РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Бумагопластика»
на 2020- 2021 учебный год
Составитель: Князева И.И.
Пояснительная записка.
Тематическое планирование рабочей программы художественно – эстетической направленности «Бумагопластика» составлено на основе примерной программы по внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС, рассчитано на 70 часов в год. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка. Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит формировать, развивать, корректировать у школьников пространственные и зрительные представления, наличие которых является показателем школьной зрелости, а также помочь детям легко и радостно включиться в процесс обучения.
Занятие бумагопластикой – процесс творческий, осуществляемый через совместную деятельность педагога и детей, детей друг с другом. Для педагога, родителей и ребёнка – это должно стать смыслом и образом жизни, который научит детей через развивающие практические занятия преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить более продуктивный и действенный способ достижения возникающей в ходе занятий учебной цели.
Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям школьника.
Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения – развитие способностей ребёнка и формирование Универсальных Учебных Действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, а музыку пишут при помощи компьютеров, бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, картон и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через работу с различными материалами.
Задачи:
Научить практическим навыкам работы в различных техниках.
Развивать мотивацию личности ребенка к познанию и творчеству.
Формировать навыки самостоятельной и аккуратной работы с различными материалами.
Развивать художественный вкус к изделиям ручного труда.
Приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям в области декоративно – прикладного искусства.
Возраст детей, участвующих в реализации программы, 11 -13 лет.
Сроки реализации программы - 1 год обучения, занятия проводятся - 2 раз в неделю по 40 минут. Наполняемость группы 12 человек. На базе ОГКОУ «Кинешемская школа-интернат»
Формы и режим занятий.
Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Предлагаемые занятия развивают активность, творческую инициативу, способствуют познанию основ композиции и перспективы, развивают художественный вкус, чувства цвета, меры, гармонии, чувства симметрии. Даже пользуясь шаблонами, но, проявляя своё воображение и творчество, дети создают работы разные и неповторимые. Выполненные с любовью и вдохновением, они помогут украсить школьный интерьер, внесут в дом своеобразие и красоту.
Новизна и актуальность данной программы в том, что она составлена по интересам детей с учетом психолого-возрастных особенностей и ориентирована на достижение конкретных результатов при работе с различными материалами. Выполнение практических заданий строится по мере усложнения и идет по принципу: от простого к сложному.
Данная программа отличается от уже существующих программ тем, что позволяет за год обучения ребенку испытать свои силы в работе с различными материалами, и определиться, что ему наиболее интересно и подвластно. Кроме получения практических навыков дети – обучающиеся по данной программе получают возможность реализации навыков общения друг с другом и социумом.
Вся система дополнительного образования работает с учетом добровольного посещения занятий детьми, так и занятия по программе ведутся с учетом свободного времени обучающихся и их познавательных интересов. Поэтому предлагаются разнообразные формы занятий такие как: беседы, игры и праздники, выставки, экскурсии викторины, встречи, диалоги, фестивали позволяют детям развивать не только творческие способности, но и коммуникативные навыки. Создание комфортных условий на занятиях позволяет детям чувствовать себя в дружеской психологической атмосфере, что влияет на результативность деятельности.
Критерии оценки работ обучающихся
При реализации данной программы могут использоваться разнообразные формы оценки работ. Такие как:
- собеседование;
- участие в конкурсах;
- участие в выставках.
Все эти формы предусматривают оценку творческого потенциала обучающихся, а так же уровня его коммуникативного общения с учетом развития познавательного интереса и формирования активной жизненной позиции.
Формы и методы работы
Для достижения целей и реализации задач предлагаются различные формы обучения:
- беседы,
- практические работы,
- диалоги,
- экскурсии,
- индивидуальные консультации,
- выставки – просмотры работ,
- игры.
На занятиях основными методами является словесно-иллюстративный метод, который может сочетаться с частично-поисковым и проблемным. Практическая работа на занятиях строится на репродуктивном, продуктивном и творческом уровнях.
Практическая работа может быть как индивидуальной, так и коллективной или групповой.
Формы и методы контроля
Предлагается следующие формы контроля:
- мини – опросы;
- собеседование;
- тестирование;
- мониторинг;
- самоанализ творческих работ обучающихся;
- анализ и оценка работ педагогом.
В оценке результативности выполнения самостоятельной практической работы используются также критерии:
Умение применять теоретические знания при выполнении работы.
Умение работать с инструментами.
Самостоятельность выполнения задания.
Качество работы.
График работы кружка:
Среда – 19.00-20.00час.
Четверг- 19.00-20.00час.
Программные блоки 1 года обучения
Блок: «Объемное конструирование»
Блок «Аппликация»
Блок «Поделки из гофрированной бумаги»
Блок «Оригами»
Блок «Бумажные трубочки»
Блок «Квиллинг»
Содержание программы
Вводное занятие.
Знакомство с содержанием работы в учебном году. Организационные моменты. Правила ТБ. Виды техник бумагопластики .Сведения из истории развития бумагопластики. Показ образцов. Материалы и инструменты, необходимые для работы.
Оригами.
Знакомство с возможностями бумаги. Изготовление бумаги, ее свойства. Виды бумаги. Бумага для оригами. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для оригами и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги. Виды оригами. Их различия. Способы изготовления изделий в технике классического оригами. Знакомство со схемами и чертежами.
Практика:
Работа со схемами, их запись. Изготовление изделий в технике оригами классического.
Квиллинг
Знакомство с техникой . Бумага для квиллинга. Ее текстурные и фактурные особенности . Инструменты для работы в технике квиллинг.
Практика:
Изготовление объемных поделок в технике квиллинг.
Бумажные трубочки
Знакомство с возможностями бумажных трубочек, их свойства, текстурные и фактурные особенности. Разновидности клеев, используемых для склеивания бумаги.
Практика:
Изготовление объемных изделий из бумажных трубочек.
Аппликация
Бумага, клей, используемые для аппликации. Чертежные инструменты. Приемы работы чертежными инструментами. Простейшие геометрические построения. Развертки. Шаблоны. Геометрические фигуры и тела. Элементы цветоведения. Теплые и холодны е цвета. Основные и дополнительные цвета. Цветовые сочетания.
Практика:
Изготовление картин, открыток, панно.
Поделки из гофрированной бумаги
Знакомство с возможностями гофрированной бумаги, ее свойства. Ее текстурные и фактурные особенности. Инструменты для создания изделий и правила их применения. Разновидности клеев, используемых для склеивания гофрированной бумаги.
Практика:
Изготовление цветов, объемных открыток,
Объемное конструирование.
Бумага, клей, используемые для объемного конструирования. Чертежные инструменты. Приемы работы чертежными инструментами. Простейшие геометрические построения. Развертки. Шаблоны. Геометрические фигуры и тела. Объемные изделия. Способы их изготовления. Технология крашения бумаги. Элементы цветоведения. Теплые и холодны е цвета. Основные и дополнительные цвета. Цветовые сочетания.
Практика: Изготовление объемных и плоскостных изделий в технике объемного конструирования.
Подготовка к конкурсам и выставкам.
Отбор лучших работ. Подготовка их к итоговым выставкам и конкурсам.
Ожидаемые результаты реализации данной дополнительной образовательной программы:
Ожидаемые результаты реализации данной дополнительной образовательной программы:
В конце года дети должны знать:
Свойства различных видов бумаги;
материалы, инструменты и приспособления для работы с бумагой;
технологию изготовления изделий в технике торчевания, аппликации, оригами, объемного конструирования
Должны уметь:
пользоваться чертежными инструментами, уметь выполнять простейшие геометрические построения;
выполнять различные формы для выполнения изделий в вышеуказанных техниках;
технологически верно выполнять работы в этих техниках;
читать и записывать схемы оригинальных поделок;
изготавливать шаблоны моделей по чертежам;
А также у детей должны быть воспитаны : любовь к труду, аккуратность при выполнении работы, усидчивость, кропотливость; интерес к конструкторской деятельности, декоративно - прикладному и изобразительному искусству.
Календарно – тематический план работы кружка «Бумагопластика» на 2019-2020 учебный год
№ | Форма проведения | Тема мероприятия | Дата |
1 | Вводная беседа | Из истории бумаги,происхождение. Инструктаж по ТБ при работе с ножницами и клеем. | 02. 09. 20 |
2 | Бумага | Виды бумаги. | 03. 09. 20 |
3 | Картон | Виды картона,особенности работы | 9. 09. 20 |
4 | Объемное конструирование | Знакомство с техникой | 10. 09. 20 |
5 | | Маяк | 16. 09. 20 |
6 | | Поздравительная открытка ко дню Добра и Мудрости | 17. 09. 20 |
7 | | Машина с прицепом | 23. 09. 20 |
8 | | Поздравительная открытка ко дню Учителя | 24. 09. 20 |
9 | | Лебедушка | 30. 09. 20 |
10 | | Закладки | 01. 10. 20 |
11 | Коллективная работа | Осенний лес | 07. 10. 20 |
12 | | Посуда | 08. 10. 20 |
13 | | Платье | 14. 10. 20 |
14 | | Пароход | 15. 10. 20 |
15 | Фтулки от т. бумаги | Замок | 21. 10. 20 |
16 | | Матрос | 22. 10. 20 |
17 | Аппликация | Виды аппликации | 04. 11. 20 |
18 | Листья | Последние листочки | 05. 11. 20 |
19 | | Ежик | 11. 11. 20 |
20 | | Корабль | 12. 11. 20 |
21 | | Домик в лесу | 18. 11. 20 |
22 | | Цветы в вазе | 19. 11. 20 |
23 | | Объемная открытка для мамы | 25. 11. 20 |
24 | | Пейзаж из бумаги | 26. 11. 20 |
25 | | Поздравительная окрытка | 02. 12. 20 |
26 | | Кошечки | 03. 12. 20 |
27 | Поделки из гофрированной бумаги | Виды гофрированной бумаги, техника работы с ней | 09. 12. 20 |
28 | Цветы | Цветочная фея | 10. 12. 20 |
29 | | Вьюнок | 16. 12. 20 |
30 | | Подсолнухи | 17. 12. 20 |
31 | | Колоски | 23. 12. 20 |
32 | | Открытка к Новому году | 24. 12. 20 |
33 | Квиллинг | Знакомство с техникой | 13. 01. 21 |
34 | | Рыбки | 14. 01. 21 |
35 | | Узор | 20. 01. 21 |
36 | Панно | Аквариум | 21. 01. 21 |
37 | Панно | Зимний пейзаж | 27. 01. 21 28. 01. 21 |
38 | | Рыбки | 03. 02. 21 |
39 | | Рябина | 04. 02. 21 |
40 | | Бабочки | 10. 02. 21 |
41 | | Овечка | 11. 02. 21 |
42 | | На море | 17. 02. 21 |
43 | Бумажные трубочки | Знакомство с техникой | 18. 02. 21 |
44 | | Подготовка трубочек | 24. 02. 21 25. 02. 21 |
45 | | Подарок к 8 Марта | 03. 03. 21 |
46 | | Чашка | 04. 03. 21 |
47 | | Подготовка трубочек | 10. 03. 21 |
48 | | Чайник | 11. 03. 21 |
49 | | Подготовка трубочек | 17. 03. 21 |
50 | | Подставка | 18. 03. 21 |
51 | | Подготовка трубочек | 31.03. 21 |
52 | | Ваза | 01. 04. 21 |
53 | | Подготовка трубочек | 07. 04. 21 08. 04. 21 |
54 | | Органайзер | 14. 04. 21 15. 04. 21 |
55 | | Подготовка трубочек | 21. 04. 21 |
56 | | Корзиночка | 22. 04. 21 |
57 | | Подготовка трубочек | 28. 04. 21 |
58 | | Украшения | 29. 04. 21 |
59 | Оригами | Знакомство с техникой | 05. 05. 21 |
60 | | Рыбки | 06. 05. 21 |
61 | | Собачка | 12. 05. 21 |
62 | | Роза | 13. 05. 21 |
63 | | Летающий змей | 19. 05. 21 |
64 | | Катер | 20. 05. 21 |
65 | | Гномы | 26. 05. 21 |
66 | Панно | Сова | 27. 05. 21 28. 05. 21 |
| | | |
Материально-техническое обеспечение
1.Художественные материалы:
Бумага белая, цветная, гофрированная бумага и картон, калька, цветные карандаши, клей ПВА, клей – карандаш, фломастеры, нитки, природный материал, фольга, пуговицы, бисер, стразы, шелковые ленты, цветные салфетки.
2.Инструменты для работ:
Ножницы, иглы, линейка, шаблоны, ластик.
3.Технические средства:
ПК, мульти – медийный проектор, магнитофон, фотоаппарат.
4.Наглядные пособия:
– стенды (Правила техники безопасности; Коллекция бумаги и др.);
– демонстрационные работы и образцы;
– иллюстрационный материал к тематическим праздникам
5.Методические разработки, пособия по изготовлению различных работ.– схемы (базовые формы оригами, швы оригами, цветовая карта, схема сочетания цветов, геометрические фигуры);
6.Дидактические материалы:
– игры на знакомство: «Снежный ком», «Имена» и др.;
– викторина «Инструменты и материалы», «Зимние загадки» и др.;
– развивающие игры: «Волшебный круг», «Разминаем пальчики»;
– ребусы, загадки, шарады.
Литература:
Алексеевская Н. Волшебные ножницы. — М.: Лист, 1998.
Амоков В.Б. Искусство аппликации. — М.: Школьная пресса, 2002.
Афонькин С., Афонькина Е. Уроки оригами в школе и дома. — М.: Рольф Аким, 1999.
Выгонов В.В. Изделия из бумаги. — М.: Издательский дом МС, 2001.
Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. — Ярославль: Академия развития, 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Кобитино И.И. Работа с бумагой; поделки и игры. — М.: Творческий центр «Сфера», 2000.
Корнеева Г.М. Бумага. Играем, вырезаем, клеим. — Санкт-Петербург: «Кристалл», 2001.
Хелен Блисс.Твоя мастерская. Бумага / Перевод: Бриловой Л.Ю. — Санкт-Петербург: «Норинт», 2000.
Долженко Г.И. 100 поделок из бумаги. — Ярославль: Академия развития, 2002.
Нагибина М.И. Из простой бумаги мастерим как маги, — Ярославль Академия развития, 2001.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
на 2018 – 2019 учебный год
Ф.И.О. педагога Князева Ирина Ивановна
Детское объединение « Бумагопластика»
Название образовательной программы, автор, количество лет обучения «Бумагопластика», Дьякова Е.П., 1год обучения.
Количество учебных часов по программе:
- в неделю 2
- в месяц 16
- в полугодие 35
- в год 70
Из них:
- теоретических
- практических
Количество учебных групп по программе:
1 год обучения 1
2 год обучения
Количество часов, отведенных на проведение:
- экскурсий 2
- походов
- выставочную деятельность 4
- концертную деятельность
- участие в различных мероприятиях 4
Занятия детского объединения организованы на базе МОКУ «Крыловская СОШ»
кабинет № 10 технологии площадь кабинета 32 кв.м.
КТП
№ заня-тия | дата прове-дения | тема занятия | кол-во часов | форма проведения |
всего | теория | практика | |
Сентябрь |
1 | | Вводное занятие. Инструктаж по т.б. | 2 | 2 | | беседа |
2 | | Инструктаж по т.б. Аппликация | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Аппликация | 2 | | 2 | Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Скрапбукинг | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа |
За сентябрь | 8 часов |
Октябрь |
1 | | Инструктаж по т.б. Скрапбукинг | 2 | | 2 | Практическая работа |
2 | | Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги | 2 | | 2 | Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг | 2 | 1 | 1 | Презентация Выставка |
за октябрь | 8 часов |
Ноябрь |
1 | | Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг | 2 | | 2 | Презентация Практическая работа |
2 | | Инструктаж по т.б. Аппликация | 2 | | 2 | Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона | 2 | 1 | 1 | Презентация диалог Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона | 2 | | 2 | Практическая работа |
За ноябрь | 8 часов |
декабрь |
1 | | Инструктаж по т.б. Гофротрубочки | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа, беседа |
2 | | Инструктаж по т.б. гофротрубочки | 2 | | 2 | Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Квилинг | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Квилинг | 2 | | 2 | Выставка |
За декабрь | 8 часов |
За 1 полугодие 32 часа |
январь |
1 | | Инструктаж по т.б. Оригами | 2 | 1 | 1 | Презентация Практическая работа,беседа |
2 | | Инструктаж по т.б. Оригами | 2 | | 2 | Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Оригами | 2 | | 2 | Практическая работа |
За январь | 6 часов |
февраль |
1 | | Инструктаж по т.б. Поделки из гофрированного картона | 2 | | 2 | Практическая работа |
2 | | Инструктаж по т.б. Айрис-фолдиен | 2 | | 2 | Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Айрис-фолдинг | 2 | | 2 | Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Скрапбукинг | 2 | | 2 | Практическая работа Выставка |
За февраль | 8 часов |
март |
1 | | | 2 | | 2 | Презентация Практическая работа |
2 | | Инструктаж по т.б. Объемное конструирование | 2 | 1 | 1 | Практическая работа,беседа |
3 | | Инструктаж по т.б. Объемное конструирование | 2 | | 2 | Выставка работ |
За март | 6 часов |
апрель |
1 | | Инструктаж по т.б. Объемное конструирование | 2 | | 2 | Практическая работа, беседа |
2 | | Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги | 2 | | 2 | Практическая работа, беседа |
3 | | Инструктаж по т.б. Поделки из салфеток и креповой бумаги | 2 | | 2 | Практическая работа, беседа |
4 | | Инструктаж по т.б. Квиллинг | 2 | | 2 | Практическая работа, беседа |
За апрель | 8 часов |
май |
1 | | Инструктаж по т.б. Объемное конструирование | 2 | | 2 | Практическая работа |
2 | | Инструктаж по т.б. Квиллинг | 2 | | 2 | Практическая работа |
3 | | Инструктаж по т.б. Скрапбукинг | 2 | | 2 | Практическая работа |
4 | | Инструктаж по т.б. Гофротрубочки | 2 | | 2 | Выставка работ |
5 | | Экскурсия в дом творчества | 2 | 2 | | |
За май | 10 часов |
ЗА II ПОЛУГОДИЕ: | 38 часов |
ЗА УЧЕБНЫЙ ГОД: | 70 часов |