РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по курсу «История России»
1801 – 1814
для 9 класса
общеобразовательных организаций
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная рабочая программа по курсу «История России» для 9-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XIX – начале XXI в. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и Примерной основной образовательной программы основного общего образования1.
1. Место и роль исторических знаний в образовании.
Изучение истории России помогает формированию гражданской и национально-культурной идентичности, чувства патриотизма, уважения к своему народу, развитию целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Понимание исторической обусловленности явлений и процессов современного мира, рассмотрение событий и явлений с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставление различных версий и оценок исторических событий и личностей помогают обучающимся осознанно определять личностное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Целью школьного исторического образования является образование, развитие и воспитание личности школьника, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе2.
Цель изучения курса «История России» в 9-ом классе заключается:
в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России в XIX – начале XXI в;
в овладении элементарными методами исторического познания;
в формировании ценностных ориентаций и критического восприятия общественно-политической и исторической информации на основе осмысления исторического пути России, её роли в мировом сообществе, способного применять исторические знания и умения при оценке различных явлений прошлого и настоящего, в учебной и социальной деятельности.
Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной, деятельностной сторон личности школьника с учётом их возрастных и познавательных возможностей.
Задачи курса:
овладение основными знаниями по истории России в XIX – начале XXI в. о: 1)территории и границах Российского государства; 2)основных периодах, ключевых событиях отечественной истории и их участниках; 3)политическом строе страны, отношениях власти и общества; 4)занятиях и образе жизни основных групп населения; 5)развитии духовной и художественной культуры; 6)внешней политике России, её места в европейской и мировой истории3;
формирование способности творчески воссоздавать, анализировать, сопоставлять исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников;
развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать, понимать значение ключевых событий российской истории, деятельности исторических лиц, их места в общем ходе истории России с учётом принципов научной объективности, историзма и хронологической преемственности;
развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;
воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;
понимание культурного многообразия народов, населяющих Россию в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.
Эти знания и ценности создают условия для понимания 9-классниками места и роли Российской империи во всемирно-историческом процессе, значения наследия этого периода для современного общества.
2. Общая характеристика содержания курса
Программа предусматривает изучение в 9-ом классе курса истории российского общества и государства, начиная с социально-экономического развития России в начале XIX века, заканчивая характеристикой внешней политики накануне Первой мировой войны, русской культурой второй половины XIX века.
XIX век стал временем перемен для Европы: социальных, политических, культурных. Они затронули и Россию, специфика эволюции которой заключалась в том, что процессы обновления сочетались с ней консервацией политического режима (самодержавия) и сословного строя.
В первой половине XIX в. Россия не могла не меняться в условиях конкурентной внешнеполитической борьбы. Ведь в XIX в. Российская империя выступала одним из ведущих участников международной политики, а после победы в Отечественной войне 1812 г. и Заграничных походов она стала великой мировой державой, без которой не решался ни один вопрос мировой политики.
В первой половине XIX в. и для власти, и для общества была очевидной архаичность институтов крепостного права. Хотя государство пыталось найти пути решения крестьянского вопроса, оно старалось проводить модернизацию в рамках крепостнического строя. Так, в период правления Александра I (1801 – 1825 гг.) были предприняты попытки реформирования политической системы, немало делалось для гуманизации законодательства, были реформированы механизмы управления многонациональной империей. Однако либеральные начинания сочетались с крепостническим по духу социальным экспериментом по созданию военных поселений и охранительной политикой в университетском образовании в конце царствования.
В годы правления Николая I (1825 – 1855 гг.) государство пыталось проводить экономическую модернизацию авторитарными методами, что вело к усилению централизации административной системы, росту бюрократизма, ужесточению государственного контроля над обществом. В итоге мобилизация государственных ресурсов позволила добиться крупных успехов на таких направлениях, как кодификация законов, развитие университетского и профессионального образования, реформирование государственной деревни, начало железнодорожного строительства. Вместе с тем система государственной опеки сдерживала общественную и частную инициативу, а сохранение сословной системы тормозило социально-экономическое и военно-техническое развитие страны, вело её к отставанию, что в конечном итоге стало одной из причин поражения России в Крымской войне.
Болезненная неудача во внешней политике привела к осознанию властью необходимости проведения масштабных преобразований (отмены крепостного права, земской, городской, судебной, военной реформы, реформы образования). Великие реформы 1860 – 1870-х гг. затронули практически все сферы жизни российского общества. Они позволили России совершить мощный рывок во многих областях социально-экономической жизни. Промышленный переворот, начавшийся в 1830-е гг. и завершившийся в начале 1890-х гг. дал толчок процессу превращения империи из сугубо аграрной страны в аграрно-индустриальную. Великие реформы оказали серьёзное воздействие на социальную жизнь общества. Развитие земского и городского самоуправления, введение института присяжных заседателей и состязательности судебного процесса, ослабление цензуры и, как следствие, рост объёма доступной информации, резкое увеличение возможностей для частных инициатив в экономике, образовании, культуре, благотворительности – всё это привело к быстрому расширению публичной сферы и началу формирования гражданского общества.
Преодоление сословности во многих социальных и культурных областях, последовательная реализация судебной реформы, дальнейший рост образованности и профессионализма бюрократии способствовали зарождению начал современного правового государства. Однако политическая система в целом оставалась незыблемой, и её авторитарный характер с неизбежностью вступал в противоречие с быстро менявшимися социальными, экономическими условиями жизни страны. В силу этого правительственные преобразования эпохи Александра II не имели характера системных реформ.
Трагическая гибель Александра II повлекла за собой корректировку политического курса в сторону ограничения либеральных и всесословных начал. На фоне общеевропейского роста национализма Российское государство обратилось к поиску самобытных путей модернизации. Однако консервация социально-политического и правового строя при растущем динамизме экономического развития привела в конечном итоге к большим противоречиям в развитии страны.
Проблема взаимоотношений общества и власти – узловой вопрос в истории России XIX столетия. Это было время поиска новых форм общественной самоорганизации. Тогда за сравнительно короткий период был пройден путь от светских салонов и университетских кружков к политическим салонам и партиям. Они претендовали на активное участие в управлении страной, вступая в неминуемый конфликт с правительством. В условиях этого противостояния складывался уникальный феномен российской интеллигенции, по самой своей природе чаще всего противостоявшей власти.
Таким образом, выступая инициатором преобразования, правительство не было монополистом в политической сфере, а сама судьба реформ во многом зависела от его повседневного взаимодействия с общественными силами. Примером такого сотрудничества стали реформы Столыпина, в 1906 – 1911 гг., а также установление основ конституционной монархии в 1906 – 1917 7 гг. Деятельность Государственной думы, реформированного Государственного совета и Совета министров России – уникальный (хотя далеко не во всём успешный) для России исторический опыт каждодневного сотрудничества народных представителей и правительственной администрации.
С 1910 г. повышалась политическая активность общества в целом и рабочего движения в частности, одновременно увеличивалась международная напряжённость. Россия и другие страны находились в преддверии мировой катастрофы.
XIX век стал временем высочайших, признанных в мире, достижений русской культуры и науки. Отчётливо проявился процесс демократизации культуры: развивалась не только «высокая», но и массовая культура, произведения писателей, живописцев, композиторов, мастеров театра становились доступными для самых широких слоёв населения (как и в других странах), что явилось одним из важнейших аспектов модернизационного процесса.
Структурно курс делится на три тематических раздела:
Россия на пути к реформам. 1801 – 1861 гг.
Россия в эпоху реформ.
Кризис империи в начале XXI века
В программе реализуются следующие методологические подходы:
многоуровневое представление истории;
многоаспектный (многофакторный) характер истории;
человек в истории;
историко-культурологический подход: пространство диалога.
Многоуровневое представление истории России в 9 классе заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.
Ещё одним важным моментом является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющий личностную значимость для обучающихся. Речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории в контексте истории России способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и этнонациональной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма. Региональная тематика нашла отражение в поурочном тематическом планировании.
Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает изучение причинно-следственных связей, в рамках которого наряду с экономическими и политическими факторами, рассматриваются природно-климатический, личностный, этноконфессиональный, религиозный и т.п. С учетом этих факторов следует рассматривать ключевые явления и процессы российской истории.
Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого
Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства в XIX начале XXI в. Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов способствует формированию у обучающихся гражданской идентичности и умению вести межкультурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подход предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны.
3. Место курса «История России» в учебном плане.
Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 40 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы. Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.
Планируемые результаты освоения курса.
Методологической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.
К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 9-ом классе можно отнести:
ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;
осознание обучающимися своей гражданской идентичности: любовь и уважение к Отечеству, чувство гордости за свою родину, уважение к прошлому многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны;
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религиям, традициям, ценностям народов России через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох, осмысление социально-нравственного опыта поколений: готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование правосознания, нравственного поведения, активной жизненной позиции, расширение социального опыта в практическом применении освоенных знаний как основы для жизненного и профессионального самоопределения.
В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:
способность самостоятельно определять цели своего обучения, планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы;
формулировать для себя новые задачи в учёбе, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения проблемных и познавательных задач;
способность самостоятельно проводитьсамоанализ, самооценку, самоконтроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата;
работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; в Интернете, библиотеках, в индивидуальной образовательной среде, обрабатывать и фиксировать её в соответствии с темой, познавательным заданием и (или) проектной задачей; представлять результаты своей творчески-поисковой работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, схемы, проекты, презентации с использованием ИКТ и др.);
критически анализировать полученную информацию, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, структурировать материал, формулировать обобщения, устанавливать аналогии;
устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;
заниматься учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России в Новое время, её связи с настоящим;
планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);
определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;
следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;
выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.
Планируемые предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 8-го класса содержанием учебного предмета.
Обучающийся научится:
1)работать с хронологией:
- датировать важнейшие события и процессы в истории России в XIX начале XXI в., характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
2) работать с историческими фактами:
- давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, обстоятельства, участники, причины, характер событий и процессов, результаты);
- группировать (классифицировать) факты по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы.
3)работать с историческими источниками:
- читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты: границы, рост территории России в XIX начале XXI в.; основные процессы социально-экономического, политического развития, места важнейших событий, направления военных походов, завоеваний, колонизаций и др.;
- анализировать и обобщать данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;
- сравнивать социально-экономическое и политическое развитие России в XIX начале XXI в; положение основных сословий; социальные движения; российский и европейский абсолютизм;
- изучать свидетельства различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; вырабатывать критическое отношение к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнять комплексные задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;
4)описывать (реконструировать) исторические события:
- рассказывать (устно или письменно) о значительных событиях отечественной истории в XIX начале XXI в. и их участниках; об условиях и образе жизни основных сословий российского общества; достижениях культуры (на основе текста, иллюстраций учебника, фрагментов из документов и др.), выражать своё отношение к ним;
- составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;
5) анализировать, объяснять:
- раскрывать характерные существенные черты: а) экономического и социального развития России в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г)представлений о мире; и общественных ценностях; д) художественной культуры названного периода;
- определять на основе учебного материала причины, следствия, значение: событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
- раскрывать смысл, значение ключевых терминов и понятий, относящихся к данному периоду отечественной истории;
- анализировать, представлять историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, определять общие черты и особенности.
6) работать с версиями, оценками:
- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенных в учебной и дополнительной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории изучаемого периода с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.
Обучающийся получит возможность научиться:
- образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представлений социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого, представлять результаты своей работы в форме конспекта, реферата, рецензий, проектов, презентаций с использованием ИКТ;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников (определение достоверности и принадлежности источника, позиции автора и т.д.), т.е. используя элементарные умения источниковедческого анализа;
- самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, края, города, своей семьи в XIX – начале XX в., способствовать их охране.
Реализация учебной программы предполагает широкое использование межкурсовых, межпредметных связей с литературой, обществознанием. Межпредметные связи высвечивают новые грани понятий и явлений, углубляют получаемые обучающимися знания и одновременно усиливают воспитательную составляющую учебного предмета.
Тематическое планирование курса
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Введение. XIX столетие – особый этап в истории России | 1 |
Раздел I. Россия на пути к реформам. 1801 – 1861 гг. | 15 |
2 | Российское общество в первой половине XIX в. Деревня | 1 |
3 | Промышленность, торговля, городская жизнь в первой половине XIX в. | 1 |
4 | Государственный либерализм: Александр I и его реформы | 1 |
5 | Внешняя политика России в начале XIX в. | 1 |
6-7 | Отечественная война 1812 года | 2 |
8 | От либерализма к охранительству: политика Александра I в послевоенную эпоху | |
9 | Движение декабристов | 1 |
10 | Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 1 |
11 | Экономическая и социальная политика Николая I | 1 |
12 | Общественная и духовная жизнь в 1830 – 1850-х гг. | 1 |
13 | Народы России в первой половине XIX в. | 1 |
14 | Внешняя политика Николая I. Крымская война (1853 – 1856) | 2 |
15-16 | Культурное пространство России в первой половине XIX в. | |
Раздел II. Россия в эпоху реформ | 11 |
17 | Отмена крепостного права | 1 |
18-19 | Великие реформы 1860 – 1870-х гг. | 2 |
20 | Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность | 1 |
21 | Народное самодержавие Александра III | 1 |
22 | Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. | 1 |
23-24 | Культурное пространство России во второй половине XIX в. | 1 |
25 | Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия | 1 |
26-27 | Общественная жизнь России в 1860 – 1890-х гг. | 2 |
Раздел III. Кризис империи в начале XIX в. | 12 |
28 | На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития | 1 |
29 | Российское общество в условиях модернизации | 1 |
30 | Россия в системе международных отношений в начале XIX в. Русско-японская война | 1 |
31 | Накануне Первой российской революции 1905 – 1907 гг. | 1 |
32 | Начало Первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г. | 1 |
33 | Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г. | 1 |
34 | Становление российского парламентаризма | 1 |
35 | Общество и власть после революции | 1 |
36 | Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны | 1 |
37 | Серебряный век русской культуры | 1 |
38 | Просвещение и наука в начале XIX в. | 1 |
39 | | 1 |
40 | | 1 |
41 | | 1 |
42 | Обобщающее повторение | 1 |
1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru
2 Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. С. 5 – 6 (http://rushistory.org/wp-content/uploads/2014/07/koncepcia_final). |
3 Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век”.М. 2016. – С.6.