2020 г.
«Рабочая программа» адаптирована для обучающихся младшего школьного возраста с нарушениями речи ОКОУ «Новопоселеновская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
4) слоговые упражнения.
На данном этапе происходит в основном обучение моторным навыкам на основе исходных безусловно-рефлекторных движений.
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановкизвуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
е) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж).
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука ( автоматизация Л)
- дифференциация фонем.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков:
2) фонематического слуха.
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться в зависимости от степени тяжести нарушения по усмотрению учителя-логопеда.
Календарно – тематическое планирование индивидуальной работы при коррекции звукопроизношения с обучающейся 3 класса (VIIIвид)
№ | Коли-чество часов | Дата | Название темы | Элементы содержания | Виды деятельности | Оборудование |
I | Артикуляционная гимнастика. |
1 | 1 | | Упражнения для губ | Развитие подвижности артикуляционного аппарата Упражнения, направленные на развитие подвижности губ: «Оскал» «Хоботок» «Хоботок» с последующим «оскалом» «Трубочка» раздельное поднимание верхней губы и опускание нижней губы удерживание бумажных трубочек комбинированные упражнения под счёт | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор | Индивидуальные зеркала. Марлевые салфетки. Бумажные трубочки. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Упражнения для языка | Упражнения, направленные на развитие подвижности мышц языка: язык широкий («лопаткой») язык узкий («жалом») поочерёдное высовывание языка («лопаткой», «жалом») 4-5 раз подряд поднимание и опускание языка за верхние и нижние зубы язык вправо – влево втягивание и вытягивание широкого языка удерживание языка в состоянии покоя присасывание спинки языка к нёбу прищелкивание комбинированные упражнения для языка и нижней челюсти. | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор | Индивидуальные зеркала. Дидактический материал. Презентации. |
II | Постановка звука [Л]. |
1 | 1 | | Первое занятие по постановке звука[Л]. | Знакомство с артикуляцией звука. Постановка звука[Л]. | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор | Индивидуальные зеркала. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Второе занятие по постановке звука[Л]. | Закрепление правильной артикуляции звука. Постановка звука[Л]. |
3 | 1 | | Третье занятие по постановке звука[Л]. | Закрепление правильной артикуляции звука. Постановка звука[Л]. |
III | Введение звука[Л] в слоги. |
1 | 1 | | Первое занятие по введению звука[Л] в слоги. | Закрепление правильной артикуляции звука. Введение звука[Л] в слоги. | 1. Упражнения перед зеркалом (сопряжённые и отражённые) 2. Самостоятельные упражнения 3. Отработка артикуляционных движений под счёт 4. Выработка кинестетических ощущений для данного звука 5. Отработка артикуляционных движений без опоры на зрительный анализатор | Индивидуальные зеркала. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Второе занятие по введению звука[Л] в слоги. | Закрепление правильной артикуляции звука. Введение звука[Л] в слоги. |
IV | Автоматизация звука[Л] в слогах. |
1 | 1 | | Автоматизация звука[Л] в слогах со звуком [А]. | Работа над точностью, чистотой (без вспомогательных движений), плавностью (без толчков с силой, напряжением), темпом (от замедленного к быстрому). Достижение устойчивости полученного результата. | Правильное произнесение звука [Л] в слогах. Работа с таблицами. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Автоматизация звука[Л] в слогах со звуком [Ы]. |
3 | 1 | | Автоматизация звука[Л] в слогах со звуком [О]. |
4 | 1 | | Автоматизация звука[Л] в слогах со звуком [У]. |
5 | 1 | | Проговаривание слоговых рядов из двух – трех слогов. |
6 | 1 | | Проговаривание слоговых рядов из четырех слогов. |
V | Автоматизация звука [Л] в словах с прямыми слогами. |
1 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ла. | Работа над точностью, чистотой (без вспомогательных движений), плавностью (без толчков с силой, напряжением), темпом (от замедленного к быстрому). Достижение устойчивости полученного результата. | Правильное произнесение звука [Л] в слогах с прямыми слогами. Работа с таблицами. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге лы. |
3 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ло. |
4 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге лу. |
5 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ла. |
6 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом лы. |
7 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом лу. |
8 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных: бла – пла. |
9 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных: пла - шла. |
10 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных: бло -хло. |
11 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных: блу - глу. |
12 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах со стечением согласных: глы-хлы. |
13 | 1 | | Закрепление произношения слов с прямыми слогами. |
VI | Автоматизация звука [Л] в словах с обратными слогами. |
1 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ал. | Работа над точностью, чистотой (без вспомогательных движений), плавностью (без толчков с силой, напряжением), темпом (от замедленного к быстрому). Достижение устойчивости полученного результата. | Правильное произнесение звука [Л] в слогах с обратными слогами. Работа с таблицами. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ыл. |
3 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ол. |
4 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ул. |
5 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ял. |
6 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ёл. |
7 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ел. |
8 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с ударением на слоге ил. |
9 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ал. |
10 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ул. |
11 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ял. |
12 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ел. |
13 | 1 | | Автоматизация звука [л] в словах с безударным слогом ил. |
14 | 1 | | Закрепление произношения слов с обратными слогами. |
VII | Закрепление произношения слов с прямыми и обратными слогами. |
1 | 1 | | Однословные ответы на вопросы. | Работа над точностью произнесения звука [л] при однословных ответах на вопросы. | Правильное произнесение звука [л] при однословных ответах на вопросы. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Классификации и обобщения понятий с использованием слов со звуком [л]. | Работа над точностью произнесения звука [л] при классификации и обобщении понятий с использованием слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при классификации и обобщении понятий с использованием слов со звуком [л].Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
3 | 1 | | Упражнения в подборе грамматических форм слов со звуком [л]. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений в подборе грамматических форм слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений в подборе грамматических форм слов со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
4 | 1 | | Слоговой и звуковой анализ слов со звуком [л]. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на слоговой и звуковой анализ слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на слоговой и звуковой анализ слов со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
5 | 1 | | Называние предметных картинок. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на называние предметных картинок со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на называние предметных картинок со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
VIII | Автоматизация звука [Л] в предложениях. |
1 | 1 | | Дополнение предложений без изменения слов со звуком [л]. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на дополнение предложений без изменения слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на дополнение предложений без изменения слов со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Дополнение предложений с изменением слов со звуком [л]. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на дополнение предложений с изменениями слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на дополнение предложений с изменениями слов со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
3 | 1 | | Составление предложений по картинкам. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений по картинкам со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений по картинкам со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
4 | 1 | | Составление предложений из слов. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений из слов со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений из слов со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
5 | 1 | | Чтение предложений с опорой на картинку. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений с опорой на картинку со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений с опорой на картинку со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
6 | 1 | | Чтение предложений без опоры на картинку. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений без опоры на картинку со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на составление предложений без опоры на картинку со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
7 | 1 | | Постановка вопросов к предложению. | Работа над точностью произнесения звука [л] при выполнении упражнений на постановку вопросов к предложению со звуком [л]. | Правильное произнесение звука [л] при выполнении упражнений на постановку вопросов к предложению со звуком [л]. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
8 | 1 | | Проговаривание загадок. | Работа над точностью произнесения звука [л] при проговаривание загадок. | Правильное произнесение звука [л] при проговаривание загадок. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
9 | 1 | | Проговаривание пословиц. | Работа над точностью произнесения звука [л] при проговаривание пословиц. | Правильное произнесение звука [л] при проговаривание пословиц. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми.- ТОО «Издательство «Библиополис»». Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л], [л’]. Дидактический материал. Презентации. |
IX | Автоматизация звука [Л] в текстах |
1 | 1 | | Заучивание потешек. | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
2 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Аккуратные зайчата». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
3 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Забыл». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
4 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Пугало». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
5 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Пчела». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
6 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Колокольчик». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
7 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Туман». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
8 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Обменяла куклы». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |
9 | 1 | | Чтение и заучивание стихотворения «Белые лебеди». | Работа над правильностью произнесения звука [л] при чтении и проговаривание текстов. | Правильное произнесение звука [л] при чтении и проговаривание текстов. Работа с таблицами. Работа с игровым материалом, картинками. | Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. Дидактический материал. Презентации. |