СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству базового уровня предметной области «искусство» для 5 класса составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования утвержденного приказом Минобнауки России №1897 от 17.12.2010г.(с изменениями и дополнениями);
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ №58 г.Брянска;
Учебного плана МБОУ СОШ №58 г.Брянска на 2021-2022 учебный год;
Авторской программы по изобразительному искусству Ермолинская Е.А., Савенкова Л.Г., Медкова Е.С., « Изобразительное искусство». 5- 8(9) кл.
Москва, Издательский центр «Вентана-Граф» 2014 г.,199 стр.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника
«Изобразительное искусство» 5 класс Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Москва Издательского центра «Вентана-Граф» 2012г
Представленный УМК выбран, потому что соответствует требованиям ФГОС ООО и внесен в федеральный перечень учебников к использованию при реализации образовательной программы.
Целью изобразительного искусства в основной школе : является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений; профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»
• воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;
• развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;
• освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами , техниками.
• овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
• развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.
В соответствии с учебным планом на изучение изобразительного искусства в 5 классе отводится 34 часов.
Рабочая программа предусматривает изучение изобразительному искусству в объеме 1 час в неделю в течении одного учебного года на базовом уровне . Поурочное планирование используется в данной рабочей программе без изменений.
Количество часов в неделю- 1.
Количество часов в I четверти - 8.
Количество часов в II четверти- 8.
Количество часов в III четверти- 10.
Количество часов в IV четверти- 8.
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД).
Личностные результаты изучения изобразительного искусства:
социализацию личности, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
мотивацию к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение: в рисунке, творческой работе;
развитие творческого потенциала ученика в условиях активизации воображения и фантазии;
развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства;
воспитание интереса подростков к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту;
развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
бережное отношение к духовным ценностям.
Метапредметные результаты изучения изобразительного искусства:
метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой;
художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс;
метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
проговаривать последовательность действий на уроке;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
уметь пользоваться языком изобразительного искусства;
донести свою позицию до собеседника;
оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);
уметь слушать и понимать высказывания собеседников;
уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
учиться согласованно работать в группе;
учиться планировать работу в группе;
учиться распределять работу между участниками проекта;
понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты:
сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
развитие фантазии и воображения детей;
использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий, форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое-4 часа
Учащийся научится:
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве.
Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Учащийся получит возможность научиться:
Выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства.
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве-7 часов
Учащийся научится:
Наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение.
Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы.
Передавать воздушную перспективу в рисунке.
Учащийся получит возможность научиться:
Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана.
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции-5 часов
Учащийся научится:
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.
Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение.
Учащийся получит возможность научиться:
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека.
Передавать характерные позы и динамику фигуры.
Раздел 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре-8 часов
Учащийся научится:
Передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа.
Учащийся получит возможность научиться:
Передавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма .
Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство-10 часов
Учащийся научится:
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.
Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.
Учащийся получит возможность научиться:
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества.
Раздел 6. Великие имена в искусстве-1 час
Учащийся научится:
Участвовать в беседе по поводу творчества художников.
Размышлять по поводу искусства. Общаться на языке искусства и по поводу искусства. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства.
Учащийся получит возможность научиться:
Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами.
Раздел 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 часа
Тема 1. Природа и человек.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представлений учащихся о произведениях искусства (живопись, графика), в которых отражён национальный характер природного окружения, национальный образ мира конкретного народа (вмещающий ландшафт).
Изобразительная плоскость и графическая грамота.
Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш).
Темы творческих заданий:
а) «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»;
б) природа разных широт («Летний пейзаж», «Моё лето», «Летние дни», «Как хорошо летом»);
в) графическая композиция «Мой любимый уголок природы»
Тема 2. Природа и художник.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о связи искусства и окружающего мира природы. Развитие ассоциативного мышления и освоение техники работы «по сырому».
Формирование представления о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике в искусстве.
Графические иллюстрации на темы по выбору:
1) по мотивам стихотворений Ф. Тютчева, М. Волошина; 2) «Такие разные дожди» (холодный, грибной, светлый, радужный); 3) звучащая музыка в картине художника; 4) движение воздуха в пейзаже.
Работа в разных техниках и разными материалами (акварель, цветные мелки, фломастеры).
Музыка и звуки природы в живописных цветовых композициях. Импровизация в графическом материале.
Тема 3. Человек — природа — культура.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах , песнях , обрядах , праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре.
Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».
Композиция может быть выполнена в любом жанре (пейзаже, натюрморте, жанровой композиции) , в любом виде изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура); в любом художественном материале (карандаш, акварель, гуашь).
Создание пейзажей на темы: покорение гор, спуск на лодках по реке, сплав деревьев по бурной реке, оригинальные строения (архитектура и пейзаж).
Тема 4. Пространство и время. Многомерность мира.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира.
Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира.
Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира.
Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.
Цветовые этюды на передачу характера и особенностей звуков (без конкретного изображения). Передача в цвете настроения, полученного от восприятия картины, сказки, музыки (мелодии).
Передача впечатления от услышанного в цветомузыкальных композициях.
Создание композиции, отражающей представления исполнителя (ученика) о красоте мира.
Задание может выполняться индивидуально или в группах.
Сочинение легенд о происхождении мира и земли в стиле былин и преданий, существующих у разных народов, создание иллюстраций к ним.
Раздел 2. Художественные средства в архитектуре и
изобразительном искусстве – 7 часов
Тема 5. Зодчество.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления об искусстве проектирования.
Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом.
Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном.
Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся.
Графическая композиция:
а) проект комплексной застройки населённого пункта, центром которой будет новая школа;
б) эскиз космического комплекса на Луне или Марсе;
в) подборка архитектуры разных форм с использованием средств ИКТ. Выбор понравившейся архитектуры, выполнение зарисовки составляющих её геометрических форм в графике с обозначением разным цветом (сближенные цвета).
Тема 6. Образы старинной архитектуры.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села).
Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. Выполнение зарисовки старинного архитектурного сооружения.
Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики.
Создание эскизов (образа здания, площади, улицы) по описанию города (села) старожилами.
Графические импровизации по материалам старинной архитектуры (черты старой архитектуры в новом градостроительстве). Предложить проект нового дома на улице старого города с условием не нарушать общего вида и стиля.
Тема 7. Конструктивные особенности архитектуры.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар).
Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции.
Из зарисовок и фотографий, выполненных на предыдущем уроке, выбрать здание, определить, какие геометрических формы лежат в основе его конструкции.
Из иллюстраций ненужных журналов вырезать геометрические фигуры, соответствующие конструкции выбранного дома, сохраняя пропорции деталей.
Сложить из вырезанных деталей дом.
Дополнить получившееся изображение своими архитектурными элементами.
Тема 8. Объёмные формы в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами
Изображение объёмных геометрических форм (куб, параллелепипед) графическими материалами.
Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки (применение знаний об изображении объёмных тел). Работа графическими материалами (карандаш).
Тема 9. Штрих в изобразительном искусстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы.
Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка.
Работа шариковой, гелевой ручкой (карандашом, тушью, пером), создание тональной растяжки, состоящей из шести-семи тонов одного цвета.
Тема 10. Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке.
Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев).
Тема 11. Перспектива в открытом пространстве.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Восприятие и изображение перспективы открытого пространства.
Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта
Коллективная работа.
Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». (Выберите город по желанию.)
Работа на целом листе ватмана. Обозначение линии горизонта и изображение перспективы улицы в технике аппликации из цветной бумаги. Костюмированный портрет авторов композиции в образе жителей древнего города.
Раздел 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции – 5 часов
Тема 12. Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур.
Задание для путешествия в музей: распределить класс на группы для ознакомления с предметами культуры. Найти образцы посуды, украшений, одежды, архитектуры, характерные для этой культуры. В каждой группе выбрать представителя одного из видов искусства (скульптор, гончар, ювелир, архитектор, резчик по камню, живописец), который должен выполнить эскиз изделия, характерного для выбранной культуры. Организация выставки или презентации по подготовленному материалу. Проведение экскурсии для учащихся других классов.
Тема 13. Мифы Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок»
Творческое задание.
Вариант 1. Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ, в котором соединились части разных существ: Тифона (тело человека и хвосты змей), Химеры (голова льва, тело козы, хвост змеи), горгоны Медузы (туловище и лицо женщины, волосы — змеи).
Вариант 2. Создание в карандаше эскиза с изображением Хаоса в виде смешения отдельных частей человека, животных, элементов природы.
На концах отрезков из проволоки с помощью ваты оформить попарно «элементы» будущего мира. Покрыть вату клейстером и после высыхания раскрасить. Соединить части проволоки на единой основе.
Создание рельефа-эскиза медальона (медали, таблички), на которых запечатлены образы: Мрак и Ночь, Свет и День, Гея (Земля) и Уран (Небо), чудовище Тифон, стоглазый Аргус, горгона Медуза.
Соблюдать принцип гармонии художественного материала и художественного образа. Материал — глина или пластилин.
Тема 14. Скульптура Древней Греции.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран.
Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы).
Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии.
Создание скульптуры Коры. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта. Можно вылепить фигурки свидетелей спортивных состязаний: зрителя на трибунах, раба и господина, спешащего в театр, или сценку из жизни воина Спарты. Из вылепленных фигур создать коллективную композицию.
Лепка из пластилина способом отсечения лишнего по принципу освобождения образа из каменной глыбы. Стекой нанести детали — глаза, рот, нос, волны волос
Тема 15. Рисуем человека по древнегреческим канонам.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представления о греческом каноне изображения человека
Древнегреческий канон в изобразительном искусстве.
Создание коллективной композиции «Люди за работой», «Пускаем змея», «Собираем конструктор», «Урок физкультуры»
Тема 16. Чернофигурные вазы Древней Греции.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение
Роспись чернофигурной вазы.
Создание росписи вазы для победителя спортивных игр. Создание орнамента, который использовался для украшения древнегреческих ваз. Передача особого ритма и стилизованного изображения.
Раздел 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре - 8 часов
Тема 17. Славянские мифы о сотворении мира.
Развитие фантазии и воображения.
Формирование представлений учащихся о древних славянах. Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии.
Работа по воображению.
Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека.
Работа в смешанной технике художественного конструирования и лепки рельефа. Работа с использованием рекомендаций и схем, помещённых в учебнике. Использование картона и пластилина.
Тема 18. Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец.
Композиция по мифологическим сюжетам.
Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли.
В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.) В каждом из образов найти то, что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы).
Тема 19. Былинный образ. Русской земли.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Развитие понятия об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание…Русский пейзаж в работах художников Ф.А. Васильева, Н.К. Рериха, И.Я. Билибина, В.М. Васнецова и др.
Пейзаж Древней Руси.
Коллективная композиция по изученному материалу. Изобразить бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта. Границы пейзажа: степь — «чисто поле», первозданные горы, Чёрное море как «самый низ вселенной» (по типу топографической карты).
Нанести рисунок древнего города на пейзаж: дороги, людей за каким-то занятием, домашних животных, пашни, поля, избы и др.
Тема 20. Илья Муромец и Соловей-разбойник.
Развитие фантазии и воображения.
Развитие представления о былине как литературном жанре. «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом.
Обращать внимание на речь, интонацию, характер развёртывания сюжетов в былинах
Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
Используя знания о значении формата в композиционном замысле, соразмерности величин, важности определения первого плана, передачи динамики, создать рисунок, сюжетом которого является былина об Илье Муромце — фрагмент борьбы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.
В изображении пейзажа использовать описание в былине места, где живёт Соловей-разбойник. Подчеркнуть в облике Ильи Муромца его необычайную силу.
Тема 21. Народный костюм. Головной убор.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о форме и характере украшений, используемых в традиционном костюме древних славян.
Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»).
Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.
Создание эскиза кокошника, шитого жемчугом и золотой нитью, по мотивам работ художников, писавших портреты русских красавиц в национальной одежде. Придумать форму кокошника, используя знания о ритме и симметрии.
Работа гелевыми ручками с золотым и серебряным наполнителем по тёмному фону. Использование для украшения разных предметов: бусинок, пуговиц, цветной бумаги, жгутиков и др. Готовым кокошником украшается голова девушки (использовать фотографию или портрет из иллюстрированного журнала).
Работа в смешанной технике — аппликация, коллаж, графический материал.
Тема 22. Народный костюм. Одежда.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формировать представление о праздничной и бытовой одежде крестьян, вселенском образе народного костюма.
Развивать способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном)
Эскиз крестьянского женского или мужского костюма.
Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).
Внесение всех необходимых атрибутов одежды, решение цветового образа костюма и его украшения в соответствии с региональной принадлежностью.
Создание из полученных эскизов коллективной композиции на тему по выбору: «Хоровод», «За околицей», «Праздничное гулянье», «Девушки с цветами, парни с гармонью», «Дед и внучек», «У колодца», «Сборы в дорогу, с хлебом и солью».
Работа в смешанной технике — аппликация и графический материал.
Тема 23. Народные праздники. Святки.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма
Изготовление маски к народному празднику Святки.
Маски к празднику Святки.
Передавать в маске основные пропорции лица человека (от всей высоты маски 1/3 — лоб, 1/3 — нос, 1/3 — губы и подбородок).
Работа в технике коллажа. Можно использовать в работе любые сферические готовые формы из бумаги или пластмассы.
Тема 24. Масленица.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы
Макет фонарика.
Создание макета трёхгранной свечи-фонарика, одного из атрибутов народных игр, в технике цветной графики, следуя подсказке. Основой будущего фонарика послужит трёхгранный параллелепипед. Работа с плотной бумагой.
Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине.
Раздел 5. Народное декоративно-прикладное искусство – 10 часов
Тема 25. Этнографический музей.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представлений о науке этнографии, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры
Графическая композиция по памяти.
Создание графической композиции после посещения этнографического музея своего города, района. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве — тематическая композиция с двумя или тремя фигурами в интерьере экспозиции этнографического музея (на конюшне, у печи, в сенях, за самоваром, в кузнице и др)
Тема 26. Печные изразцы.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»).
Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения.
Роль изразца в архитектуре (интерьер)
Создание изразца в объёме с рельефным изображением.
Лепка изразца с рельефом из глины или пластилина для печи Деда Мороза, сказочницы (гусляра), птицы Гамаюн, Рукодельницы, Царевны-лягушки или другого сказочного героя (по выбору).
Создание на изразце сюжетной композиции, помогающей определить род занятий хозяина дома.
Тема 27. Расписывание изразцов.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование понятия о керамической плитке (декоративной керамике), изразце как средстве украшения архитектуры (интерьер, экстерьер).
Развитие представлений об особенностях изготовления изразцов. Виды изразцов
Печь в интерьере дома.
1. Выбор формы печи для конкретного интерьера. Выполнение наброска печи и цветного эскиза её росписи.
2. Выполнение сюжетной композиции на тему по выбору: «Вся семья у печи», «Дети играют у печи», «Рукодельницы у печи», «Пекутся пироги», «Греется замёрзший гость» или «Гость с мороза». Напомнить, что в росписи изразца использовали пять основных цветов: белый, жёлтый, синий, зелёный, коричневый.
Тема 28. Прядение — вид народного ремесла.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Формирование представления о своеобразии народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции.
Представление о древнем ремесле русских крестьян — прядении и ткачестве. Мифологические образы, связанные с прядением.
Зарисовки с натуры утвари, хранящейся в региональных музеях.
Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.
Копирование геометрических символов, изображённых на прялках, растительных мотивов, птиц, животных и их последующая расшифровка с помощью поисковых систем Интернета, книг, бесед со служителями музея.
Создание тематической композиции (или роспись макета прялки), например: внучка учится прясть; бабушка рассказывает секреты мастерства; образ богини доброй судьбы Сречи и богини злой судьбы Несречи.
Создание мини-музея в классе.
Тема 29. Прялка.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Народное декоративно-прикладное искусство.
Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России.
Виды и характеристика прялок разных регионов России.
Связь формы прялки с Мировым древом.
Создание эскиза образа Богини-древа, которую можно изобразить на стояке прялки. Использование в работе своих зарисовок декора прялок, выполненных ранее в музее. Использование в работе элементов, символизирующих образ Мирового древа.
Работа выполняется графическими материалами (карандаш, фломастер, гуашь и тонкая кисть) на плоскости.
Тема 30. Кукла как часть народной культуры.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о кукле как части культуры любого народа.
Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина.
Народные ритуальные обряды, связанные с куклой
Коллективная исследовательская деятельность, связанная с традициями детских игр в каждой семье и местом в них куклы. Сохранение старых кукол в семье, присутствие в доме кукол народных мастеров декоративно-прикладного искусства.
Использование системы Интернет в поиске информации, в том числе о куклах, которые создавались в регионе проживания учащихся.
Создание эскиза куклы (игрушки), с которой будут играть дети через 50 лет, или эскиза куклы для себя: куклы-воина, куклы-потешки, куклы-клоуна, куклы-животного и др. Работу выполнять в цветной графике.
Тема 31. Делаем куклу-«закрутку»
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Формирование представления о том, что тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада.
Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров.
Использование для работы специальной схемы последовательности выполнения задания.
Провести небольшое исследование в сети Интернет о других способах создания тряпичной куклы.
Создать коллективный альбом, иллюстрирующий технологию выполнения тряпичных кукол.
Тема 32. Ткачество как вид народного искусства.
Развитие фантазии и воображения.
Знакомство с историей появления ткачества на Руси. Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев)
Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов. При желании рисунок ткани можно создавать непосредственно на выкройке одежды. В конце занятия — создание жанровой композиции из выполненных работ. Эскиз лучше выполнять на разлинованной бумаге в клетку.
Тема 33. Вышивка.
Развитие фантазии и воображения.
Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России).
Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами.
Знакомство с другими вышивками с помощью интернет-источников.
Предлагаемые темы для композиции: «Танцующая птица», «Лебедь в кружевной накидке», «Снегурочка в платочке», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике».
Графическое и цветовое решение композиции.
Тема 34. Лоскутное шитьё.
Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму.
Развитие интереса к народным художественным промыслам (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Формирование представления о специфике народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства
Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».
При выполнении задания нужно пользоваться подсказкой о последовательности действий при изготовлении лоскутного изделия. Из созданных работ выполнить коллективную композицию: лоскутное одеяло, чехол для мобильного телефона или дневника, подставки под заварочный чайник.
Работу выполнять в технике аппликации из цветной бумаги, цветных иллюстраций из старых журналов и т. п..
Раздел 6. Проекты и исследования
Тема 35. Великие имена в искусстве.
Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика).
Знакомство с жизнью и творчеством выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна.
Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими.
Обсуждение работ художников, организация и проведение небольших исследований по их творчеству
Беседы, размышления по поводу творчества художников. Общение на языке искусства и по поводу искусства: выразительные средства изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, асимметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ).
Разработка индивидуальных групповых проектов по проблемам:
а) история создания одной картины;
б) творчество художников — современников мастеров, представленных в учебнике.
Организация диспута о значении творчества художников и их влиянии на развитие современного искусства
3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
№
| Тема урока | Содержание
| Виды деятельности учащихся |
| Глава 1. Человек, природа, культура как единое целое | ||
1 | Природа и человек. «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»; | Окружающий мир природы, природные явления. Характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата. | Знакомство с разными художественными материалами, с которыми работает художник-график (гуашь, пастель, тушь, карандаш). Темы творческих заданий: а) «Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»; б) природа разных широт («Летний пейзаж», «Моё лето», «Летние дни», «Как хорошо летом»); |
2 | Природа и художник. Импровизация в графическом материале. Композиция «Звучащая музыка в картине художника». | Представление о выразительных средствах искусства: форме, цвете, композиции, мелодике, выразительности и образности линии в рисунке, динамике и статике. Графические иллюстрации на темы по выбору: 1) по мотивам стихотворений Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами. | Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами. Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений |
3 | Человек — природа — культура. Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе». | Представление о том, что человек свои мысли и понятия о мире и мироздании запечатлевает в литературе, истории, сказаниях, обрядах, праздниках, ритуалах, живописи, скульптуре. Образы сил природы в былинах, песнях, обрядах, праздниках, ритуалах, одежде, оберегах, декоративно-прикладном искусстве и архитектуре | Понимать, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства. Уметь видеть и передавать необычное в обычном. Формировать индивидуальное чувство восприятия природы. Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства. Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции. |
4 | Пространство и время. Многомерность мира Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество. | Развитие фантазии и воображения. Развитие ассоциативных форм мышления. Звуки окружающего мира. Формирование представления о пространстве, о трёхмерности мира. Развитие понятия о том, что каждый человек (особенно художник) мыслит образами. Искусство расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира. | Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного. Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах .Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом). Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира. расширяет горизонты жизни человека, открывая новые стороны мира Передавать настроения и состояния. Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса. |
| Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве | ||
5 | Зодчество. Графическая композиция: «эскиз космического комплекса на Луне или Марсе» | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления об искусстве проектирования. Развитие интереса и внимания к форме, ритму, динамике архитектурных объектов, их взаимодействию с окружающим природным ландшафтом. Развитие наблюдательности, умения видеть необычное в обычном. Размышление о том, как с помощью архитектуры организуется пространство населённого пункта (города, посёлка), в котором проживают учащиеся. Примеры наиболее или наименее удачного включения архитектуры в ландшафт региона, в котором проживают учащиеся | Работа на плоскости. Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности. Использовать в работе тонированную и цветную бумагу. Овладевать приёмами работы с графическими материалами. Выбирать материал и инструменты для изображения. Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне. Передавать в форме и цвете разное настроение. Делать фотографии по осваиваемой теме. |
6 | Образы старинной архитектуры. Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики. | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о том, что архитектура хранит в себе исторические черты того времени, в котором она создавалась. Роль архитектуры в организации пространства населённого пункта (города, деревни, села) .Проведение исследований по истории старых зданий города, села, деревни, в которых проживают учащиеся. | Исследовательские работы. Уметь работать в группе. Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц. Создавать эскизы зданий по описанию и воображению. Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города. Импровизировать и размышлять по поводу ассоциаций. Понимать связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом. |
7 | Конструктивные особенности архитектуры. «Сочетание разных геометрических форм» | Формирование понятия о том, что любая архитектурная постройка представляет собой сочетание разных геометрических форм (куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед, шар) .Геометрические фигуры — основа конструктивной композиции. | Работа на плоскости. Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости. Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие. Изображать по памяти и представлению. Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции. |
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве. Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки | Развитие дифференцированного зрения, перевод наблюдаемого в художественную форму. Понятие о линиях построения в рисунке, точках схода, положении линии горизонта; умение передавать это на изобразительной плоскости графическими материалами. | Работа на плоскости. Работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш). Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке в учебнике. |
9 | Штрих в изобразительном искусстве. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Развитие представления о том, что человек воспринимает объёмную форму предмета благодаря игре света и тени. Характер изменения светотени в зависимости от источника освещения и его расположения относительно формы. Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка. | Работа в объёме. Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета). Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху. |
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) Сочинение натюрморта для литературного персонажа. | Перевод наблюдаемого в художественную форму. Передача объёма и светотени в изображении натюрморта на плоскости. Самостоятельная работа по подсказке. Сочинение натюрморта для литературного персонажа или натюрморта, который можно было бы использовать в сюжетной картине (например, стол героев русских народных сказок, былинных героев) | Работа на плоскости .Уметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта. Учиться распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта. |
11 | Перспектива в открытом пространстве. Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». | Восприятие и изображение перспективы открытого пространства. Применение знаний об изображении пейзажа с обозначенной линией горизонта. Коллективная работа. Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». | Работа на плоскости. Развивать способность к коллективной работе над одной большой композицией. Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы. Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана. |
| Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции | ||
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Экскурсия в Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина или в другие музеи мира, где представлены образцы древних культур. | Осознавать, каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события. Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристик. |
13 | Мифы Древней Греции. Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о мифе как о наиболее яркой и древней форме устного творчества. Мифы — источник знаний о представлениях древнего человека о времени, о пространстве, о мире. Введение понятий «гармония», «мера», «порядок» | Работа в объёме. Иметь представление о мифах и их роли в истории. Уметь работать по подсказке, описанию этапов работы. Демонстрировать умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки. Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин). |
14 | Скульптура Древней Греции. Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта | Развитие фантазии и воображения. Развитие художественно-образного мышления учащихся на материале мифов Древней Греции. Отличие мифов Древней Греции от мифов других стран. Представление греков о работе скульптора (подобно богам, он отсекает лишнее от камня и глины, высвобождая человека из глыбы). Выразительные средства скульптуры: форма, пропорции, соотношение частей, динамика и пластика — всё в тесном взаимодействии | Работа в объёме .Познакомиться с греческими канонами изображения человека. Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего. Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции. Следовать традиционным приёмам лепки. |
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам. Создание коллективной композиции «Люди за работой» | Развитие фантазии и воображения. Формирование представления о греческом каноне изображения человека Древнегреческий канон в изобразительном искусстве. | Работа в объёме и пространстве.Использовать древнегреческие каноны в изображении человека. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции. Передавать характерные позы и динамику фигуры. |
16 | Чернофигурные вазы Древней. Греции Роспись чернофигурной вазы. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства. Формирование представления о том, что древнегреческая ваза — это особый священный сосуд, каждый элемент которого имеет своё назначение. Орнамент, наносимый на такую вазу, его ритм и стилизованные элементы имеют символическое значение. | Роспись чернофигурной вазы. Работа на плоскости — декоративноприкладная деятельность. Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства. Представлять особенности работы гончара, художника-прикладника. |
| Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре | ||
17 | Славянские мифы о сотворении мира. Создание своего образа Вселенной— стелы, в основе которой фигура человека. | Представления древних славян о сотворении мира. Голубиная книга и её образы Солнца, Земли, Неба и их божественных сил. Представление о единстве Природы и Человека в славянской мифологии. Работа по воображению. Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека | Работа в объёме по воображению .Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой. Создавать рельефное изображение человека. Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы |
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек. Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора | Связь изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам. | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика). Формирование представлений о связи изобразительного искусства и литературы. Рассматривание былины как вида устного народного творчества, как одного из видов описания устроения земли Русской. Устойчивые выражения в былинах: «мать сыра земля», «святы горы», «чисто поле», «змиевы валы». Самые известные имена героев былин: Святогор, Микула Селянинович, Вольга, Илья Муромец. Композиция по мифологическим сюжетам. Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора; лик Матери сырой земли. В сети Интернет найти информацию, которая поможет в создании тематической композиции «Богатыри — святые воины» (св. Георгий Победоносец, св. Илья Муромец, св. Александр Невский, св. Дмитрий Донской и др.). В каждом из образов найти то., что их объединяет. В композиции следить за передачей планов на изображении. Выбор точки зрения (сверху на землю, снизу на горы). |
19 | Былинный образ Русской земли. Бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта. | Понятие об историческом пейзаже, который запечатлён в устном народном творчестве. Своеобразие российского пейзажа: бескрайняя равнина, простор — тихая грусть, заворожённость, ожидание… | Работа на плоскости. Создавать коллективную композицию по изученному материалу. Изображать бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта). Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты). |
20 | Илья Муромец и Соловей разбойник. Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником. | «Говорящие» имена былинных богатырей. Отождествление образа русского богатыря Ильи Муромца с языческим богом. | Работа на плоскости .Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка. Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения. |
21 | Народный костюм. Головной убор Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. | Форма и характер украшений, используемых в традиционном костюме древних славян. Знакомство с мифологией древних славян: описание Богини-матери в виде водоплавающей птицы. Образ Царевны Лебеди в сказках А.С. Пушкина. Связь названия головных уборов с образом птиц: сорока, кокошник (курица, петух), кика («кичет лебедь белая»). | Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике. Создание эскиза кокошника, шитого жемчугом и золотой нитью, по мотивам работ художников, писавших портреты русских красавиц в национальной одежде. Придумать форму кокошника, используя знания о ритме и симметрии. работа гелевыми ручками с золотым и серебряным наполнителем по тёмному фону. |
22 | Народный костюм. Одежда. Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору). | Способность видеть в былинах, сказках, сказаниях традиции, обычаи народа, определять роль элементов украшения в костюме (праздничном и повседневном) Эскиз крестьянского женского или мужского костюма. | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность. Уметь создавать графические эскизы на заданную тему. Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе. Использовать в работе смешанную технику — аппликацию и графику. |
23 | Народные праздники. Святки. Изготовление маски к народному празднику Святки. | Святки (колядки). Формирование представления о значимости народных календарных праздников в жизни простого народа. Связь праздников с каждодневным бытом, временем года. Народные традиции, связанные с переодеванием. Преображение носителя костюма в животное, колдуна, божество и др. Маска как часть костюма. | Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность. Уметь выполнять макет трёхгранной свечи. Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца). Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные. |
24 | Масленица. Создать макет фонарика. | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму. Закрепление знаний о народных праздниках. Традиции русского народа, вера в чудесные превращения, одушевление природных стихий. Значение названия праздника Масленица — победа солнца над стужей и тьмой; значение каждого дня Масленой недели. Отображение народных праздников в картинах художников, в произведениях музыки и литературы. | Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность.Создание макета трёхгранной свечи-фонарика, одного из атрибутов народных игр, в технике цветной графики, следуя подсказке. Основой будущего фонарика послужит трёхгранный параллелепипед. Работа с плотной бумагой. Создание иллюстрации к русской народной песне, сказке, былине.
|
| Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство | ||
25 | Этнографический музей. Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве | Наука этнография, название которой произошло от слова этнос — народ. История возникновения этнографических музеев в России, коллекции их экспонатов. Самый крупный музей этнографии в Санкт-Петербурге (1902 г.). Музеи на природе, хранящие памятники русской народной архитектуры. | Работа на плоскости. Создавать тематические графические композиции. Изображать интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве. Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере. |
26
27 | Печные изразцы. Создание изразца в объёме с рельефным изображением. Расписывание изразцов. Печь в интерьере дома. | Происхождение слова «изразец» (от слова «резать», «вырезать»). Формировать представление о разнообразии форм изразцов. Зависимость формы и изображения на изразце от назначения. | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность .Уметь наблюдать и передавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе. Понимать значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы. Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки. |
28 | Прядение — вид народного ремесла. Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых. | Своеобразие народного языка, смысловые характеристики образа слова: «прялка» — от слова «прыгать», «пресница» — сосна, «донце» — сиденье (нижняя часть прялки). Украшение прялки: символика, тематические композиции. | Работа на плоскости . Воспринимать и оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей. Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни. Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ. Копировать геометрические и растительные символы |
29 | Прялка. Создание эскиза образа Богини-древа | Народное декоративно-прикладное искусство. Происхождение, роль и значение прялки в народном быте России. Виды и характеристика прялок разных регионов России. Связь формы прялки с Мировым древом. | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность. Понимать специфику народного декоративно-прикладного искусства. Усвоить информацию о быте русских крестьян, их занятиях и уметь рассказывать об этом. Выполнять плоскостные декоративноприкладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли). |
30 | Кукла как часть народной культуры. Создание эскиза куклы (игрушки), | Кукла как части культуры любого народа. Материал и региональные особенности изготовления куклы. Роль и значение куклы в жизни крестьянина. Народные ритуальные обряды, связанные с куклой. | Работа на плоскости.Пользоваться поисковой системой Интернета. Создавать эскизы будущих работ с помощью программы PowerPoint. Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики. Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. |
31 | Делаем куклу- «закрутку» Создание своими руками тряпичной куклы- «закрутки» по примеру народных мастеров | Тряпичная кукла — это неотъемлемая часть русской культуры, прародительница современной куклы. Понимание того, что кукла служила средством нравственного воспитания, освоения семейного уклада. Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров | Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность.Уметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки». Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения. Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. |
32 | Ткачество как вид народного искусства. Создание эскизов рисунка ткани | Источники сырья. Использование в ткачестве цветной пряжи, различия цветовых предпочтений в разных губерниях. Украшение тканей в зависимости от назначения одежды (праздничная, будничная, для особых случаев). Эскизы рисунков для ткани. Создание эскизов рисунка ткани (клетка, полоска) для женского и мужского народного костюма. Цветовое решение должно отражать гармоничные сочетания цветов | Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность .Проявлять интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани. Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма. Создавать коллективные композиции. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма |
33 | Вышивка. Создание эскизов рушника. | Вышивка как один из самых древних видов народного искусства в разных странах мира (в Древнем Вавилоне, Иране, Греции, Риме, России). Отличие вышивки крестом от других видов вышивки. Мотивы вышивок (орнамент, портреты, сюжетные композиции). Национальные особенности вышивки: связь с природным окружением, цветовые предпочтения, растительные мотивы. Черты различия в вышивках Рязанской, Калужской, Тульской, Смоленской и других областей России
| Эскиз рушника. Создание эскиза рушника, полотенца или скатерти, в основе которых лежит сюжетная композиция. Предварительную работу можно выполнить в технике компьютерной графики или фломастерами. Знакомство с другими вышивками с помощью интернет-источников. Предлагаемые темы для композиции: «Танцующая птица», «Лебедь в кружевной накидке», «Снегурочка в платочке», «Девушка Алёнушка в вышитом переднике». Графическое и цветовое решение композиции. |
34 | Лоскутное шитьё. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». | Народные художественные промыслы (самостоятельная исследовательская деятельность: поиски информации о российских промыслах, ранее не известных учащимся). Специфика народного лоскутного творчества. Своеобразие цвета, формы, композиции в данном виде искусства. Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». | Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность.Создавать коллективные композиции. Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции. Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию. |
| Глава 6. Проекты и исследования | ||
35 | Великие имена в искусстве. Беседы, размышления по поводу творчества художников. | Жизнь и творчество выдающихся художников А.Г. Венецианова, П.П. Кончаловского, Н.К. Рериха, Э.А.П. Гогена, П. Сезанна. Развитие способности и умения общаться на языке искусства со сверстниками и старшими. | Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников. Размышлять по поводу искусства. Общаться на языке искусства и по поводу искусства. Использовать в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, а симметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами. |
Учебно-методические средства
1). Учебник «Изобразительное искусство» 5 – 8(9) кл. Ермолинская Е.А., Медкова Е.С., Савенкова Л.Г. Москва Издательского центра «Вентана-Граф» 2012г
2). Методическое пособие для учителя.
Дополнительная литература
1. Сокольникова Н.М. Учебник «Изобразительное искусство» в 4-х частях для 5-8 класс. Обнинск «Титул» 2007г.
Часть 1. Основы рисунка.
Часть 2. Основы живописи.
Часть 3. Основы композиции.
Часть 4. Краткий словарь художественных терминов.
4.Тематическое планирование
№ раздела | Название раздела | Количество часов |
1 | Человек, природа, культура как единое целое
| 4 часа |
2 | Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве
| 7 часов |
3 | Путешествие в мир искусства Древней Греции
| 5 часов |
4 | Былинная Русь и следы язычества в русской культуре
| 8 часов |
5 | Народное декоративно-прикладное искусство
| 10 часов |
6 | Проекты и исследования Великие имена в искусстве | 1 час |
| ИТОГО: | 35 часа |
5.Тематическое планирование
5 “А” класс
Количество часов за год 35.
Количество часов за 1- полугодие 17; 2- полугодие 18.
№ Темы | Название разделов и темы уроков
| Кол-во уроков | Место в пособии (учебника) | Дата | |
По плану | По факту | ||||
| Человек, природа, культура как единое целое |
|
|
|
|
1 | Природа и человек | 1 | Стр.6-10 |
|
|
2 | Природа и художник | 1 | Стр.11-16 |
|
|
3 | Человек — природа — культура | 1 | Стр.17-22 |
|
|
4 | Пространство и время. Многомерность мира | 1 | Стр.23-27 |
|
|
| Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве |
|
|
|
|
5 | Зодчество | 1 | Стр.28-31 |
|
|
6 | Образы старинной архитектуры | 1 | Стр.32-33 |
|
|
7 | Конструктивные особенности архитектуры | 1 | Стр.34-35 |
|
|
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | 1 | Стр.36-37 |
|
|
9 | Штрих в изобразительном искусстве | 1 | Стр.39-41 |
|
|
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке) | 1 | Стр.42-43 |
|
|
11 | Перспектива в открытом пространстве | 1 | Стр.44-45 |
|
|
| Путешествие в мир искусства Древней Греции |
|
|
|
|
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | Стр.46-53 |
|
|
13 | Мифы Древней Греции | 1 | Стр.54-59 |
|
|
14 | Скульптура Древней Греции | 1 | Стр.60-65 |
|
|
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | Стр.66-69 |
|
|
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | Стр.70-75 |
|
|
| Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
|
|
|
17 | Славянские мифы о сотворении мира | 1 | Стр.76-81 |
|
|
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | Стр.82-87
|
|
|
19 | Былинный образ Русской земли | 1 | Стр.88-93 |
|
|
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Стр.94-101 |
|
|
21 | Народный костюм. Головной убор | 1 | Стр.102-107 |
|
|
22 | Народный костюм. Одежда | 1 | Стр.108-113 |
|
|
23 | Народные праздники. Святки | 1 | Стр.114-117 |
|
|
24 | Масленица | 1 | Стр.118-121 |
|
|
| Народное декоративно-прикладное искусство |
|
|
|
|
25 | Этнографический музей | 1 | Стр.122-127 |
|
|
26 | Печные изразцы | 1 | Стр.128-131 |
|
|
27 | Расписывание изразцов | 1 | Стр.132-135 |
|
|
28 | Прядение — вид народного ремесла | 1 | Стр.136-141 |
|
|
29 | Прялка | 1 | Стр.142-147 |
|
|
30 | Кукла как часть народной культуры | 1 | Стр.148-151 |
|
|
31 | Делаем куклу - «закрутку» | 1 | Стр.152-153 |
|
|
32 | Ткачество как вид народного искусства | 1 | Стр.154-159 |
|
|
33 | Вышивка | 1 | Стр.160-165 |
|
|
34 | Лоскутное шитьё | 1 | Стр.166-169 |
|
|
| Проекты и исследования |
|
|
|
|
35 | Великие имена в искусстве | 1 | Стр.170-201 |
|
|
5.Тематическое планирование
5 “Б” класс
Количество часов за год 35.
Количество часов за 1- полугодие 17; 2- полугодие 18.
№ Темы | Название разделов и темы уроков
| Кол-во уроков | Место в пособии (учебника) | Дата | |
По плану | По факту | ||||
| Человек, природа, культура как единое целое |
|
|
|
|
1 | Природа и человек | 1 | Стр.6-10 |
|
|
2 | Природа и художник | 1 | Стр.11-16 |
|
|
3 | Человек — природа — культура | 1 | Стр.17-22 |
|
|
4 | Пространство и время. Многомерность мира | 1 | Стр.23-27 |
|
|
| Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве |
|
|
|
|
5 | Зодчество | 1 | Стр.28-31 |
|
|
6 | Образы старинной архитектуры | 1 | Стр.32-33 |
|
|
7 | Конструктивные особенности архитектуры | 1 | Стр.34-35 |
|
|
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | 1 | Стр.36-37 |
|
|
9 | Штрих в изобразительном искусстве | 1 | Стр.39-41 |
|
|
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке | 1 | Стр.42-43 |
|
|
11 | Перспектива в открытом пространстве | 1 | Стр.44-45 |
|
|
| Путешествие в мир искусства Древней Греции |
|
|
|
|
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | Стр.46-53 |
|
|
13 | Мифы Древней Греции | 1 | Стр.54-59 |
|
|
14 | Скульптура Древней Греции | 1 | Стр.60-65 |
|
|
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | Стр.66-69 |
|
|
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | Стр.70-75 |
|
|
| Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
|
|
|
17 | Славянские мифы о сотворении мира | 1 | Стр.76-81 |
|
|
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | Стр.82-87
|
|
|
19 | Былинный образ Русской земли | 1 | Стр.88-93 |
|
|
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Стр.94-101 |
|
|
21 | Народный костюм. Головной убор | 1 | Стр.102-107 |
|
|
22 | Народный костюм. Одежда | 1 | Стр.108-113 |
|
|
23 | Народные праздники. Святки | 1 | Стр.114-117 |
|
|
24 | Масленица | 1 | Стр.118-121 |
|
|
| Народное декоративно-прикладное искусство |
|
|
|
|
25 | Этнографический музей | 1 | Стр.122-127 |
|
|
26 | Печные изразцы | 1 | Стр.128-131 |
|
|
27 | Расписывание изразцов | 1 | Стр.132-135 |
|
|
28 | Прядение — вид народного ремесла | 1 | Стр.136-141 |
|
|
29 | Прялка | 1 | Стр.142-147 |
|
|
30 | Кукла как часть народной культуры | 1 | Стр.148-151 |
|
|
31 | Делаем куклу - «закрутку» | 1 | Стр.152-153 |
|
|
32 | Ткачество как вид народного искусства | 1 | Стр.154-159 |
|
|
33 | Вышивка | 1 | Стр.160-165 |
|
|
34 | Лоскутное шитьё | 1 | Стр.166-169 |
|
|
| Проекты и исследования |
|
|
|
|
35 | Великие имена в искусстве | 1 | Стр.170-201 |
|
|
5.Тематическое планирование
5 “В” класс
Количество часов за год 35.
Количество часов за 1- полугодие 17; 2- полугодие 18.
№ Темы | Название разделов и темы уроков
| Кол-во уроков | Место в пособии (учебника) | Дата | |
По плану | По факту | ||||
| Человек, природа, культура как единое целое |
|
|
|
|
1 | Природа и человек | 1 | Стр.6-10 |
|
|
2 | Природа и художник | 1 | Стр.11-16 |
|
|
3 | Человек — природа — культура | 1 | Стр.17-22 |
|
|
4 | Пространство и время. Многомерность мира | 1 | Стр.23-27 |
|
|
| Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве |
|
|
|
|
5 | Зодчество | 1 | Стр.28-31 |
|
|
6 | Образы старинной архитектуры | 1 | Стр.32-33 |
|
|
7 | Конструктивные особенности архитектуры | 1 | Стр.34-35 |
|
|
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | 1 | Стр.36-37 |
|
|
9 | Штрих в изобразительном искусстве | 1 | Стр.39-41 |
|
|
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке | 1 | Стр.42-43 |
|
|
11 | Перспектива в открытом пространстве | 1 | Стр.44-45 |
|
|
| Путешествие в мир искусства Древней Греции |
|
|
|
|
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | Стр.46-53 |
|
|
13 | Мифы Древней Греции | 1 | Стр.54-59 |
|
|
14 | Скульптура Древней Греции | 1 | Стр.60-65 |
|
|
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | Стр.66-69 |
|
|
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | Стр.70-75 |
|
|
| Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
|
|
|
17 | Славянские мифы о сотворении мира | 1 | Стр.76-81 |
|
|
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | Стр.82-87
|
|
|
19 | Былинный образ Русской земли | 1 | Стр.88-93 |
|
|
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Стр.94-101 |
|
|
21 | Народный костюм. Головной убор | 1 | Стр.102-107 |
|
|
22 | Народный костюм. Одежда | 1 | Стр.108-113 |
|
|
23 | Народные праздники. Святки | 1 | Стр.114-117 |
|
|
24 | Масленица | 1 | Стр.118-121 |
|
|
| Народное декоративно-прикладное искусство |
|
|
|
|
25 | Этнографический музей | 1 | Стр.122-127 |
|
|
26 | Печные изразцы | 1 | Стр.128-131 |
|
|
27 | Расписывание изразцов | 1 | Стр.132-135 |
|
|
28 | Прядение — вид народного ремесла | 1 | Стр.136-141 |
|
|
29 | Прялка | 1 | Стр.142-147 |
|
|
30 | Кукла как часть народной культуры | 1 | Стр.148-151 |
|
|
31 | Делаем куклу - «закрутку» | 1 | Стр.152-153 |
|
|
32 | Ткачество как вид народного искусства | 1 | Стр.154-159 |
|
|
33 | Вышивка | 1 | Стр.160-165 |
|
|
34 | Лоскутное шитьё | 1 | Стр.166-169 |
|
|
| Проекты и исследования |
|
|
|
|
35 | Великие имена в искусстве | 1 | Стр.170-201 |
|
|
5.Тематическое планирование
5 “К” класс
Количество часов за год 35.
Количество часов за 1- полугодие 17; 2- полугодие 18.
№ Темы | Название разделов и темы уроков
| Кол-во уроков | Место в пособии (учебника) | Дата | |
По плану | По факту | ||||
| Человек, природа, культура как единое целое |
|
|
|
|
1 | Природа и человек | 1 | Стр.6-10 |
|
|
2 | Природа и художник | 1 | Стр.11-16 |
|
|
3 | Человек — природа — культура | 1 | Стр.17-22 |
|
|
4 | Пространство и время. Многомерность мира | 1 | Стр.23-27 |
|
|
| Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве |
|
|
|
|
5 | Зодчество | 1 | Стр.28-31 |
|
|
6 | Образы старинной архитектуры | 1 | Стр.32-33 |
|
|
7 | Конструктивные особенности архитектуры | 1 | Стр.34-35 |
|
|
8 | Объёмные формы в изобразительном искусстве | 1 | Стр.36-37 |
|
|
9 | Штрих в изобразительном искусстве | 1 | Стр.39-41 |
|
|
10 | Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке | 1 | Стр.42-43 |
|
|
11 | Перспектива в открытом пространстве | 1 | Стр.44-45 |
|
|
| Путешествие в мир искусства Древней Греции |
|
|
|
|
12 | Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира | 1 | Стр.46-53 |
|
|
13 | Мифы Древней Греции | 1 | Стр.54-59 |
|
|
14 | Скульптура Древней Греции | 1 | Стр.60-65 |
|
|
15 | Рисуем человека по древнегреческим канонам | 1 | Стр.66-69 |
|
|
16 | Чернофигурные вазы Древней Греции | 1 | Стр.70-75 |
|
|
| Былинная Русь и следы язычества в русской культуре |
|
|
|
|
17 | Славянские мифы о сотворении мира | 1 | Стр.76-81 |
|
|
18 | Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек | 1 | Стр.82-87
|
|
|
19 | Былинный образ Русской земли | 1 | Стр.88-93 |
|
|
20 | Илья Муромец и Соловей-разбойник | 1 | Стр.94-101 |
|
|
21 | Народный костюм. Головной убор | 1 | Стр.102-107 |
|
|
22 | Народный костюм. Одежда | 1 | Стр.108-113 |
|
|
23 | Народные праздники. Святки | 1 | Стр.114-117 |
|
|
24 | Масленица | 1 | Стр.118-121 |
|
|
| Народное декоративно-прикладное искусство |
|
|
|
|
25 | Этнографический музей | 1 | Стр.122-127 |
|
|
26 | Печные изразцы | 1 | Стр.128-131 |
|
|
27 | Расписывание изразцов | 1 | Стр.132-135 |
|
|
28 | Прядение — вид народного ремесла | 1 | Стр.136-141 |
|
|
29 | Прялка | 1 | Стр.142-147 |
|
|
30 | Кукла как часть народной культуры | 1 | Стр.148-151 |
|
|
31 | Делаем куклу - «закрутку» | 1 | Стр.152-153 |
|
|
32 | Ткачество как вид народного искусства | 1 | Стр.154-159 |
|
|
33 | Вышивка | 1 | Стр.160-165 |
|
|
34 | Лоскутное шитьё | 1 | Стр.166-169 |
|
|
| Проекты и исследования |
|
|
|
|
35 | Великие имена в искусстве | 1 | Стр.170-201 |
|
|