Рабочая программа коррекционного курса «Развитие речи»
Класс 1 __33__ часа ( 1 ч. в неделю)
Направление: индивидуальное сопровождение учащегося c ТНР начального общего образования
Составитель: Гаврилова Н.Н, учитель начальных классов, высшая категория
Программа составлена на основе сборника «Программы специальных (коррекционных) школ для детей с ТНР»; авторы: Г. В. Чиркина, Т. А. Алтухова и другие, 2013г.,
«Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников» Н.Г Андреевой,2010г.
Основа содержания обучения данному предмету
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП НОО обучающихся с ЗПР.
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ),
АООП НОО обучающихся с ТНР составлена с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию речевых нарушений и социальную адаптацию.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ТНР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в речевом развитии.
Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР развития программы коррекционной работы
1* умение правильно и чётко произносить поставленные или исправленные звуки речи в словах различной слоговой сложности;
2* сформированность фонематического слуха;
3* овладение звуко-слоговой структурой;
4* состояние просодической стороны речи — интонация, ритм, выразительность, общая внятность речи;
5* реализация усвоенных речевых навыков на уроке, в спонтанной речи, в естественных коммуникативных ситуациях.
Формы организации коррекционно-развивающего процесса.
Занятия по развитию речи, логоритмике, произношению проводятся фронтально. К категории индивидуальных относятся логопедические занятия по формированию звуковой и смысловой сторон речи. Занятия проводятся во второй половине дня. Продолжительность индивидуальных занятий– 15-20 минут.
Планируемые результаты освоения обучающимися коррекционно-развивающей программы на момент завершения начального общего образования
В результате освоения курса коррекционно-развивающей области на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы личностные, метапредметные и предметные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
- осознание языка, как основного средства человеческого общения;
- осознание необходимости изучения родного языка;
- начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;
- развитие познавательного интереса к родному языку;
- формирование уважительного отношения и иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и коммуникативных ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
- сформированность умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок;
- сформированность умений составлять план решения учебной задачи, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- овладение умениями моделирующей деятельности (работать с доступными предметными, знаковыми, графическими моделями; создавать простейшие модели);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установлением аналогий и причинно-следственных связей, построением рассуждений, умением фиксировать свои наблюдения и действовать разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими);
- сформированность умений адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникативных технологий для решения различных познавательных и коммуникативных задач, владеть монологической и диалогической формами речи;
- сформированность умений задавать вопросы;
- сформированность умений понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать в ситуациях неуспеха;
- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения в оценке данных.
Предметные результаты:
- формирование способа звукового анализа слова;
- обучение работы с модель как средством организации действия со словом;
- систематизация знаний о звуках и буква, правилах графики, сведений о некоторых орфограммах.
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых
результатов освоения коррекционно-развивающей программы
начального общего образования
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения коррекционно-развивающей программы призвана обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения коррекционной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов начального общего образования.
К личностным результатам относятся оценка устной речи учащихся, сформированность фонематических представлений, уровня развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.
К предметным результатам относится оценка письменной речи обучающихся.
Системная оценка метапредметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего Портфолио обучающегося.
В процессе оценки достижения планируемых результатов коррекционно-развивающей программы используются стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, участие в конкурсах, выступления на открытых мероприятиях, самоанализ и самооценка, наблюдения и др.
Основное содержание специальных курсов
коррекционно-развивающей области
Развитие речи
Коррекционный курс «Развитие речи» тесно связан с учебными предметами области «Филология» и ставит своей целью поэтапное формирование речевой деятельности детей во всех аспектах:
- формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности, развития познавательной деятельности (предметно-практического, наглядно-образного, словесно-логического мышления);
- формирование, развитие и обогащение лексического строя речи;
- практическое овладение основными закономерностями грамматического строя речи;
- практическое овладение моделями различных синтаксических конструкций предложений;
- усвоение лексико-грамматического материала для овладения программным материалом по обучению грамоте, чтению и другим учебным предметам.
Программа по развитию речи состоит из следующих разделов: «Работа над словом», «Работа над предложением», «Работа над связной речью».
Работа над всеми разделами ведется преимущественно параллельно, однако при необходимости учитель может посвятить отдельные уроки работе над словом, над предложением или над связной речью.
Планируемые предметные результаты освоения коррекционного курса «Развития речи»
1 класс
Предметные результаты освоения специальных курсов коррекционно-развивающей области «Произношение», «Развитие речи» определяются степенью выраженности, механизмом языковой/коммуникативной недостаточности, структурой речевого дефекта обучающихся с ТНР.
• правильное и уместное использование новой лексики по изучаемым темам; слов, близких и противоположных по смыслу; слов с переносным значанием; толкование значения пословиц (2-3 пословицы);
• правильное построение распространённых предложений из 5-7 слов;
• научиться употреблять в разговорной речи предложения с двумя дополнениями — косвенным и прямым (Девочка кормит петуха кашей);
• знание характерных признаков времён года; названий растений и животных (1 класс не менее пяти), условий жизни растений и животных; представлений о сезонном труде людей и значении его для окружающей природы;
• научиться использовать основные формы выражения благодарности, приветствия, просьбы, извинения, прощания, несогласия с собеседником.
• составление кратких и распространённых ответов, требующих сравнения предметов;
• составление диалогов по картине, по заданной ситуации, в связи прослушанным или прочитанным текстом; знание имен художников, композиторов, писателей, воспевающих природу (3-4 имени);
Учебно-тематический план коррекционных
курсов «Развитие речи»
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов Развитие речи |
1. | Обследование. Знакомство. Установление доверительных отношений. | 2 |
2. | Коррекция фонетико-фонематических представлений и лексико-грамматической стороны речи на основе формирования и расширения семантических полей слов, развития их валентностей, функций словоизменения | 1 |
2.1 | Наш класс, наша школа | 4 |
2.2 | Осень | 4 |
2.3 | Наш город - Ульяновск | 4 |
2.4 | Зима | 4 |
2.5 | Моя семья, наш дом | 3 |
2.6 | Весна | 4 |
2.7 | Родная страна | 4 |
2.8 | Лето | 1 |
3. | Повторное диагностическое обследование | 2 |
| | 33 |
Требования к уровню подготовки первоклассников
в конце учебного года
Обучающиеся первого класса должны достигнуть оптимальных (максимально возможных для каждого учащегося) успехов по следующим показателям:
- знание понятий «слово», «словосочетание», «предложение»;
- умение устно составлять предложения на определенную тему;
-умение с помощью вопросов учителя делать устные сообщения о погоде, календарных данных, распорядке учебного дня;
-знание профессий работников школы, людей, работающих на транспорте и в сфере торговли, занятых в сельском хозяйстве;
-названия и краткая характеристика 3-4 видов деревьев, кустарников, цветковых растений;
-названия и краткая характеристика игрушек, учебных принадлежностей, предметов оборудования школы, елочных украшений (по 4-5);
-отличительную характеристику 3-4 домашних животных и птиц, а также обитателей живого уголка, их образ жизни, основы ухода;
-отличительная характеристика 3-4 диких животных и птиц, их образ жизни, места обитания;
-сходство и различия диких и домашних, зимующих и перелетных птиц;
-названия и характеристика основных видов транспорта (по 4-5), сезонных игр и развлечений, видов спорта (по 3-4);
-понятия: овощи, фрукты, ягоды, домашние животные, дикие животные, домашние птицы, дикие птицы, насекомые, рыбы, сезонная одежда и обувь, их характеристики;
- умение выделять и называть части некоторых предметов;
- умение распределять названия предметов по группам;
- умение пользоваться правильной грамматической формой слова в зависимости от ее значения в составе предложения;
- умение составлять предложения по моделям;
- умение выделять предмет, признак предмета и действие в предложении;
- умение различать вопросы кто? и что? как вопросы о предмете одушевленном или неодушевленном; вопросы что делает? и что делал? Как вопросы о действии, осуществляемом в настоящем или прошедшем времени;
- умение образовывать формы множественного числа существительных с окончаниями –ы(-и), -а(-я) и глаголов настоящего и прошедшего времени;
- умение распространять словосочетания и предложения словами, отвечающими на вопросы какой? какая? какое? какие?;
- умение согласовывать прилагательное с существительным в именительном, винительном и творительном падежах единственного и множественного числа;
- умение формулировать вопросы;
- умение слушать рассказ (читаемый текст); воспроизводить содержание текста, сказки по иллюстрации;
- умение составлять с помощью учителя устный рассказ с использованием нескольких предложенных слов, объединенных общей ситуацией;
- умение пересказать знакомую сказку или рассказ без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя);
- умение составлять по картинке или серии картинок определенное количество предложений (3-5), объединенных общей темой, или небольшой рассказ с соблюдением логики развития сюжета;
- умение описывать предметы по цвету, размеру, назначению, месторасположению.
Уточнить артикуляцию звука [А] в проговаривании чистоговорок.
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
4
Деление слов на слоги. Познакомить с гласными II ряда и выделять их из слогов и слов
Слова, обозначающие действия предметов
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
Уточнить артикуляцию звука [У] в проговаривании чистоговорок.
4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Дифференциация слов, обозначающих предметы, и слов, обозначающих действия предметов
Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Слова, обозначающие признак предмета.
Подбор слов-признаков к словам –предметам. Простое двусоставное нераспространенное предложение
Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
Закрепление артикуляции звука [И] в фонематических упражнениях.
4
Осень
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе. Простое двусоставное нераспространенное предложение
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
4
Корень слова. Знакомство с понятием корень слова. Подбор родственных слов. Соотнесение слов со схемой. Выделение единого корня и правописание родственных слов и однокоренных слов
Интонация предложений. Соотнесение предложений с графической схемой
Уточнение артикуляции звука [О], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
4
Уточнить артикуляцию звука [Ы] в длительном и коротком пропевании.
Формировать правильное речевое дыхание.
4
Знакомство с приставками. Тренировка в нахождении приставки в словах. Графическое обозначение приставки
Простое распространенное предложение. Распространение и грамматическое оформление предложений
Уточнить артикуляцию звуков [М – м’] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
4
Наш город –
Правописание приставок. Развитие временных и пространственных представлений. Развитие зрительного и слухового внимания
Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах
Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в пропевании слоговых рядов.
Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
4
Образование новых слов при помощи приставок
Согласование слов –признаков со словами –предметами в разных падежах
Учить детей правильно пропевать звук [Н] в логопедических распевках.
Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
4
Повторение. Предложение. Построение сложных предложений различного типа
Образование новых слов при помощи приставок
Закрепить правильное произношение звука [Ф] в дыхательных играх.
Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
4
Образование новых слов при помощи приставок
Выделение предлогов из предложения. Предлоги: в, из, на, с. Установление в сложных предложениях причинно-следственных связей.
Учить детей дифференцировать звуки [Ф - В] в речевых играх.
Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
4
Зима
Знакомство с суффиксами. Объяснение значений различных суффиксов
Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [М - Н], выделять их из ряда согласных звуков.
Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
4
Уточнить артикуляцию звука [Б], учить детей находить позицию этого звука в словах.
Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
4
Выбор суффикса.
Предлоги в, за
Закрепить правильную артикуляцию звука [П], учить детей пропевать прямые и обратные слоги.
Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
4
Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
Распространение простого предложения с помощью определения. Предлоги: у, к, от, в, за
Учить детей дифференцировать звуки [П - Б] в речевых играх, логопедических распевках.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
4
Моя семья. Наш дом
Правила переноса слов по слогам
Морфологический состав слова. Закрепление знаний о корне, приставке, суффиксе и окончании.
Уточнить артикуляцию звука [Д], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
4
Предлоги. Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Логическое ударение
Закрепить правильную артикуляцию звука [Т]
Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Главные и второстепенные предложения, (нахождение, обозначение, постановка вопроса)
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [Т - Д] в оздоровительных и подвижных играх.
Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении. Постановка вопросов к словам, входящим в предложение. Слова главные и зависимые.
Уточнить артикуляцию звука [Г], учить детей выделять этот звук из ряда согласных звуков.
Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
4
Весна
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в числе.
Закрепить правильную артикуляцию звука [К] в речевых играх.
Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Учить детей определять позицию звука [Х] в словах.
Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
4
Закрепление понятий о предлоге как о целом слове. Развитие временно-пространственных представлений. Выбор того или иного предлога
Связь слов в предложении, выраженная согласованием в роде.
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Г] в пальчиковой игре
Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
4
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [К - Х] в чистоговорках.
Закреплять умение согласовывать движения со словами.
4
Родная страна
Закрепить правильную артикуляцию звука [С] в дыхательных играх.
Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
4
Закрепить правильное произношение звука [З] в прямых и обратных слогах, логопедических распевках.
Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
4
Закрепить умение детей дифференцировать звуки [С - З] в речевых и оздоровительных играх.
Развивать слуховое внимание и память.
4
Уточнение артикуляции звука [Ц], пропевание чистоговорок слоговых рядов с этим звуком.
Совершенствовать четкость дикции и эмоциональную окрашенность речи.
4
Лето
Закрепить артикуляцию звуков [П - Б] в речевых и пальчиковых играх.
Формировать правильное речевое и диафрагмальное дыхание.
4
Закреплять правильную артикуляцию звуков [Ф - В] в дыхательных играх.
Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх, умение соблюдать правила игры.
4
Развивать слуховое внимание и слуховую память.
Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
4
Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.
4
Закреплять навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
Развивать умение согласовывать ритмичные движения с речью под музыку.