СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Классика и современность 10 класс"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа элективного курса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Классика и современность 10 класс"»

 

Пояснительная записка

Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:

- ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»

- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г

Данный элективный курс разработан на основе авторской программы Акопова Н.А., Иванова Е.А.

Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.

Элективный курс «Классика и современность» имеет познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе, способствует формированию языковых и речевых умений, навыков различных видов чтения, навыков создания собственных текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации.

Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.

Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, опирается на книжные, журнальные публикации последних лет.


Цель:

- подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.

Задачи:

- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;

- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;

- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;

- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;

- содействие в области профессионального самоопределения;

Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.

Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.

Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

формирование чувства прекрасного;

 умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;

- воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.

Метапредметные результаты

. Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах;

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;

– создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

–владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;

– задавать вопросы;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

– отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

– осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания;

– выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности;

–понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

–понимать авторскую позицию и выражать своѐ отношение к ней;

–формулировть собственное отношение к произведениям литературы, и давать их оценку; – давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

– создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

– писать рефераты, доклады, сообщения на литературные темы, творческие работы;

– владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;

– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;

– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса в его динамике;

– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах и пр.)

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Введение (2часа)

Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс. 


Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза».

Неоклассическая (традиционная) проза (31 час)

«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах. Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды». В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан». Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи». Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург. Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка». Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой. Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой». Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны. Военная проза В. И. Дегтева. Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших». «Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне».

«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне. Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.

Повесть В. Распутина «Пожар». Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе. Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора. В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. В.П. Астафьев «Людочка». В.П. Астафьев «Печальный детектив». Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой». Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». «За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата». Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей». Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен», Е. Довлатов «Чемодан».

Контроль (1 час)


Календарно-тематическое планирование 

урока

Тема

Количество часов

Дата


Введение


2


1

Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс. 



2

Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза»




Неоклассическая (традиционная) проза


31


3

«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах



4

Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье»



5

Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды»



6

В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов.



7

О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции.



8

С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан»



9

Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи»



10

Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа.



11

Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург.



12

Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка»



13

Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой.



14

Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой»



15

Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны.



16

Военная проза В. И. Дегтева



17

Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших».



18

«Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся».



19

Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне».



20

«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный».



21

Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне.



22

Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. Повесть В. Распутина «Пожар».



23

Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе.



24

Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора.



25

В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. «Без Бога, без природы, без человека – ужас».



26

В.П. Астафьев «Печальный детектив»



27

Идеал добра и красоты в повестях

В.Ф. Потанина «Над зыбкой»



28

Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина».



29

«За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата».



30

Промежуточная аттестация. Проект

1


31

Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей»



32

Рассказ Д. Бакина. «Сын дерева».



33

Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен»,

Е. Довлатов «Чемодан».



34

Обобщение и систематизация знаний. Список рекомендуемой литературы для чтения на лето.





Литература

  1. История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н.Н.Скатова. М.,1987

  2. Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.,1977.

  3. Литература –критические статьи В.Г.Белинского, Д.И.Пасарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина , И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина

  4. Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995

  5. Русская литератураXX века. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995

  6. Русская литература XXвека. Энциклопедия для детей. М.,1999



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!