педагогическим советом МБОУ ДО «ЦДО», приказом директора МБОУ ДО «ЦДО» протокол № 01 № 01- ОД
Возраст обучающихся –12-13 лет.
1. | Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | художественная |
2. | Вид дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | модифицированная |
3. | Уровень дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | базовый |
4. | Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе: особенности контингента обучающихся данной группы детского объединения (характеристика коллектива, характер мотивации, образовательные потребности, состояние здоровья обучающихся, уровень их способностей, анализ особенностей, творческих возможностей обучающихся на конкретный год обучения и т.п.) особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация тематических программ, проектов, причины замены тем по сравнению с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой и т.д.). Изменения, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обоснование изменений. | Программа реализуется в объединении «Созвездие» в МБОУ ДО «ЦДО» г.Великий Устюг с группой среднего школьного возраста 2б (12 - 13 лет). По данной программе занимается 12 человек, имеющие значительные резервы в развитии, но с разным уровнем психо- эмоциональной активности и физического развития. К занятиям допущены физически здоровые дети с разрешением от врача. Во время занятий у подростков отмечается стремление к творчеству, склонность к фантазированию, формируется самосознание, способность к анализу, появляется потребность в самоутверждении и стремлении к самостоятельности. |
5. | Особенности организации образовательной деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе с указанием: количества учебных часов по программе; количества учебных часов согласно расписанию; информации об изменении сроков и/или времени изучения отдельных тематических блоков (разделов) с указанием причин и целесообразности изменений, описание резервов, за счет которых они будут реализованы. | Программа рассчитана на 1 год обучения (144 часа) по двум модулям: «Русский народный танец» (64 часа), «Основы танцевальной культуры казачества» (80 часов). Занятия проводятся два раза в неделю по два часа (144 часа в год). |
6. | Цель рабочей программы на текущий учебный год | Развитие творческих способностей детей, посредством формирования знаний и практических навыков в области народно-характерного танца |
7. | Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | обучающие: • удовлетворить познавательные интересы обучающихся, приобщая их к истокам народного творчества; • формировать хореографические умения и навыки на основе программного материала; • изучить движения народного танца по программе; • освоить характер и сценическую манеру исполнения казачьего народного танца; • обучить необходимым теоретическим и практическим знаниям, умениям и навыкам; развивающие: • развивать физические качества, концентрацию памяти, внимания, координацию движения технику исполнения; • развивать артистизм и индивидуальные возможности детей; • развивать мотивацию на творческую деятельность; • развивать творческие способности; • развивать психофизические особенности, способствующие успешной самореализации; • развивать умения коллективной и творческой деятельности; воспитывающие: • приобщить к истокам народной культуры с учетом регионального компонента; • воспитывать культуру общения и взаимодействия в учебной и воспитательной деятельности; • воспитывать исполнителей, умеющих думать, с живым воображением и хореографической инициативой; • адаптировать к современной жизни на основе общей культуры, знаний, навыков. |
8. | Режим занятий в текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта, продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа) | Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность 1 учебного часа занятия 45 минут. |
9. | Формы занятий и их сочетание (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий) | Основная форма занятия – групповая. Чаще всего это комплексное занятие, включающее в себя изучение нового материала, повторение пройденного, творческие задания по актёрскому мастерству и импровизации. В работе используется коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций) и индивидуальная форма (работа с одаренными детьми - солистами), а также работа с детьми, которые не усвоили пройденный материал. |
10. | Ожидаемые результаты и способы их оценки в текущем учебном году (результаты и способы измерения результатов для текущего года обучения, форма проведения промежуточной и итоговой аттестации ) | По окончании изучения Программы обучающиеся будут: знать: - первичные сведения об истории хореографического искусства; - особенности танцевальной культуры донских казаков в историческом контексте; - основные позиции и положения рук и ног, головы и корпуса; - особенности фольклора донского казачества; - особенности одежды и стилистику сценического казачьего костюма; - терминологию танцевальных элементов изученных по программе; - правила самостоятельной и коллективной работы; уметь: - сознательно управлять своим телом, координировать работу всего двигательного аппарата при исполнении танцевальных движений и композиций; - владеть эмоциональной отзывчивостью и манерой исполнения; - владеть навыками вариативного мышления и самовыражения; - создавать танцевальные образы в этюдах; проявлять артистизм; - владеть культурой общения с партнером по сцене; - владеть навыком ансамблевого исполнения; - свободно и уверенно чувствовать себя на сцене; - анализировать свою работу и работу других обучающихся; - использовать полученные знания, умения и навыки в социальной среде. исполнять: - народно-сценический экзерсис у станка; - танцевальные комбинации на середине зала с использованием координационных движений в русском характере; - танцевальную композицию «Казачий пляс», «Варенька» (по выбору педагога). В результате освоения Программы обучающиеся разовьют выносливость, координацию, приобретут апломб, выразительность и четкость в движениях, осознают свою значительность в коллективе, овладеют коммуникативными навыками, расширят знания в области танцевальной терминологии. В ходе реализации программы «Казачий танец» используются различные виды и формы контроля. Виды и формы контроля ЗУН обучающихся: входной контроль (входная диагностика) – собеседование, скрытое педагогическое наблюдение. Текущий контроль (промежуточная аттестация) – открытое занятие, творческое занятие, беседа в форме «вопрос-ответ», тестирование. Итоговый контроль (итоговая аттестация) –концертная деятельность, защита творческого проекта «Казачий курень». |
№ п/п | Дата проведения занятия | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Примечание |
Теория | Практика |
| чт сб | Модуль 1. «Русский народный танец» | | | | | 64 часа |
1. | 1.09.18 | Введение в хореографию. «Возникновение русского танца». Техника безопасности. | 1 | 1 | Ознакомительное занятие | | |
2. | 6.09.18 | «Путешествие в мир народного танца». | 1 | 1 | просмотр дидактического материала | | |
3. | 8.09.18 | Учебно-тренировочная работа. Экзерсис у станка. Входная аттестация. | | 2 | практические занятия | скрытое педагогич наблюдение | |
4. | 13.09.18 | Экзерсис у станка. Подготовка к началу движения (preparation) - движение руки. | 1.5 | 0.5 | практическое занятие, занятие-объяснение | | |
| 15.09.18 | Зкзерсис у станка: demi (grand) plie; рort de bras | | 2 | | | |
| 20.09.18 | Вattement tendy, battement tendy jete | | 2 | | | |
| 22.09.18 | Ваttement tendu jete с pour le pied на 45° | | 2 | | | |
| 27.09.18 | Rond de jambe par terre | | 2 | | | |
| 29.09.18 | Подготовка к «веревочке» - упражнение для бедра | | 2 | | | |
| 4.10.18 | Упражнения на выстукивание | | 2 | | | |
| 6.10.18 | Grand battement | | 2 | | | |
| 11.10.18 | Совершенствование техники выполнения танц. элементов у станка. Промежуточная аттестация. | | 2 | открытое занятие | беседа в форме «вопрос-ответ», диагностика развития хореографических способностей | |
| 13.10.18 | Движения на середине зала: - вращения по диагонали | 0.5 | 1.5 | практическое занятие, занятие-объяснение | | |
| 18.10.18 | Движения мужского танца (хлопушка, подготовка к присядкам) | 0.5 | 1.5 | | | |
| 20.10.18 | Танц.комбинация «Хлопушка» | | 2 | практические занятия | | |
| 25.10.18 | Техника исполнения «Хлопушка» | | 2 | | | |
| 27.10.18 | Женская исполнительская техника (дробушки, вертушки); | | 2 | | | |
| 1.11.18 | Изучение дробной танцевальной комбинаций | | 2 | | | |
| 3.11.18 | Ансамблевая отработка дробной танцевальной комбинаций | | 2 | | | |
| 8.11.18 | Просмотр видеоматериалов. Техника исполнения танц. комбинаций. | 1 | 1 | групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов | | |
| 10.11.18 | Путешествие в мир народного танца: просмотр дидактического материала | 1 | 1 | демонстрация видеоматериалов с комментариями | | |
| 15.11.18 | Постановка танцевальной композиции «Праздничная плясовая». | | 2 | постановка и репетиция танца | | |
| 17.11.18 | Изучение танцевальных комбинаций | | 2 | | | |
| 22.11.18 | Работа над техникой изученных комбинаций. | | 2 | | | |
| 24.11.18 | Ансамблевое исполнение комбинаций в «Праздничной плясовой». | | 2 | | | |
| 29.11.18 | Графические перестроения в танце | | 2 | | | |
| 1.12.18 | Работа по графическому рисунку | | 2 | | | |
| 6.12.18 | Изучение и отработка танцевальных фигур | | 2 | | | |
| 8.12.18 | Ансамблевое исполнение фигур в танце «Празничная плясовая». | | 2 | | | |
| 13.12.18 | Репетиционная работа. Ансамблевое исполнение танцевального номера. | | 2 | | | |
| 15.12.18 | Работа над выразительным и эмоциональным исполнением танц. номера. | 0.5 | 1.5 | | | |
| 20.12.18 | Закрепление изученного материала. Промежуточная итоговая аттестация. | 1 | 1 | Концертное выступление | Тестирование, диагностика развития хореографических способностей | |
| | Модуль 2. «Основы танцевальной культуры казачества» | | | | | 80 час |
1 | 22.12.18 | Вводное занятие. Особенности танцевальной культуры донских казаков. Техника безопасности. | 0.5 | 1.5 | Ознакомительное занятие | | |
2 | 27.12.18 | Экзерсис у станка. Промежуточная (входная) аттестация | 0.5 | 1.5 | практические занятия | скрытое педагогич наблюдение | |
3 | 29.12.18 | Экзерсис у станка: demi (grand) plie– releve, battement tendy каблучный | | 2 | | | |
4 | 10.01.19 | Экзерсис у станка: battement tendu jete с pour le pied на 45°, Rond de jambe par terre | | 2 | | | |
5 | 12.01.19 | Экзерсис у станка: подготовка к веревочке, выстукивание, Раs tortillе | | 2 | | | |
6 | 17.01.19 | Devellope (растяжка у станка), Grand battement jete | | 2 | | | |
7 | 19.01.19 | Усовершенствование исполнения экзерсиса у станка. | | 2 | | | |
8 | 24.01.19 | Экзерсис на середине: различные ходы в казачьем характере | 0.5 | 1.5 | Занятие-объяснение | | |
9 | 26.01.19 | Выстукивание в казачьем характере | | 2 | | | |
10 | 31.01.19 | Техника исполнения казачьего выстукивания | 0.5 | 1.5 | Занятие-объяснение | | |
11 | 2.02.19 | Вращения по диагонали: поджатый в повороте | | 2 | | | |
12 | 7.02.19 | Вращения по диагонали: дробное вращение | 0.5 | 1.5 | | | |
13 | 9.02.19 | "Allegro " – Прыжки с поджатыми ногами на середине (в повороте на 180*,360*) | | 2 | | | |
15 | 14.02.19 | Движения мужского танца (присядки, полуприсядки, «мячики», «гусиный шаг») | 0.5 | 1.5 | | | |
16 | 16.02.19 | Движения мужского танца (хлопушки) | 0.5 | 1.5 | | | |
17 | 21.02.19 | Трюковые элементы (шермиции) - упражнения с предметами (сабля, нагайка) | 0.5 | 1.5 | | | |
18 | 23.02.19 | Работать над выносливостью, техническим мастерством | | 2 | Практическое занятие | | |
19 | 28.02.19 | Женская исполнительская техника (дробушки, вертушки) | 0.5 | 1.5 | | | |
20 | 2.03.19 | Работа над манерой исполнения, чувством позы | 0.5 | 1.5 | | | |
21 | 7.03.19 | Закрепление изученного танцевального материала. Промежуточная аттестация. | 0.5 | 1.5 | открытое занятие | Тестирование, диагностика развития хореографических способностей | |
22 | 9.03.19 | Изучение совместных комбинаций в паре: завороты, развороты, переходы | 0.5 | 1.5 | Практическое занятие | | |
23 | 14.03.19 | Путешествие в мир народного танца (просмотр презентации) | 1 | 1 | групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов | | |
24 | 16.03.19 | Интегрированные занятия. Составление танцевальных комбинаций | 0.5 | 1.5 | Творческие занятия | | |
25 | 21.03.19 | Интегрированное занятие: "Казачий перепляс" с элементами импровизации. | 0.5 | 1.5 | | | |
26 | 23.03.19 | Танцевальные этюды на заданную тему. Промежуточная аттестация. | 0.5 | 1.5 | Творческое занятие | самооценка, групповая оценка работ | |
27 | 28.03.19 | Постановка танцевальной композиции «Казачий пляс» | 0.5 | 1.5 | Постановка и репетиция танца | | |
28 | 30.03.19 | Танцевальные комбинации в танце «Казачий пляс» | 0.5 | 1.5 | | | |
29 | 4.04.19 | Работа над техникой танцевальных комбинаций | | 2 | | | |
30 | 6.04.19 | Отработка танцевальных фигур в танце. | | 2 | | | |
31 | 11.04.19 | Техника исполнения танц. комбинаций в композиции | | 2 | | | |
32 | 13.04.19 | Графический рисунок в танце | 0.5 | 1.5 | | | |
33 | 18.04.19 | Ансамблевое исполнение фигур в танце | | 2 | | | |
34 | 20.04.19 | Ансамблевое исполнение номера «Казачий перепляс». | 0.5 | 1.5 | Репетиционное занятие | | |
35 | 25.04.19 | Работа над выразительным исполнением движений в танце | 0.5 | 1.5 | | | |
36 | 27.04.19 | Концертное выступление. Итоговая аттестация. | 0.5 | 1.5 | Концертное выступление | диагностика развития хореографических способностей | |
37 | 4.05.19 | Работа над выразительным исполнением движений в танце | | 2 | демонстрация видеоматериала с комментариями и анализом | | |
38 | 11.05.19 | Повторение изученного материала за учебный год. | 1 | 1 | | тестирование | |
39 | 16.05.19 | Ансамблевое исполнение танцевального номера «Казачий перепляс». | | 2 | Репетиционное занятие | | |
40 | 18.05.19 | Путешествие в мир народного танца: «Казачий курень» | 1 | 1 | групповой просмотр концертных и видео программ лучших хореографических коллективов | Защита творческих проектов | |
| | | | | | | Всего: 144 часа |
Перечень методических пособий для педагога и обучающихся, обеспечивающих учебный процесс (конспекты учебных занятий, методические указания, рекомендации, учебные пособия, методический, дидактический, информационный, справочный материал на различных носителях, образовательные ресурсы, специальная литература и т. д.) | Список методической литературы для педагога Бондаренко Л. «Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях». Киев, Музична Украина, 1987. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала». - М.: «Владос» 2004г. Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка». - М.: «Владос» 2003г. Зацепина К., Климов А., Рихтер К., Толстая Н., Фарманянц Е. Народно-сценический танец. М., 1976. Климов А. Основы русского народного танца. М., 1981. Ткаченко Т. Народные танцы. М., 1975. Устинова Т. Русский народный танец. М., 1976. Литература для детей и родителей А. Калыгина «Традиционные народные танцы и игры», М., 2005г. Шишкина В.А. Движение + движение. - М.: Просвещение, 1992. Васильева Т.К. Секрет танца. - Санкт-Петербург: Диамант, 1997. Информационное обеспечение: видеоматериалы: DVD-disk. Мастер-класс В.Шершнева г. Москва «Женская и мужская техника исполнения народного танца»; дидактическое обеспечение: презентации по темам: «Русский костюм», «Казачий костюм: история и современность»; разработки конкурсно-игровых программ: «День приветствий», «Делу время, час-забаве»; разработка тренинга для подростка «Познай себя»; наглядное пособие: схемы – рисунки танца, карточки с описанием основных понятий и изображением основных позиций рук, ног; краткий словарь хореографических терминов; интернет-ресурсы: www.horeograf.com, http://dancehelp.ru |
Перечень творческих заданий, тем проектов, исследований, сочинений, наблюдений, игр и т.д. на текущий учебный год | Творческий проект «Казачий курень» (составление сценария и программы концерта с помощью обучающихся, обсуждение концертных костюмов и атрибутов к танцам). |
Перечень методических материалов по индивидуальному сопровождению достижения личных результатов обучающихся (методики психолого-педагогической диагностики личности, памятки для детей и родителей и т. п.) | мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе- индивидуальная карточка учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе; диагностика развития хореографических способностей; танцевальные тесты на выявление уровней артистизма и способности к импровизации; методика О.М. Дъяченко «Дорисовывание фигур»; психологический тест П. Уилсона "Дерево с человечками"; тренинг для подростка «Познай себя»; анкета для среднего школьного возраста «Мир моих увлечений»; анкета «Диагностика мотивации воспитанников объединения, потребности детей в общении с искусством выбранного образовательного направления»; |
Перечень методических материалов, обеспечивающих коллективные формы работы (методики диагностики сформированности коллектива, сценарии коллективных мероприятий и дел, методики организации коллективной деятельности (игровые, проектные, исследовательские и др.) | годовой план; рабочие программы по хореографическому искусству; проектно-творческая деятельность по теме: «Казачий курень»; памятка «Организация подвижных игр»; сценарии массовых мероприятий и викторин разработанные для досуга воспитанников: конкурсно-игровые программы: «День приветствий», «Делу время, час-забаве», «На танцевальной орбите», «Марафон по командообразованию», «Вместе мы сила»; викторины: «Вы поедете на бал?», «Новогоднее путешествие». |
Репертуар (для художественных объединений) | «Вальс нежность», «Русская плясовая», «Учат в школе», «Французская кадриль», «Русский лирический», «Веселые гуси», «Подружки», «Праздничная плясовая». |