СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Корригирующая гимнастика"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для учителей физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Корригирующая гимнастика"»

УТВЕРЖДЕНО


Приказом Директора

МБОУ СОШ №28

от «12» января 2021года №







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКЕ


Тренера-преподавателя: Кротовой Светланы Анатольевны


Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В. «Программа для учащихся специальных медицинских групп»



Количество часов: 68 ч




















2021 учебный год





Рабочая программа по «Корригирующей гимнастике»


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №373, от 6 октября 2009г. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);

  • Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 от 31 декабря 2015 г., приказ № 1576

  • Постановления от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", с изменениями на 24 ноября 2015 года

  • Приказа Министерства образования и науки РФ № 345 от 28 декабря 2018г. «О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

  • Концепции фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • Планируемых результатов начального общего образования;;

  • Программы для учащихся специальных медицинских групп, авторы: Матвеев А.П., Петрова Т.В., Каверкина Л.В., М.: Дрофа, 2014;

  • На основе учебного пособия Организация и методика проведения занятий в специальных медицинских группах, авторы Медведева Л.Е., Куценко И.П., Полуструев А.В.

  • На основе учебника Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2014 г.

Место учебного курса «Корригирующая гимнастика».

На изучение курса «Корригирующая гимнастика» отводится 2 часа в неделю, 34 учебные недели.

Данная рабочая программа составлена из расчета 68 часов.

Актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, так как существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто и длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Сколиоз, нарушение осанки и плоскостопие являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков и относятся к числу наиболее сложных и актуальных проблем современной ортопедии. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. Поэтому программа корригирующей гимнастики является частью спортивно-оздоровительной деятельности воспитательно-образовательного процесса.

Цель:

укрепление здоровья учащихся, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма.


Задачи:

Повышение у учащихся мышечного тонуса, вырабатывание навыка правильной осанки, мобильности всех отделов позвоночника.

Освоение техники рационального дыхания.

Формирование практических умений в проведении самостоятельной работы по коррекции здоровья (осанка, стопа, зрение и т.д.).

Повышение выносливости, физической и умственной работоспособности обучающихся средствами корригирующей гимнастики.

Воспитание сознательного отношения к занятиям корригирующей гимнастики и внедрение ее в повседневный режим.

Общая характеристика внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Осанка — интегральная характеристика состояния организ­ма. Неправильно сформированная осанка не только является косметическим дефектом, но и затрудняет деятельность внут­ренних органов, что, в свою очередь, может привести к серь­ёзным заболеваниям.

Традиционная организация учебного процесса при доми­нировании сидячей рабочей позы учащегося требует проведе­ния специальных мероприятий, направленных на профилак­тику нарушений опорно-двигательного аппарата. Среди мер по профилактике нарушений осанки и плоскостопия, помимо правильного подбора мебели, обуви и одежды, своевременного отдыха, важная роль отво­дится организации двигательного режима школьника. Нема­ловажную роль играют и физические упражнения корриги­рующей направленности для мышц спины, брюшного пресса, плечевого пояса, стопы и голени. Целесообразны и регулярные занятия корригирующей гимнастикой.

Известно, что профилактика нарушений осанки и плоско­стопия должна проводиться среди учащихся всех медицинских групп. Однако традиционный программный материал в основ­ном предназначен для занятий с учащимися, отнесёнными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В этой связи остро стоит вопрос о занятиях с учащимися основной и подготовительной медицинских групп. И это ещё одна особенность дан­ной программы.

Программа предусматривает широкое использование на за­нятиях с учащимися спортивных упражнений, что способ­ствует эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность. В качестве спортивных упражнений пред­лагается использовать наиболее доступные упражнения оздоровительной гимнастики: они имеют ярко выраженный оздоро­вительный эффект, техника их выполнения способствует разви­тию статической мускулатуры и требует поддержания правильной осанки, которая в данном виде спорта является рабочей.

Фор­ма одежды – футболка, шорты или спортивные брюки; обувь - гимнастические чешки (балетки), надетые поверх смен­ных носков. Упражнения для стопы выполняются босиком, что благотворно влияет также на закаливание организма.

Программа может быть реализована как с отдельно взятым классом, так и с группой учащихся из раз­ных классов.

Место проведения занятий: помещение спортивно-оздоровительного комплекса.

Методические особенности занятий корригирующей гимнастики

К методическим особенностям занятия относятся физиологические и педагогические принципы его проведения.

С точки зрения физиологических особенностей мышечной работы и воспитательных задач занятие подразделяется на три части.

Подготовительная часть занятия длится 10 минут. Здесь осуществляется подготовка организма к повышенному уровню физической нагрузки.

С помощью построения, перестроения, упражнения на внимание, упражнения на координацию движений обеспечивается организация детей. Затем включаются физические упражнения, способствующие быстрому переходу до уровня интенсивности физической нагрузки, определяемого лечебными задачами. С позиции физиологии мышечной деятельности, во время вводной части занятия происходит врабатывание, т.е. мобилизация вегетативных функций, отстающих в начальном периоде работы от двигательного аппарата.

Вводная часть занятия при правильной методике ее проведения ускоряет процесс врабатывания, устанавливает наилучшие взаимоотношения между нервной системой ребенка, его двигательным аппаратом и вегетативными функциями, обеспечивающими активные движения.

Темп выполнения – медленный, умеренный и средний, дозировка – 4-6 повторений.

В основной части занятия, которая длится 20 минут, решаются ведущие лечебные и лечебно-воспитательные задачи, заключающиеся в воздействии, как на отдельные части тела, так и на весь организм ребенка. Для их решения включаются как специальные, так и общеразвивающие физические упражнения (корригирующие, дыхательные, на координацию, на растягивания). На протяжении всей основной части занятия поддерживается оптимальный уровень деятельности физиологических систем.

Дозировка упражнений зависит от самочувствия, в среднем – 7-10 повторений.

В заключительной части занятия физическая нагрузка постепенно снижается до уровня, соответствующего двигательному режиму, на котором находится занимающейся.

Упражнения на растяжку, релаксация, приемы массажа, используемые в заключительной части, способствуют ускорению процесса восстановления. Кроме того, в заключительной части используются упражнения в игровой форме, закрепляющие лечебный эффект, достигнутый ранее.

Длительность заключительной части 10 минут.

Один раз в 3 недели (месяц) комплекс упражнений совершенствуется, усложняется, увеличивается нагрузка с помощью увеличения: темпа, количества повторений и количества специальных упражнений.

Ценностные ориентиры спортивно-оздоровительной деятельности (корригирующей гимнастики)

Для повышения эмоциональности занятий, соз­дания яркого эмоционального фона в программе используются упражнения на релаксацию и мобилизацию, приёмы самоконтроля и са­мооценки физического и эмоционального состояния. Освоение приёмов самоконтроля влияет и на развитие функции внима­ния, которая, в свою очередь, позволяет эффективнее выпол­нять само регуляцию и способствует повышению работоспособ­ности, снижению энергозатрат организма.

Помимо задач физического и психического оздоровления, программа решает и задачи духовно-нравственного воспита­ния и развития. Известно, что нынешнее подрастающее поко­ление ослаблено не только физически, оно незрело и с точки зрения нравственности, дезориентировано духовно и, как следст­вие, дезадаптировано к трудностям реальной действительности. В систему жизненных ориентиров современных школьников, как правило, не входят трудолюбие, целеустремлённость, упорство, без которых невозможно движение по тернистому жизненному пути. Данная программа предусматривает привитие важных со­циальных ценностей: любви и уважения ко всему живому — к природе, людям, самому себе. Это, в свою очередь, влияет на чистоту помыслов и поступков, формирование чувства ответст­венности и сопричастности ко всему происходящему.



Планируемые результаты реализации программы

Предметные результаты:

Учащийся научится:

- умениям и навыкам о гигиене, о профилактике травматических повреждений и правилах поведения на занятиях, правилах самоконтроля; знание и понимание оздоровительного значения ходьбы, бега, упражнений; управление дыханием при различных видах нагрузки;

Учащийся получит возможность:

овладеть терминологией разучиваемых упражнений и используемого оборудования, повышение уровня силовых возможностей учащихся, улучшение значений конкретных показателей осанки, свода стопы и т.д., получение навыков самостоятельного подбора упражнений и составление комплексов, оценки воздействия выполняемых упражнений на организм, умение контролировать и оценивать динамику изменений своего физического состояния.

Метапредметные результаты – учащиеся владеют знаниями о физическом, психическом, нравственном здоровье; умеют выполнять дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, выполнять самомассаж и взаимомасаж; выбирать целевые установки для своих действий и поступков; разрабатывать комплексы и презентовать свои работы.

Личностные результаты – ответственность за своё физическое и нравственное здоровье, за поступки, слова и мысли; знания о неразрывной связи внутреннего мира че­ловека и его внешнего окружения; сформировано сознательное отношение к здоровью вообще и к занятиям корригирующей гимнастики в частности; внедрение упражнений корригирующей гимнастики в повседневный режим.



Содержание программы

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики.

Общие требования безопасности; требование безопасности перед началом занятий, вовремя занятии, при несчастных случаях и экстремальных ситуациях, по окончанию занятий.


Раздел 2. Правильная осанка и здоровье.

Рост и пропорции тела; что собой представляет осанка человека; тест, позволяющий оценить правильность осанки; правильная осанка; нарушение осанки; влияние осанки на здоровье человека; основные мероприятия по исправлению осанки.

Раздел 3. Закаливание и здоровье

Средства закаливания; влияние тепла и холода на организм; влияние солнца и воздуха на организм; босохождение.

Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха, значение в физических упражнениях

Понятие о нагрузке и отдыхе и значении в физических упражнениях.

Раздел 5. Общеразвивающие упражнения

Тема 1. Полуприседы и приседы

Тема 2. Упражнения с различным положением рук: вперед, на пояс, за голову

Тема 3. Упражнения в и.п. лежа на животе, поднимание рук, головы, туловища, держать, увеличивая счет

Тема 5. Упражнения в и.п. лежа на спине, поднимание и опускание прямых и согнутых ног

Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

Упражнения без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи, гантели и др.) для создания естественного мышечного корсета; упражнения на активное и пассивное растяжение позвоночника (в положении лежа, сидя, стоя); упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника (наклоны и повороты туловища в стороны, ползание); упражнения в равновесии на полу и скамейке; тренировка основных исходных положений; упражнения на развитие «мышечно-суставного чувства» (упражнения у вертикальной стены, стоя перед зеркалом); упражнения для укрепления мышечно-связочного аппарата стопы.

Раздел 7. Упражнения на восстановление

Тема 1. Метод удобного положения тела; метод смены напряжения и расслабления мышц;

Тема 2. Дыхательные упражнения: дыхание «по кругу». Словесный метод.

Раздел 8. Дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой

Тема: Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс упражнений дыхательной гимнастики по методики А.Н. Стрельниковой.

Раздел 9. Самомассаж

Тема: Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья

Раздел 10. Подвижные игры

Тема: Игры на развитие координации, равновесия, укрепления мышечного «корсета» позвоночника, укрепление свода стопы: «Полоса препятствий», «Юный художник», «Змейка», «Воздушный волейбол».

Раздел 11. Выполнение тестовых упражнений.

Формирование УУД на занятиях по корригирующей гимнастике

УУД

Описание

Познавательные

1. Умение строится по росту, выполнять простые команды.

2.Организация деятельности с учетом требований ее безопасности.

3.Планировать спортивные занятия в режиме дня, организовывать отдых и досуг в течении дня с использование средств физической культуры.

4.Осваивать технику физических упражнений в прикладной направленности.

Регулятивные


1.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата

2.Умение характеризовать, выполнять задание в соответствии с целью и анализировать технику выполнения упражнений, давать объективную оценку технике выполнения упражнений на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.

3. Умение распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения.


Коммуникативные

  1. Участвовать в диалоге на занятии

  2. Умение слушать и понимать других

  3. Формирование способов позитивного взаимодействия со сверстниками в парах и группах

  4. Умение объяснять ошибки при выполнении упражнений

  5. Умение управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, рассудительность

  1. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами занятиям владение специальной терминологией.









Тематическое планирование по предмету «Корригирующая гимнастика» - 68 ч

№ п/п

Раздел

Количество часов

1

Техника безопасности

2

2

Правильная осанка и здоровье

4

3

Закаливание и здоровье

2

4

Правила чередования нагрузки и отдыха

1

5

ОРУ

11

6

Специальные упражнения

12

7

Упражнения на восстановление

1

8

Дыхательная гимнастика

1

9

Самомассаж

1

10

Подвижные игры

3

11

Тестовые упражнения

1


ИТОГО

34ч

























«Календарно-тематическое планирование»

п/п

Количество часов



Наименование разделов и тем

Дата

урока

Корректировка даты

Раздел 1. Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики

1

1

Основы От и ТБ.



Раздел 2. Правильная осанка и здоровье

2

1

Основные понятия и термины.





Тестирование собственной осанки



Раздел 3. Закаливание и здоровье

3

1

Основные понятия, термины, правила.





Закаливающие процедуры



Раздел 4. Правила чередования нагрузки и отдыха

4

1

Различные виды нагрузок. Определение нагрузочности





Восстановление, виды и способы достижения



Раздел 5. Общеразвивающие упражнения

5

1

ОРУ. Полуприседы и приседы.





Полуприседы и приседы с гантелями.



6

1

ОРУ с гимнастическими палками. Ходьба в полуприседе.



7

1

ОРУ со скакалками. Развитие гибкости.



8

1

Упражнения для мышц брюшного пресса.



9

1

ОРУ с мячами. Упражнения сидя.



10

1

ОРУ без предметов. Упражнения на развитие гибкости.



11

1

Ходьба по оздоровительной дорожке. Упражнения на координацию.



12

1

Упражнения для шейного отдела спины.



13

1

Упражнения для мышц спины. ОРУ.



14

1

Упражнения гимнастической стенке.



15

1

ОРУ. Упражнения со скакалками



Раздел 6. Специальные (корригирующие) упражнения

16

1

Упражнения без предметов, направленные на укрепление мышечного корсета.



17

1

Упражнения лежа, направленные на укрепление мышечного корсета.



18

1

Упражнения стоя, направленные на укрепление мышечного корсета.



19

1

Упражнения с гимнастическими палками на активное растяжение позвоночника



20

1

Упражнения с гимнастическими палками на пассивное растяжение позвоночника



21

1

Упражнения с мячами на развитие координации.



22

1

Упражнения с гантелями на развитие силы рук



23

1

Упражнения для развития подвижности во всех отделах позвоночника



24

1

Упражнения в равновесии на полу.



25

1

Упражнения на развитие подвижности суставов



26

1

Упражнения для профилактики плоскостопия.



27

1

Укрепление стопы и развитие подвижности.



Раздел 7. Упражнения на восстановление

28


1

Метод удобного положения тела



Раздел 8. Дыхательная гимнастика

29

1

Предварительная тренировка дыхания; базовый комплекс



Раздел 9. Самомассаж

30

1

Техника выполнения самомассажа стоп; хождение босиком по тропе здоровья



Раздел 10. Подвижные игры

31

1

Игры на развитие координации



32

1

Игры на развитие равновесия



33

1

Игры на укрепление свода стопы



Раздел 11. Тестовые упражнения

34

1

Выполнение тестовых упражнения (планка, наклон вперед).
















Материально-техническое оснащение:

Место проведения занятий: помещения спортивного комплекса.

Тема

Дидактический материал, техническое обеспечение занятий

Техника безопасности на занятиях корригирующей гимнастики;

правильная осанка и здоровье; закаливание и здоровье; нагрузка и отдых во время занятия.

Плакаты, телевизор, DVD, диски.

Общеразвивающие упражнения

Телевизор, DVD, диски.

Специальные (корригирующие) упражнения

Гимнастические палки, обручи, мячи, фито мячи,

гимнастические скамьи, маленькие мячики, мешочки, деревянные палочки, гантели, массажные мячи, платочки, беговая, массажная дорожка, DVD, телевизор, диски, проигрыватель.

Упражнения в расслаблении

Коврики, проигрыватель, диски.

Дыхательная гимнастика

Коврики.

Самомассаж.

Крем, валик, салфетки, тропа здоровья

Игры

Мячи, воздушные шары, мешочки, канат, гимн. скамья, мелкие игрушки, фломастеры, альбомные листы.

Тестовые упражнения

Сантиметровая лента, коврик, секундомер.




















Литература

Дубровский, В.И. Лечебная физическая культура. Учебник для вузов. [Текст] / В.И. Дубровский. – М.: Просвещение, 2014 г.

Галанов, А.С. Игры, которые лечат. [Текст] / А.С. Галанов. – М.: Творческий центр-сфера, 2015 г.

Лях, В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся I-XI классов. [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2015 г.

Матвеев, А.П., Петрова, Т.В., Каверкина, Л.В. Программа для учащихся специальных медицинских групп. [Текст] / А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина. – М.: Дрофа, 2014 г.

Рипа, М.Д., Велитченко, В.К., Волкова, С.С. Занятие физической культуры со школьниками, отнесенными к специальной медицинской группе, авторы. Учебник [Текст] / М.Д. Рипа, В.К. Велитченко, С.С. Волкова, М.: Просвещение, 2014


12