Государственное общеобразовательное бюджетное учреждение
Иркутской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальная (коррекционная) школа-интернат
п. Целинные Земли»
Рабочая программа
коррекционного курса внеурочной деятельности для обучающихся 8- 9 классов с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Основы финансовой грамотности
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель:
учитель Хмелюк Н.И.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 8-9 классов специальной коррекционной школы-интерната для детей с ОВЗ, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние обучающиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Сроки реализации программы – 2 года.
Объем часов, отпущенных на занятия - 34 часа в год при 1 часе в неделю.
Формы реализации программы.
Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:
Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Методы диалога и полилога;
2. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
3. Игровые методы;
4. Методы диагностики и самодиагностики;
5. Информационно-коммуникационные технологии;
6. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами СБО, истории, обществознания, географии, математики.
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1. Доходы и расходы семьи |
1. | Деньги | 1 | |
2. | Драгоценные металлы. Монеты. Купюры | 1 | |
3. | Доходы семьи | 1 | |
4. | Расходы семьи | 1 | |
5. | Услуги. Коммунальные услуги | 1 | |
6. | Ролевая игра: Семейный бюджет | 1 | |
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься |
7. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | |
8. | Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». | 1 | |
9. | Страхование. Страховая компания. Страховой полис | 1 | |
10. | Ролевая игра «Страхование имущества, здоровья, жизни». | 1 | |
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют |
11. | Налоги. Виды налогов | 1 | |
12. | Социальные пособия | 1 | |
13. | Социальные выплаты | 1 | |
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье |
14. | Банковские услуги | 1 | |
15. | Валюта в современном мире | 1 | |
16. | Вклады (депозит) | 1 | |
17. | Деловая игра: «Как спасти деньги от инфляции» | 1 | |
18. | Кредит. Залог | 1 | |
19. | Дискусия «Собственный бизнес – это» | 1 | |
Раздел 5. Без чего не может обойтись рынок |
20. | Виды собственности | 1 | |
21. | Частная собственность | 1 | |
22. | Сюжетно-ролевая игра «Конкуренция» | 1 | |
Раздел 6. Формы организации бизнеса |
23. | Единоличное владение | 1 | |
24. | Деловая игра «Товарищество (ТО и ТОО)». | 1 | |
25. | Ролевая игра «Акционерное общество». | 1 | |
26. | Мини-проект «Организация фирмы». | 1 | |
27. | Бизнес план, что это? | 1 | |
28. | Реклама. | 1 | |
29. | Ролевая игра «Работа фирмы». | 1 | |
30. | Решение экономических задач «Распродажа продукции. Подсчет прибыли». | 1 | |
Раздел 7. Ты – потребитель |
31. | Права потребителя | 1 | |
32. | Как и где потребитель может защитить свои права | 1 | |
33. | Знакомство со штрих – кодами | 1 | |
34. | Итоговое занятие по курсу | 1 | |
ВСЕГО: | 34 ч. | |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Раздел 1. Законы спроса и предложения |
1. | Закон спроса | 1 | |
2. | Решение экономических задач «Кривая спроса». | 1 | |
3. | Закон предложения | 1 | |
4. | Решение экономических задач «Кривая предложения». | 1 | |
Раздел 2. Возникновение банков |
5. | Банковские услуги: кредит, депозит | 1 | |
6. | Заем, виды займов | 1 | |
7. | Работа банка | 1 | |
8. | Ролевая игра: «Я хочу взять кредит» | 1 | |
9. | Обмен валют | 1 | |
10. | Банковская ячейка и банковский перевод | 1 | |
11. | Банковские карты: риски и управление ими | 1 | |
Раздел 3. Профессии банковской сферы |
12. | Сюжетно-ролевая игра «Знакомство с профессиями банковской сферы». | 1 | |
13. | Дискуссия «Значение работы банков для потребителей». | 1 | |
Раздел 4. Финансы и кредит |
14. | Основные понятия кредитования | 1 | |
15. | Практическая беседа «Виды кредитов». | 1 | |
16. | Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» | 1 | |
17. | Решение экономических задач «Арифметика кредитов». | 1 | |
18. | Плюсы и минусы моментальных кредитов». | 1 | |
19. | Ипотека | 1 | |
Раздел 5. Страхование |
20. | Участники страхового рынка | 1 | |
21. | Личное страхование | 1 | |
22. | Страховые накопительные программы | 1 | |
23. | Мошенники на рынке страховых услуг | 1 | |
24. | Государственное пенсионное страхование | 1 | |
25. | Профессиональные участники пенсионной системы | 1 | |
26. | Негосударственные пенсионные фонды: как с ними работать? | 1 | |
Раздел 6. Потребитель и закон |
27. | Кто такой потребитель? | 1 | |
28. | Разнообразие человеческих потребностей и их классификация | 1 | |
29. | Закон: «О защите прав потребителя». | 1 | |
30. | Что такое рынок? | 1 | |
31. | Ролевая игра «Виды и способы торговли». | 1 | |
32. | Решение экономических задач «Дешевле только даром». | 1 | |
33. | Качество товаров | 1 | |
34. | Итоговое занятие по курсу | 1 | |
ВСЕГО: | 34 ч. | |