Планируемые результаты освоения программы основного общего образования по немецкому языку
Настоящая программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы к самосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации. Кроме того, они должны осознавать, что иностранный язык позволяет совершенствовать речевую культуру в целом, что необходимо каждому взрослеющему и осваивающему новые социальные роли человеку. Особенно важным это представляется в современном открытом мире, где межкультурная и межэтническая коммуникация становится все более насущной для каждого.
Хорошо известно, что средствами иностранного языка можно сформировать целый ряд важных личностных качеств. Так, например, изучение иностранного языка требует последовательных и регулярных усилий, постоянной тренировки, что способствует развитию таких качеств как дисциплинированность, трудолюбие и целеустремленность. Множество творческих заданий, используемых при обучении языку, требуют определенной креативности, инициативы, проявления индивидуальности.
С другой стороны, содержательная сторона предмета такова, что при обсуждении различных тем школьники касаются вопросов межличностных отношений, говорят о вечных ценностях и правильном поведении членов социума, морали и нравственности. При этом целью становится не только обучение языку как таковому, но и развитие у школьников эмпатии, т. е. умения сочувствовать, сопереживать, ставить себя на место другого человека. Нигде, как на уроке иностранного языка, школьники не имеют возможности поговорить на тему о культуре других стран, культуре и различных аспектах жизни своей страны, что в идеале должно способствовать воспитанию толерантности и готовности вступить в диалог с представителями других культур.
При этом учащиеся готовятся отстаивать свою гражданскую позицию, быть патриотами своей Родины и одновременно быть причастными к общечеловеческим проблемам, людьми, способными отстаивать гуманистические и демократические ценности, идентифицировать себя как представителя своей культуры, своего этноса, страны и мира в целом.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих личностных результатов:
— формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;
— осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтнической коммуникации;
- развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
— формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
— стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своей страны и мира;
— готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Метапредметные результаты
С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают и совершенствуют навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным.
При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования его содержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах.
В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку других участников коммуникации.
При этом важно, чтобы критическая оценка работы другого человека выражалась корректно и доброжелательно, чтобы критика была конструктивной и строилась на принципах уважения человеческой личности.
В соответствии с примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов на уровне УУД:
— развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;
— развитие коммуникативных умений, включая умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;
— развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;
— развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
— осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;
— формирование проектных умений:
генерировать идеи;
находить не одно, а несколько вариантов решения;
выбирать наиболее рациональное решение;
прогнозировать последствия того или иного решения;
определять новую проблему;
готовить материал для проведения презентации в наглядной форме, используя для этого специально подготовленный продукт проектирования;
работать с различными источниками информации;
планировать работу, распределять обязанности среди участников проекта;
собирать материал с помощью анкетирования, интервьюирования;
оформлять результаты в виде материального продукта (реклама, брошюра, макет, описание экскурсионного тура, планшета и т. п.);
представить для аудитории электронную презентацию.
Предметные результаты
Коммуникативные умения по видам речевой деятельности.
Класс | Ученик научится | Ученик получит возможность научиться |
Говорение. Диалогическая речь. |
6 | вести диалоги при более вариативном содержании и разнообразном языковом оформлении (диалоги этикетного характера, диалог-расспрос, диалог - побуждение к действию, диалог - обмен мнениями, комбинированные диалоги). | Совершенствоваться в ведении диалогов разных типов, сделать высказывания более развёрнутыми и аргументированными. |
7 | начинать, вести, заканчивать различные виды диалогов (этикетный, диалог - расспрос, диалог-побуждение) с соблюдением норм этикета расспрашивать и отвечать на вопросы собеседника, высказывать и аргументировать свое мнение, просьбу в пределах изученного материала. объем диалога - не менее 3-4 реплик со стороны каждого учащегося. |
8 | вести диалоги разных типов. Аргументировать свою точку зрения, мнение. Объем диалога составляет не менее 4-5 реплик. Продолжительность диалога: 1,5-2 мин |
9 | начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая и аргументируя свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Объем диалога составляет не менее 4-5 реплик со стороны каждого учащегося. Продолжительность диалога: 1,5-2 мин |
Говорение. Монологическая речь. |
6 | рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события/явления, передавать основное содержание, основную мысль, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей, сравнивать их; Объем: 7-10 фраз. Продолжительность монолога: 1-1,5мин. | начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя; расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал; рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать сообщения и презентации, описывать события/явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному,/услышанному, давать достаточно подробную характеристику персонажей; использовать синонимичные средства, идиоматические выражения, разговорную лексику, связующие слова в процессе устного общения. |
7 | рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее сообщать краткую информацию о своей стране и странах изучаемого языка описывать события и явления, передавать основное содержание прочитанного или услышанного со зрительной опорой и без нее, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/слышанному. Обобщать изложенную информацию через причинно-следственные связи Объем:.7-10 фраз, продолжительность монолога : 1-1,5 мин. |
8 | рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка объем:10-12 фраз. Продолжительность монолога: 1-1, 5 мин |
9 | рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать сведения о своем городе/селе, о своей стране и стране изучаемого языка; делать краткие сообщения, описывать события и сравнивать их, передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать и аргументировать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей, сравнивать их, обобщать изложенную информацию через причинно-следственные связи; использовать перифраз, синонимичные средства в процессе устного общения. Объем: 10- 12 фраз. Продолжительность монолога: 1-1,5 мин. |
Аудирование. |
6 | Воспринимать и понимать на слух несложные небольшие по объему аутентичные тексты диалогического и монологического характера с разной глубиной проникновения в зависимости от коммуникативной задачи. Определять верное/неверное/не указано в тексте утверждения из услышанного. Записывать со слуха незнакомые слова по буквам. понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить. Время звучания текстов: 1-1,5 мин. Содержание незнакомой лексики до 2% | • понимать основное содержание аутентичных прагматических текстов и выделять для себя значимую информацию; устанавливать соответствие между высказываниями каждого говорящего и утверждениями, данными в списке; • понимать основное содержание аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение, рассказ, диалог, интервью), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; • определять тему высказывания, исходя из заголовка. |
7 | воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя и одноклассников при непосредственном общении, вербально или невербально реагируя на нее воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, содержащих до 3% незнакомой лексики, с разной глубиной понимания в зависимости от коммуникативной задачи использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова. Время звучания текстов: 1-1,5 мин. |
8 | воспринимать и понимать на слух достаточно сложные и объемные аутентичные тексты диалогического и монологического характера (до 4% незнакомой лексики) с разной глубиной проникновения в зависимости от коммуникативной задачи. определять верное/неверное/не указано в тексте утверждения из услышанного. воспринимать и понимать на слух речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке (с вербальной/невербальной реакцией на услышанное. отвечать на вопросы по прослушанному тексту. использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии текстов, содержащих незнакомые слова. пересказывать услышанный текст. Время звучания текстов: 1-1, 5 мин. |
9 | понимать основное содержание кратких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле/радио передач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять для себя значимую информацию; понимать основное содержание несложных аутентичных текстов (до 5% незнакомой лексики), относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ), уметь определить тему текста, выделить главные факты в тексте, опуская второстепенные; использовать переспрос, просьбу повторить. Время звучания текстов:1,5-2 мин. |
Чтение. |
6 | ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста) читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации. Стиль текста – публицистический. Типы текстов – рассказ. Объем текстов: 500-700 слов. | • ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; • читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); • читать аутентичные тексты разных жанров с детальным пониманием информации, добавлять фразы и предложения, пропущенные в тек • читать аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение |
7 | читать тексты с пониманием основного содержания читать тексты с полным пониманием и с использованием приемов переработки текста (языковая догадка); читать тексты с выборочным пониманием нужной информации. Объем текстов: 500- 700 слов. |
8 | читать и понимать аутентичные тексты с различной глубиной и точностью проникновения в их содержание (в зависимости от вида чтения): с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); с полным пониманием содержания (изучающее чтение); с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение). не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста. различать главную и второстепенную информацию в тексте; выстраивать прочитанную информацию в логическом порядке. Объем текстов: 500-700 слов. |
9 | ориентироваться в иноязычном тексте: прогнозировать его содержание по заголовку; читать аутентичные тексты разных жанров преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, выделять основную мысль, выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста); читать несложные аутентичные тексты разных жанров с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), оценивать полученную информацию, выражать свое мнение; читать текст с выборочным пониманием нужной или интересующей информации. Объем текстов: до700 слов. |
Письменная речь. |
6 | заполнять анкеты и формуляры; писать предложения (короткие тексты) под диктовку с элементами обобщения. составлять план писать поздравления, личные письма без опоры на образец (40-50 слов): расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка; | ●Заполнять анкеты и формуляры писать словарные диктанты план, тезисы устного или письменного сообщения; ●писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в странах изучаемого языка. |
7 | писать личные письма с опорой на образец (80 - 100 слов), поздравления составлять план текстов писать предложения под диктовку составлять план, тезисы устного или письменного сообщения. Обобщать информацию через причинно-следственные связи |
8 | составлять план писать тексты (5-7 предложений) под диктовку. писать личное письмо без опоры на образец (расспрашивать адресата о его жизни, делах, сообщать то же самое о себе, выражать благодарность, давать совет и аргументы, просить о чём-либо). Объём личного письма — около 100—120 слов, включая адрес; составлять план, тезисы и аргументы устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности. Обобщать информацию. |
9 | заполнять анкеты и формуляры; писать поздравления, личные письма с опорой и без опоры (100- 140 слов): расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка |
Предметные результаты
в области говорения
Выпускник научится:
начинать, вести/поддерживать и заканчивать беседу в стандартных ситуациях общения, соблюдая нормы речевого этикета, при необходимости переспрашивая, уточняя;
расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая свое мнение, просьбу, отвечать на предложения собеседника согласием, отказом, опираясь на изученную тематику и усвоенный лексико-грамматический материал;
рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе/селе, своей стране и стране/странах изучаемого языка;
делать краткие сообщения, описывать события, явления (в рамках изученных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному/услышанному, давать краткую характеристику персонажей.
Выпускник получит возможность научится:
использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения;
вести диалог (диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, суждениями, диалогпобуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблемой, описывать события, делать сообщения, излагать факты;
создавать социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации.
в области аудирования
Выпускник научится:
воспринимать на слух и полностью понимать речь учителя, одноклассников;
понимать основное содержание коротких, несложных аутентичных прагматических текстов (прогноз погоды, программы теле-, радиопередач, объявления на вокзале/в аэропорту) и выделять значимую информацию;
понимать основное содержание несложных аутентичных текстов, относящихся к разным коммуникативным типам речи (сообщение/рассказ); уметь определять тему текста, выделять главные факты, опуская второстепенные;
использовать переспрос, просьбу повторить.
Выпускник получит возможность научится:
понимать относительно полно общий смысл высказывания на немецком языке в различных ситуациях общения;
понимать основное содержание аутентичных аудиотекстов или видеотекстов познавательного характера на темы, связанные с личными интересами или выбранным профилем, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
оценивать важность и новизну информации, определять свое отношение к ней.
в области чтения
Выпускник научится:
ориентироваться в иноязычном тексте; прогнозировать его содержание по заголовку;
читать аутентичные тексты разных жанров с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);
читать аутентичные тексты разных стилей с полным и точным пониманием, используя различные приемы смысловой переработки текста (языковую догадку, анализ, выборочный перевод), а также справочных материалов; оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;
читать текст с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;
Выпускник получит возможность научится:
читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
в области письма и письменной речи
Выпускник научится:
заполнять анкеты и формуляры;
писать поздравления, личные письма с опорой на образец; расспрашивать адресата о его жизни и делах, сообщать то же о себе, выражать благодарность, просьбу, употребляя формулы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка.
cоставлять план, тезисы устного или письменного сообщения; излагать результаты проектной работы;
Выпускник получит возможность научится:
описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера; заполнять анкеты, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране изучаемого языка, составлять письменные материалы, необходимые для презентации результатов проектной деятельности.
В плане языковых знаний и навыков от выпускников основной школы ожидают, что в результате изучения немецкого языка в 5—9 классах в соответствии с государственным стандартом основного общего образования ученик должен знать/понимать:
основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний); основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
явления многозначности лексических единиц немецкого языка, синонимии, антонимии и лексической сочетаемости;
особенности структуры простых и сложных предложений немецкого языка; интонацию различных коммуникативных типов предложения;
признаки изученных грамматических явлений (видо-временных форм глаголов и их эквивалентов, модальных глаголов; артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
основные различия систем немецкого, английского и русского языков.
Кроме того, школьники должны уметь:
применять правила написания слов, изученных в основной школе;
адекватно произносить и различать на слух звуки немецкого языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах;
соблюдать ритмико-интонационные особенности предложений различных коммуникативных типов, правильно членить предложение на смысловые группы.
В отношении социокультурных знаний от выпускников требуется:
иметь представление об особенностях образа жизни, быта, реалиях, культуре стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру), сходстве и различиях в традициях России и стран изучаемого языка;
владеть основными нормами речевого этикета (реплики-клише и наиболее распространенная оценочная лексика), распространенного в странах изучаемого языка, применять эти знания в различных ситуациях формального и неформального общения;
иметь представление о распространённых образцах фольклора (пословицах, поговорках, скороговорках, сказках, стихах), образцах художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
понимать, какую роль владение иностранным языком играет в современном мире.\
В плане развития компенсаторных умений результатом обучения иностранному языку в 5—9 классах должно стать умение решать коммуникативную задачу при помощи языковой и контекстуальной догадки и игнорирования языковых трудностей, переспроса, а также при передаче информации с помощью словарных замен, жестов и мимики.
Учебно-познавательные умения включают в себя дальнейшее развитие учебных и специальных учебных умений.
Познавательные умения предполагают, что выпускник основной школы должен:
научиться действовать по образцу, заданному алгоритму, инструкции или аналогии при выполнении отдельных заданий и составлении высказываний на изучаемом языке;
научиться работать с информацией (сокращать, расширять, заполнять таблицы); извлекать основную информацию из текста (прослушанного или прочитанного), а также запрашиваемую или нужную информацию; полную и точную информацию;
научиться выполнять проектные задания индивидуально или в составе группы учащихся;
научиться пользоваться справочным материалом: двуязычными и толковыми словарями, грамматическими и лингвострановедческими справочниками, схемами и таблицами, мультимедийными средствами, ресурсами Интернета;
овладеть необходимыми для дальнейшего самостоятельного изучения немецкого языка способами и приёмами.
Специальные учебные умения включают в себя способность:
сравнивать явления немецкого, русского и английского языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний и предложений;
освоить приемы работы с текстом, пользоваться определенными стратегиями чтения или аудирования в зависимости от поставленной коммуникативной задачи;
пользоваться ключевыми словами;
вычленять культурные реалии при работе с текстом, сопоставлять их с реалиями родной культуры, выявлять сходства и различия и уметь объяснять эти различия речевому партнеру или человеку, не владеющему иностранным языком;
догадываться о значении слов на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательных моделей;
узнавать грамматические явления в тексте на основе дифференцирующих признаков;
при необходимости использовать перевод.
В ценностно-ориентационной сфере умения включают в себя:
представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
представление о целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах.
В эстетической сфере:
владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.
В трудовой и физической сферах:
умение рационально планировать свой учебный труд;
умение работать в соответствии с намеченным планом;
стремление вести здоровый образ жизни.
Компенсаторные умения
Совершенствуются умения:
— переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов;
— использовать в качестве опоры при порождении собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т. д.;
— прогнозировать содержание текста на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
— догадываться о значении незнакомых слов по контексту, по используемым собеседником жестам и мимике;
— использовать синонимы, антонимы, описания понятия при дефиците языковых средств.
Общеучебные умения и универсальные способы деятельности
Формируются и совершенствуются умения:
— работать с информацией: сокращение, расширение устной и письменной информации, создание второго текста по аналогии, заполнение таблиц;
— работать с прослушанным/прочитанным текстом: извлечение основной информации, извлечение запрашиваемой или нужной информации, извлечение полной и точной информации; — работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-ресурсами, литературой; — планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбор темы исследования, составление плана работы, знакомство с исследовательскими методами (наблюдение, анкетирование, интервьюирование), анализ полученных данных и их интерпретация, разработка краткосрочного проекта и его устная презентация с аргументацией, ответы на вопросы по проекту; участвовать в работе над долгосрочным проектом; взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
— самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома.
Специальные учебные умения
Формируются и совершенствуются умения:
— находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
— семантизировать слова на основе языковой догадки; — осуществлять словообразовательный анализ;
— выборочно использовать перевод;
— пользоваться двуязычным и толковым словарями;
— участвовать в проектной деятельности межпредметного характера.
2. Предметное содержание речи
6 класс (68 часов)
Знакомство: межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность человека и черты характера. Страна (страны) второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города.
Мой класс: Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношения к ним. Переписка с зарубежными сверстниками. Каникулы в различное время года.
Животные: Природа. Проблемы экологии. Защита окружающей среды. Климат, погода. Маленькая перемена: (Повторение)
Мой день в школе: Здоровый образ жизни: режим труда и отдыха, спорт, питание. Школьное образование, школьная жизнь, изучаемые предметы и отношения к ним.
Хобби: Досуг и увлечения (чтение, кино, театр и другие). Вид отдыха, путешествия. Транспорт. Покупки.
Моя семья: межличностные взаимоотношения в семье, со сверстниками. Внешность человека и черты характера. Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль иностранного языка в планах на будущее.
Сколько это стоит? Транспорт. Покупки. Страна (страны) второго иностранного языка и родная страна, их географическое положение, столицы и крупные города, достопримечательности, культурные особенности (национальные праздники, знаменательные даты, традиции, обычаи) Выдающиеся люди, их вклад в науку и мировую культуру.
Большая перемена (Повторение)
Мой дом: Межличностные отношения в семье, со сверстниками. Описание комнаты. Домашние обязанности (работа по дому). Настроение.
Это вкусно. Мои предпочтения в еде. В школьной столовой. Меню. Интервью. Национальная кухня. Рецепт.
Моё свободное время. Свободное время. Распорядок дня. Досуг, увлечения (чтение, кино и др.) Каникулы и школьные оценки в немецкоговорящих странах.
Маленькая перемена (Повторение)
Предметное содержание речи 7 класс (68 часов)
Смотрится отлично: внешность и черты характера. Мода и одежда. Отношение к моде. Покупки.
Вечеринки: День рождения, приглашение, поздравление. Планирование праздника, выбор подарка.
Мой город: Дорога в школу.
Каникулы: Поездка и её планирование. О планах на каникулы. Интервью о путешествиях. Изучение языка на курсах. Открытка с места отдыха.
Как прошло лето? Каникулы и погода. Мои каникулы. Каникулы моих сверстников в Германии. Переписка с зарубежными друзьями.
Планы на будущее: Мир профессий. Проблема выбора профессии. Планы на будущее. Производственная практика. Роль иностранного языка
Дружба: Межличностные отношения со сверстниками. Внешность и черты характера человека. Комплименты
Маленькая перемена: Повторение.
Изображение и звук: Средства массовой информации и коммуникации (пресса, телевидение, радио, интернет). Общение со сверстниками.
Взаимоотношения: Отношения со сверстниками. Споры и компромиссы. Чувства и настроение. Школа и школьная жизнь. Переписка с зарубежными сверстниками, общение в интернете.
Это мне нравится: Описание внешности, характера. Выражение мнения. Покупка одежды. Увлечения и досуг.
Подробнее о себе: Описания и предположения. Школьная жизнь, время, проведенное в школе. Взаимоотношения с учителями и сверстниками.
Большая перемена: Повторение и обобщение.
Предметное содержание речи 8 класс (68 часов)
Фитнес и спорт: Виды спорта. Занятия спортом. Части тела, травмы.
Школьный обмен: Школьный обмен. Анкета для школьного обмена. Проблемы проживания в другой стране.
Наши праздники: Праздники в Германии и России. Свободное время и его планирование. Переписка с зарубежными друзьями.
Маленькая перемена: Повторение.
Воздух Берлина: Берлин, достопримечательности Берлина. Программа пребывания. Ориентирование в чужом городе. Покупка билетов. Родной город.
Мы и окружающий мир: Защита окружающей среды. Прогноз погоды. Ландшафты. Где бы хотелось жить, преимущества и недостатки. Экономия водных и энергоресурсов.
Путешествие по Рейну: Путешествие, планирование поездки. Покупка билетов. Расписание движения транспорта. Любимые места.
Прощальная вечеринка: Переезд. Продукты и напитки для вечеринки, планирование вечеринки. Кулинарные рецепты. Подарки.
Большая nepeмена: Повторение и обобщение, контроль в формате Fit in Deutsch 2
Предметное содержание речи 9 класс (66 часов)
Будущая профессия: Мир профессий. Проблемы выбора профессии. Роль ИЯ в планах на будущее.
Где мы живём? Дом/квартира моей мечты. Уборка и порядок в доме. Объявления о продаже и аренде жилья.
Будущее: Прогнозы на будущее. Город будущего.
Еда: Здоровый образ жизни. Питание. В кафе. Меню. Жалоба. Проблемы с весом.
Выздоравливай! Запись на прием к врачу. У врача. Проблемы со здоровьем. Лекарства.
Моё место в политической жизни: Политическая жизнь и политическое устройство Германии и других немецкоязычных стран. России. Избирательные права молодежи. Выборы.
Планета Земля: Климат и его изменение. Проблемы экологии. Сортировка мусора. Экологические технологии.
Что такое красота?- Внешность и черты характера. Красота и фитнесс. Покупка одежды. Получай удовольствие! Досуг и увлечения. Экстремальные виды спорта. Интервью и письмо.
Техника: История роботов, их возможности. Дискуссия. Письмо в редакцию.
Стена – граница – зелёный пояс: Исторические события и их роль в нашей жизни. Опрос и интервью об исторических событиях. Исторические события в Германии и России.
3. Тематическое планирование
| Разделы, темы по разделам | Рабочая программа по классам |
6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Знакомство | 9 | | | |
2 | Мой класс | 8 | | | |
3 | Животные | 6 | | | |
| Маленькая перемена | 1 | | | |
4 | Мой день в школе | 6 | | | |
5 | Хобби | 6 | | | |
6 | Моя семья | 6 | | | |
7 | Сколько это стоит? | 6 | | | |
| Большая перемена | 1 | | | |
1 | Мой дом | 6 | | | |
2 | Это вкусно | 6 | | | |
3 | Моё свободное время | 6 | | | |
| Маленькая перемена | 1 | | | |
4 | Смотрится отлично | | 6 | | |
5 | Вечеринки | | 6 | | |
6 | Мой город | | 6 | | |
7 | Каникулы | | 6 | | |
1 | Как прошло лето | | 6 | | |
| Маленькая перемена | | 1 | | |
2 | Планы на будущее | | 6 | | |
3 | Дружба | | 6 | | |
4 | Изображение и звук | | 6 | | |
5 | Взаимоотношения | | 6 | | |
6 | Это мне нравится | | 6 | | |
7 | Подробнее о себе | | 6 | | |
| Большая перемена | | 1 | | |
1 | Фитнес и спорт | | | 9 | |
2 | Школьный обмен | | | 9 | |
3 | Наши праздники | | | 9 | |
| Маленькая перемена | | | 2 | |
4 | Воздух Берлина | | | 9 | |
5 | Мы и окружающий мир | | | 9 | |
6 | Путешествие по Рейну | | | 9 | |
7 | Прощальная вечеринка | | | 9 | |
| Большая перемена | | | 3 | |
1 | Будущая профессия | | | | 6 |
2 | Где мы живём | | | | 6 |
3 | Будущее | | | | 6 |
4 | Еда | | | | 6 |
5 | Выздоравливай | | | | 4 |
| Итоговая контрольная работа за 1 полугодие | | | | 1 |
6 | Моё место в политической жизни | | | | 6 |
7 | Планета Земля | | | | 6 |
8 | Что такое красота? | | | | 6 |
9 | Получай удовольствие! | | | | 6 |
10 | Техника | | | | 6 |
11 | Стена – граница – зелёный пояс | | | | 6 |
| Итоговая контрольная работа за II полугодие | | | | 1 |
| ИТОГО | 68 | 68 | 68 | 66 |