Пояснительная записка
Рабочая программа «Логопедическая коррекция устной и письменной речи» для обучающихся 5 класса, составлена в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации";
- - инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования
- СанПиНом 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от 24.11.2015);
Основой программы являются научно - методические разработки и рекомендации логопедов практиков:
- «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименковой – М.: «Национальный книжный центр», 2016 г.;
- «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: практическое пособие для логопедов/ А. В. Ястребовой М., 2005;
- «Дисграфия, дислексия: технология преодоления»: практическое пособие для логопедов/ И. Н. Садовниковой М., «Парадигма» 2012;
- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика» Часть 1. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г.
- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст» Часть 2. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г.
- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь» Часть 3. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г .
- Комплекс упражнений для работы учителей - логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма «Обучаем читать и писать без ошибок» А.В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой М.: «АРКТИ» 2017 г.
Цели и задачи коррекционной логопедической работы:
Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку)
Задачи общие:
-
формирование речедвигательных представлений (артикуляционная моторика);
-
формирование и развитие речеслуховых представлений (фонетико-фонематических, темброво-интонационных);
-
развитие зрительно-двигательных представлений (мелкая моторика, графомоторный навык);
-
развитие пространственных представлений (величина, форма, пространственная ориентация);
-
развитие временных представлений;
-
развитие произвольного слухового, зрительного внимания;
-
формирование и развитие вербально логической, образной, двигательной памяти.
-
развитие умственных операций (умение сравнивать, анализировать и синтезировать, конкретизировать и обобщать, делать выводы и заключения);
-
формирование фонематического восприятия;
-
формирование навыков фонематического анализа и синтеза;
-
формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;
-
формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;
-
формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;
-
развитие связной речи;
-
развитие процессов чтения и письма
Характеристика дисграфии и специфических ошибок
Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.
Смешанная дисграфия наиболее сложный в коррекции вид нарушения письма, т.к. имеет под собой большее количество механизмов возникновения и типов ошибок. Соответственно логопедическая работа строится исходя из максимальной коррекции всех специфических ошибок, проявляющихся на письме.
Аграмматическая дисграфия и дисграфия на фоне нарушений языкового анализа и синтеза появляется у детей на почве общего недоразвития речи. Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребёнка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки».
Аграмматизмы на письме проявляются в:
-
искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий;
-
нарушении предложно-падежных конструкций;
-
нарушении согласования слов.
При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении. Аграмматизм наблюдается не только на письме, но и в устной речи.
Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, словосочетания, предложения и текста. Это:
-
пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации и антиципации.
-
раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.
-
нарушение количественного и качественного состава предложений.
Общая характеристика рабочей программы
Рабочая программа «Логопедическая коррекция устной и письменной речи» по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5 класса, а также способствует усвоению общеобразовательных программ по родному русскому языку. Данная программа логопедической коррекционной работы предусматривает коррекцию смешанной дисграфии (дисграфия аграмматическая и на фоне нарушений языкового анализа и синтеза.).
Нарушение письма у обучающихся носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка и структуры предложения ведётся параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза. Кроме непосредственно речевой работы с детьми, имеющими нарушения письма необходимо проводить работу по развитию неречевых базовых по речи функций, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.
Своевременная коррекция нарушений в письменной речи необходимое условие развития познавательной деятельности, одной из форм которой является речевая деятельность, что способствует нормализации процесса обучения и общения.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток
Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:
1. Звука, буквы;
2. Слога;
3. Слова;
4. Словосочетания;
5. Предложения;
6. Текста.
Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).
Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.
При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Методы и приёмы логопедического воздействия:
-
Практические методы:
-
Наглядные методы:
-
Словесные методы:
-
Рассказ;
-
Пересказ;
-
Беседа:
-
Предварительная;
-
Итоговая;
-
Обобщающая.
Приёмы логопедического воздействия:
-
Показ;
-
Пояснение;
-
Указание;
-
Вопрос;
-
Объяснение;
-
Показ образца;
-
Педагогическая оценка.
Описание места учебного предмета, курса
Рабочая программа реализуется во внеурочное время в соответствии с расписанием логопедических занятий, заверенное директором МАОУ «Светловской СОШ имени Солёнова Б.А.».
На коррекционную логопедическую работу в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
В зависимости от особенностей нарушения письма у обучающихся и их психофизического развития, учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия продолжительностью 30-60 минут.
Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.
Планируемые результаты освоения программы
К концу обучения обучающиеся имеют представления:
-
о гласных и согласных звуках и буквах;
-
о понятиях: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;
-
о том, чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;
-
о графическом обозначении слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;
-
о правописании предлогов и приставок.
-
о признаках родственных слов (близость значения, наличие общей части – корня);
-
о составе слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;
-
о правописании суффиксов и приставок;
-
о частях речи;
-
о том, как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;
-
о главных и второстепенных членах предложения;
-
о сложном предложении и его составе; о видах связи в сложном предложении;
-
о видах связи в словосочетании (смысловые и логические).
К концу обучения обучающиеся смогут:
-
различать гласные и согласные звуки;
-
различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;
-
определять ударные и безударные гласные, слоги;
-
определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;
-
определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;
-
производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;
-
графически обозначать звуки, слоги и слова;
-
распознавать части речи и их основные признаки;
-
изменять слова по числам, родам и падежам;
-
определять род, число и падеж существительных и прилагательных;
-
производить разбор слова по составу;
-
различать понятия словоизменение и словообразование;
-
выделять из текста слова, словосочетания и предложения;
-
устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;
-
устанавливать связи между частями сложного предложения;
-
составлять и анализировать сложное предложение.
Содержание рабочей программы
I. Диагностика на начало учебного года (1 ч.)
На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, фонематических представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.
Общая характеристика коррекционной работы на этапе:
-
Проведение диагностического диктанта среди обучающихся «группы риска»
-
Повторная письменная работа с обучающимися, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.
-
Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
-
Анализ результатов обследования.
II. Предложение и слово (5 ч.).
Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Понятие об интонационной законченности предложения.
Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».
Интонационная законченность предложения.
Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в составлении предложений.
Слово. Слова: обозначающие предметы, действие предмета, признак предмета.
III. Звуки и буквы. Гласные и согласные (4 ч.)
Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Уточнение гласных а, о, у, ы, и.
IV. Звуко-буквенный анализ и синтез.Слоговой анализ и синтез. Ударение (6 ч.)
Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.
Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.
Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.
V. Дифференциация твердых и мягких согласных (11 ч.)
Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.
Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.
Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».
Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».
Дифференциация гласных «о - у».
Дифференциация гласных «ё-ю».
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце и слов). Второй способ обозначения мягкости.
Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.
Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов, в середине слов. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.
VI. Различение звонких - глухих согласных звуков (6 ч.)
Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.
Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.
Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.
Звуки [х], [х׳], буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.
Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.
Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.
VII. Диагностика на конец учебного года (1 ч.)
Оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.
Общая характеристика коррекционной работы на этапе:
-
Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения или сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.
-
При наличии у обучающихся нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале.
Календарно-тематическое планирование
на Заплетина Тимофея (5 класс)
(34 часа)
№ п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов |
I. Диагностика на начало учебного года (1 ч.) |
1 | | Диагностика устной речи. Диагностика письменной речи. | 1 |
II. Предложение и слово (5 ч.). |
2 | | Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Понятие об интонационной законченности предложения. | 1 |
3 | | Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 1 |
4 | | Интонационная законченность предложения. | 1 |
5 | | Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в составлении предложений. | 1 |
6 | | Слово. Слова: обозначающие предметы, действие предмета, признак предмета. | 1 |
III. Звуки и буквы. Гласные и согласные (4 ч.) |
7 | | Звуки и буквы. Алфавит. | 1 |
8 | | Гласные звуки и буквы. | 1 |
9 | | Согласные звуки и буквы. | 1 |
10 | | Уточнение гласных а, о, у, ы, и. | 1 |
IV. Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение (6 ч.) |
11 | | Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного. | 1 |
12 | | Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | 1 |
13 | | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов Ударение. Перенос слов. | 1 |
14 | | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 1 |
15 | | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 1 |
16 | | Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 1 |
-
Дифференциация твердых и мягких согласных (11 ч.) |
17 | | Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 1 |
18 | | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. | 1 |
19 | | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». | 1 |
20 | | Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я». | 1 |
21 | | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». | 1 |
22 | | Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю». | 1 |
23 | | Дифференциация гласных «о - у». | 1 |
24 | | Дифференциация гласных «ё-ю». | 1 |
25 | | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце и слов). Второй способ обозначения мягкости. | 1 |
26 | | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости. | 1 |
27 | | Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов, в середине слов. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи. | 1 |
VI. Различение звонких - глухих согласных звуков (6 ч.) |
28 | | Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи. | 1 |
29 | | Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи. | 1 |
30 | | Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. | 1 |
31 | | Звуки [х], [х׳], буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. | 1 |
32 | | Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. | 1 |
33 | | Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи. | 1 |
VII. Диагностика на конец учебного года (1 ч.) |
34 | | Диагностическое обследование обучающихся. | 1 |
Приложение 1
ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
Учитель (ФИО, должность) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Название программы, класс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Причина коррекции | Дата в планировании | Способы коррекции рабочей программы |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |