Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса составлена на основе следующих нормативно – правовых документов:
- ФЗ - № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, 2004 г
Данный элективный курс разработан на основе авторской программы Акопова Н.А., Иванова Е.А.
Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Элективный курс «Классика и современность» имеет познавательно-практическую направленность, расширяет знания учащихся о русской литературе, способствует формированию языковых и речевых умений, навыков различных видов чтения, навыков создания собственных текстов. Такие навыки необходимы в будущей профессиональной деятельности выпускников. Полученные учащимися знания и представления о языке, практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения исследований будут использованы при итоговой аттестации.
Курс обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой (лингвистической) и культуроведческой компетенций учащихся.
Программа представляет собой цикл занятий, посвященных творчеству современных авторов, опирается на книжные, журнальные публикации последних лет.
Цель:
- подготовка к выполнению тестовых заданий по литературе, с одной стороны, и формирование умений и навыков в построении текста – с другой.
Задачи:
- систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения;
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
Планируемые результаты:
Личностные результаты
формирование чувства прекрасного;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- воспитание российской гражданской идентичности: любви и уважения к Отечеству, его языку, культуре;
- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения.
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия.
Метапредметные результаты
. Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; – извлекать информацию, представленную в разных формах;
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); – перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); – пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез; – устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
– создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
–владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– задавать вопросы;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
– отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
– осознавать связи литературных произведений с эпохой их написания;
– выявлять заложенные в них вневременные, непреходящие нравственные ценности;
–понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;
–понимать авторскую позицию и выражать своѐ отношение к ней;
–формулировть собственное отношение к произведениям литературы, и давать их оценку; – давать собственную интерпретацию (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
– создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
– писать рефераты, доклады, сообщения на литературные темы, творческие работы;
– владеть литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
– использовать в своей исследовательской и проектной деятельности ресурсы современного литературного процесса и научной жизни филологического сообщества, в том числе в сети Интернет;
– опираться в своей деятельности на ведущие направления литературоведения, в том числе современного, на работы крупнейших литературоведов и критиков XIX–XXI вв.;
– пополнять и обогащать свои представления об основных закономерностях литературного процесса в его динамике;
– принимать участие в научных и творческих мероприятиях (конференциях, конкурсах и пр.)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2часа)
Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс.
Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза».
Неоклассическая (традиционная) проза (31 час)
«Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах. Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье». Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды». В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан». Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи». Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург. Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка». Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой. Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой». Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны. Военная проза В. И. Дегтева. Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших». «Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне».
«Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне. Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы.
Повесть В. Распутина «Пожар». Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе. Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора. В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. В.П. Астафьев «Людочка». В.П. Астафьев «Печальный детектив». Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой». Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». «За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата». Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей». Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен», Е. Довлатов «Чемодан».
Контроль (1 час)
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Количество часов | Дата |
| Введение | 2 | |
1 | Особенности литературного процесса конца ХХ века. Общественно-политическая обстановка в России. Влияние «возвращенной» отечественной и эмигрантской литературы на современный литературный процесс. | | |
2 | Неоднородность русской прозы по своим эстетическим принципам и этико-философским установкам. Неореализм и постмодернизм. Три течения современной прозы: неоклассическое, условно-метафорическое и «другая проза» | | |
| Неоклассическая (традиционная) проза | 31 | |
3 | «Эти непростые 30-е годы». Исторические события в России, нашедшие отражение в романах | | |
4 | Тема «раскрестьянивания» в романе Б. Можаева «Мужики и бабы», С. Антонова «Овраги». Крушение мечты о «всеобщем счастье» | | |
5 | Годы репрессий. Отражение эпохи 30-40-х годов в современной литературе Д. Гранин «Зубр», В. Дудинцев «Белые одежды» | | |
6 | В. Шаламов «Колымские рассказы». Самостоятельный анализ одного из рассказов. | | |
7 | О. Волков «Погружение в тьму» Судьба российской интеллигенции. | | |
8 | С. Довлатов «Зона» Г. Владимов «Верный Руслан» | | |
9 | Военная тема в неоклассической прозе «Написанная кровью сердца» повесть К. Воробьева «Это мы, Господи» | | |
10 | Роман В.П. Астафьева «Прокляты и убиты». Анализ содержания романа. | | |
11 | Памятник мученикам и человеческому страданию в «Записках блокадного человека» Л. Гинзбург. | | |
12 | Женщина и война С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Астафьев «Пастух и пастушка» | | |
13 | Борис Екимов «Ночь исцеления». Исцеление души человеческой. | | |
14 | Нравственный выбор героев в повестях Б. Васильева «А зори здесь тихие», «Встречный бой» | | |
15 | Повести К. Воробьева «Сашка», «Убиты под Москвой», «Крик», Новое видение войны. | | |
16 | Военная проза В. И. Дегтева | | |
17 | Свет жертвенной любви в рассказе А. Платонова «Взыскание погибших». | | |
18 | «Афганская проза». Презентация книги С. Дышева «Да воздастся». | | |
19 | Цикл О. Ермакова «Афганские рассказы». Тема абсурдности всякой войны в рассказе «Последний рассказ о войне». | | |
20 | «Чеченская проза». Разлад с миром в рассказе В. Маканина «Кавказский пленный». | | |
21 | Сочинение-рецензия на прочитанную книгу о войне. | | |
22 | Художественно-публицистическая ветвь неоклассической прозы. Повесть В. Распутина «Пожар». | | |
23 | Рассказ В. Распутина «В ту же землю». Трагизм обстоятельств и внутренняя красота человека в рассказе. | | |
24 | Самостоятельный анализ одного из рассказов В. Распутина («Женский разговор», «Век живи – век люби», «Изба») Образ русского человека в произведениях автора. | | |
25 | В.П. Астафьев «Людочка». Нравственные проблемы героев. Проблема преступления и наказания. «Без Бога, без природы, без человека – ужас». | | |
26 | В.П. Астафьев «Печальный детектив» | | |
27 | Идеал добра и красоты в повестях В.Ф. Потанина «Над зыбкой» | | |
28 | Повесть В. Потанина «Голубая жемчужина». | | |
29 | «За понимание друг друга люди платят и кусками жизни». Повести В. Тендрякова «Ночь после выпуска» и «Расплата». | | |
30 | Промежуточная аттестация. Проект | 1 | |
31 | Читая Солоухина… «Человек должен оставаться человеком в любой ситуации» - авторская позиция в романе «Под одной крышей» | | |
32 | Рассказ Д. Бакина. «Сын дерева». | | |
33 | Русская интеллигенция в испытаниях времени. Ю. Трифонов «Обмен», Е. Довлатов «Чемодан». | | |
34 | Обобщение и систематизация знаний. Список рекомендуемой литературы для чтения на лето. | | |
Литература
История русской литературы XIX века. Вторая половина/ под ред. Н.Н.Скатова. М.,1987
Кузнецов Ф. Беседы о литературе. М.,1977.
Литература –критические статьи В.Г.Белинского, Д.И.Пасарева, Н.Н.Страхова, Н.Добролюбова, А.В.Дружинина , И.А.Гончарова, Ю.М.Лотмана, М.М.Бахтина
Русская литература XVIII-XIX веков. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995
Русская литератураXX века. Справочные материалы / по ред. Л.А.Смирновой. М.,1995
Русская литература XXвека. Энциклопедия для детей. М.,1999