Рабочая программа
на 2019-2020 учебный год
Наименование предмета: изобразительное искусство
Класс: 6
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель: Шубина К. А.
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Количество часов по учебному плану: 34 часа в год, один час в неделю.
Рабочую программу составила ______________ Шубина К. А.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Изобразительное искусство» 6 класс.
Личностными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» являются;
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее нашего народа; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского народа;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со взрослыми, сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значение семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами изучения курса являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать эффективные способы решения задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметными результатами изучения курса являются:
- формирование основ художественной культуры учащихся;
- развитие визуально-пространственного мышления;
- освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств;
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
Развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Выпускник научится:
-понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
- называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
- понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
- воспринимать произведения искусства и анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира;
- иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи, о существовании искусства во все времена
Выпускник получит возможность научиться:
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета и группы предметов; общим правилам построения головы человека, пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы.
2.Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство
Изобразительное искусство в жизни человека». 6 класс.
Изобразительное искусство в жизни человека (34ч).
Тема 1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка(8ч). Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Роль пространственных искусств. Виды станкового изобразительного искусства. Художник и зритель. Художественные материалы. Значение особенностей художественного материала. Художественный материал и язык. Основные скульптурные материалы. Графические и живописные материалы. Рисунок-основа изобразительного творчества. Виды рисунка. Зарисовка. Набросок. Учебный, творческий рисунок. Выразительные возможности графических материалов. Развитие навыка рисования. Рисунок с натуры. Линия и её выразительные возможности. Выразительные свойства линий, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Роль пятна в изобразительном искусстве. Тон и тональные отношения. Граница пятна. Композиция листа. Линия и пятно. Цвет Основы цветоведения. Понятие цвета; цвет и свет, цветовой спектр, цветовой круг. Три основных цвета. Насыщенность цвета. Цвет в произведениях живописи. Понятие» колорит, локальный цвет. Объёмные изображения в скульптуре. Виды скульптур, назначение. Характер материала. Основы языка изображения.
Тема 2. Мир наших вещей.(8ч).
История развития жанра» натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника. Особенности выражения натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира. Реальность и фантазия в творчестве художника. Условность и правдоподобие в искусстве. Реальность и фантазия художника. Выразительные средства и правила изображения. Изображение предметного мира – натюрморт. Натюрморт в истории искусства; в графике, живописи, скульптуре. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Линейные, плоскостные и объёмные фигуры. Формы простые и сложные. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Освещение. Свет и тень. Понятия «свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень. Появление станковой картины. Картина-натюрморт 17-18 веков. Натюрморт в графике. Композиция и образный строй в натюрморте. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Предметный мир в изобразительном искусстве. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве 19-20 веков.
Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. (11ч).
Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета. Художественно-выразительные средства портрета. Портрет как способ наблюдения человека и понимание его. Образ человека – главная тема искусства. Изображение человека в искусстве разных эпох. История портрета. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Повороты и ракурсы головы. Большая форма и детализация. Беседа и рассматривание рисунков мастеров. Портрет в скульптуре. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Скульптурный портрет литературного героя. Графический портретный рисунок. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Линия и пятно. Роль выразительности графического портрета. Сатирические образы человека. Правда жизни и язык искусства. Карикатура. Дружеский шарж. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Личность художника и его эпоха. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников .Портрет в изобразительном искусстве 20 века. Знаменитые мастера европейского искусства. (П. Пикассо, А. Матисс, А. Модильяни, С. Дали, Э. Уорхол и др.)
Тема 4.Человек и пространство.(7ч).
Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников - пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Пейзаж – большой мир. Природа и художник. Пленэр. Импрессионизм, постимпрессионизм. Пейзаж в русской живописи. Образ природы в произведениях А. Венецианова, А. Саврасова, И. Шишкина, И. Левитана. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства Появление городского пейзажа в русском искусстве. Пейзажи старинной Москвы, Санкт-Петербурга и других русских городов. Образ города в искусстве 20 века. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
3.Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство»
6 класс. 1 час в неделю. Всего 34 часа.
№ | Название темы урока | Количество часов |
| Тема 1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 |
1. | Изобразительное искусство в семье пластических искусств. | 1 |
2. | Рисунок – основа изобразительного творчества. | 1 |
3. | Линия и её выразительные возможности. | 1 |
4. | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен. | 1 |
5. | Цвет. Основы цветоведения. | 1 |
6. | Цвет в произведениях живописи. | 1 |
7. | Объёмные изображения в скульптуре. | 1 |
8. | Основы языка изображения. | 1 |
| Тема 2. Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 |
9. | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 |
10. | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 |
11. | Понятие формы. Многообразие окружающего мира. | 1 |
12. | Изображение объёма на плоскости. Линейная перспектива. | 1 |
13. | Освещение. Свет и тень. | 1 |
14. | Натюрморт в графике. | 1 |
15. | Цвет в натюрморте. | 1 |
16. | Выразительные возможности натюрморта. | 1 |
| Тема 3. Вглядываясь в человека. Портрет. | 11 |
17. | Образ человека – главная тема искусства. | 1 |
18. | Конструкция головы человека и её пропорции. | 1 |
19. | Изображение головы человека в пространстве. | 1 |
20. | Графический портретный рисунок и выразительный образ человека. | 1 |
21-22. | Портрет в скульптуре. | 2 |
23. | Сатирические образы человека. | 1 |
24. | Образные возможности освещения в портрете. | 1 |
25. | Портрет в живописи. | 1 |
26-27. | Роль цвета в портрете. | 2 |
| Тема 4.Человек и пространство в изобразительном искусстве. | 7 |
28. | Жанры в изобразительном искусстве. | 1 |
29. | Изображение пространства. | 1 |
30. | Правила линейной и воздушной перспективы. | 1 |
31. | Пейзаж. Организация изображаемого пространства. | 1 |
32. | Пейзаж – настроение. Природа и художник. | 1 |
33. | Городской пейзаж. | 1 |
34. | Выразительные возможности изобразительного искусства. | 1 |