СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи" для учащихся 5 класса

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по коррекции устной и письменной речи направлена на развитие речевых навыков у детей, испытывающих трудности в этой области. Программа предусматривает комплексный подход, включающий в себя диагностику, индивидуальные и групповые занятия, направленные на устрнение речевых дефектов и формирование правильной устной и письменной речи. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Коррекция устной и письменной речи" для учащихся 5 класса»































Пояснительная записка

Рабочая программа «Логопедическая коррекция устной и письменной речи» для обучающихся 5 класса, составлена в соответствии с:

- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "Об образовании в Российской Федерации";

- - инструктивно-методическим письмом «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой. М.,1996г.;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

- СанПиНом 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской федерации от 29.12 2010 № 189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от 24.11.2015);

Основой программы являются научно - методические разработки и рекомендации логопедов практиков:

- «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов» Л.Н. Ефименковой – М.: «Национальный книжный центр», 2016 г.;

- «Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы»: практическое пособие для логопедов/ А. В. Ястребовой М., 2005;

- «Дисграфия, дислексия: технология преодоления»: практическое пособие для логопедов/ И. Н. Садовниковой М., «Парадигма» 2012;

- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Устная связная речь. Лексика» Часть 1. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г.

- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Предложение. Текст» Часть 2. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г.

- «Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Письменная связная речь» Часть 3. Н.Г. Андреева Издательство: Владос, 2017г .

- Комплекс упражнений для работы учителей - логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма «Обучаем читать и писать без ошибок» А.В. Ястребовой, Т. П. Бессоновой М.: «АРКТИ» 2017 г.


Цели и задачи коррекционной логопедической работы:

Цель: Оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первично), в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку)

Задачи общие:

  • формирование речедвигательных представлений (артикуляционная моторика);

  • формирование и развитие речеслуховых представлений (фонетико-фонематических, темброво-интонационных);

  • развитие зрительно-двигательных представлений (мелкая моторика, графомоторный навык);

  • развитие пространственных представлений (величина, форма, пространственная ориентация);

  • развитие временных представлений;

  • развитие произвольного слухового, зрительного внимания;

  • формирование и развитие вербально логической, образной, двигательной памяти.

  • развитие умственных операций (умение сравнивать, анализировать и синтезировать, конкретизировать и обобщать, делать выводы и заключения);

  • формирование фонематического восприятия;

  • формирование навыков фонематического анализа и синтеза;

  • формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза;

  • формирование навыков слогового и языкового анализа и синтеза;

  • формирование представлений о различных типах связи (согласовании и управлении) в словосочетаниях и предложениях;

  • развитие связной речи;

  • развитие процессов чтения и письма


Характеристика дисграфии и специфических ошибок

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения.

Смешанная дисграфия наиболее сложный в коррекции вид нарушения письма, т.к. имеет под собой большее количество механизмов возникновения и типов ошибок. Соответственно логопедическая работа строится исходя из максимальной коррекции всех специфических ошибок, проявляющихся на письме.

Аграмматическая дисграфия и дисграфия на фоне нарушений языкового анализа и синтеза появляется у детей на почве общего недоразвития речи. Несформированность грамматического, лексического и фонематического уровней речи ребёнка проявляется на письме множеством специфических ошибок, которые не следует принимать за «описки».

Аграмматизмы на письме проявляются в:

  • искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, флексий;

  • нарушении предложно-падежных конструкций;

  • нарушении согласования слов.

При этой форме дисграфии наблюдаются трудности конструирования сложных по структуре предложений, пропуски членов предложений, нарушение последовательности слов в предложении. Аграмматизм наблюдается не только на письме, но и в устной речи.

Дисграфия, обусловленная несформированностью языкового анализа и синтеза, проявляется на письме в виде специфических ошибок на уровне буквы, слога, словосочетания, предложения и текста. Это:

  • пропуск, перестановка, вставка букв, искажения фонетического наполнения слов: персеверации и антиципации.

  • раздельное написание частей слова, слитное написание самостоятельных и служебных слов, контаминации, вставки, перестановки, пропуски и повторы слов.

  • нарушение количественного и качественного состава предложений.


Общая характеристика рабочей программы

Рабочая программа «Логопедическая коррекция устной и письменной речи» по логопедии представляет собой коррекционно-развивающую систему в соответствии с ФГОС НОО и направлена на предупреждение, оказание комплексной помощи и своевременное преодоление нарушений устной и письменной речи у обучающихся 5 класса, а также способствует усвоению общеобразовательных программ по родному русскому языку. Данная программа логопедической коррекционной работы предусматривает коррекцию смешанной дисграфии (дисграфия аграмматическая и на фоне нарушений языкового анализа и синтеза.).

Нарушение письма у обучающихся носит стойкий системный характер, поэтому коррекционная работа должна быть направлена на речевую систему в целом, а не только на устранение изолированного дефекта. Формирование морфологической структуры языка и структуры предложения ведётся параллельно и в тесной связи с развитием словаря, фонематического анализа и синтеза. Кроме непосредственно речевой работы с детьми, имеющими нарушения письма необходимо проводить работу по развитию неречевых базовых по речи функций, формировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи.

Своевременная коррекция нарушений в письменной речи необходимое условие развития познавательной деятельности, одной из форм которой является речевая деятельность, что способствует нормализации процесса обучения и общения.

Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению учащимися правил грамматики. Важным условием для успешного усвоения материала является разнообразие видов работы, включение игровых моментов, использование дидактического и раздаточного материала, включение физминуток

Коррекционно-логопедическая работа по преодолению ошибок письма проводится на уровне:

1. Звука, буквы;

2. Слога;

3. Слова;

4. Словосочетания;

5. Предложения;

6. Текста.

Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи).

Дети, зачисленные на занятия к логопеду, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих Ж-Ш-Ч-Щ-Ц, правописание ЧН-ЧК, употребление Ь. Последняя тема изучается на занятиях во время знакомства с мягкими и твердыми согласными, так как является частью программы по изучению твердых и мягких согласных и дифференциации этих звуков на письме.

При подборе лексического материала учитывается знание детьми таких понятий как «часть речи», «грамматические формы рода, числа, падежа» и т.д. Кроме того, дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.

Методы и приёмы логопедического воздействия:

  1. Практические методы:

  • упражнение:

  • подражательно-исполнительское;

  • конструктивное;

  • творческое;

  • речевое;

  • игровое.

  • Игры;

  • Моделирование.

  1. Наглядные методы:

  • Наблюдение;

  • Рассматривание (рисунков, картин, макетов);

  • Просмотр видео, слайдов;

  • Прослушивание записей;

  • Показ образца.

  1. Словесные методы:

  • Рассказ;

  • Пересказ;

  • Беседа:

  • Предварительная;

  • Итоговая;

  • Обобщающая.

  • Чтение;

  • Дискуссия;

  • Заучивание стихотворений.

Приёмы логопедического воздействия:

  1. Показ;

  2. Пояснение;

  3. Указание;

  4. Вопрос;

  5. Объяснение;

  6. Показ образца;

  7. Педагогическая оценка.


Описание места учебного предмета, курса

Рабочая программа реализуется во внеурочное время в соответствии с расписанием логопедических занятий, заверенное директором МАОУ «Светловской СОШ имени Солёнова Б.А.».

На коррекционную логопедическую работу в 5 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

В зависимости от особенностей нарушения письма у обучающихся и их психофизического развития, учитель-логопед организует фронтальные, групповые или индивидуальные занятия продолжительностью 30-60 минут.

Индивидуальные занятия направлены на развитие и поддержку способностей ребенка в соответствии с его возможностями. Они строятся на оценке достижений ребенка и определения зоны его ближайшего развития.


Планируемые результаты освоения программы

К концу обучения обучающиеся имеют представления:

  • о гласных и согласных звуках и буквах;

  • о понятиях: звук, буква, слог, слово, словосочетание, предложение, текст, предлог, приставка, ударная гласная, ударный слог, безударная гласная, безударный слог;

  • о том, чем отличаются между собой: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, слоги, слова, словосочетания, предложения и текст;

  • о графическом обозначении слогов, звуков и слов, границ предложения, предлогов и приставок;

  • о правописании предлогов и приставок.

  • о признаках родственных слов (близость значения, наличие общей части – корня);

  • о составе слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа;

  • о правописании суффиксов и приставок;

  • о частях речи;

  • о том, как согласуется существительное с прилагательным, глаголом и числительным;

  • о главных и второстепенных членах предложения;

  • о сложном предложении и его составе; о видах связи в сложном предложении;

  • о видах связи в словосочетании (смысловые и логические).

К концу обучения обучающиеся смогут:

  • различать гласные и согласные звуки;

  • различать звуки и буквы, слоги и слова, словосочетания и предложения, набор отдельных предложений и текст;

  • определять ударные и безударные гласные, слоги;

  • определять в словах место и последовательность заданного звука: гласных и согласных звуков;

  • определять количество звуков в словах, слогов в словах, слов в предложениях, предложений в тексте;

  • производить звуковой, буквенный, слоговой анализ и синтез слов, а также языковой анализ и синтез предложений;

  • графически обозначать звуки, слоги и слова;

  • распознавать части речи и их основные признаки;

  • изменять слова по числам, родам и падежам;

  • определять род, число и падеж существительных и прилагательных;

  • производить разбор слова по составу;

  • различать понятия словоизменение и словообразование;

  • выделять из текста слова, словосочетания и предложения;

  • устанавливать связи между словами в словосочетании, предложении и между предложениями в тексте;

  • устанавливать связи между частями сложного предложения;

  • составлять и анализировать сложное предложение.


Содержание рабочей программы

I. Диагностика на начало учебного года (1 ч.)

На данном этапе проводится анализ письменных работ, процесса чтения; определяется состояние звукопроизношения, состояния языкового анализа и синтеза, фонематических представлений; фонематического восприятия (дифференциация фонем); про­веряется состояние лексико-грамматического строя, состоя­ние связной речи; выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта.

Общая характеристика коррекционной работы на этапе:

  1. Проведение диагностического диктанта среди обучающихся «группы риска»

  2. Повторная письменная работа с обучающимися, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов.

  3. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

  4. Анализ результатов обследования.

II. Предложение и слово (5 ч.).

Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Понятие об интонационной законченности предложения.

Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

Интонационная законченность предложения.

Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в составлении предложений.

Слово. Слова: обозначающие предметы, действие предмета, признак предмета.

III. Звуки и буквы. Гласные и согласные (4 ч.)

Звуки и буквы. Алфавит. Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. Уточнение гласных а, о, у, ы, и.

IV. Звуко-буквенный анализ и синтез.Слоговой анализ и синтез. Ударение (6 ч.)

Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

V. Дифференциация твердых и мягких согласных (11 ч.)

Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

Дифференциация гласных «о - у».

Дифференциация гласных «ё-ю».

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце и слов). Второй способ обозначения мягкости.

Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов, в середине слов. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

VI. Различение звонких - глухих согласных звуков (6 ч.)

Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.

Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.

Звуки [х], [х׳], буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

VII. Диагностика на конец учебного года (1 ч.)

Оценивается эффективность коррекционной работы; проводится повторная проверка навыков письма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Общая характеристика коррекционной работы на этапе:

  1. Оценка осуществляется в виде контрольной работы, включающей в себя: диктант с грамматическим заданием; тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи; изложения или сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти; устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.

  2. При наличии у обучающихся нарушений звукопроизношения проводится индивидуальная работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале.


Календарно-тематическое планирование

на Заплетина Тимофея (5 класс)

(34 часа)

п/п

Дата

Тема занятия

Количество

часов


I. Диагностика на начало учебного года (1 ч.)

1


Диагностика устной речи.

Диагностика письменной речи.

1

II. Предложение и слово (5 ч.).

2


Речь и предложение. Упражнение в составлении предложений. Понятие об интонационной законченности предложения.

1

3


Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение».

1

4


Интонационная законченность предложения.

1

5


Грамматическая основа предложения. Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в составлении предложений.

1

6


Слово. Слова: обозначающие предметы, действие предмета, признак предмета.

1

III. Звуки и буквы. Гласные и согласные (4 ч.)

7


Звуки и буквы. Алфавит.

1

8


Гласные звуки и буквы.

1

9


Согласные звуки и буквы.

1

10


Уточнение гласных а, о, у, ы, и.

1

IV. Звуко-буквенный анализ и синтез.

Слоговой анализ и синтез. Ударение (6 ч.)

11


Понятие «слог». Слогообразующая роль гласного.

1

12


Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов.

1

13


Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двусложных слов Ударение. Перенос слов.

1

14


Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

1

15


Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов.

1

16


Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов.

1

  1. Дифференциация твердых и мягких согласных (11 ч.)

17


Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости.

1

18


Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных.

1

19


Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и».

1

20


Твердые и мягкие согласные перед гласными «а - я».

1

21


Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё».

1

22


Твердые и мягкие согласные перед гласными «у – ю».

1

23


Дифференциация гласных «о - у».

1

24


Дифференциация гласных «ё-ю».

1

25


Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце и слов). Второй способ обозначения мягкости.

1

26


Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в середине слов). Второй способ обозначения мягкости.

1

27


Тренировочные упражнения на обозначение мягкости согласных мягким знаком в конце слов, в середине слов. Тренировочные упражнения на различение слогов и слов с разделительным мягким знаком и без него в устной и письменной речи.

1

VI. Различение звонких - глухих согласных звуков (6 ч.)


28


Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». Различение звонких и глухих [Б] - [П] в устной и письменной речи.

1

29


Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [ф], [ф׳], буква «Ф». Различение звонких и глухих [В] - [Ф] в устной и письменной речи.

1

30


Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи.

1

31


Звуки [х], [х׳], буква «Х». Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи.

1

32


Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи.

1

33


Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] в устной и письменной речи.

1

VII. Диагностика на конец учебного года (1 ч.)

34


Диагностическое обследование обучающихся.

1


Приложение 1

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

Учитель (ФИО, должность) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Название программы, класс __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


п/п

Причина коррекции

Дата в

планировании

Способы коррекции рабочей программы































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!