СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Каблучок

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа дополнительно образования «Каблучок» представляет собой вариант программы организации дополнительного образования детей и предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Каблучок»

Пояснительная записка

Программа дополнительно образования «Каблучок» представляет собой вариант программы организации дополнительного образования детей и предполагает развитие и воспитание не только одарённых детей, но и всех желающих, так как главный педагогический принцип: воспитание и развитие личности в коллективе.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. Настоящая программа описывает курс подготовки по танцевальной деятельности детей от 9—16 лет. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по танцевальной деятельности.

Танец - это вид искусства, который помогает познать мир, дает понимание: движение - это жизнь, это прекраснейшее средство общения между людьми. Танец дает ощущение гармонии красоты собственного тела.

Направленность программы - художественно-эстетическое (общекультурное). Обеспечивает художественно-эстетическое развитие и воспитание детей средствами хореографии, способствует развитию творческой индивидуальности ребенка, его духовного мира, танцевальных и музыкальных способностей.

Уровень усвоения – углубленный, рассчитанный на 3 года обучения.

Актуальность программы - в том, что в процессе освоения формируются навыки здорового образа жизни, начальные навыки хореографического искусства, познания собственных физических возможностей ребенка, способность жить и работать в коллективе.

Общие ожидаемые результаты - реализация творческого потенциала ребенка, правильное физическое развитие, гармоничное духовное развитие ребенка.

Педагогическая целесообразность программы приводит каждого ребенка к осознанию, что хореография - это коллективное творчество, но для каждого из них есть место в раскрытии индивидуальных возможностей, талантов. Каждый может и должен быть успешным независимо от отведенной ему роли в танце.

Современные методы развития детей ориентированы на комплексный подход к содержанию учебных программ. Большие потенциальные возможности содержатся в традиционных системах двигательного развития - классической хореографии, народном и характерном танце. Отработанные веками приѐмы и методы классической хореографии воспитывают точность и гармоничность движений, рационально и всесторонне развивают весь двигательный аппарат, приобщают к универсальному языку классического танца. Народный танец открывает путь к познанию единого космоса фольклора, объединяющего все виды искусства, даѐт возможность почувствовать и характерное и ярко индивидуальное, и всеобщее. Направления развития, предложенные данной программой, ориентированы на более близкое, соответствие естественному ходу развития ребѐнка.

На первых годах кроме приобретения определѐнных двигательных навыков - благодаря заданиям по композиции появляется возможность ребѐнку осмысленно отнестись к своим ощущениям, развивают воображение и помогают передать свои чувства и представления образами и движениями.

Отличие данной программы от других программ в том, что очень важное значение уделяется сочинительству на всех этапах обучения. Дети выполняют небольшие творческое задание: сочиняют и представляют свой собственный маленький танец. Некоторые из них самые достойные будут включаться в концертные выступления в школе. Впоследствии постановкой танцев занимается педагог. Для наилучшего освоения двигательных навыков, ощущения и понимания свойств предметов и развития воображения, для создания более яркого процесса урока - используется «волшебный мешочек» - в нѐм лежат мячик, деревянные ложки, ленты, платочек, скакалка, шуршалки и погремушки. Предметы используются в исполнении упражнений, этюдов, композиций, сочинений. Первые самые легкие задания по композиции помогают определить природную направленность в этой области. Дальнейшие задания в последующих этапах обучения дают очень интересные результаты работы. Благодаря развитию этого направления дети глубже чувствуют танец, развивается воображение, образное мышление, раскрывается творческий потенциал ребѐнка.

Новизна программы - заключается в использовании частной методики при построении занятий в последовательной схеме: Игра «ассоциативные этюды» самостоятельная хореографическая композиция ребенка.

Данная дополнительная программа соответствует требованиям: - Закона РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей; - Конвенции о правах ребенка; - Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в общеобразовательных организациях.

Цели и задачи.

Цель образовательной программы: формирование основ хореографической культуры, способствующей развитию и становлению более совершенного человека в творческом и нравственном направлении.

Задачи образовательной программы:

Обучающие:

- обучить навыкам координации;

- обучить приемам развития мышечной памяти;

- обучить правильно держаться на сценической площадке;

- сформировать танцевальные навыки и умения.

- Привить метроритмические навыки

Развивающие:

- развить визуальную, слуховую, двигательную память;

- развить способность воспринимать и слушать музыку разных жанров и стилей;

- развить умение находить в музыке слабые и сильные доли;

- развить внимание;

- раскрыть и развить индивидуальный творческий потенциал

- развить художественный вкус и представления о прекрасном.

- развить интерес к национальной и мировой танцевальной культуре.

Воспитательные:

- сформировать традиции в детском коллективе;

- воспитать навыки общения со сверстниками;

- сформировать культуру общения с другими творческими коллективами;

- воспитать трудолюбие и упорство;

Принципы построения программы.

Программа строится на ряде принципов:

- доступность и последовательность - от простого к сложному (хореографические ступени);

- учет возрастных особенностей (содержание каждой ступени ориентировнно на определенный возраст детей);

- наглядность-использование наглядных средств обучения (личный показ педагога, дидактические материалы);

- индивидуальный подход

Основной курс обучения составлен с учетом последовательного освоения знаний, полученных при изучении разделов «Познание и освоение танцевальной культуры» и «Творческое осмысление основ танцевального искусства», а также «Азбука композиции и постановки танца». Систематическое развитие осознанного восприятия музыки. Знакомство с терминологией танца. Освоение сложившихся в отечественной школе танца хореографических элементов: поз, позиций, движений классического и народного танцев, современной пластики, бальной хореографии. Побуждение эмоциональной отзывчивости. Формирование отношения учащихся к основам танцевального искусства. Воспитание элементов художественного вкуса. Формирование в доступной форме, понятия некоторых важнейших закономерностей искусства и определенных принципов отношения к искусству. Развитие и совершенствование умений по композиции и постановке танца. Специализированный курс. Цель обучения курса, вбирающего в себя, практически, все знания и навыки, полученные на предшествующих занятиях: способствовать проявлению и активизации всего комплекса, 6 эмоциональных и других свойств личности, дающего возможность полнее и глубже раскрыть себя и свои творческие возможности владения искусством танца, творческой деятельности и познания общей культуры.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Формы и методы проведения занятий:

- основная форма работы – урок (40 минут)

- занятия-игры

- занятия-концерты

- занятия-экскурсии

- репетиции

- концерты

- фестивали

- конкурсы

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: словесные, наглядного восприятия и практические методы.

Методы словесные: рассказ, беседа, обсуждение, объяснение, словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия:

К этим методам можно отнести:

-показ упражнений,демонстрацию видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всѐ это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих воспитанников, включает тренинг и творческую деятельность. Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. этот метод может также применяться при изучении сложных движений. Игровой метод используется при проведении музыкально - ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определѐнного результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения. Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приѐмами педагогического воздействия на учащихся.

Объем учебной нагрузки может меняться в связи с учебной нагрузкой учителя по тарификации, в результате ежегодно может меняться календарно- тематическое планирование. Индивидуально-групповые занятия - предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку, развитие и поощрение творческих способностей наиболее одаренных детей.

Обучаясь по данной программе, ребенок овладевая знаниями, развивается духовно и физически, становится уверенным в своих силах и возможностях, умеет организовывать свое время, добиваться поставленной цели.

Овладевая техникой различных видов танца, знакомится с национальным колоритом танцевальных культур народов мира, развивает трудолюбие, настойчивость. Формирует художественный вкус, развивает интерес к мировой культуре, раскрывается как творческая личность, становится более чутким человеком, умеющим видеть прекрасное в искусстве и в жизни.

В результате поэтапного освоения программы, с учетом интересов, склонностей, сформированных способностей, индивидуальных возможностей учащиеся будут владеть:

-координацией; чувством ритма; мышечной памятью своего тела; техникой исполнения; актерским мастерством.знать: музыкальную и танцевальную культуру; основы классического, народно-характерного, современного танцев; основы композиции и постановки танца. уметь: импровизировать под музыку находить в музыке слабые и сильные доли; воспринимать и слушать музыку разных жанров и стилей; применять свои знания в танце; уметь правильно держаться на сценической площадке.

Формы подведения итогов реализации программы:

-открытые уроки для родителей и педагогов;

-концертная деятельность;

- участие в фестивалях и конкурсах.

Оценка результативности:

Основным способом отслеживания результативности по данной программе являются ежегодные отчетные концерты, а также тематические праздничные выступления, открытые занятия. Для выявления отдельных результатов проводятся индивидуальные работы с ребенком, опросы, выполнений сольных этюдов и т.д.

Критерии результативности процесса обучения:

- владение техникой исполнения;

- владения навыками координации;

- владение приемами развития мышечной памяти;

- владение актерским мастерством;

- владение метроритмическими навыками;

- умение правильно держаться на сценической площадке.

Ребенок точно понимает и передает характер хореографического образа, свободно двигается на сцене, не скован, с первого раза запоминает хореографический материал, а также правильно его воспроизводит.

Личностные результаты:

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки. Умение свободно ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все игровые и плясовые движения.

Метапредметные результаты:

Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, передавать в движении простейший ритмический рисунок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; самовыражение ребенка в движении, танце.познавательные Учащиеся должны уметь: понимать и принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения; организованно строиться (быстро, точно); сохранять правильную дистанцию в колонне парами; самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам; соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определенном ритме и темпе; правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

Обучающийся будут знать и уметь:

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- знать танцевальные схемы;

- уметь танцевать в заданном темпе.

Содержание 1 года обучения

I.Вводное занятие (11 часов)

1.1Правила техники безопасности.

II.Что такое «Танец»? Основные понятия (66 часов)

2.1.Разминка

2.2. Поклон.

2.3. Постановка корпуса. Основные правила.

2.4. Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.

2.5. Движения на развитие координации. Бег и подскоки.

2.6. Движения по линии танца.

III .Игры под музыку (24 часа)

3.1.Комбинация «Гуси». Комбинация «Слоник».

3.2.Тренировочный танец «Стирка»

IV.Позиции в паре. Основные правила (24 часа)

4.1.Танец «Раз ладошка».

Элементы танца.

4.2. Основные движения танца «Раз ладошка».

Разучивание движений.

V.Подведение итогов (11 часов)

5.1.Отчетный концерт.

Содержание 2 года обучения

I.Вводное занятие (26 часов)

1.1Правила техники безопасности.

1.2. Повторение основ хореографии .

II. Поворение основных позиций в танце (39 часов)

2. 1.Обучающиеся повторяют следующие позиции:

- позиции ног; позиции рук; позиции в паре. -точки класса.

Для ориентации лучше используется схема А. Я.Вагановой. Это – квадрат, который условно делит зал на восемь равных треугольников. Ц - положение ученика, точки 1 – 8, располагающиеся по ходу часовой стрелки, - это возможные направления поворотов корпуса или движений в пространстве. При изучении элементов бального и народного танца целесообразно познакомить детей еще с одной схемой – круг, линия танца. Движение танцующих по кругу против часовой стрелки называется «по линии танца», по часовой стрелке – «против линии танца».

2.2. Повторение разминки.

Проводится на каждом уроке в виде ―статистического танца‖ в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения ―читать‖ движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Примерные упражнения(наклоны головы вправо, влево, вперед, назад, круговые движения;вытягивание шеи вперед из стороны в сторону;подъем и опускание плеч (поочередно правого, левого и синхронно обоих);круговое движение плечами вперед и назад поочередно правого и левого;наклоны корпуса вперед, назад, вправо, влево;повороты корпуса вправо, влево, круговые движения; движения рук «волна»;подъем рук через стороны вверх и опускание вниз;то же, с вращением кистей в одну и в другую сторону; подъем рук через плечи вверх, вниз, вправо, влево; работа бедер вправо, влево, круг, «восьмерка», повороты;пружинка на месте по VI позиции;перенос веса тела с одной ноги на другую; упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полуповоротную) поочередно правой и левой, затем одновременно двух стоп).

2.3. Повторение общеразвивающих упражнений.

Движения по линии танца и диагональ класса( на носках, каблуках;шаги с вытянутого носка;перекаты стопы;высоко поднимая колени «Цапля»; выпады; ход лицом и спиной; бег с подскоками; галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног. Упражнения на улучшение гибкости наклоны вперед, назад, в стороны, круговые движения; ноги во II свободной позиции, наклоны вперед, кисти на полу; ноги в VI позиции, наклоны вперед, кисти на полу; сидя на полу, наклоны вправо, влево, вперед; сидя на полу в парах, наклоны вперед; «бабочка»; «лягушка»; полу шпагат на правую ногу, корпус прямо, руки в стороны; полу шпагат на левую ногу, корпус прямо, руки в стороны; полу шпагат на правую ногу, руки на пояс, корпус назад; полу шпагат на левую ногу, руки на пояс, корпус назад; «кошечка»; «рыбка»).

III.Ритмические комбинации. Отработка разновидности шагов (26 часов)

3.1. Комбинация «Гуси»( шаги на месте; шаги с остановкой на каблук; шаги по точкам (I, III, V, VII); приставные шаги).

Можно исполнить в народном характере. Схема остается та же, только вместо приставных шагов исполняется «гармошка».

3.2. Комбинация «Слоник»( шаг приставка, руками «нарисовать» уши; шаг назад, руки вытянуть вперед вверх; пружинка на месте, в стороны; пружинка назад; колено, локоть; прыжки).

Дается задание детям «нарисовать» любимое животное. Таким образом выявляются творческие способности учащихся, их воображение и мышление.

IV. Диско танцы .Отработка разновидности шагов (32 часа)

4.1.Танец «Стирка». Имитируется процесс стирки белья( два шага вправо, два шага влево, стираем;полощем; выжимаем; развешиваем; устали).

4.2. Танец «Раз ладошка» (приставные шаги вперед-назад; приставной шаг вперед, два кик вперед, приставной шаг назад; приставной шаг вперед, два кик вперед и два хлопка, приставной шаг назад, поворот. Движения повторяются по четырем точкам .

V.Подведение итогов (13 часа)

5.1.Отчетный концерт.

Содержание 3 года обучения

I.Вводное занятие (30 часов)

1.1. Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.

1.2 Разминка. Общеразвивающие упражнения.Движения по линии танца.

II. Разучивание танцевальных движений(закрепление знаний и навыков) (76 часов)

2.1. Разучивание движений танцев «Самба», «Ча-ча- ча».

2.2.Тренировочный танец «Ладошки».

Основные движения, переходы в позиции рук.

2.3.Танец «Вару – Вару».

Разучивание танцевальных движений.

2.4. Танец «Полька».

Разучивание танцевальных движений.

2.5.Танец по типу «Диско».

Разучивание танцевальных движений.

III. Элементы народной хореографии(15 часоа)

3.1. Ковырялочка, лесенка, елочка.

V.Подведение итогов (15 часов)

5.1.Отчетный концерт.


Тематический план

1 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество

В том числе:

часов

Теоретич.

Практич.

Вводное занятие.

11

2

9

1

Правила техники безопасности.


2

9

Что такое «Танец»? Основные понятия.

66

12

54

2

Разминка


2

9

3

Поклон.


2

9

4

Постановка корпуса. Основные правила.


2

9

5

Позиции рук. Позиции ног. Основные правила.


2

9

6

Движения на развитие координации. Бег и подскоки.


2

9

7

Движения по линии танца.


2

9

Игры под музыку.

22

4

18

8

Комбинация «Гуси». Комбинация «Слоник».


2

9

9

Тренировочный танец «Стирка»


2

9

Позиции в паре. Основные правила.

27

4

23

10

Танец «Раз ладошка».

Элементы танца.


2

11

11

Основные движения танца «Раз ладошка».

Разучивание движений.


2

12

Подведение итогов

10

2

8

12

Отчетный концерт.


2

8


ИТОГО

136



Тематический план

2 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество

В том числе:

часов

Теоретич.

Практич.

Вводное занятие.

26

4

22

1

Правила техники безопасности.


2

11

2

Повторение основ хореографии .

безопасности.


2

11

Поворение основных позиций в танце.

39

6

33

3

Обучающиеся повторяют следующие позиции:

- позиции ног; позиции рук; позиции в паре. -точки класса.


2

11

4

Повторение разминки.


2

11

5

Повторение общеразвивающих упражнений.


2

11

Ритмические комбинации. Отработка разновидности шагов .

26

4

22

6

Комбинация «Гуси»


2

11

7

Комбинация «Слоник»(


2

11

Диско танцы .Отработка разновидности шагов.

32

6

26

8

Танец «Стирка».


3

13

9

Танец «Раз ладошка»


3

13

Подведение итогов

13

2

11

10

Отчетный концерт.


2

11


ИТОГО

136




Тематический план

3 года обучения

п/п

Название раздела, темы

Количество

В том числе:

часов

Теоретич.

Практич.

Вводное занятие.

30

4

26

1

Беседа о технике безопасности на уроке, при выполнении упражнений, разучивании танцев.


2

13

2

Разминка. Общеразвивающие упражнения.Движения по линии танца.


2

13

Разучивание танцевальных движений(закрепление знаний и навыков).

76

16

60

3

Разучивание движений танцев «Самба», «Ча-ча- ча».


4

12

4

Тренировочный танец «Ладошки».


3

12

5

Танец «Вару – Вару».


3

12

6

Танец «Полька».


3

12

7

Танец

по типу «Диско».


3

12

Элементы народной хореографии.


15

3

12

8

Ковырялочка, лесенка, елочка.


3

12

Подведение итогов

15

3

12

9

Отчетный концерт.


3

12


ИТОГО

136




Материально-техническая база :

-хореографический класс(фойе школы);

- музыкальный центр,

- экран, - DVD диски,

- танцевальные костюмы,

- записи танцев и музыки на флешке.


































Список литературы:

1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.-128 с.

2. Батырев А., Бурцева Г. Композиция танца. – Барнаул, НМЦ, 1999.

3. Буйлова Л. Н., Буданова Г. П. Дополнительное образование: норматив.док. и материалы. — М.: Просвещение, 2008.

4. Буренина А. И. Коммуникативные танцы-игры для детей: Учеб.пособие.- СПб.:Издательство «Музыкальная палитра»,2004.-36с.

5. Голейзовский К. Образы русской народной хореографии. – М.: Искусство, 1968

6. Голованов В. П. Методика и технология работы педагога допол-нительного образования: учеб. Пособие для студ. учреждений сред.проф. образования. — М.: ВЛАДОС, 2004.

7. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала: Учеб. Пособие для студ. Вузов культуры и искусств. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2003

8. Гусев Г. П. Методика преподавания народного танца. Этюды: учеб.пособие для студ. хореограф. фак. вузов культуры и искусств / Г. П. Гусев. - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС,2004.

9. Дополнительное образование детей: сборник авторских программ / ред.- сост. З. И. Невдахина. Вып. 3. — М.: Народное образование, 2007.

10. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманьянц Е. Народно-сценический танец. М., 1996.

11. Ильина Г. А. Особенности развития музыкального ритма у детей. - Киев,1996.

12. Сценическое воспитание на уроке хореографии//Учитель.- №3, май- июнь 2003

13. Каргина З. А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» — Изд. доп. Вып. 77. — М.: Школьная Пресса, 2008.

14. Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1975,1997

15. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для ВУЗов культуры и искусств. – М.: МГИК, 1999.

16. Климов А. А. Основы русского народного танца: Учебник для хореогр. отд. инст. культуры. – М.: Искусство, 1995.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ САЙТЫ:

1. www. edu. ru/ Российское образование федеральный портал.

2. http://www. fipi. ru/ Федеральный институт педагогических измерений.

3. http://ps.1september.ru Газета «Первое сентября».

4. http://www.dance-league.com/taxonomy/term/12018– танцевальная лига.

5. www. dancesport. ru - самый популярный сайт о спортивных бальных танцах.

6. http://www.horeograf.com/detskij-tanec– все для хореографов.

7. http://www.zaxarova.ucoz.ru– сайт педагога.

8. http://www.int-edu.ru - Сайт Института Новых Технологий.

9. http://www.solnet.ee/ - Детский портал «Солнышко».

Литература для детей:

1. Пасютинская В. М. Волшебный мир танца. – Москва. Просвещение, 1995.

2. Энциклопедия обрядов и праздников. СПб, «Респек», 1996.

3. Дашкова И. Загадки Терпсихоры. Москва. Детская литература, 1999




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!