты своей деятельности в формах сообщения | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Выписка нужных материалов из текста |
| §4, подготовить индивидуальные сообщения |
| |||||||
10 | Князь Владимир Святославович Принятие христианства
| 1 | Комбинирован Ный | Умение делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения о политике Я. Мудрого | способность решать творческие задачи | осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Составление плана по тексту и его запись |
| §5 , самостоятельно дать оценку принятия христианства |
| |||||||
11 | Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром. | 1 | Комбинирован Ный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории древнерусской народности | умение строить логическое рассуждение, умозаключение | осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи | Оценивать свою работу и деятельность одноклассников |
| §6, анализ «Русской Правды» |
| |||||||
12 | Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
13 | Общественный строй и церковная организация на Руси | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
14 | Культура Древней Руси IX – XII вв.
| 1 | Комбинирован Ный | Умение использовать дополнительные ресурсы для изучения истории | формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей |
| §7, приготовить презентацию по теме |
| |||||||
15 | Быт и нравы Древней Руси
| 1 | Комбинирован Ный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | способность решать творческие задачи | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира | Определение причинно – следственныхмежпредметных связей |
| §8, нарисовать рисунки древнерусской одежды и оружия. |
| |||||||
16 | Место и роль Руси в Европе. Повторительно-обобщающий урок по теме II |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
17 | Обобщающий урок по теме «Русь в IX – первой половине XIIв.» |
| Комбинированный |
| составлять тезисы |
| Определение причинно – следственных межпредметных связей |
| знать все даты и понятия, работа над ошибками |
| |||||||
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч) | |||||||||||||||||
18 | Начало раздробления Древнерусского государства
| 1 | Комбинирован ный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | умение определять понятия, устанавливать аналогии |
| Выписка нужных материалов из текста |
| §9, знать все княжества по карте, документ с. 83-84 |
| |||||||
19-20 | Главные политические центры: Новгородская земля, Киевское Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества
| 2 | Комбинирован ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | составлять тезисы | понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народов, | Составление хронологических таблиц, соотнесение года, века, тысячелетия и эры. |
| §10 - 11, составить сравнительную таблицу |
| |||||||
21 | Южные и юго-западные русские княжества | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
22 | Повторительно-обобщающий урок по теме Русь в середине ХII — начале XIII в. | 1 | Комбинирован ный |
|
|
| Определение причинно – следственных межпредметных связей |
| знать все даты и понятия, работа над ошибками |
| |||||||
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч) | |||||||||||||||||
23 | Монгольская империя и изменение политической картины мира | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
24 | Батыево нашествие на Русь | 1 | Комбинирован Ный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | устанавливать причинно-следственные связи | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Составление плана по тексту и его запись |
| §12 , подготовить устные сообщения о Ордынских ханах |
| |||||||
25 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинирован ный | Уметь правильно читать несложные карты и картосхемы с опорой на их легенду | умениеиспользовать речевые средства | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, | Выписка нужных материалов из текста |
| §13,, составить рассказ битвы по схеме |
| |||||||
26 | Русь и Золотая Орда | 1 | Комбинирован Ный | способность применять понятийные приемы исторического анализа | Умение логического рассуждения, умозаключения | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Составление плана-схемы изученной темы |
| §14 , анализ исторических документов |
| |||||||
27 | Русь и Литв | 1 | Комбинирован Ный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | работать индивидуально и в группе: | формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку
| Определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий |
| §15, проработать карту и составить по ней рассказ |
| |||||||
28 | Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
29 | Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва |
|
| формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности, что Москва стала центром борьбы с ордынским владычеством | представлять результаты своей деятельности в форме сообщения | формирование целостного мировоззрения | Оценивание своей работы и деятельность одноклассников |
| 18, подготовить устное сообщение |
| |||||||
30 | Культура русских земель в XII - XIII вв. | 1 | Комбинированный | Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия мира | Составлять сложный план |
| §16 Проанализировать «Поучения детям» В.Мономаха с. 136-137 |
| |||||||
31 | Родной край в истории и культуре Руси | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
32 | Повторительно-обобщающий урок по теме«Русь во второй половине XII - XIII в..» | 1 | Комбинированный | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; |
|
|
|
| знать все события и даты |
| |||||||
Тема V. Формирование единого Русского государства (8) | |||||||||||||||||
33 | Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||
34 | Московское княжество в первой половине XV в. | 1 | Комбинирован ный | умение характеризовать место, участников, результаты важнейших исторических событий; | умение соотносить свои действия с планируемыми результатами | усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества | Организовывать деятельность в парах, уметь вести диалог |
| § 17, установить причинно – следственные связи |
| |||||||
35 | Распад Золотой Орды и его последствия | 1 | Комбинирован Ный
| Формирование идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур | Умение анализировать и обобщать факты | формирование целостного мировоззрения | Установление межпредметных связей |
| § 20, , прочитать дополнительную литературу по теме |
| |||||||
36 | Московское государство и его соседи | 1 | Комбинирован ныйи | способность применять понятийный приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого | формулировать и обосновывать выводы | воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
| Формулировать проблемные вопросы |
| § 21, закончить составлять схему управления при Иване III, знать понятия и термины |
| |||||||
37 | Церковь и государство в конце XV –начале XVIвв
| 1 | Комбинирован Ный | Умение самостоятельно строить рассказ, правильно употреблять исторические термины | представлять результаты в виде схемы | формирование целостного мировоззрения | Составление хронологических таблиц |
| § 22, составить схему |
| |||||||
38 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | комбинированный | Актуализировать знания из кур- сов истории, ОРКСЭ. Определять значение слов с помощью словаря | Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять значение слов, понятий. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя прошлое и различное | формирование целостного мировоззрения | пределять причины исторического явления, события. Давать характеристику результатов, выявлять последствия исторического события. Планировать и осуществлять до-полнительнуюпознавательную деятельность по определённой теме. Аргументировать суждение |
| Учебник, материалы для самостоятельной работы и проектной дея-тельности «Русская православная церковь в XV — начале XVI в.». Продолжить составление синхронистической таблицы «История в лицах: современники». |
| |||||||
39 | Повторительно-обобщающий урок по теме V | 1 |
| Систематизировать материал главы. Выделять главные события и итоги | Применять приёмы исторического анализа при работе с текстом. Определять значение слов, понятий. Систематизировать информацию в форме сравнительной таблицы, выделяя прошлое и различное | усвоение гуманистическихдемократических и традиционных ценностей многонационального российского общества |
|
| Написать сочинение по истории и культуре Отечества (до XVI в.) «Чем гордятся россияне» |
| |||||||
40 | Итоговый тест | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|