Пояснительная записка.
Рабочая программа по истории для учащихся 8 класса составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Лиховской СОШ, учебного плана МБОУ Лиховской СОШ на 2022 – 2023 учебный год в рамках реализации ФГОС для основного общего образования, годового календарного учебного графика МБОУ Лиховской СОШ, концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурного стандарта; на основе Примерной программы по учебным предметам, История 5 - 9 классы (Примерная программа по учебным предметам. История 5-9 классы. М.: Просвещение, 2016 г.), авторской программы по Истории России к предметной линии учебников Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова и др. под редакцией А. В. Торкунова в основной школе (6—9 классы)М: изд - во Просвещение, 2016г; авторской программы «Новая история 7-8 классы» под редакцией А. Я. Юдовской и Л. М. Ванюшкиной. - М.: «Просвещение». Учебники: Н.М.Арсентьев, Данилов А.А и др. под ред. А.В. Торкунова. История России. 8 класс. Учеб. Для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ М., «Просвещение»,2018г.; Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М., Баранов П.А. Всеобщая история. История Нового времени.-8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина; под ред. А.А. Искендерова – М.: «Просвещение»,2019г.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 2 часа в неделю, 35 учебных недель в год.
В соответствии с годовым календарным графиком и расписанием занятий в МБОУ Лиховской СОШ на 2022-2023 учебный год рабочая программа реализуется в 8-х классах за 68 учебных часов и обеспечит рациональное распределение учебного материала.
Срок реализации программы- 1 год.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Важнейшими личностными результатами изучения истории на данном этапе обучения являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период с конца XVII по конец XVIII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• изложение собственного мнения, аргументация своей точки зрения в соответствии с возрастными возможностями;
• формулирование ценностных суждений и/или своей позиции по изучаемой проблеме, проявление доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважение прошлого своего народа, его культурного и исторического наследия, понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования многонационального российского народа;
• соотнесение своих взглядов и принципов с исторически возникавшими мировоззренческими системами (под руководством учителя);
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями;
• обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся (под руководством учителя);
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории предполагают формирование следующих умений:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учебной и познавательной деятельности;
• планировать пути достижения образовательных целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, оценивать правильность выполнения действий;
• осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и другую информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (под руководством учителя);
• работать с материалами на электронных носителях, находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете (под руководством педагога);
• использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать; с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач;
• решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных видах публичных выступлений, в том числе с использованием наглядных средств (высказывание, монолог, беседа, сообщение, презентация, дискуссия и др.), а также в виде письменных работ;
• использовать ИКТ-технологии для обработки, передачи, систематизации и презентации информации;
• планировать этапы выполнения проектной работы, распределять обязанности, отслеживать продвижение в выполнении задания и контролировать качество выполнения работы;
• выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания;
• организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
• определять свою роль в учебной группе, оценивать вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания;
• умение изучать информацию различных исторических источников, раскрывая их познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
В результате изучения курса учащиеся должны знать и понимать:
• имена выдающихся деятелей XVIII в., важнейшие факты их биографии;
• основные этапы и ключевые события всеобщей истории периода конца XVII — XVIII в.;
• важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
• изученные виды исторических источников;
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
• соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
• использовать текст исторического источника при ответе на вопросы и решении различных учебных задач, сравнивать свидетельства разных источников;
• показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
• рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, опираясь на знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчётов об экскурсиях, рефератов;
• соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
• определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
• объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
• использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, для высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира, объяснения исторически сложившихся норм социального поведения, использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Основные виды деятельности обучающихся:
участие во фронтальной беседе;
выполнение устных упражнений;
решение текстовых задач;
выполнение практической работы;
самостоятельная работа;
работа с текстом учебника или иного учебного пособия;
воспроизведение учебного материала по памяти
работа с таблицами;
работа со справочными материалами; работа с различными источниками информации;
конспектирование;
анализ фактов и проблемных ситуаций, ошибок;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
составление плана и последовательности действий;
исследовательская и творческая работа (подготовка докладов, рефератов, презентаций);
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
работа с раздаточным материалом;
работа в парах, группах.
РОССИЯ В КОНЦЕ XVII — XVIII в.(43 часа)
Россия в конце XVII — первой четверти XVIII в.
Политическая карта мира к началу XVIII в. Новые формы организации труда в передовых странах. Формирование мировой торговли и предпосылок мирового разделения труда. Новый характер взаимоотношений между Востоком и Западом. Политика колониализма. Роль и место России в мире Предпосылки масштабных реформ. А. Л. Ордин-Нащокин. В. В. Голицын. Начало царствования Петра I. Азовские походы. Великое посольство.
Особенности абсолютизма в Европе и России. Преобразования Петра I. Реформы местного управления: городская и областная (губернская) реформы. Реформы государственного управления: учреждение Сената, коллегий, органов надзора и суда. Реорганизация армии: создание флота, рекрутские наборы, гвардия. Указ о единонаследии.
Церковная реформа. Упразднение патриаршества, учреждение Синода. Старообрядчество при Петре I. Положение протестантов, мусульман, буддистов, язычников. Оппозиция реформам Петра I. Дело царевича Алексея.
Развитие промышленности. Мануфактуры и крепостной труд. Денежная и налоговая реформы. Подушная подать. Ревизии. Особенности российского крепостничества в XVIII в. и территория его распространения. Российское общество в Петровскую эпоху. Изменение социального статуса сословий и групп: дворянство, духовенство, купечество, горожане, крестьянство, казачество. Зарождение чиновничье-бюрократической системы. Табель о рангах. Правовой статус народов и территорий империи: Украина, Прибалтика, Поволжье, Приуралье, Северный Кавказ,
Сибирь, Дальний Восток. Социальные и национальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Религиозные выступления. Россия в системе европейских и мировых международных связей. Внешняя политика России в первой четверти XVIII в. Северная война: причины, основные события, итоги. Ништадтский мир. Прутский и Каспийский походы. Провозглашение России империей. Формирование системы национальных интересов Российской империи на международной арене, рост её авторитета и влияния на мировой арене.
Культурное пространство империи в первой четверти XVIII в.
Культура и нравы. Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Нововведения, европеизация, традиционализм. Просвещение и научные знания. Введение гражданского шрифта и книгопечатание. Новое летоисчисление. Первая печатная газета «Ведомости». Ассамблеи, фейерверки.
Санкт-Петербург — новая столица. Кунсткамера. Создание сети школ и специальных учебных заведений. Основание Академии наук и университета. Развитие техники. Строительство городов, крепостей, каналов.
Литература, архитектура и изобразительное искусство. Петровское барокко.
Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской истории и культуре. Человек в эпоху модернизации. Изменения в повседневной жизни сословий и народов России.
После Петра Великого: эпоха дворцовых переворотов.
Изменение места и роли России в Европе. Отношения с Османской империей в политике европейских стран и России.
Дворцовые перевороты: причины, сущность, последствия. Фаворитизм. Усиление роли гвардии. Екатерина I.
Пётр II. «Верховники». Анна Иоанновна. Кондиции — попытка ограничения абсолютной власти. Иоанн Антонович.
Елизавета Петровна. Пётр III. Внутренняя политика в 1725—1762 гг. Изменение системы центрального управления. Верховный тайный совет. Кабинет министров. Конференция при высочайшем дворе. Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Ужесточение политики в отношении крестьянства, казачества, национальных окраин. Изменения в системе городского управления.
Начало промышленного переворота в Европе и экономическое развитие России. Экономическая и финансовая политика. Ликвидация внутренних таможен. Развитие мануфактур и торговли. Учреждение Дворянского и Купеческого банков.
Национальная и религиозная политика в 1725—1762 гг. Внешняя политика в 1725—1762 гг. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735—1739 гг. Русско-шведская война 1741—1742 гг. Начало присоединения к России казахских земель. Россия в Семилетней войне 1756—1763 гг. П. А. Румянцев. П. С. Салтыков. Итоги внешней политики.
Российская империя в период правления Екатерины II
Россия в системе европейских и международных связей. Основные внешние вызовы. Научная революция второй половины XVIII в. Европейское Просвещение и его роль в формировании политики ведущих держав и России. Внутренняя политика Екатерины II. Просвещённый абсолютизм. Секуляризация церковных земель. Проекты реформирования России. Уложенная комиссия. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономическая и финансовая политика правительства. Рост городов. Развитие мануфактурного производства. Барщинное и оброчное крепостное хозяйство. Крупные предпринимательские династии. Хозяйственное освоение Новороссии, Северного Кавказа, Поволжья, Урала.
Социальная структура российского общества. Сословное самоуправление. Социальные и национальные движения. Восстание под предводительством Емельяна Пугачёва.
Народы Прибалтики, Польши, Украины, Белоруссии, Поволжья, Новороссии, Северного Кавказа, Сибири, Дальнего Востока, Северной Америки в составе Российской империи. Немецкие переселенцы. Национальная политика. Русская православная церковь, католики и протестанты. Положение мусульман, иудеев, буддистов.
Основные направления внешней политики. Восточный вопрос и политика России. Русско-турецкие войны. Присоединение Крыма. «Греческий проект». Участие России в разделах Речи Посполитой. Воссоединение Правобережной Украины с Левобережной Украиной. Вхождение в состав России Белоруссии и Литвы.
Формирование основ глобальной внешней политики России. Отношения с азиатскими странами и народами. Война за независимость в Северной Америке и Россия. Французская революция конца XVIII в. и политика противостояния России революционным движениям в Европе. Расширение территории России и укрепление её международного положения. Россия — великая европейская держава.
Россия при Павле I.
Изменение порядка престолонаследия. Ограничение дворянских привилегий. Ставка на мелкопоместное дворянство. Политика в отношении крестьян. Комиссия для составления законов Российской империи. Внешняя политика Павла I. Участие России в антифранцузских коалициях. Итальянский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Военные экспедиции Ф. Ф. Ушакова. Заговор 11 марта 1801 г. и убийство императора Павла I.
Культурное пространство империи. Повседневная жизнь сословий в XVIII в.
Образование и наука в XVIII в. Влияние идей Просвещения на развитие образования и науки в России. Зарождение общеобразовательной школы. Основание Московского университета и Российской академии художеств. Смольный институт благородных девиц. Кадетский (шляхетский) корпус.
Деятельность Академии наук. И. И. Шувалов. М. В. Ломоносов. Развитие естественных и гуманитарных наук. Становление русского литературного языка. Географические экспедиции. Достижения в технике. Литература. Живопись. Театр. Музыка. Архитектура
и скульптура. Начало ансамблевой застройки городов.
Перемены в повседневной жизни населения Российской империи. Сословный характер культуры и быта. Европеизация дворянского быта. Общественные настроения.
Жизнь в дворянских усадьбах. Крепостные театры. Одежда и мода. Жилищные условия разных слоёв населения, особенности питания.
Региональный компонент. Наш край в XVIII веке.
Содержание учебного курса
«Всеобщая история. История Нового времени.» - 22 часа
Введение – 1 час.
Тема 1. Рождение нового времени.
Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает новая история. «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его устройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь. Появление машинного производства. Новое время — эпоха великих изменений. Человек Нового времени. Развитие личностных характеристик человека, его стремление к самостоятельности и успеху. Предприниматели. Что связывает нас с Новымвременем. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии — ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия — лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. БартоломеуДиаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: АмеригоВеспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие: Фернандо Магеллан. Земля — шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король — наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон. Дух предпринимательства преобразует экономику. Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торгов- ли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 2. Европа в век Просвещения.
Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескьё: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете, Идеи энциклопедистов — альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения. Мир художественной культуры Просвещения. Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Д. Дефо: образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVIII в.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры. На пути к индустриальной эре. Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса. Английские колонии в Северной Америке. Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты.
Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение Войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции. Ускорение социально- экономического развития Франции в XVIII в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика XV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии — начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет — герой Нового Света. Великая французская революция. От монархии к республике. Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791 г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: черты личности и особенности мировоз- зрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор. Великая французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта. Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера —«якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9—10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах Великой французской революции.
Тема 3. Эпоха революций.
Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Единоличное правление короля Карла I Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции — созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия — республика. Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель — пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeascorpusact» — закон, утверждавший правила ареста и привлечения к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия — владычица морей. Начало и конец эпохи вигов. Международные отношения в XVI—XVIII вв. Причины международных конфликтов в Европе в XVI—XVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война — первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война — Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство —война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
Тема 4. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока — путь самосовершенствования. Государства Востока. Начало европейской колонизации. Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию. Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм. Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отношения. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Тема 5. Повторение. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» - 8 класс.
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | Тип урока | Дата проведения |
8А | 8Б |
План | Факт | План | Факт |
История России |
1 | Тема 1.Введение | 1 | Урок-беседа. | 05.09 | | 05.09 | |
| Тема 2. Россия в эпоху преобразований Петра I. | 14 | | | | | |
2 | Россия и Европа в конце XVIIвека. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений. | 07.09 | | 07.09 | |
3 | Предпосылки Петровских реформ. | 1 | Комбинированный урок. | 12.09 | | 12.09 | |
4 | Начало правления Петра I. | 1 | Комбинированный урок. | 14.09 | | 14.09 | |
5 | Великая Северная война 1700-1721 гг. | 1 | Комбинированный урок. | 19.09 | | 19.09 | |
6 | Реформы управления Петра I. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 21.09 | | 21.09 | |
7 | Экономическая политика Петра I. | 1 | Комбинированный урок. | 26.09 | | 26.09 | |
8 | Российское общество в Петровскую эпоху. | 1 | Урок применения ИКТ. | 28.09 | | 28.09 | |
9 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. | 1 | Урок-беседа. | 03.010 | | 03.010 | |
10 | Социальные и национальные движения. Оппозиция реформам. | 1 | Комбинированный урок. | 05.10 | | 05.10 | |
11 | Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 10.10 | | 10.10 | |
12 | Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Значение Петровских преобразований в истории страны. | 1 | Урок проектной деятельности. | 12.10 | | 12.10 | |
13 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 1 | Урок-дискуссия. | 17.10 | | 17.10 | |
14-15 | Практикум по теме: «Россия в эпоху преобразований Петра I» | 2 | Урок применения полученных знаний и умений. Контрольный тест | 19.10 24.10 | | 19.10 24.10 | |
| Тема 3. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов | 6 | | | | | |
16 | Эпоха дворцовых переворотов. | 1 | Урок усвоения новых знаний и понятий. | 26.10 | | 26.10 | |
17-18 | Внутренняя политика и экономика России в 1725-1762 гг. | 2 | Комбинированный урок. | 07.11 09.11 | | 07.11 09.11 | |
19 | Внешняя политика России в 1725-1762 гг. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 14.11 | | 14.11 | |
20 | Национальная и религиозная политика в 1725-1762 гг. | 1 | Урок проектной деятельности. | 16.11 | | 16.11 | |
21 | Повторение по теме: «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов» | 1 | Урок применения полученных знаний и умений. | 21.11 | | 21.11 | |
| Тема 4. Российская империя при Екатерине II. | 10 | | | | | |
22 | Россия в системе международных отношений. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений. | 23.11 | | 23.11 | |
23-24 | Внутренняя политика Екатерины II. | 2 | Комбинированный урок. | 28.11 30.11 | | 28.11 30.11 | |
25 | Экономическое развитие России при Екатерине II. | 1 | Урок самостоятельной работы | 05.12 | | 05.12 | |
26 | Социальная структура российского общества второй половины XVIII века. | 1 | Комбинированный урок.. | 07.12 | | 07.12 | |
27 | Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва. | 1 | Урок применения ИКТ | 12.12 | | 12.12 | |
28 | Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. | 1 | Урок проектной деятельности. | 14.12 | | 14.12 | |
29 | Внешняя политика Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. | 1 | Урок самостоятельной работы | 19.12 | | 19.12 | |
30 | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Российская империя при Екатерине II» | 1 | Контрольный тест | 21.12 | | 21.12 | |
31 | Практикум по теме: «Российская империя при Екатерине II» | 1 | Комбинированный урок.. | 26.12 | | 26.12 | |
| Тема 5. Россия при Павле I. | 3 | | | | | |
32 | Внутренняя политика Павла I. | 1 | Урок усвоения новых знаний и умений. | 09.01 | | 09.01 | |
33 | Внешняя политика Павла I. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 11.01 | | 11.01 | |
34 | Повторение по теме: «Россия при Павле I.» | 1 | Урок применения полученных знаний и умений. | 16.01 | | 16.01 | |
| Тема 6. Культурное пространство Российской империи в XVIIIвеке. | 9 | | | | | |
35 | Общественная мысль, публицистика, литература. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 18.01 | | 18.01 | |
36 | Образование в России в XVIII веке. | 1 | Урок проектной деятельности. | 23.01 | | 23.01 | |
37 | Российская наука и техника в XVIII веке. | 1 | Урок работы в группах. | 25.01 | | 25.01 | |
38 | Русская архитектура в XVIII веке. | 1 | Урок проектной деятельности. | 30.01 | | 30.01 | |
39 | Живопись и скульптура. | 1 | Урок самостоятельной работы. | 01.02 | | 01.02 | |
40 | Музыкальное и театральное искусство. | 1 | Урок проектной деятельности. | 06.02 | | 06.02 | |
41 | Народы России в XVIII веке. Перемены в повседневной жизни российских сословий. | 1 | Урок применения ИКТ.. | 08.02 | | 08.02 | |
42 | Наш край в XVIII веке. | 1 | Региональный компонент. Урок-беседа. | 13.02 | | 13.02 | |
43 | Итоговое повторение за курс «История России»8 класс. | 1 | Контрольный тест | 15.02 | | 15.02 | |
Календарно-тематическое планирование по курсу:
«Всеобщая история. История Нового времени. » - 8 класс (25 часов).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Тип урока | Дата проведения |
План | Факт |
| Рождение Нового мира. | 7 | | | |
1 | Вводный урок. Мир к началу XVIIIв. | 1 | Урок изучения нового материала | 20.02 | 20.02 |
2 | «Европейское чудо» | 1 | Урок изучения нового материала | 22.02 | 22.02 |
3 | Эпоха просвещения | 1 | Комбинированный | 27.02 | 27.02 |
4 | В поисках путей модернизации | 1 | Комбинированный | 01.03 | 01.03 |
5 | Европа меняющаяся | 1 | | 06.03 | 06.03 |
6 | Мир художественной культуры Просвещения | 1 | Комбинированный | 13.03 | 13.03 |
7 | Международные отношения в XVIIIв. | 1 | Комбинированный | 15.03 | 15.03 |
| Европа в век Просвещения | 4 | | | |
8 | Англия на пути к индустриальной эре | 1 | Комбинированный | 27.03 | 27.03 |
9 | Франция при Старом порядке | 1 | Комбинированный | 29.03 | 29.03 |
10 | Германские земли в XVIIIв. | 1 | Комбинированный | 03.04 | 03.04 |
11 | Австрийская монархия Габсбургов в XVIIIв. | 1 | Комбинированный | 05.04 | 05.04 |
| Эпоха революций | 6 | | | |
12 | Английские колонии в Северной Америке | 1 | Урок изучения нового материала. | 10.04 | 10.04 |
13 | Война за независимость. Создание Соединенных Штатов Америки. | 1 | Комбинированный | 12.04 | 12.04 |
14-15 | Французская революция XVIIIв. | 2 | Комбинированный | 17.04 19.04 | 17.04 19.04 |
16-17 | Европа в годы Французской революции | 2 | Комбинированный | 24.04 26.04 | 24.04 26.04 |
| Традиционные общества Востока. Начало Европейской колонизации. | 8 | | | |
18 | Османская империя. Персия | 1 | Комбинированный | 03.05 | 03.05 |
19 | Индия | 1 | Комбинированный | 10.05 | 10.05 |
20 | Китай | 1 | Комбинированный | 15.05 | 15.05 |
21 | Япония | 1 | Комбинированный | 17.05 | 17.05 |
22-23 | Колониальная политика европейских держав в XVIIIв. | 2 | Комбинированный | 22.05 24.05 | 22.05 24.05 |
24-25 | Итоговое повторение Итоги мирового развития в XVIIIв. | 2 | Контрольный тест Урок контроля и коррекции знаний. | 29.05 31.05 | 29.05 31.05 |
19