Настоящая рабочая программа составлена по адаптированной рабочей программе по русскому языку для детей с ОВЗ (ЗПР) и предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 9 «В» классе.
Необходимость коррекционных занятий определяется прежде всего тем, что учащиеся с ОВЗ (ЗПР) в силу своих индивидуальных психофизических особенностей не могут освоить Программу по русскому языку в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта, предъявляемого к учащимся общеобразовательных классов, так как испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе пратической деятельности самостоятельно осознается учащимися, поэтому данная программа дает дополнительную возможность коррекции знаний, умений и навыков по русскому языку.
Таким образом, обучение в специальном коррекционном классе позволят создать образовательную среду и условия, позволяющие детям с ограниченными возможностями получить качественное образование по русскому языку, подготовить разносторонне развитую личность, обладающую коммуникативной, языковой и культуроведческой компетенциями, способную использовать полученные знания для успешной социализации, дальнейшего образования и трудовой деятельности.
1. Диагностика навыков учащихся по предмету.
Выявление знаний, умений, навыков учащихся по грамматике и правописанию. Формирование групп на основе сходства у учащихся корректируемых недостатков.
2. Коррекция грамматико-аналитических навыков.
Систематизация и обобщение знаний по орфографии. Развитие орфографической и пунктуационной зоркости. Упражнения в дифференциации видов предложений. Грамматические разборы: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
3. Восполнение пробелов в знаниях.
Виды предложений. Знаки препинания в простом предложении. Знаки препинания в СП. Осложнённые предложения.
4. Пропедевтика изучения сложных тем.
Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания. Сложносочиненные предложения с различными видами связи. Знаки препинания. Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания.
5. Развитие речи.
Расширение активного словарного запаса. Совершенствование умения строить устное и/или письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи. Совершенствовать умение строить устное и/или письменное высказывание (текст) в различных жанрах: изложение, сочинение. Микротемы в тексте. Компрессия текста. Сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему. Композиция сочинения.
- орфографические и пунктуационные правила.
- правильно ставить знаки препинания в сложном предложении.
- строить устное и письменное высказывание (текст) в соответствии с темой, основной мыслью, типом и стилем речи;
- строить устное и письменное высказывание (текст) на морально- нравственную тему;
Знать основные способы сжатия текста и уметь их применять.
1. Тростенцова А. А. Русский язык 9 кл. / А. А. Тростенцова. - М.: Просвещение, 2009J
2. Рабочая тетрадь: Тесты по русскому языку: 9кл. - Саратов: Лицей, 2011.
3. Ахременкова Л. А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русс язык: 9 класс / Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2011.
4. Лидман-Орлова Г. К. Учимся писать изложения / Г. К. Лидман-Орлова. - М.: Д фа, 2009.
5. Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2009.
6. Шаповалова Т. Е. Русский язык: Сложное предложение. Тематическая те радь / Т. Е. Шаповалова. - М.: Дрофа, 2008.
7. Войлова К. А. Русский язык. Культура речи / К. А. Войлова. - М.: Дрофа, 2008.
8. Дейкина А. Д. Русский язык: Раздаточные материалы: 9 класс / А. Д. Дейкина. М.: Дрофа, 2009.
9. Малюшкин А. Б. Комплексный анализ текста: Рабочая тетрадь: 9 класс А. Б. Малюшкин. - М.: ТЦ «Сфера», 2013
10. Пахнова Т. М. Русский язык: Комплексная работа с текстом: Рабочая тетрадь: 9 класс / Т. М. Пахнова. - М.: Экзамен, 2013
№ | Тема | Дата | Цели | Тип урока | Форма контроля |
1. | Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | 05.09 | Закрепить знания о лексике русского языка с точки зрения происхождения и употребления. | Повторение и обобщение изученного | Тест |
2. | Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы. | 12.09 | Закрепить знания о синонимах, антонимах, омонимах, фразеологизмах. | Повторение и обобщение изученного | Тест |
3. | Средства речевой выразительности: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение. | 19.09 | Закрепить умение находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. | Повторение и обобщение изученного | Анализ текста |
4. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 26.09 | Знать способы проверки безударных гласных в корне слова. Закрепить умение находить слово с непроверяемой гласной в корне слова в орфографическом словаре, корни с чередованием. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Графическое обоснование написания. |
5. | Правописание приставок и суффиксов. | 03.10 | Закрепить умение выбирать гласные и согласные в суффиксах и приставках разных частей речи. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки, тест. |
6. | Слитные, раздельные, дефисные написания. | 10.10 | Отработать умение слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
7. | Правописание -Н-, -НН- в разных частях речи. | 17.10 | Отработать умение определять условия выбора Н или НН в суффиксах разных частей речи. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки, тест. |
8. | Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи. | 24.10 | Закрепить навык слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Тест |
9. | Словосочетание. Виды подчинительной связи слов в словосочетании. | 07.11 | Закрепить сведения о способах выражения подлежащего, смысловой связи подлежащего и сказуемого. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Тест |
10-11 | Предложение. Главные и второстепенные члены. | 14.11 21.11 | Закрепить представления о главных и второстепенных членах предложения и способах их выражения. | Повторение и закрепление изученного | Синтаксический разбор предложения. |
12. | Однородные члены предложения и знаки препинания при них. | 28.11 | Знать определение однородных членов предложения, опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Тест. Дидактические карточки |
13-14. | Обособленные члены предложения. | 05.12 12.12 | Закрепить понятие об обособлении определения, обстоятельства, уточнить, в каких случаях они обособляются. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Тест. Дидактические карточки |
15. | Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. | 19.12 | Закрепить умение ставить знаки препинания в предложениях с вводными словами и вставными конструкциями. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Графическое обоснование написания. |
16. | Обращение. | 26.12 | Закрепить сведения об обращении, потренироваться в расстановке знаков препинания в предложениях с обращением. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки. |
17-18 | Способы оформления чужой речи (прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты). | 16.01 23.01 | Вспомнить знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью, в диалоге. | Повторение и закрепление изученного | СР. Графическое обоснование написания. |
19. | Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. | 30.01 | Закрепить умения и навыки постановки знаков препинания в сложном предложении. | Повторение и закрепление изученного | С/Р. Дидактические карточки |
20. | Сложносочиненные предложения. Основные группы ССП по значению и союзам. | 06.02 | Научиться различать ССП по основным группам сочинительных союзов. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
21. | Знаки препинания в сложносочинённом предложении. | 13.02 | Закрепить навыки постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении. | Повторение и закрепление изученного | Тест |
22. | Разграничение ССП и предложений с однородными членами. | 20.02 | Закрепить умение разграничивать ССП и простое предложение с однородными членами, связанными сочинительными союзами. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
23 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложносочинённого предложения. | 27.02 | Закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора ССП. | Повторение и закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
24 | Строение сложноподчиненного предложения и знаки препинания в нём. | 06.03 | Закрепить знания о строении СПП и знаках препинания в нём. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
25. | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | 13.03 | Закрепить умение определять СПП с придаточными определительными. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
26. | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. | 20.03 | Закрепить умение определять СПП с придаточными изъяснительными. | Повторение и закрепление изученного | Дидактические карточки |
27. | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 03.04 | Закрепить умение определять СПП с придаточными обстоятельственными. | Повторение и закрепление изученного | Тест |
28. | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Виды подчинения. | 10.04 | Закрепить навык определять вид подчинения в сложном предложении с несколькими придаточными. | Повторение и закрепление изученного | СР. Графическое обоснование написания. |
29. | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчиненного предложения. | 17.04 | Закрепить навыки синтаксического и пунктуационного разбора СПП. | Повторение и закрепление изученного | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
30. | Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП. | 24.04 | Закрепить навык постановки запятой, точки с запятой, двоеточия и тире в БСП. | Повторение и закрепление изученного | СР. Графическое обоснование написания. |
31. | Сложные предложения с различными видами связи. | 02.05 | Закрепить навык определять союзную (сочинительную и подчинительную) и бессоюзную связь в сложных синтаксических конструкциях. | Повторение и закрепление изученного | СР. Графическое обоснование написания. |
32. | Сжатое изложение. Способы и приемы компрессии текста. Микротема. | 08.05 | Закрепить умение писать сжатое изложение. | Развитие речи | Сжатое изложение |
33-34. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. | 15.05 22.05 | Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи. | Развитие речи | Сочинение-рассуждение |