Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов «основного» общего образования, Примерных программ по изобразительному искусству УМК «Начальная школа XXI века», а также авторской программы Л.Г. Савенковой, Е.А. Ермолинской. «Изобразительное искусство».
Авторская программа по изобразительному искусству рассчитана на 30-35 часов. В соответствии с Учебным планом лицея "Интеллект" и годовым календарным учебным графиком на 2020/2021 год рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 1 класса АНОО «Лицей «Интеллект» рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель).
Данный УМК включён в федеральный перечень учебников и реализует требования ФГОС.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство 3 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство 3 класс рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. / Л. Е. Журова, М. И. Евдокимова. – М.: Вентана-Граф, 2020.
Цели и задачи курса
Основной целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений
профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной
деятельности;
освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Общая характеристика учебного предмета.
Определяющими характеристиками данной программы являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство»,
разработанной в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования».
Данная программа учитывает передовой опыт современных направлений педагогики искусства в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имен, тенденций, произведений искусства.
Современный уровень социокультурного развития общества диктует иную культуру общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), требует от учебных программ созвучных педагогических характеристик, обеспечивающих полихудожественное развитие школьников.
Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:
1. Духовное возвышение ребенка.
2. Действие, радость, увлечение школьника работой.
3. Живое общение с искусством.
4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.
5. Опора на региональный компонент в обучении.
6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.
7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,
8. Раскрытие разных сторон жизни искусства.
9. Активное творчество самих детей.
Место изобразительного искусства в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом данная рабочая программа рассчитана на 35 часа в год (1 час в неделю, исходя из продолжительности учебного года 34 учебные недели).
Ценностные ориентиры содержания.
Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач,
последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.
Планируемые результаты освоения курса.
К концу второго года обучения обучающиеся должны
получить начальные сведения:
об основных видах и жанрах изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и
эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
• об основных средствах композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного
центра);
• о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
• о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и
удалённости источника освещения;
• о делении цветового круга на группу «холодных» и «тёплых» цветов, промежуточный зелёный, на хроматические и ахроматические
цвета;
• о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
• о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
• о видах изобразительного искусства;
• о роли фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
• о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает
художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
• об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками;
• о рисунке (живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре).
пользоваться понятиями и высказывать простейшие суждения:
• о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может
передать художник);
владеть приёмами:
• выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
• правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист
бумаги;
• использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
• использовать навыки компоновки;
• передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного
произведения;
• передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше,
ближние предметы крупнее равных им, но удалённых и т.п.);
выполнять самостоятельно:
• применять приёмы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель,
гуашь, и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
• менять направления штриха, линии, мазка согласно форме;
• составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщённых и переработанных форм растительного мира, из геометрических
форм;
• лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
• составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).
Метапредметные результаты:
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также
межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на
занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно
выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Учащиеся получат возможность:
• овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска
дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике,
моделированию и т.д.;
• научиться планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты
решения различных художественно-творческих задач;
• рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
• осознанно стремиться к освоению нового, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом
отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством
учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач
данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Групповые технологии
Компьютерные технологии обучения
Частнопредметные педагогические технологии:
Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
Природосообразные технологии
Технология саморазвития (М. Монтессори)
Технологии развивающего обучения:
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко), что отражено в календарно-тематическом планировании.
Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться здоровьесбережение, так как оно как никогда актуально в учебно-воспитательном процессе и формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет не только освоение обучающимися предметных умений, но и развитие у них общих учебных умений и обобщённых способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности.
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Раздел, тема урока | № урока по теме | Требования ФГОС Планируемые результаты | Вид контроля | Дата |
Универсальные учебные действия | Предметные | По плану | фактически |
Знать | Уметь |
Что значит быть художником.-(1ч.) |
1 | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. Примерные темы композиций: «Букет из осенних листьев», «Поляна с ландышами», «Дом на горе» | 1 | Коммукативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Изучать окружающий предметный мир и мир природы, Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Овладевать приёмами работы красками и кистью. | Наблюдать за природными явлениями. Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий в природе (грозы, огня, дождя, северного сияния, радуги, цветущего луга). | текущий | 07.09.20 | |
Предметный мир. – (5ч.) |
2 | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды | 1 | Коммуникативные УУД: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме; | Знать природные объекты (камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.). | Представлять, откуда и когда появилось искусство Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику. Выбирать материал и инструменты для изображения. | 14 | 09.09.20 | |
3 | Открытое и закрытое пространство. Примерные темы композиций: «Облака и птицы в небе», «Гроза в лесу», «Корабли в море», «Подводные обитатели», «Волчица и волчата», «Красные рыбки в пруду», «Лягушки в болоте», «Горные вершины». Работа в технике акварели «по сырому» | 3 | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы в природе. | Передавать в цвете своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности. Изображать по памяти и представлению | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 21.09.20 | |
4 | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озёра. Условное изображение карты рельефа, художественное отображение ландшафта в картине. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет) | 1 | Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану Познавательные УУД: формировать первичные живописные навыки | Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; | Уметь высказывать свои представления и объяснять их. | Фронтальная Выставка работ | 28.09.20 | |
5 | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции: вертикальный, горизонтальный, вытянутый, квадратный, овальный и др. Примерные темы композиций: «Гнездо аиста над деревней», «Грозовые тучи», «Ночь, метель, улица», «Закат солнца, сумерки», «Весна» | 4 | Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | Изучать окружающий предметный мир и мир природы, Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Овладевать приёмами работы красками и кистью. | Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве; об отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии, уметь передавать его в рисунке | Практическая Фронтальная Выставка работ | 05.10.20 | |
6 | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике | 5 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | | Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 12.10.20 | |
Многообразие открытого пространства. - (11 ч.) |
7 | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. Примерные темы композиций: «Яхты в море», «Солнечный день в горах», «Зимний пасмурный день в горах», «Дюны», «Прогулка в парке». Передача в пейзаже двух разных состояний природы — солнечного дня и пасмурного утра | 1 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: изображать характерные особенности пейзажа родной природы Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Знать цвета контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). | Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове; повседневные звуки с музыкальными (нахождение различий и сходства). | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 19.10.20 | |
8 | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). Примерные темы композиций: «Осенний букет», «Морской натюрморт с ракушкой». Композиционное размещение предметов | 2 | Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций Познавательные УУД: ознакомление с многообразием бабочек | «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера. . | Проводить коллективные исследования о творчестве художников. Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре. Воспринимать и оценивать скульптуру в музее и в окружающей действительности | Фронтальная Выставка работ | 26.10.20 | |
9 | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: весна — изготовление скворечника, посевная; лето — сенокос, езда на велосипеде, купание; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима — катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы | 6 | Коммуникативные УУД: работать самостоятельно, используя умения и навыки Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Знать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки). | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 09.11.20 | |
10 | Освоение разнообразных видов штриха. Зависимость штриха от используемого графического материала и характера изображаемого предмета. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки | 7 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. | Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе. | Практическая Фронтальная Выставка работ | 16.11.20 | |
11 | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам. Создание конструкции летательного аппарата в технике бумажной пластики | 8 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | | Получать сложные цвета путём смешения двух красок (жёлтый-красный, синий-жёлтый, красный-синий); составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски. Передавать с помощью цвета настроение, впечатление в работе,создавать художественный образ. | Практическая Фронтальная Выставка работ | 23.11.20 | |
12 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина», «Стойкий оловянный солдатик, китайский болванчик и балерина» | 9 | Коммуникативные УУД: работать в группах, принимать решения. Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности; | | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Вносить свои изменения в декоративную форму. Работать с готовыми формами. Создавать коллективные работы. | Практическая Фронтальная Выставка работ | 30.11.20 | |
13 | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка», «Игры на перемене», «Футбол» | 3 | Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД:проговаривать последовательность действий на уроке Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; передавать выразительную пластику движения | Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики, что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор. | Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 07.12.20 | |
14 | Работа в малых группах. Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. Примерная тема: «Детский городок». Использование несложного каркаса. Предварительное обсуждение эскиза будущей работы и распределение обязанностей | 2 | Коммуникативные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | | Работать с крупными формами. Конструировать замкнутое пространство, используя большие готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные старшеклассниками или родителями). Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. | Самостоятельная работа. Коллективная Выставка работ | 14.12.20 | |
15 | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказкам Х.-К. Андерсена, Н.Н. Носова, Дж. Родари. Примерные темы композиций: «Дома в виде ракушки для подводного царства», «Городок, где жил Чиполлино», «Цветочный город» | 4 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности | | Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного. | Фронтальная Выставка работ | 21.12.20 | |
16 | Создание вазы из «камня» для конкретного интерьера на основе информации и впечатлений, полученных на экскурсии в музей. Основой вазы может стать стеклянная ёмкость (бутылка, пузырёк или баночка). Лепка из цветного пластилина или работа с помощью бумаги и клея | 10 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; | Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве; цвета и настроения. Создавать подарки своими руками. | Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе (цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.) Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 28.12.20 | |
17 | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. Эту работу можно выполнить в технике бумажной пластики или с помощью цветного пластилина Работа в определённой цветовой гамме: сближенные цвета — мягкая цветовая гамма (замутнение цвета чёрным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок» | 11 | Коммуникативные УУД: вести устный диалог, прогнозировать. Регулятивные УУД: работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций Познавательные УУД: ознакомление с многообразием техник изобразительного искусства. | Знать виды народного искусства, народные промыслы | Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного. Представлять соразмерность форм в объёме Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из цветного пластилина с использованием готовых форм. Создавать коллективные композиции. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 11.01.21 | |
О чём и как рассказывает искусство? -(12ч.) |
18 | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. Развитие умения определять выразительный язык художественного произведения, созвучный настроению, ритму природы | 3 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 18.01.21 | |
19 | Композиции на передачу контраста в рисунке. Примерные темы композиций: «День и ночь», «Унылое и радостное», «Высокое и тонкое, низкое и толстое», «Мягкое и пушистое, твёрдое и колючее», «В гостях у Хозяйки Медной горы», «Дюймовочка в жилище полевой мыши» | 12 | Коммуникативные УУД: _ задавать вопросы, прогнозировать результат своей работы. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | Знать простейшую плановость пространства и динамику. | Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше —выше. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 25.01.21 | |
20 | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. Воспитание потребности выразить визуальными средствами звуки природы | 13 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Знать характерные черты внешнего облика человека. | Использовать пропорциональные соотношения лица. Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 01.02.21 | |
21 | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) | 14 | Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: строить речевые высказывания в устной форме | Знать конструктивные особенности природных объектов. | Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц). | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 08.02.21 | |
22 | Коллективные творческие исследования, связанные с выявлением особенностей графического решения заглавных букв (буквиц) разными художниками в текстах сказок, былин, сказаний. Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете | 15 | Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | Знать конструктивные особенности природных объектов. | Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и окружающей действительности | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 15.02.21 | |
23 | Создание сюжетных объёмно-пространственных композиций по мотивам театральной постановки. Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки | 5 | Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Знать, каким образом художник изображает предметы и события Знать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать, представить и объяснить. | Отличать материалы и инструменты художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности | Практическая Фронтальная Выставка работ | 22.02.21 | |
24 | Вовлечение школьников в мир сказочных героев, способных мгновенно изменить пространственную среду в зависимости от своего желания (цветовое, световое, предметное окружение). Примерные темы композиций: «Дворец, в котором может жить ветер», «Дождевые облака», «Удача», «Смелость», «Дворец сказок», «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения | 4 | Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение Регулятивные УУД: определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | | Использовать материал литературных образов в лепке (герои сказок, декоративные мотивы). Создавать из работ коллективные композиции. | Коллективно-индивидуальная работа. Выставка работ | 01.03.21 | |
25 | Зависимость формы предмета от его назначения и материала, из которого он изготовлен. Создание предметов декоративно-прикладного искусства на темы: «Три кувшина: торжественный, грустный, озорной», «Кувшин „Поющий петух“». Декоративная лепка: глина, пластилин | 5 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | | Уметь наблюдать и замечать изменения в природе и окружающей жизни. Передавать в рисунке форму, цвет предметов и явлений, наблюдаемых в природе. | Практическая Фронтальная Выставка работ | 15.03.21 | |
26 | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. Применение в работе пузырьков, бутылочек, коробок для каркаса | 6 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: вносить дополнения Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя. | | Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности. | Практическая Фронтальная Выставка работ | 22.03.21 | |
27 | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Роль знака и символа в жизни. Цвет и форма в знаковом изображении. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. Примерные темы композиций: «Тотемное дерево индейцев», «Древо жизни». Работа на небольших форматах. Декоративная роспись камня узором. Работа фломастерами или цветными карандашами | 16 | Коммуникативные УУД: уметь слушать учителя и одноклассников, вести устный диалог Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: включаться в творческую деятельность под руководством учителя | Понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе. | Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Работать графическими материалами: акварель, пастель. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 29.03.21 | |
28 | Формирование представления о характере и форме украшений (драгоценные и поделочные камни). Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин), созвучных повтору звуков в скороговорке (по выбору) или по сказке (например, «Кот, дрозд, лиса и петух»). Обратить внимание на ритм и проговаривание слов в скороговорке | 7 | Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Развивать представление о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире. | Уметь работать графическими материалами: карандашом, фломастером и др. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 05.04.21 | |
29 | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Выразительные средства изобразительного искусства (цвет, форма, ритм, мелодика, конструкция, композиция) | 8 | Коммуникативные УУД: задавать вопросы, прогнозировать, вести устный диалог. Регулятивные УУД: планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | | Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 12.04.21 | |
Природа – великий художник. – (6 ч.) |
30 | Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики | 9 | Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные объёмные объекты. | Передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм. | Самостоятельная работа. Индивидуальная. Выставка работ | 19.04.21 | |
31 | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики | 10 | Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Знать, что такое оригами. | Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь. Украшать изделие аппликацией или росписью | Коллективно-индивидуальная работа. Выставка работ | 26.04.21 | |
32 | Организация и проведение экскурсий (заочных и очных), бесед, обсуждений. Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий | 11 | Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной творческой деятельности. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства; | Выразительные средства декоративно-прикладного искусства. Симметрия в декоративно-прикладном искусстве. Форма предмета и его назначение в декоративно-прикладном искусстве. | Коллективно-индивидуальная работа. Выставка работ | 17.05.21 | |
33 | Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский. | | Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выполнение самостоятельно икебаны с применением природных материалов. | формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства; | | 24.05.21 | |
34 | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона. | | Коммуникативные УУД: проявлять творческую активность Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; Познавательные УУД: оформлять свою мысль в устной форме по типу рассуждения | Выполнение композиций на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, Поэзии. Искусство и человек. | сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна); развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии; | | | |
Итого:
Что значит быть художником.- 1ч.
Предметный мир. – 5ч.
Многообразие открытого пространства. - 12 ч.
О чём и как рассказывает искусство? - 12ч.
Природа – великий художник. – 6 ч.
Иллюстративный материал.
Декоративно-прикладное искусство – таблицы
Цветоведение - таблицы
Возрождение: скульптура, живопись, скульптура, графика.
Итальянское Возрождение.
Учебно-программное обеспечение.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 20120.
Л.Г.Савенкова Изобразительное искусство : интегрированная программа : 1-4 классы / Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская. – 3-е изд., перераб. – М. : Вентана-Граф, 2020.
Дополнительная:
Примерные программы по учебным предметам. Искусство 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2020. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
Гурьянова И.В. «Дидактические и методические основы преподавания изобразительного искусства в начальной школе.» Учебно-методическое пособие - Кострома: КГУ, 2020.- 53 с.
Кузин В. С., Рисунок. Наброски и зарисовки\ - Издательство «Академия», Москва, 2019;
Сокольникова Н., Ломов С.Изобразительное искусство для детей. Натюрморт. Портрет. ПейзажМ.: Астрель, 2018 Астафьева Н.А. Глина. Первые шаги. Авторская рукопись.- Ульяновск, 2016.
Горичева В.С., Нагибина Н.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина: Популярное пособие для родителей и педагогов/ Ярославль: Академия развития,2019.
Сокольникова Н., Ломов С.Изобразительное искусство для детей. Виды и жанры изобразительного искусстваМ.: АСТ: Астрель, 2019
Костин В., Юматов В., Язык изобразительного искусства – Издательство «Знание», Москва, 1978;
Данкевич Е.В., Жакова О.В. Знакомьтесь: Глина. От простого к сложному. Санкт-Петербург. - «Кристалл», 1998.
Журнал «Юный художник». № 7, М., 2015-2020.
Изобразительное искусство в школе. Научно – методический и научно – популярный журнал. № 1.- М., 2020
Уотт Ф., Милборн А., Диккенс Р.Творческая мастерская юного художникас англ. Перевод Цапко И. М.: Робинс, 2012.
Кард В., Петров С. Пластилин: Игрушки из пластилина. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК»; - СПб.: «Валери СПД», 2001.
Неменский Б. М. Культура — искусство — образование / Б. М. Неменский. — М., 2019.
Неменский Б. М. Педагогика искусства. Видеть, ведать и творить / Б. М. Неменский. — М., 2019.
В.В.Алексеева. Что такое искусство? М., 1991.
Н.А.Горяева. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы:
Книга для учителя. М., 2020.
С.М.Даниэль. Искусство видеть. Л.,1990
М.А.Некрасова. Народное искусство как часть культуры.
В.А.Фаворский. Об искусстве, о книге, о гравюре. М.,1986.
Пособия для учащихся:
Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. ФГОС
Савенкова Л. Г., Ермолинская Е. А. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. ФГОС
Савенкова Л.Г., Богданова Н.В., Ермолинская Е.А.
Пособия для учителей:
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. и др. / Под ред. Неменского Б. М.Изобразительное искусство. Методическое пособие 1-4 классы (Школа Неменского)Пособия для учителей и методистов ФГОС, - М.: Просвещение, 2020.
8