Рабочая программа предназначена для изучения курса истории в 7 классе, составлена в соответствии с положениями Концепции единого учебно-методического комплекса по отечественной истории, Историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы по истории для 5-10 классов, авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 класс.), авторской программы по Всеобщей истории – Годера Г.И. и Свеницицкоц С.С. Агибаловой Е.В.,Юдовской А.Я., Сороко-Цюпа О.С.
Содержание учебного предмета «История» в основной школе изучается в рамках двух курсов: «История России» и «Всеобщая история».
Цели изучения курса
Целью школьного исторического образования является формирование у обучающихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.
Задачи:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов из расчета 2 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
• осуществлять постановку учебной задачи (при поддержке учителя);
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;
• работать с дополнительной информацией, анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.;
• критически оценивать достоверность информации (с помощью педагога), собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную;
• использовать в учебной деятельности современные источники информации, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и Интернете под руководством педагога;
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в форме письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Предметные результаты изучения истории включают:
• применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);
• установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVI—XVII вв.;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• использование сведений из исторической карты как источника информации;
• овладение представлениями об историческом пути России XVI—XVII вв. и судьбах населяющих её народов;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов;
• использование знаний о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России;
• высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков;
• поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.);
• анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;
• сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.);
• раскрытие характерных, существенных черт: а) экономических и социальных отношений и политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей эпохи Средневековья, оценивание результатов жизнедеятельности исходя из гуманистических установок, национальных интересов Российского государства;
• сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей;
• определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам;
• поиск и презентация материалов истории своего края, страны, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной Российской Федерации;
• расширение опыта применения историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении;
• понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Содержание курса
7 класс
ИСТОРИЯ РОССИИ
Россия в XVI в.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.
Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.
Центральные органы государственной власти. Приказная система. Боярская дума. Система местничества. Местное управление. Наместники.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. Избранная рада. Появление Земских соборов. Специфика сословного представительства в России. Отмена кормлений. «Уложение о службе». Судебник 1550 г. «Стоглав». Земская реформа.
Опричнина, дискуссия о её характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.
Перемены в социальной структуре российского общества в XVI в.
Внешняя политика России в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств, Западной Сибири как факт победы оседлой цивилизации над кочевой. Многообразие системы управления многонациональным государством. Приказ Казанского дворца. Начало освоения Урала и Сибири. Войны с Крымским ханством. Ливонская война.
Полиэтнический характер населения Московского царства.
Православие как основа государственной идеологии. Теория «Москва — Третий Рим». Учреждение патриаршества. Сосуществование религий.
Россия в системе европейских международных отношений в XVI в.
Культурное пространство
Культура народов России в XVI в.
Повседневная жизнь в центре и на окраинах страны, в городах и сельской местности. Быт основных сословий.
Россия в XVII в.
Россия и Европа в начале XVII в.
Смутное время, дискуссия о его причинах.
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Народные ополчения. Прокопий Ляпунов. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Земский собор 1613 г. и его роль в развитии сословно-представительской системы. Избрание на царство Михаила Фёдоровича Романова. Итоги Смутного времени.
Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич. Восстановление экономики страны. Система государственного управления: развитие приказного строя. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Укрепление самодержавия. Земские соборы и угасание соборной практики. Отмена местничества.
Новые явления в экономической жизни в XVII в. в Европе и в России. Постепенное включение России в процессы модернизации. Начало формирования всероссийского рынка и возникновение первых мануфактур.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы.
Социальные движения второй половины XVII в. Соляной и Медный бунты. Псковское восстание. Восстание под предводительством Степана Разина.
Вестфальская система международных отношений. Россия как субъект европейской политики. Внешняя политика России в XVII в. Смоленская война. Вхождение в состав России Левобережной Украины. Переяславская рада. Войны с Османской империей, Крымским ханством и Речью Посполитой. Отношения России со странами Западной Европы и Востока. Завершение присоединения Сибири.
Народы Поволжья и Сибири в XVI—XVII вв. Межэтнические отношения.
Православная церковь, ислам, буддизм, языческие верования в России в XVII в. Раскол в Русской православной церкви.
Культурное пространство
Культура народов России в XVII в. Архитектура и живопись. Русская литература. «Домострой». Начало книгопечатания. Публицистика в период Смутного времени. Возникновение светского начала в культуре. Немецкая слобода. Посадская сатира XVII в. Поэзия. Развитие об- разования и научных знаний. Газета «Вести-Куранты». Русские географические открытия XVII в.
Быт, повседневность и картина мира русского человека в XVII в. Народы Поволжья и Сибири.
НОВАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели.
Что связывает нас с Новым временем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus асt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Темы 18-19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Календарно-тематическое планирование
7 класс
№ | Тема | Кол-во уроков | Планируемые результаты: | Домашнее задание | Дата планируемая | Дата фактическая |
Тема 1. Россия в XVI веке | |
| Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий: великие географические открытия | 1 | Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории | С. 8-10 | | |
| Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий: начало русских географических открытий | 1 | Знать основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней, соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории | С. 10-14, эссе | | |
| Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.: Земледелие.Казачество. Города | 1 | Соотносить общие исторические процессы и отдельные факты | С. 14-17 | | |
| Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.: Ремесло. Городское самоуправление | 1 | Соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | С. 17-20, проект | | |
| Формирование единых государств в Европе и России | 1 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; | §3 | | |
| Российское государство в первой трети XVI в. | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий | §4 | | |
| Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий. | §5, таблица | | |
| Урок-практикум «Начало правления Ивана IV» | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий | С. 42-44, с. 47-49 | | |
| Урок-практикум «Реформы Избранной Рады» | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий | С.44-50 | | |
| Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять причины и следствия важнейших исторических событий | С. 50-58, проект | | |
11111111111111111 | Защищаем проекты по теме «Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в.» | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,; | повторить §5 | | |
| Лабораторная работа по теме «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: восточное и южное направления» | 1 | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,; | с. 58-64, 68-70 | | |
| Урок-практикум «Внешняя политика России во второй половине XVI в.: отношения с Западной Европой, Ливонская война» | 1 | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,; | с. 64-70 | | |
| Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,; | §8 | | |
| Народы России во второй половине XVI в. | 1 | основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории ; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития; | С. 76-81 | | |
| Урок-практикум «Опричнина» | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; | С. 81-55, 87. | | |
| Урок-дискуссия «Итоги царствования Ивана IV» | 1 | определять причины и следствия важнейших исторических событий; соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; | С. 85-89 | | |
| Россия в конце XVI в. | 1 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлении; определять причины и следствия важнейших исторических событий; | § 11 | | |
| Церковь и государство в XVI в. | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат,; | § 12 | | |
| Культура и народов России в XVI в. | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных; исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; | С. 100-108 | | |
| Повседневная жизнь народов России в XVI в. | 1 | . показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных; исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; | С.108-111 | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVI в.» | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных; исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; | повторить…., с. 112 | | |
| Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI в.» | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных; исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; | повторить… | | |
| Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI —начале XVII в. | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; определять причины и следствия важнейших исторических событий; | §13 | | |
| Смута в Российском Государстве: причины, начало | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; определять причины и следствия важнейших исторических событий; | С. 10-15, 18-20 | | |
| Смута в Российском Государстве: борьба с интервентами | 1 | основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; определять причины и следствия важнейших исторических событий; | С15-21 | | |
| Окончание Смутного времени: Семибоярщина. Первое ополчение | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; | С.21-24 | | |
| Окончание Смутного времени: Второе ополчение. Освобождение Москвы | 1 | выявлять существенные черты исторических процессов ,явлений и событий; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | С.24-29 | | |
| Экономическое развитие России в XVII в. | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; выявлять существенные черты исторических процессов ,явлений и событий; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; | §17 | | |
| Россия при первых Романовых: перемены в государствен- ном устройстве | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий. | С. 37-40 | | |
| Россия при первых Романовых: местное самоуправление. Реформа армии | 1 | выявлять существенные черты исторических процессов ,явлений и событий. | С.41-44 | | |
| Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов; использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников; | §19 | | |
| Народные движения в XVII в. | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; выявлять существенные черты исторических процессов ,явлений и событий; | §20 | | |
| Россия в системе Международных отношений: отношения со странами Европы | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | С. 57-62, с. 66-67 | | |
| Россия в системе Международ-ных отношений: отношения со странами исламского мира и с Китаем | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; выявлять существенные черты исторических процессов ,явлений и событий; | С. 62-67 | | |
| «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; основные даты, этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; | §23 | | |
| Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; | § 24 | | |
| Русские путешественники и первопроходцы XVII в.: кто и как шел в Сибирь. Семен Дежнев. | 1 | показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий. | С.88-90 | | |
| Русские путешественники и первопроходцы XVII в.: походы на Дальний Восток. Освоение Сибири. | 1 | использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников. | С.90-93, таблица | | |
| Культура народов России в XVII в.: влияние европейской культуры. Образование. | 1 | давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала, фрагментов исторических источников | С.94-97 | | |
| Культура народов России в XVII в. | | объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры | С.97-102 | | |
| Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. | 1 | выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений | С. 81-87, С. 103-113 | | |
| Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | С. 113-121 | | |
| Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в XVII в.» | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | повторить…, с.121 | | |
| Урок контроля и коррекции знаний по теме «Россия в XVI I в.» | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | повторить…, с. 122 | | |
| Итоговое повторение и обобщение по курсу «Россия в XVI в.- XVIIв.» | 1 | рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, использовать данные исторических и современных источников при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников | проекты | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
По Истории Нового времени. 7 КЛАСС
№ п/п | тема урока | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт |
Глава 1: Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | |
| От Средневековья к Новому времени | 1 | Осознание цели своей работы, определение длительности, последовательности и синхронности исторических событий | С. 4-8 | | | |
| Технические открытия и выход к Мировому океану: новые изобретения и усовершенствования | 1 | Уметь составлять таблицу: достижения, автор и значение. Понимать причинно-следственные связи Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. | С. 9-14 | | |
| Технические открытия и выход к Мировому океану: почему манили новые земли | 1 | Географические представления. Энрике Мореплаватель. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию | С. 14-19 | | |
| Великие географические открытия: Новый Свет | 1 | Знать основные открытия. Уметь составлять хронологическую таблицу Путешествия Христофора Колумба. А. Веспуччи. Ф. Магеллан. Первое кругосветное путешествие. | С.19-22 | | | |
| Великие географические открытия: западноевропейская колонизация | 1 | Западноевропейская колонизация новых земель. Значение Великих географических открытий. | С.22-28 | | |
| Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.: абсолютизм в Европе | 1 | Знать основные понятия: абсолютизм, ливр, мировой судья, меркантилизм. Уметь анализировать исторические явления, выявлять причинно-следственные связи и давать свою оценку. Знать основные положения и понятия урока. Выяснять и понимать разницу между различными формами правления, давать на это свою оценку Усиление королевской власти. Абсолютизм. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. | С. 29-34 | | | |
| Усиление королевской власти в XVI-XVII вв.: монархия. Единая экономическая политика. | 1 | Монарх-помазанник Божий. Создание национальных государств и национальной церкви | С.34-39 | | |
| Дух предпринима-тельства преобразует экономику | 1 | Знать основные положения урока. Делать сравнение признаков феодального и капиталистического общества. Рост городов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые компании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Зарождение капитализма | П. 4 | | | |
| Европейское общество в раннее Новое время. | 1 | Знать основные понятия урока: капиталист, батрак, новое дворянство. Уметь составлять и представлять сообщения, доклады, рефераты Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия, новое дворянство. Низшие слои населения. Законы о нищих. | П. 5 | | | |
| Повседневная жизнь | 1 | Основные черты повседневной жизни. | П. 6 | | |
| Великие гуманисты Европы. | 1 | Знать основные положения урока. Уметь составлять и представлять устные доклады. | П. 7 | | | |
| Мир художественной культуры: эпоха Возрождения | 1 | Сравнительная таблица достижений культуры Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Гуманисты. Первые утопии. Томас Мор. Ф. Рабле.У. Шекспир, М. Сервантес. Музыкальное искусство. | С.75-83 | | | |
| Мир художественной культуры: изобразительное искусство. | 1 | Новые тенденции в изобразительном искусстве. Леонардо да Винчи, М. Буонарроти, Рафаэль Санти. Особенности искусства Испании и Голландии XVIIв | С.83-89 | | | |
| Развитие научных знаний | 1 | Знать основные положения урока. Составление сравнительной таблицы. Доклады Развитие новой науки в XVI—XVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Н. Коперник. Джордано Бруно. Г. Галилей. Научная картина мира. Философия Нового времени. Учение Д. Локка о «естественных» правах человека и разделении властей | 10 | | | |
| Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. | 1 | Знать основные положения и понятия урока: Реформация, революция, протестантизм. Выявлять различие и сходство в формах народных движений Причины Реформации и ее распространение в Европе. М. Лютер. Лютеранская церковь. Протестантизм. Т.Мюнцер. Крестьянская война в Германии: причины, события, значение | 11 | | | |
| Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. | 1 | Учение и церковь Ж. Кальвина. Борьба католической церкви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов. Борьба пап с Реформацией | 12 | | | |
| Реформация в Англии. | 1 | Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII. Англиканская церковь. Елизавета I . Укрепление могущества Англии | 13 | | | |
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | 1 | Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борьба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Нантский эдикт. Ришелье. | 14 | | |
| Тестирование по теме: Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. | 1 | Анализировать исторические факты, раскрывать причинно-следственные связи, сравнивая события, определяя их основные характеристики. Работать с исторической картой | | | | |
55 | Освободительная война в Нидерландах: противоречия обостряются | 1 | Знать основные понятия урока. Выявлять причинно-следственные связи между различными сферами общественной жизни накануне революционных событий | | | |
| Освободительная война в Нидерландах: Испанско-нидерландская война | 1 | Нидерландская революция и рождение Республики Голландии. Особенности экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. | | | |
56 | Революция в Англии | 1 | Знать основные положения урока. Уметь проводить исторические параллели (Нидерландская и Английская революции), выявлять общее и различное | | | |
57 | Международные отношения в XVI-XVIII вв.: причины международных конфликтов | 1 | Причины революции. Гражданская война. Установление республики. Протекторат Кромвеля. Реставрация Стюартов. Рождение парламентской монархии. Права личности и парламентская система в Англии | | | |
| Повторение | 1 | Подведение итогов. | | | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература:
Программно-нормативное обеспечение:
ФГОС: основное общее образование // ФГОС. М.: Просвещение, 2009.
Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Концепция единого учебно-методического комплекса по отечественной истории (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Историко-культурный стандарт (http://минобрнауки.рф/документы/3483).
Данилов А.А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 кл. (основная школа) / А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016.
Учебники, реализующие рабочую программу:
- «История России. 7 класс». Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова. 2 тт. М.: «Просвещение», 2016
Состав учебно-методического комплекта:
Учебник. История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., Токарева А.Я., под редакцией А. В. Торкунова.
Поурочные рекомендации. История России. 7 класс. Журавлева О.Н.
Рабочая тетрадь. История России. 7 класс. Данилов А.А., Лукутин А.В., Артасов И.А.
Комплект карт. История России. 7 класс. Сост. Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов.
Книга для чтения. История России. 6-9 классы. Данилов А.А.
Хрестоматия. История России. 6–10 классы (в 2-х частях). Сост. Данилов А.А.
Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–9 классы. Данилов А.А., Журавлева О.Н., Барыкина И.Е.
Комплект методических материалов в помощь учителю истории. Сост. Данилов А.А.
Технические средства:
1.Проектор
2.Компьютер
3.Экран.
Ресурсы Интернет
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.ug.ru/ - Официальный сайт "Учительской газеты". На сайте представлены новости образования, рассматриваются вопросы воспитания, социальной защиты, методики обучения
http://pedsovet.org/ - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.1september.ru/ru/ - Газета "Первое Сентября" и ее приложения. Информация для педагогов
http://www.it-n.ru/ - Сеть творческих учителей
http://www.pish.ru/сайт журнала «Преподавание истории в школе» с архивом
http://his.1september.ru Газета "История" и сайт для учителя "Я иду на урок истории"
http://www.fipi.ru - ФИПИ
http://www.uchportal.ru/ - учительский портал – по предметам – уроки, презентации, внеклассная работа, тесты, планирования, компьютерные программ
http://rosolymp.ru/ - Всероссийская Олимпиада школьников
http://www.zavuch.info/ - Завуч-инфо (методическая библиотека, педагогическая ярмарка, сообщество педагогов, новости…)
http://www.km-school.ru/r1/media/a1.asp - Энциклопедия Кирилла и Мефодия
http://www.hrono.info/biograf/index.php - Хронос. Коллекция ресурсов по истории. Подробные биографии, документы, статьи, карты
http://www.russianculture.ru/ - портал «Культура России»;
http://www.historia.ru/ - «Мир истории». Электронный журнал
22