СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа к курсу биологии 9классе

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к курсу " Биология. Общие закономерности"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа к курсу биологии 9классе»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»

г. Кизилюрт



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

заместитель директора по УВР директор:

.______________ . _________________



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





«Биология. Общие закономерности» ________________________

учебник Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год


Класс __9__________________________________________________


Учитель ________Исаева Зубайжат Зайнулаевна _________________



Количество часов: всего ___68_____ часов; в неделю ____2ч








2017-2018 учебный год







Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 9 класс разработана на основе

- Типовой программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина (Программы для общеобразоватедьных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология 6-11 классы. – М. Дрофа, 2010)

-Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

- Федерального перечня учебников, рекомендованных Приказом Министерства образования и науки РФ№253 от 31марта к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

- в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ№9» г. Кизилюрта 2017 -2018учебного года;

- Гигиенических требований к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.

-Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2004 г

-учебника Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год

Предлагаемая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н.И. Сонина, учебником «Живой организм» Н. И. Сонина для учащихся 6 классов, учебником «Многообразие живых организмов» для учащихся 7 класса и «Человек» для учащихся 8 класса.

Цели и задачи:

  • освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей средеформирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

  • подготовка школьников к практической деятельности в области медицины, здравоохранения;

  • социальная адаптация детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

  • формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;

  • способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.

В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

  1. Уменьшено количество часов:

          • на тему «Закономерности изменчивости» вместо 6 часов – 5 часов.

          • На тему «Селекция растений, животных, микроорганизмов» 3 часа вместо 4 часов

  1. Увеличено количество часов:

        • На тему «Биосфера, ее структура и функции» 7 часов вместо 3часов


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой и Типовой программой. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Формы организации учебного процесса:

Урок, экскурсия, внеклассные мероприятия.

Технологии обучения:

личностно-ориентированные, разноуровневого обучения, социально-коммуникативные, игрового обучения, критического мышления, дифференцированное обучение.

Механизмы формирования ключевых компетенций учащихся:

Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах , работа в группах, исследовательская деятельность.

Виды и формы контроля:

Фронтальный, индивидуальный, тестовый, тематический, поурочный.

Место предмета в федеральном учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа предмета «Биология. Общие закономерности» для 9 класса предусматривает обучение биологии 2 часа в неделю в объеме 68 часов.

Лабораторных и практических работ -7


В данном курсе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировозренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.

Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные программой. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, исследований. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации по разным источникам. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты.


Учебно-методический комплект

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год

  3. Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа. 2010.

  4. Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс. М.6 Издательство «Экзамен». 2006

  5. Материалы для подготовки к ГИА. Тестовые задания.(Сборники разных авторов))

  6. Козлова Т.А, Кучменко В.С. «Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.


Готовые презентации к урокам.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов

school-collection.edu.ru

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

http://infourok.ru/

Для учащихся:

  1. 1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год

2. Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

3. Электронное приложение «Биология. Общие закономерности». 9 класс.


Тематическое планирование



темы

Название темы

Кол-во часов

Практ-е и лаб-ные

работы

Контрольные

Введение


1



Раздел 1

Эволюция живого мира на Земле

21



1.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов.

2



1.2

Развитие биологии в додарвиновский период

2



1.3

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

5



1.4

Приспособленность организмов к условиям внешней среды

2

1


1.5

Микроэволюция

2

1


1.6

Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

3


1

1.7

Возникновение жизни на Земле

2



1.8

Развитие жизни на Земле

3



Раздел 2

Структурная организация живых организмов

10



2.1

Химическая организация клетки

2



2.2

Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

3



2.3

Строение и функции клеток

5

1

1

Раздел 3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5



3.1

Размножение организмов

2



3.2

Индивидуальное развитие организмов

3



Раздел 4

Наследственность и изменчивость организмов

20



4.1

Закономерности наследования признаков

12

2

1

4.2

Закономерности изменчивости

5

1


4.3

Селекция растений, животных, микроорганизмов

3


1

Раздел 5

Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии

11



5.1

Биосфера, её структура и функции

7

1


5.2

Биосфера и человек

2


1


Заключение

2



Итого


68

7

5







Содержание курса

Введение (1 час)

Место курса « Общие закономерности» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли.

Раздел 1. Эволюция Живого мира на Земле (21 часов)

Тема 1.1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Царства живой природы. Видовое разнообразие.

Тема 1.2. Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)

Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об изначальной целесообразности и неизменности живой природы. Работы К. Линнея, Ж.Б. Ламарка.

Тема 1.3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора (5 часа)

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид - элементарная эволюционная единица. Изменчивость. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема 1.4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (2 часа)

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации.

Лабораторные и практические работы

1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.

Тема 1.5. Микроэволюция (2 часа)

Вид как генетически изолированная система. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элементарная эволюционная единица. Видообразование. Эволюционная роль мутаций.

Лабораторные и практические работы

  1. Морфологические особенности растений различных видов.

Тема 1.6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (3 часа)

Главные направления эволюционного процесса. Биологический процесс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Общие закономерности биологической эволюции. Результаты эволюции.

Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле (2 часа)

Органический мир, как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический, биологический этапы развития жизни. Теория академика А.И. Опарина.

Тема 1.8. Развитие жизни на Земле (3 часа)

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, и кайнозойскую эры. Происхождение человека. Стадии эволюции человека. Человеческие расы.

Раздел 2. Структурная организация живых организмов (10 часов)

Тема 2.1. Химическая организация клетки (2часа)

Химический состав живых организмов. Элементарный состав клетки. Макроэлементы, микроэлементы. Неорганические вещества (вода, минеральные соли) и органические вещества (белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры и липиды) и их основные функции в организме.

Тема 2.2. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке (3 часа)

Обмен веществ в клетке. Мембрана – универсальный строительный материал клеточных органелл. Поступление веществ в клетку. Фагоцитоз и пиноцитоз. Биосинтез белка как регулируемый процесс. Ферменты и их регуляторная функция (белки в роли ферментов запускают биосинтез белка). Биосинтез углеводов на примере фотосинтеза. Фиксация энергии солнечного излучения в форме химических связей. Автотрофы и гетеротрофы. Извлечение и использование энергии, запасенной в форме химических связей. Энергетический обмен клетки. АТФ – универсальный переносчик энергии.

Тема 2.3. Строение и функции клеток (5 часов)

Строение клеток прокариот и эукариот, клеток растений, грибов и животных. Основные функции клеточных органелл. Взаимодействие ядра и цитоплазмы в клетке. Клеточная теория (Р. Гук, А. Левенгук, М. Шлейден и Т. Шванн).

Цикл деления и развития клетки. Митоз и мейоз. Роль генов и хромосом в передаче наследственных признаков в ряду клеточных поколений и поколений организмов.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Вирусные инфекции и их профилактика.

Лабораторные и практические работы

3. Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых микропрепаратах.

Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)

Тема 3.1. Размножение организмов (2 часа)

Размножение. Половое и бесполое размножение и их биологический смысл. Образование половых клеток. Оплодотворение. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Биологическое значение размножения.

Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов (3 часа)

Онтогенез – индивидуальное развитие организма. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Формы постэмбрионального развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Достоинства и недостатки разных типов жизненных циклов. Типичный онтогенез многоклеточного организма. Важнейшие стадии онтогенеза. Закон зародышевого сходства К. Бэра. Биогенетический закон Э Геккеля и К Мюллера.


Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов (20часов)

Тема 4.1. Закономерности наследования признаков (12 часов)

Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Законы наследования признаков Г. Менделя. Генетическое определение пола и связь генов с хромосомами. Сцепленное наследование. Цитологические основы наследственности.

Лабораторные и практические работы

4-5. Решение генетических задачи и составление родословной.

Тема 4.2. Закономерности изменчивости (5 часов)

Изменчивость. Основные формы изменчивости. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Генотип и фенотип. Мутации. Комбинативная изменчивость. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Лабораторные и практические работы

5. Построение вариационной кривой.

Тема 4.3. Селекция растений, животных, микроорганизмов (3 часа)

Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт. Порода. Штамм. Методы селекции растений и животных. Основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельского хозяйства, медицины и других отраслей.

Раздел 5. Взаимоотношения организмов и среды. Основы экологии (11часов)

Тема 5.1. Биосфера, её структура и функции (7 часов)

Экология – наука о взаимоотношениях организмов с средой обитания, включающей их живое и неживое окружение. Биосфера - живая оболочка планеты. Структура биосферы. Взаимоотношения организмов и их адаптации к абиотическим (свет, температура, влажность), биотическим (конкуренция, хищничество и паразитизм, мутуализм, комменсализм, нейтрализм) и антропогенным факторам среды. Закон оптимума. Лимитирующий фактор. Регулирующая роль факторов среды.

Экосистемы. Экосистемы Вологодской местности. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи организмов в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии цепей питания. Пищевые пирамиды на суше и в океане. Смена биоценозов. Причины смены сообществ, формирование новых сообществ.

Экскурсия Взаимоотношения организмов и среды обитания (на примере экосистемы своей местности)

Лабораторные и практические работы

6. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Тема 5.2. Биосфера и человек (2 часа)

Природные ресурсы и их использование. Проблемы рационального природопользования, охрана природы. Роль человека в биосфере.

Заключение (2 час)




Учебно-методический комплект

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2010.

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год

  3. Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику. М.: Дрофа. 2010.

  4. Борисова Л.В. Тематическое и поурочное планирование по биологии. 9 класс. М.6 Издательство «Экзамен». 2006

  5. Материалы для подготовки к ГИА. Тестовые задания.(Сборники разных авторов))

  6. Козлова Т.А, Кучменко В.С. «Биология в таблицах. 6-11 классы: Справочное пособие, -М.:Дрофа, 2002 г.


Готовые презентации к урокам.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ

Социальная сеть работников
образования nsportal.ru

http://infourok.ru

Общие сайты по биологии

 «Научная сеть» - www.nature.ru –на этом сайте приводится интереснейшая и достоверная научная информация по разным отраслям науки, в том числе и по основным разделам биологии: аннотация книжных новинок, биографии ученых, курсы лекций, научные статьи, популярные заметки и многое другое.

«Кирилл и Мефодий. Животный мир» - www.zooland.ru –сайт, содержащий обилие интереснейших сведений о самых разнообразных животных. Информация изложена кратко, в доступной форме, приведены фотографии.

Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова - www.bio.msu.ru.

« «Редкие и исчезающие животные России» - www.nature.ok.ru/mlk_nas.htm - на сайте представлена информация о животных Росси, внесенных в Красную книгу, а также их фотографии, рисунки, аудиофайлы – записи голосов, видеосюжеты.

1.Лабораторный практикум. Биология 6-11.

2.Биология .9 класс. Общие закономерности. Мультимедийное приложение к учебнику.

3. Интернет сайты по биологии ЦОР

Материалы и оборудование: Комплект портретов ученых таблицы по темам курса, микроскопы, микропрепараты, гербарий растений, коллекции, влажные препараты животных, растения кабинета, дидактические карточки задания.


Для учащихся:

  1. 1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год

2. Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа

3. Электронное приложение «Биология. Общие закономерности». 9 класс.




Литература

  1. Примерная программа основного общего образования по биологии и Типовой программы по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010),

  2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897;

  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Приказом Министерства образования и науки РФ№253 от 31марта к использованию в образовательном процессе в 2015-2016 учебном году;

  2. в соответствии с учебным планом МКОУ «СОШ№9» г. Кизилюрта 2015 -2016 учебного года;

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29 декабря 2010 года № 189.

  1. Программы общеобразовательных учреждений под редакцией Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, А.А. Плешакова. М. «Дрофа», 2004 г

  2. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б, Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. М. «Дрофа». 2002 год





Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения предмета биологии 9 класса учащиеся должны:

знать/понимать

  • особенности жизни как формы существования материи;

  • роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

  • фундаментальные понятия о биологических системах;

  • сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

  • основные теории биологии — клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

  • соотношение социального и биологического в эволюции человечества

  • основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека

уметь

• пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

  • давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

  • работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

  • решать генетические задачи, составлять родословные, строить ва­риационные кривые на растительном и животном материале;

  • работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

знать/понимать:

признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

уметь:

объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки

выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!