СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Казачий танец"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа реализуется в объединении «Созвездие» в МБОУ ДО «ЦДО» г.Великий Устюг с группой среднего школьного возраста (12 - 13 лет). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Казачий танец"»

Приложение 1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

162390, Вологодская обл., г. Великий Устюг, Советский пр., д. 78 Телефон 8(81738)2-29-07, E-mail: [email protected]

РАССМОТРЕНО и ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом МБОУ ДО «ЦДО», приказом директора МБОУ ДО «ЦДО» протокол № 01 № 01- ОД

от «__» _________ 20____года от «__» _________ 20____года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

«Казачий танец»

Форма реализации программы - очная;

Год обучения - второй;

Номер группы – 2б;

Возраст обучающихся –12-13 лет.



Составитель:

Трощенкова Н.Ю., педагог дополнительного образования

Приложение 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.

Направленность

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

художественная

2.

Вид дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

модифицированная

3.

Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

базовый

4.

Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: особенности контингента обучающихся данной группы детского объединения (характеристика коллектива, характер мотивации, образовательные потребности, состояние здоровья обучающихся, уровень их способностей, анализ особенностей, творческих возможностей обучающихся на конкретный год обучения и т.п.) особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины замены тем по сравнению с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и т.д.). Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений.

Программа реализуется в объединении «Созвездие» в МБОУ ДО «ЦДО» г.Великий Устюг с группой среднего школьного возраста

2б (12 - 13 лет).

По данной программе занимается 12 человек, имеющие значительные резервы в развитии, но с разным уровнем психо- эмоциональной активности и физического развития. К занятиям допущены физически здоровые дети с разрешением от врача.

Во время занятий у подростков отмечается стремление к творчеству, склонность к фантазированию, формируется самосознание, способность к анализу, появляется потребность в самоутверждении и стремлении к самостоятельности.

5.

Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы.

Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа) по двум модулям: «Русский народный танец» (64 часа), «Основы танцевальной культуры казачества» (80 часов).


Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (144 часа в год).


6.

Цель рабочей программы на текущий учебный год

Развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области народно-характерного танца

7.

Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы

обучающие:

• удовлетворить познавательные интересы обучающихся, приобщая их к истокам народного творчества;

• формировать хореографические умения и навыки на основе программного материала;

• изучить движения народного танца по программе;

• освоить характер и сценическую манеру исполнения казачьего народного танца;

• обучить необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам;

развивающие:

• развивать физические качества, концентрацию памяти, внимания, координацию движения технику исполнения;

• развивать артистизм и индивидуальные возможности детей;

• развивать мотивацию на творческую деятельность;

• развивать творческие способности;

• развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации;

• развивать умения коллективной и творческой деятельности;

воспитывающие:

• приобщить к истокам народной культуры с учетом регионального компонента;

• воспитывать культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности;

• воспитывать исполнителей, умеющих думать, с живым воображением и хореографической инициативой;

• адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков.

8.

Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа)

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 учебного часа занятия 45 минут.

9.

Формы занятий и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий)

Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации.

В работе используется коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций) и

индивидуальная форма (работа с одаренными детьми - солистами), а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал.

10.

Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы измерения результатов для текущего года обучения, форма проведения промежуточной и итоговой аттестации )

По окончании изучения Программы обучающиеся будут:

знать:

- первичные сведения об истории хореографического искусства;

- особенности танцевальной культуры донских казаков в историческом контексте;

- основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса;

- особенности фольклора донского казачества;

- особенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма;

- терминологию танцевальных элементов изученных по программе;

- правила самостоятельной и коллективной работы;

уметь:

- сознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного аппарата при исполнении танцевальных движений и композиций;

- владеть эмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения;

- владеть навыками вариативного мышления и самовыражения;

- создавать танцевальные образы в этюдах;

проявлять артистизм;

- владеть культурой общения с партнером по сцене;

- владеть навыком ансамблевого исполнения;

- свободно и уверенно чувствовать себя на сцене;

- анализировать свою работу и работу других обучающихся;

- использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

исполнять:

- народно-сценический экзерсис у станка;

- танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений в русском характере;

- танцевальную композицию «Казачий пляс», «Варенька» (по выбору педагога).

В результате освоения Программы обучающиеся разовьют выносливость, координацию, приобретут апломб, выразительность и четкость в движениях, осознают свою значительность в коллективе, овладеют коммуникативными навыками, расширят знания в области танцевальной терминологии.


В ходе реализации программы «Казачий танец» используются различные виды и формы контроля.


Виды и формы контроля ЗУН обучающихся:


входной контроль (входная диагностика) – собеседование, скрытое педагогическое наблюдение.


Текущий контроль (промежуточная аттестация) – открытое занятие, творческое занятие, беседа в форме «вопрос-ответ», тестирование.


Итоговый контроль (итоговая аттестация) –концертная деятельность, защита творческого проекта «Казачий курень».




Приложение 3

Календарно – тематический план рабочей программы

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Казачий танец» на 2018-2019 учебный год

п/п

Дата проведения занятия


Тема занятия

Количество часов

Форма занятия

Форма контроля

Примечание

Теория

Практика


чт сб

Модуль 1. «Русский народный танец»





64 часа

1.

1.09.18

Введение в хореографию. «Возникновение русского танца». Техника безопасности.

1

1

Ознакомительное занятие

2.

6.09.18

«Путешествие в мир народного танца».

1

1

просмотр дидактического материала



3.

8.09.18

Учебно-тренировочная работа. Экзерсис у станка. Входная аттестация.


2

практические занятия

скрытое педагогич наблюдение


4.

13.09.18

Экзерсис у станка. Подготовка к началу движения (preparation) - движение руки.

1.5

0.5

практическое занятие, занятие-объяснение



15.09.18

Зкзерсис у станка: demi (grand) plie; рort de bras


2




20.09.18

Вattement tendy, battement tendy jete


2




22.09.18

Ваttement tendu jete с pour le pied на 45°


2




27.09.18

Rond de jambe par terre


2




29.09.18

Подготовка к «веревочке» - упражнение для бедра


2

4.10.18

Упражнения на выстукивание


2




6.10.18

Grand battement


2




11.10.18

Совершенствование техники выполнения танц. элементов у станка. Промежуточная аттестация.


2

открытое занятие

беседа в форме «вопрос-ответ», диагностика развития хореографических способностей


13.10.18

Движения на середине зала:

- вращения по диагонали

0.5

1.5

практическое занятие, занятие-объяснение



18.10.18

Движения мужского танца (хлопушка, подготовка к присядкам)

0.5

1.5




20.10.18

Танц.комбинация «Хлопушка»


2

практические занятия



25.10.18

Техника исполнения «Хлопушка»


2




27.10.18

Женская исполнительская техника (дробушки, вертушки);


2




1.11.18

Изучение дробной танцевальной комбинаций


2




3.11.18

Ансамблевая отработка дробной танцевальной комбинаций


2




8.11.18

Просмотр видеоматериалов. Техника исполнения танц. комбинаций.

1

1

групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов



10.11.18

Путешествие в мир народного танца: просмотр дидактического материала

1

1

демонстрация видеоматериалов с комментариями



15.11.18

Постановка танцевальной композиции «Праздничная плясовая».


2

постановка и репетиция танца



17.11.18

Изучение танцевальных комбинаций


2




22.11.18

Работа над техникой изученных комбинаций.


2




24.11.18

Ансамблевое исполнение комбинаций в «Праздничной плясовой».


2




29.11.18

Графические перестроения в танце


2




1.12.18

Работа по графическому рисунку


2




6.12.18

Изучение и отработка танцевальных фигур


2




8.12.18

Ансамблевое исполнение фигур в танце «Празничная плясовая».


2




13.12.18

Репетиционная работа. Ансамблевое исполнение танцевального номера.


2




15.12.18

Работа над выразительным и эмоциональным исполнением танц. номера.

0.5

1.5




20.12.18

Закрепление изученного материала. Промежуточная итоговая аттестация.

1

1

Концертное выступление

Тестирование, диагностика развития хореографических способностей




Модуль 2. «Основы танцевальной культуры казачества»





80 час

1

22.12.18

Вводное занятие. Особенности танцевальной культуры донских казаков. Техника безопасности.


0.5

1.5

Ознакомительное занятие



2

27.12.18

Экзерсис у станка. Промежуточная (входная) аттестация

0.5

1.5

практические занятия

скрытое педагогич наблюдение


3

29.12.18

Экзерсис у станка: demi (grand) plie– releve,

battement tendy каблучный


2




4

10.01.19

Экзерсис у станка: battement tendu jete с pour le pied на 45°, Rond de jambe par terre


2




5

12.01.19

Экзерсис у станка: подготовка к веревочке,

выстукивание, Раs tortillе


2




6

17.01.19

Devellope (растяжка у станка), Grand battement jete


2




7

19.01.19

Усовершенствование исполнения экзерсиса у станка.


2




8

24.01.19

Экзерсис на середине: различные ходы в казачьем характере

0.5

1.5

Занятие-объяснение



9

26.01.19

Выстукивание в казачьем характере



2




10

31.01.19

Техника исполнения казачьего выстукивания


0.5

1.5

Занятие-объяснение



11

2.02.19

Вращения по диагонали: поджатый в повороте


2




12

7.02.19

Вращения по диагонали: дробное вращение


0.5

1.5




13


9.02.19

"Allegro " – Прыжки с поджатыми ногами на середине (в повороте на 180*,360*)


2




15

14.02.19

Движения мужского танца (присядки, полуприсядки, «мячики», «гусиный шаг»)

0.5

1.5




16

16.02.19

Движения мужского танца (хлопушки)


0.5

1.5




17

21.02.19

Трюковые элементы (шермиции) - упражнения с предметами (сабля, нагайка)

0.5

1.5




18

23.02.19

Работать над выносливостью, техническим мастерством


2

Практическое занятие



19

28.02.19

Женская исполнительская техника (дробушки, вертушки)

0.5

1.5




20

2.03.19

Работа над манерой исполнения, чувством позы

0.5

1.5




21

7.03.19

Закрепление изученного танцевального материала. Промежуточная аттестация.


0.5

1.5

открытое занятие

Тестирование, диагностика развития хореографических способностей


22

9.03.19

Изучение совместных комбинаций в паре: завороты, развороты, переходы

0.5

1.5

Практическое занятие



23


14.03.19

Путешествие в мир народного танца (просмотр презентации)

1

1

групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов



24

16.03.19

Интегрированные занятия. Составление танцевальных комбинаций

0.5

1.5

Творческие занятия



25

21.03.19

Интегрированное занятие: "Казачий перепляс" с элементами импровизации.

0.5

1.5




26

23.03.19

Танцевальные этюды на заданную тему.

Промежуточная аттестация.

0.5

1.5

Творческое занятие


самооценка, групповая оценка работ


27

28.03.19

Постановка танцевальной композиции «Казачий пляс»

0.5

1.5

Постановка и репетиция танца



28

30.03.19

Танцевальные комбинации в танце «Казачий пляс»

0.5

1.5




29

4.04.19

Работа над техникой танцевальных комбинаций


2




30

6.04.19

Отработка танцевальных фигур в танце.



2




31

11.04.19

Техника исполнения танц. комбинаций в композиции


2




32

13.04.19

Графический рисунок в танце


0.5

1.5




33

18.04.19

Ансамблевое исполнение фигур в танце


2




34

20.04.19

Ансамблевое исполнение номера «Казачий перепляс».

0.5

1.5

Репетиционное занятие



35

25.04.19

Работа над выразительным исполнением движений в танце

0.5

1.5




36

27.04.19

Концертное выступление. Итоговая аттестация.

0.5

1.5

Концертное выступление

диагностика развития хореографических способностей


37

4.05.19

Работа над выразительным исполнением движений в танце


2

демонстрация видеоматериала с комментариями и анализом



38

11.05.19

Повторение изученного материала за учебный год.

1

1


тестирование


39

16.05.19

Ансамблевое исполнение танцевального номера «Казачий перепляс».


2

Репетиционное занятие



40

18.05.19

Путешествие в мир народного танца: «Казачий курень»

1

1

групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов

Защита творческих проектов









Всего:

144 часа

Приложение 4

План воспитательной работы объединения на 2018-2019 учебный год

п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

Викторина "Путешествие в мир танца"

сентябрь

МБОУ ДО «ЦДО»


2

Праздничная программа к Дню учителя

2а,2б

октябрь

МБОУ СОШ №2


3

Присяга кадетов (концертное выступление)

2а,2б

декабрь


ДК


4

Кадетский бал

2а,2б

февраль


ДК

5

Районный фестиваль детско-юношеского творчества «История нашей Победы»

март

МБОУ ДО «ЦДО»


6

«Международный День танца» (концертное выступление)

2а,2б

апрель

МБОУ ДО «ЦДО»


7

Отчётный концерт Центра дополнительного образования «От мечты до достижения»

апрель

МБОУ ДО «ЦДО»


8

«Кадетская перекличка»

2а,2б

май

МБОУ СОШ №2


Приложение 5

План работы с родителями на 2018-2019 учебный год

п/п

Название мероприятия

Номер группы

Сроки

Место проведения

Примечание

1

Организационное собрание по группам объединения «Созвездие»

2а,2б,

Сентябрь-октябрь

МБОУ ДО «ЦДО»

2

«Зачем Вашему ребенку нужна хореография» (для родителей кадетских классов)

2а,2б

Декабрь- январь

МБОУ СОШ №2

3

«И снова, здравствуйте. Подведение итогов»

2а,2б,

Апрель

МБОУ ДО «ЦДО»

Приложение 6

Учебно-методические материалы

Перечень методических пособий для педагога и обучающихся, обеспечивающих учебный процесс (конспекты учебных занятий, методические указания, рекомендации, учебные пособия, методический, дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, образовательные ресурсы, специальная литература и т. д.)

Список методической литературы для педагога

  1. Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях». Киев, Музична Украина, 1987.

  1. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». -  М.: «Владос» 2004г.

  2. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». -  М.: «Владос» 2003г.

  3.  Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976.

  4. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981.

  5. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975.

  6. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976.


Литература для детей и родителей


  1. А. Калыгина «Традиционные народные танцы и игры», М., 2005г.

  2. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992.

  3. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997.


Информационное обеспечение:


видеоматериалы: DVD-disk. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения народного танца»;


дидактическое обеспечение:

презентации по темам: «Русский костюм»,

«Казачий костюм: история и современность»;

разработки конкурсно-игровых программ: «День приветствий»,

«Делу время, час-забаве»;

разработка тренинга для подростка «Познай себя»;


наглядное пособие:

схемы – рисунки танца,

карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног;

краткий словарь хореографических терминов;


интернет-ресурсы: www.horeograf.com, http://dancehelp.ru

Перечень творческих заданий, тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год

Творческий проект «Казачий курень» (составление сценария и программы концерта с помощью обучающихся, обсуждение концертных костюмов и атрибутов к танцам).

Перечень методических материалов по индивидуальному сопровождению достижения личных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.)

мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе-

индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе;


диагностика развития хореографических способностей;


танцевальные тесты на выявление уровней артистизма и способности к импровизации;

методика О.М. Дъяченко «Дорисовывание фигур»;


психологический тест П. Уилсона "Дерево с человечками";


тренинг для подростка «Познай себя»;


анкета для среднего школьного возраста «Мир моих увлечений»;


анкета «Диагностика мотивации воспитанников объединения, потребности детей в общении с искусством выбранного образовательного направления»;

Перечень методических материалов, обеспечивающих коллективные формы работы (методики диагностики сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, методики организации коллективной деятельности (игровые, проектные, исследовательские и др.)

годовой план;


рабочие программы по хореографическому искусству;


проектно-творческая деятельность по теме: «Казачий курень»;


памятка «Организация подвижных игр»;


сценарии массовых мероприятий и викторин разработанные для досуга воспитанников:


конкурсно-игровые программы: «День приветствий», «Делу время, час-забаве», «На танцевальной орбите», «Марафон по командообразованию», «Вместе мы сила»;


викторины: «Вы поедете на бал?», «Новогоднее путешествие».

Репертуар (для художественных объединений)


«Вальс нежность», «Русская плясовая», «Учат в школе», «Французская кадриль», «Русский лирический», «Веселые гуси», «Подружки», «Праздничная плясовая».



30


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!