УТВЕРЖДЕНО
Приказом Директора МБОУ СОШ №28 от «12» января 2021года № |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКЕ
Тренера-преподавателя: Кротовой Светланы Анатольевны
Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Программа для учащихся специальных медицинских групп»
Количество часов: 68 ч
2021 учебный год
Рабочая программа по «Корригирующей гимнастике»
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373, от 6 октября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 от 31 декабря 2015 г., приказ № 1576
Постановления от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", с изменениями на 24 ноября 2015 года
Приказа Министерства образования и науки РФ № 345 от 28 декабря 2018г. «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Планируемых результатов начального общего образования;;
Программы для учащихся специальных медицинских групп, авторы: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В., М.: Дрофа, 2014;
На основе учебного пособия Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах, авторы Медведева Л.Е., Куценко И.П., Полуструев А.В.
На основе учебника Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2014 г.
Место учебного курса «Корригирующая гимнастика».
На изучение курса «Корригирующая гимнастика» отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели.
Данная рабочая программа составлена из расчета 68 часов.
Актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.
Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Поэтому программа корригирующей гимнастики является частью спортивно-оздоровительной деятельности воспитательно-образовательного процесса.
Цель:
укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.
Задачи:
Повышение у учащихся мышечного тонуса, вырабатывание навыка правильной осанки, мобильности всех отделов позвоночника.
Освоение техники рационального дыхания.
Формирование практических умений в проведении самостоятельной работы по коррекции здоровья (осанка, стопа, зрение и т.д.).
Повышение выносливости, физической и умственной работоспособности обучающихся средствами корригирующей гимнастики.
Воспитание сознательного отношения к занятиям корригирующей гимнастики и внедрение ее в повседневный режим.
Общая характеристика внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)
Осанка — интегральная характеристика состояния организма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внутренних органов, что, в свою очередь, может привести к серьёзным заболеваниям.
Традиционная организация учебного процесса при доминировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведения специальных мероприятий, направленных на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отводится организации двигательного режима школьника. Немаловажную роль играют и физические упражнения корригирующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.
Известно, что профилактика нарушений осанки и плоскостопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность данной программы.
Программа предусматривает широкое использование на занятиях с учащимися спортивных упражнений, что способствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений предлагается использовать наиболее доступные упражнения оздоровительной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоровительный эффект, техника их выполнения способствует развитию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей.
Форма одежды – футболка, шорты или спортивные брюки; обувь - гимнастические чешки (балетки), надетые поверх сменных носков. Упражнения для стопы выполняются босиком, что благотворно влияет также на закаливание организма.
Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из разных классов.
Место проведения занятий: помещение спортивно-оздоровительного комплекса.
Методические особенности занятий корригирующей гимнастики
К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения.
С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач занятие подразделяется на три части.
Подготовительная часть занятия длится 10 минут. Здесь осуществляется подготовка организма к повышенному уровню физической нагрузки.
С помощью построения, перестроения, упражнения на внимание, упражнения на координацию движений обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. С позиции физиологии мышечной деятельности, во время вводной части занятия происходит врабатывание, т.е. мобилизация вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата.
Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими активные движения.
Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-6 повторений.
В основной части занятия, которая длится 20 минут, решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии, как на отдельные части тела, так и на весь организм ребенка. Для их решения включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения (корригирующие, дыхательные, на координацию, на растягивания). На протяжении всей основной части занятия поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем.
Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 7-10 повторений.
В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится занимающейся.
Упражнения на растяжку, релаксация, приемы массажа, используемые в заключительной части, способствуют ускорению процесса восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения в игровой форме, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.
Длительность заключительной части 10 минут.
Один раз в 3 недели (месяц) комплекс упражнений совершенствуется, усложняется, увеличивается нагрузка с помощью увеличения: темпа, количества повторений и количества специальных упражнений.
Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)
Для повышения эмоциональности занятий, создания яркого эмоционального фона в программе используются упражнения на релаксацию и мобилизацию, приёмы самоконтроля и самооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внимания, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выполнять само регуляцию и способствует повышению работоспособности, снижению энергозатрат организма.
Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспитания и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поколение ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следствие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных социальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответственности и сопричастности ко всему происходящему.
Планируемые результаты реализации программы
Предметные результаты:
Учащийся научится:
- умениям и навыкам о гигиене, о профилактике травматических повреждений и правилах поведения на занятиях, правилах самоконтроля; знание и понимание оздоровительного значения ходьбы, бега, упражнений; управление дыханием при различных видах нагрузки;
Учащийся получит возможность:
овладеть терминологией разучиваемых упражнений и используемого оборудования, повышение уровня силовых возможностей учащихся, улучшение значений конкретных показателей осанки, свода стопы и т.д., получение навыков самостоятельного подбора упражнений и составление комплексов, оценки воздействия выполняемых упражнений на организм, умение контролировать и оценивать динамику изменений своего физического состояния.
Метапредметные результаты – учащиеся владеют знаниями о физическом, психическом, нравственном здоровье; умеют выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, выполнять самомассаж и взаимомасаж; выбирать целевые установки для своих действий и поступков; разрабатывать комплексы и презентовать свои работы.
Личностные результаты – ответственность за своё физическое и нравственное здоровье, за поступки, слова и мысли; знания о неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения; сформировано сознательное отношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастики в частности; внедрение упражнений корригирующей гимнастики в повседневный режим.
Содержание программы
Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики.
Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, вовремя занятии, при несчастных случаях и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.
Раздел 2. Правильная осанка и здоровье.
Рост и пропорции тела; что собой представляет осанка человека; тест, позволяющий оценить правильность осанки; правильная осанка; нарушение осанки; влияние осанки на здоровье человека; основные мероприятия по исправлению осанки.
Раздел 3. Закаливание и здоровье
Средства закаливания; влияние тепла и холода на организм; влияние солнца и воздуха на организм; босохождение.
Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха, значение в физических упражнениях
Понятие о нагрузке и отдыхе и значении в физических упражнениях.
Раздел 5. Общеразвивающие упражнения
Тема 1. Полуприседы и приседы
Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову
Тема 3. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет
Тема 5. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног
Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения
Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета; упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений; упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом); упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.
Раздел 7. Упражнения на восстановление
Тема 1. Метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц;
Тема 2. Дыхательные упражнения: дыхание «по кругу». Словесный метод.
Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой
Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н. Стрельниковой.
Раздел 9. Самомассаж
Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья
Раздел 10. Подвижные игры
Тема: Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Полоса препятствий», «Юный художник», «Змейка», «Воздушный волейбол».
Раздел 11. Выполнение тестовых упражнений.
Формирование УУД на занятиях по корригирующей гимнастике
УУД | Описание |
Познавательные | 1. Умение строится по росту, выполнять простые команды. 2.Организация деятельности с учетом требований ее безопасности. 3.Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течении дня с использование средств физической культуры. 4.Осваивать технику физических упражнений в прикладной направленности. |
Регулятивные | 1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата 2.Умение характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. 3. Умение распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. |
Коммуникативные | Участвовать в диалоге на занятии Умение слушать и понимать других Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, рассудительность Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами занятиям владение специальной терминологией. |
Тематическое планирование по предмету «Корригирующая гимнастика» - 68 ч
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Техника безопасности | 2 |
2 | Правильная осанка и здоровье | 4 |
3 | Закаливание и здоровье | 2 |
4 | Правила чередования нагрузки и отдыха | 1 |
5 | ОРУ | 11 |
6 | Специальные упражнения | 12 |
7 | Упражнения на восстановление | 1 |
8 | Дыхательная гимнастика | 1 |
9 | Самомассаж | 1 |
10 | Подвижные игры | 3 |
11 | Тестовые упражнения | 1 |
| ИТОГО | 34ч |
«Календарно-тематическое планирование»
№ п/п | Количество часов | Наименование разделов и тем | Дата урока | Корректировка даты |
Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики |
1 | 1 | Основы От и ТБ. | | |
Раздел 2. Правильная осанка и здоровье |
2 | 1 | Основные понятия и термины. | | |
| | Тестирование собственной осанки | | |
Раздел 3. Закаливание и здоровье |
3 | 1 | Основные понятия, термины, правила. | | |
| | Закаливающие процедуры | | |
Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха |
4 | 1 | Различные виды нагрузок. Определение нагрузочности | | |
| | Восстановление, виды и способы достижения | | |
Раздел 5. Общеразвивающие упражнения |
5 | 1 | ОРУ. Полуприседы и приседы. | | |
| | Полуприседы и приседы с гантелями. | | |
6 | 1 | ОРУ с гимнастическими палками. Ходьба в полуприседе. | | |
7 | 1 | ОРУ со скакалками. Развитие гибкости. | | |
8 | 1 | Упражнения для мышц брюшного пресса. | | |
9 | 1 | ОРУ с мячами. Упражнения сидя. | | |
10 | 1 | ОРУ без предметов. Упражнения на развитие гибкости. | | |
11 | 1 | Ходьба по оздоровительной дорожке. Упражнения на координацию. | | |
12 | 1 | Упражнения для шейного отдела спины. | | |
13 | 1 | Упражнения для мышц спины. ОРУ. | | |
14 | 1 | Упражнения гимнастической стенке. | | |
15 | 1 | ОРУ. Упражнения со скакалками | | |
Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения |
16 | 1 | Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета. | | |
17 | 1 | Упражнения лежа, направленные на укрепление мышечного корсета. | | |
18 | 1 | Упражнения стоя, направленные на укрепление мышечного корсета. | | |
19 | 1 | Упражнения с гимнастическими палками на активное растяжение позвоночника | | |
20 | 1 | Упражнения с гимнастическими палками на пассивное растяжение позвоночника | | |
21 | 1 | Упражнения с мячами на развитие координации. | | |
22 | 1 | Упражнения с гантелями на развитие силы рук | | |
23 | 1 | Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника | | |
24 | 1 | Упражнения в равновесии на полу. | | |
25 | 1 | Упражнения на развитие подвижности суставов | | |
26 | 1 | Упражнения для профилактики плоскостопия. | | |
27 | 1 | Укрепление стопы и развитие подвижности. | | |
Раздел 7. Упражнения на восстановление |
28 | 1 | Метод удобного положения тела | | |
Раздел 8. Дыхательная гимнастика |
29 | 1 | Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс | | |
Раздел 9. Самомассаж |
30 | 1 | Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья | | |
Раздел 10. Подвижные игры |
31 | 1 | Игры на развитие координации | | |
32 | 1 | Игры на развитие равновесия | | |
33 | 1 | Игры на укрепление свода стопы | | |
Раздел 11. Тестовые упражнения |
34 | 1 | Выполнение тестовых упражнения (планка, наклон вперед). | | |
Материально-техническое оснащение:
Место проведения занятий: помещения спортивного комплекса.
Тема | Дидактический материал, техническое обеспечение занятий |
Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики; правильная осанка и здоровье; закаливание и здоровье; нагрузка и отдых во время занятия. | Плакаты, телевизор, DVD, диски. |
Общеразвивающие упражнения | Телевизор, DVD, диски. |
Специальные (корригирующие) упражнения | Гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гимнастические скамьи, маленькие мячики, мешочки, деревянные палочки, гантели, массажные мячи, платочки, беговая, массажная дорожка, DVD, телевизор, диски, проигрыватель. |
Упражнения в расслаблении | Коврики, проигрыватель, диски. |
Дыхательная гимнастика | Коврики. |
Самомассаж. | Крем, валик, салфетки, тропа здоровья |
Игры | Мячи, воздушные шары, мешочки, канат, гимн. скамья, мелкие игрушки, фломастеры, альбомные листы. |
Тестовые упражнения | Сантиметровая лента, коврик, секундомер. |
Литература
Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для вузов. [Текст] / В.И. Дубровский. – М.: Просвещение, 2014 г.
Галанов, А.С. Игры, которые лечат. [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Творческий центр-сфера, 2015 г.
Лях, В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2015 г.
Матвеев, А.П., Петрова, Т.В., Каверкина, Л.В. Программа для учащихся специальных медицинских групп. [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2014 г.
Рипа, М.Д., Велитченко, В.К., Волкова, С.С. Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы. Учебник [Текст] / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2014
12