СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа история России для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа история России для 8 класса»

РАБОЧАЯ

ПРОГРАММА

по курсу «История России» XVIII век

для 8 класса

общеобразовательных организаций


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебная рабочая программа по курсу «История России» для 8-го класса к предметной линии учебников издательства «Русское слово» обеспечивает изучение курса отечественной истории в XVIII веке. Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта к содержанию исторического образования, Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории, включающей Историко-культурный стандарт и Примерной основной образовательной программы основного общего образования1.

1. Место и роль исторических знаний в образовании обучающихся обусловлены их познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности школьника. Выстраивая картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей предмет «История» объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании.

Роль учебного предмета «История» в подготовке молодого поколения к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько они помогают учащимся познать мир, осознать своё место в нём; История служит мостом между прошлым и современностью, она способствует восприятию основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и в то же время знание исторического пути других народов даёт учащимся широкие возможности познания иной культурной среды.

Целью школьного исторического образования является формирование у учащихся целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех её этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России.

Цель изучения курса «История России» в 8-ом классе заключается:

  • в освоении школьниками базовых знаний о важнейших событиях и явлениях истории России в XVIII веке – от царства к империи;

  • в овладении элементарными методами исторического познания;

  • в формировании ценностных ориентаций в ходе ознакомления с внутренним миром людей Нового времени, культурными достижениями российского общества, государства как основы гражданской идентичности.

Курс направлен на создание системы гуманитарного поиска, способствующего становлению основ исторического мышления учащихся, комплексного развития познавательной, эмоционально-ценностной деятельностнойсторон личности школьника с учётом их возрастных и познавательных возможностей.

Задачи курса:

- овладение основными знаниями об историческом пути России в XVIII веке о: 1) территории и границах Российского государства; 2) основных периодах, ключевых событиях отечественной истории и их участниках; 3) политическом строе страны, отношениях власти и общества; 4) занятиях и образе жизни основных групп населения; 5) развитии духовной и художественной культуры; 6) внешней политике России, её места в европейской и мировой истории2;

- формирование способности творчески воссоздавать, анализировать, сопоставлять исторические факты, события на основе работы с разными видами исторических источников;

- развитие способностей обучающихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать, понимать значение ключевых событий российской истории, деятельности исторических лиц, их места в общем ходе истории России с учётом принципов научной объективности и историзма;

- развитие умений самостоятельно овладевать историческими знаниями, аргументировано представлять собственную позицию по актуальным вопросам прошлого;

- воспитание в духе уважения к истории своего Отечества как единого и неделимого многонационального государства;

- понимание культурного многообразия народов, населяющих Россию в изучаемый период, личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта народов России.

Эти знания и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающиеся в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.


2. Общая характеристика содержания курса

Программа предусматривает изучение в 8-ом классе курса истории российского общества и государства, начиная с регентства царевны Софьи и заканчивая правлением Павла I.

В XVIIIв. Россия, как и страны Западной Европы вступила в эпоху Новой истории. Несмотря на наличие значительного материального, технического и духовного потенциала развития, Российское государство, пережившее в XVII в. немало трудностей, начала отставать от ряда европейских стран в технической, военной и культурной областях. Преодоление этого отставания стало общенациональной задачей и определило характерные черты исторического развития России в XVIII в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизации товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, формирование регулярной армии и военного флота, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности.

В ходе преобразований Петра I Россия стала империей, превратилась в одну из великих держав Европы не только в военно-политическом, но и экономическом и культурном отношении.

С завершением периода Петровских реформ и вступлением в эпоху дворцовых переворотов Российская империя продолжала оказывать большое влияние на развитие событий в Европе.

Своего расцвета Российская империя достигла в период правления Екатерины II (1762 – 1796). В это время Россия добилась значительных успехов во внешней политике, обрела высокий авторитет на международной арене, произошли важнейшие территориальные приращения. Активно решались не только внешнеполитические, но и внутриполитические задачи, связанные с административно-территориальным управлением, развитием экономики, регулированием положения различных сословий, просвещением народа. В то же время назрел ряд проблем в развитии страны, связанных как с изменением международной обстановки, так и с недовольством ряда слоёв общества усилением самодержавия (абсолютизма) и крепостничества. Эти проблемы предстояло решить уже в XIX столетии3.

Структурно курс делится на четыре тематических раздела:

  1. Эпоха реформ Петра I.

  2. Россия в эпоху дворцовых переворотов.

  3. Расцвет Российской империи.

  4. Русская культура, наука, общественная мысль после Петра Великого.

В программе реализуются следующие методологические подходы:

  • многоуровневое представление истории;

  • многоаспектный (многофакторный) характер истории;

  • человек в истории;

  • историко-культурологический подход: пространство диалога.

Многоуровневое представление истории России в 8 классе заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и её связи с ведущими процессами мировой истории.

Ещё одним важным моментом является обращение к материалу по региональной истории, богатому наглядной и яркой информацией, вызывающей большой интерес и имеющий личностную значимость для обучающихся. Речь идет о многоуровневом рассмотрении истории государства и населяющих его народов, истории региона, города, села, семьи. Изучение региональной истории в контексте истории России способствует развитию интереса школьников к прошлому и настоящему родной страны, осознанию своей гражданской и этнонациональной идентичности, развитию исторической памяти и воспитанию патриотизма. Региональная тематика нашла отражение в поурочном тематическом планировании.

Многоаспектный (многофакторный) характер истории предполагает признание наличия нескольких одинаково важных факторов исторического развития: природно-климатического, политического, экономического, религиозного и т.п. С учетом этих факторов следует рассматривать ключевые явления и процессы российской истории.

Для преподавания истории в школе исключительно велика роль историко-антропологического подхода. Именно человеческое измерение истории прививает интерес и уважение к своей истории, служит источником и инструментом формирования у молодого поколения личностного, эмоционально окрашенного восприятия прошлого Линия «человека в истории» в курсе отечественной истории раскрывает условия жизни и быта, традиции и ценности российского общества, отношение наших предков к миру природы и соседним народам, к социальным, религиозным и политическим институтам России, к способам самовыражения и реализации творческих способностей личности в разных исторических условиях.

Изучение культуры и культурного взаимодействия между народами нашей страны знакомит школьников с культурными достижениями и традициями народов, входивших в состав Российского государства в XVIIIв. Образы культуры, характеристика многообразия и опыта культурного взаимодействия различных народов способствует формированию у обучающихся гражданской (российской) идентичности и умению вести межкультурный диалог, что особенно актуально в современной школе. Также историко-культурологический подход предполагает формирование бережного отношения к культурному наследию, ценностного отношения к памятникам истории и культуры нашей страны.


3. Место курса «История России» в учебном плане.

Содержание курса, представленное в настоящей Программе, рассчитано на 42 аудиторных учебных часов (2 часа в неделю) по Учебному плану школы. Тематическое планирование носит рекомендательный характер. При планировании учебного процесса учитель может сам определить оптимальную для данной педагогической ситуации последовательность рассмотрения отдельных тем и сюжетов.




  1. Планируемые результаты освоения курса.

Методологической основой преподавания истории в основной школе, согласно ФГОС, является системно-деятельностный подход, обеспечивающий достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов посредством организации активной познавательной деятельности обучающихся.

К важнейшим личностным результатам изучения курса «История России» в 8-ом классе можно отнести:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность умения управлять собой, строить личностные траектории индивидуального и социального развития на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание обучающимися своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, самоидентификации с национальной, этнической и конфессиональной социальной общностью;

  • воспитание патриотизма и уважения к своему Отечеству на основе развития осознания принадлежности к русскому и другим народам России в соответствии с идеями взаимопонимания и мира между людьми и народами;

  • формирование у учащихся ярких, эмоционально окрашенных образов исторической эпохи Нового времени;

  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религиям народов России через приобщение к художественным ценностям отечественной и мировой духовной и материальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

  • освоение гуманистических традиций, ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, развитие культуры межэтнических отношений;

  • формирование правосознания, нравственного поведения, активной жизненной позиции, расширение социального опыта в практическом применении освоенных знаний как основы для жизненного и профессионального самоопределения.

В ряду метапредметных результатов изучения истории можно отметить следующие умения:

  • способность самостоятельно планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, видами учебной и домашней работы;

  • формулировать для себя новые задачи в учёбе, оценивать правильность выполнения действий;

  • способность самостоятельно осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения учебной задачи;

  • проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и справочной литературе, в сети Интернет, библиотеках, обрабатывать и фиксировать её в соответствии с темой, познавательным заданием и (или) проектной задачей; представлять результаты своей творчески-поисковой работы в различных формах (устные сообщения, письменные работы: таблицы, рассказы, планы, схемы, проекты, презентации с использованием ИКТ и др.);

  • критически анализировать полученную информацию, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, определять понятия, формулировать обобщения, устанавливать аналогии;

  • устанавливать причинно-следственные связи, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции;

  • логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);

  • решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приёмы, выделять новые для себя направления в изучении истории и культуры России в Новое время, её связи с настоящим;

  • составлять сложный план изучаемой темы;

  • использовать условно-графическую, изобразительную наглядность и статистическую информацию для изучения событий (явлений, процессов), истории России конца XVII – XVIII в. и Новой истории XVIII в.;

  • планировать и организовывать учебное сотрудничество в соответствии с задачами изучения истории, спецификой источников, в том числе индивидуально, в группах с одноклассниками, в парах и во взаимодействии со взрослыми (учителя, родители, сотрудники учреждений культуры);

  • определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат;

  • следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • обсуждать и оценивать собственные достижения, а также достижения других обучающихся.

  • выявлять позитивные и негативные факторы, влияющие на результаты и качество выполнения задания.

Планируемые предметные результаты проявляются в знаниях, умениях, характеризующих качество, «уровень» овладения учащимися 8-го класса содержанием учебного предмета.

Обучающийся научится:

1)работать с хронологией:

- локализовать во времени (на основе знания хронологии) основные этапы и ключевые событий отечественной и всеобщей истории Нового времени, соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время, оперировать историческими датами;

- датировать важнейшие события и процессы истории России XVIIIв. (преобразований Петра I, дворцовых переворотов, становления и развития абсолютизма, социальных движений, войн), характеризовать их в контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской цивилизации и государственности;

2) работать с историческими фактами:

- давать комплексную характеристику важных фактов истории (время, место, обстоятельства, участники, причины, характер событий и процессов, результаты);

- группировать (классифицировать) факты по предложенным в заданиях признакам и самостоятельно (исторические периоды, этапы развития, формы государственного устройства и др.), делать обобщающие и оценочные выводы.

3)работать с историческими источниками:

- использовать историческую карту как источник информации о границах России: рост территории России в конце XVII-XVIII вв.; крупнейшие центры промышленного производства; направления военных походов (Азовские и Прутский, Итальянский и Швейцарский А.В. Суворова); ход кампаний и войн (Северная война, Семилетняя война, Русско-турецкие войны и др.); районы народных движений, колонизации и др.;

- анализировать и обобщать данные исторической карты, дополняя и конкретизируя ими информацию учебника и других источников;

- сравнивать социально-экономическое и политическое развитие России в XVII – XVIII вв.; положение основных сословий; социальные движения XVII – XVIII вв.; российский и европейский абсолютизм;

- изучать свидетельства различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; вырабатывать критическое отношение к документу путем сопоставления сведений из разных источников; выполнять комплексные задания по тексту учебника, документам, иллюстрации;

- проводить атрибутацию письменного исторического источника, анализировать представленную в нём информацию, позицию автора, участников событий, определять в тексте источника основную и второстепенную информацию;

4)описывать (реконструировать) исторические события:

- рассказывать (устно или письменно) о значительных событиях отечественной истории XVIII в. и их участниках; об условиях и образе жизни основных сословий российского общества; достижениях культуры (на основе текста, иллюстраций учебника, фрагментов из документов и др.), выражать своё отношение к ним;

- характеризовать: процесс становления российского абсолютизма; расширение российской империи; «просвещённый абсолютизм» Екатерины II; социально-экономическое развитие страны в XVIII веке и социальные движения;

- составлять различные таблицы (хронологические, генеалогические, синхронистические) и работать с ними;

5) анализировать, объяснять:

- раскрывать характерные существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVIII веке; б) эволюции политического строя (включая понятия «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры названного периода;

- определять на основе учебного материала причины, следствия, значение: процессов отечественной истории в XVIII в. (Петровские реформы, становление империи, дворцовые перевороты, внутренняя и внешняя политика власти, социальные движения, развитие просвещения, культуры и др.;

- раскрывать смысл, значение ключевых терминов и понятий, относящихся к данному периоду отечественной истории;

- сопоставлять развитие России и других стран в конце XVII-

XVIII вв., определять общие черты и особенности.

6) работать с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенных в учебной и дополнительной литературе;

- определять и объяснять (аргументировать) своё отношение и оценку наиболее значительных событий и личностей в истории изучаемого периода с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий.

Обучающийся получит возможность научиться:

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России и других стран в Новое время;

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

- сравнивать свидетельства различных исторических источников (определение достоверности и принадлежности источника, позиции автора и т.д.), т.е. используя элементарные умения источниковедческого анализа;

- образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп российского общества, описывать памятники истории и культуры России, используя основные и дополнительные источники, а также приемы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в форме рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

- самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

Реализация учебной программы предполагает широкое использование межкурсовых, межпредметных связей с литературой, обществознанием. Межпредметные связи высвечивают новые грани понятий и явлений, углубляют получаемые обучающимися знания и одновременно усиливают воспитательную составляющую учебного предмета.


  1. Тематическое планирование курса


урока

Тема урока

Кол-во часов

1

Введение. Россия в XVIIIвеке: от царства к империи

1

Раздел I. Эпоха реформ Петра I

10

2

Начало правления Петра I

1

3-4

Северная война

2

5

Реформы управления Петра I

1

6

Экономическая политика Петра I

1

7

Народные движения в началеXVIIIв.

1

8-9

Перемены в области культуры и быта

2

10

Значение петровских преобразований в истории страны

1

11

Обобщающее повторение

1

Раздел II. Россия в эпоху дворцовых переворотов

7

12

Россия после Петра I. Начало эпохи дворцовых переворотов

1

13

Екатерина I и Петр II

1

14

ПравлениеАнныИоанновны

1

15

Внутренняя и внешняя политика России в 1725 – 1741 гг.

1

16

Правление Елизаветы Петровны

1

17

Внешняя политика России в правление Елизаветы Петровны. Семилетняя война

1

18

Внутренняя политика правительства Елизаветы Петровны. Петр III

1

Раздел III. Расцвет Российской империи

12

19

Внутренняя политика Екатерины II и просвещенный абсолютизм

1

20

Сословная политика Екатерины II

1

21

Крепостное право в России во второй половине XVIIIвека

1

22-23

Экономическая жизнь России второй половины XVIIIвека

2

24

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

1

25-26

Внешняя политика России в 1760-1790-е годы

2

27

Народы Российской империи в XVIIIвеке

1

28

Освоение Новороссии

1

29

Россия в царствование Павла I

1

30

Обобщающее повторение

1

Раздел IV. Русская культура, общественная мысль после Петра Великого

6

31

Развитие образования

1

32

Развитие российской науки

1

33

Общественная мысль второй половины XVIIIвека

1

34

Русская литература, театральное и музыкальное искусство

1

35

Российская художественная культура XVIIIвека

Архитектура. Скульптура. Живопись.

1

36

Культура и быт российских сословий

1

37



38



39



40







1 Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015. См. на сайте реестра примерных основных общеобразовательных программ http://fgosreestr.ru

2 Алексашкина Л.Н. Методическое пособие к учебнику В.Н. Захарова, Е.В. Пчелова «История России. XVIII век”.М. 2016. – С.6.

3 Программа и тематическое планирование курса «История России» 6-9 классы. Авторы-составители: Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, В.Н. Захаров, П.В. Лукин и др. М.,2015. – С.22-23.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!