СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Фантазия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка "Фантазия" расчитана на 34 часа (1 час в неделю) для учащихся 5-9 классов (программа разновозрастного обучения и воспитания). Программа способствует формированиею и развитию интелектуальных и практичеких компетенций в области создания и проектирования моделей ландшафтного дизайна и повышение уровня экологических и природоохранных знаний.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Фантазия"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность программы

Человек издавна преобразует природную среду. Всё это изменяет природные условия в окружающей среде. Важно научиться преобразовывать ландшафт так, чтобы он обеспечивал комфортные условия жизни человека в природе.

Озеленение пришкольного участка, благоустройство различных учреждений, начиная от ландшафтного проектирования и до завершения дизайна ландшафта - очень ответственный и интересный вид работы.

Проблема ландшафтного проектирования является в настоящее время актуальной.

Содержание курса включает совокупность сведений, обеспечивающих необходимый уровень знаний об обустройстве территории пришкольного участка. Знания закономерностей и эколого-физиологических механизмов адаптации растений к различным климато-географическим и антропогенным факторам среды, позволяет подобрать необходимый спектр растений, которые могут быть высажены и успешно развиваться в изучаемой местности. Основные закономерности дизайна, технологии создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна, дают по правилам создать, и оформить разработку благоустройства пришкольной территории.

Посещая в школе кружок «Фантазия» наши дети имеют возможность получить знания по оформлению участков. Разработают дизайн ландшафта пришкольной территории своими силами и реализовать его на практике.

Особую ценность для учебного процесса, представляет собой возможность самостоятельного создания учащимися компьютерных моделей плана местности, на основе полученных знаний по компьютерному моделированию.

Дети - юные ландшафтные дизайнеры очень любят использовать свой творческий потенциал, фантазию, осуществляя озеленение, благоустройство новых, совершенно пустых участков. Именно таким была наша пришкольная территория.

Ландшафт – это:

- посадка деревьев и кустарников, при которых важно учитывать основной принцип – грамотное сочетание различных пород деревьев, кустарников и тот факт, что они растут и со временем занимают гораздо большее пространство на участке, чем в период их посадки. Дети научатся выбирать необходимый посадочный материал, грамотно разместить его на участке.

-создание цветников, которым будет уделено большое внимание, ведь они смогут радовать всех в течение всего лета. Дети узнают о биологических особенностях цветов, используемых на клумбах, альпийских горках.

– устройство декоративных водоёмов;

- строительство малых архитектурных форм;

-устройство живой изгороди.

Новизна программы «Проектирования компьютерных моделей ландшафтного дизайна на основе полученных топографических знаний» выражается в более широком использовании информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании.

В данной программе налажены метапредметные связи со школьной программой, а именно такими предметами как география, биология, технология, информатика, геометрия. Это развивает у школьников понимание связи между теорией и практикой, появляется устойчивый интерес к применению полученных знаний по естественно-научному циклу школьной программы. Реализация данной стратегии является выполнением новых ФГОС, где дополнительному образованию отведена важная роль при организации внеурочной деятельности.


Программа кружка «Фантазия» рассчитана на 34 часа (1час в неделю) для учащихся 5-9 классов (программа разновозрастного обучения и воспитания)

Содержание программного материала соответствует возрасту.

Она включает в себя как теоретические, так и практические занятия.

Цель программы: способствовать формированию и развитию у обучающихся интеллектуальных и практических компетенций в области создания и проектирования моделей ландшафтного дизайна на основе полученных топографических знаний и повышение уровня экологических и природоохранных знаний, нацеливание на участие в решении современных экологических проблем.


Задачи программы:

- Выявить экологические проблемы своей деревни;

- Познакомиться с элементами и программами по ландшафтному дизайну;

- Научиться создавать проекты озеленения территорий;

- Познакомиться с многообразием растений, их биологическими особенностями;

- Раскрывать эстетическое, практическое, оздоровительное, познавательное значение природы для людей;

- Развивать психологические качества учащихся: (любознательность, инициативность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении знаний, уверенность в себя);

- Формировать экологическую культуру учащихся;

- Воспитывать бережное отношение к богатствам природы;

- Развивать умения анализировать, обобщать, соотносить результаты личных наблюдений;

- Выявление наиболее одарённых учащихся и развитие их творческих способностей;

- Научиться использовать приобретённые знания и умения в жизни.

Создать условия осознанного выбора профессии;


Направление программы: социальное


Достигаемые уровни подготовки:

В течение всей программы учащиеся приобретают теоретические знания. Теоретическая часть, подкрепляется практической деятельностью, направленная на исследовательские задания, игровые занятия, занятия практикумы.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются творческие задания, практические работы, проекты, экскурсии по подбору материала для составления композиций цветников и озеленения пришкольной территории.


Требования к знаниям, умениям, навыкам

Знать:

- экологическую обстановку в деревне;

- разновидности ландшафтных программ;

- строение почвы;

- о биологических и декоративных особенностях древесных и травянистых растений, используемых в озеленении;


- об основных композиционных элементах ландшафтного дизайна;

- разновидности цветов, особенности их строения и размножения;

- виды посадок и их планирование;

- структуру и форму клумб;

- цветовую гамму цветников и клумб;

- о перспективных профессиях проектировщика и дизайнера зеленого строительства;


- об экономических возможностях деятельности, связанной с благоустройством и озеленением территорий разного назначения;


- об истории развития садово-паркового искусства.



Уметь:

- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;

- разрабатывать проекты озеленения, благоустройства школьного двора, жилого

дома;

- определять разновидности цветов;

- представлять результаты работы в виде планов, проектов, презентаций,

фотоальбомов;

- ухаживать за культурными растениями;

- составлять эколого-биологические характеристики растений, животных,

отражающие все их свойства и особенности;

- составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района.


Личностные результаты


1)Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства сопричастности и гордости за свою малую родину.


2)Формирование картины мира как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека.


3)Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.


4)Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.



Метопредметные результаты

Регулятивные УУД


Формирование умения определять цель деятельности; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные УУД


Проявлять инициативу и сотрудничество в поиске и сборе информации. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь управлять поведением партнера: контроль, коррекция, оценка его действий.


Познавательные УУД


Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, искать и выделять необходимую информацию.


Анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных и несущественных).



Прогнозирование ожидаемых результатов:


1.Получение экологических и природоохранных знаний.

2.Формируются навыки научно-исследовательской работы.

3.Учащиеся овладевают навыками поведения в окружающей природной среде и простейшими способами самостоятельного постижения природных закономерностей.

4.Составленные учащимися проекты, активизируют их умственную и творческую деятельность.

5.Развивают познавательный интерес к изучению биологических и геграфических вопросов.

6.Учащиеся самостоятельно составляют ассортимент растений для объекта озеленения с учётом природно-климатических условий, сравнивают, соотносят результаты.

7.Принимают активное участие во всех экологических акциях и мероприятиях, пропагандируют бережное отношение к природе.

8.Члены кружка примут участие в различных экологических, краеведческих конкурсах, акциях, выставках, викторинах.

10.Охрана и защита окружающей среды.
























Содержание программы.

1час в неделю (34 часа)


Введение (1 ч.)


Цели и задачи изучаемого курса. Основные формы работы кружка. Природа родного поселка как объект географического краеведения. Правила поведения во время теоретических и практических занятий.

Экскурсия.

Ознакомление с изучаемой территорией.



Раздел 1. Местность, её разновидности, свойства и озеленение (6 часов)

Тема 1. Характеристика местности (1 ч.)

Типы местности: открытая, закрытая. Характеристика местности. Предметы, находящиеся на местности. Характер местности.

Тема 2. План местности в масштабе (1 ч.)

Глазомерная съемка местности. Правила работы с компасом. План местности. Масштаб. Правила построения плана местности.

Практические работы:

  1. Оформление плана местности пришкольной территории.


Тема 3. Почвы. Рельеф и климат местности. (1 ч.)

Почвы. Видовой и механический состав почв. Рельеф. Климат. Тип климата. Метеорология.

Практические работы:

  1. Определение механического состава почвы.

Тема 4. Растения ( 3 ч.)

Растительность. Классификация и видовой состав растительности.

Практические работы:

  1. Определение видового состава растительности пришкольной территории.

  2. Посадка зелёного ограждения пришкольной территории.

3.Закладка сквера около школы: посадка саженцев клёна и рябины.


Раздел 2. Ландшафтный дизайн (9 часов)

Тема 1. Ландшафтный дизайн (1 ч.)

Понятие о ландшафтном дизайне. Основные стили ландшафтного дизайна.

Тема 2. Планирование участка. Подготовка участка (1 ч.)

Типы планировки участка (круговые мотивы, диагональные тип, прямоугольный тип.)

Тема 3. Садовые покрытия (1 ч.)

Виды и стили садовых дорожек. Бордюры. Садовые лестницы. Цветовое сочетание.


Тема 4. Газоны и вертикальное озеленение (1 ч.)

Типы газонов (партерный, игровой, обыкновенный газон). Способы создания газонов (рулонный, посев семенами), уход за газоном. Виды растений, применяемых для вертикального озеленения. Опоры. Садовые стены.

Тема 5. Деревья и кустарники (1 ч.)

Понятие о древесных растениях и кустарниках, их разнообразие.

Практические работы:

1.Составление ассортимента древесных растений.

Тема 6. Цветоводство открытого грунта. Цветники. Виды цветников (1 ч.)

Однолетники, двулетники, многолетники, их общая характеристика.

Виды цветников, их характеристика, способы их создания, уход за ними.

Практические работы:

1. Планировка цветника из многолетних растений с непрерывным цветением в течении летнего периода.

Тема 7. Технология выращивания цветочных культур (1 ч.)

Условия выращивания цветковых растений.  Вредители цветковых растений и меры борьбы с ними. Основные болезни цветковых растений. Правила подбора и высадки посадочного материала.

Тема 8. Почвогрунты. Система полива и дренажа (1 ч.)

Садовые земли, их характеристика. Органические и минеральные удобрения, их характеристика. Подкормка цветочных, плодово-ягодных, овощных культур. Современные системы полива. Дренажные системы.

Тема 9. Водоёмы и садовые украшения. (1 ч.)

Форма. Обслуживание водоёмов. Камни и скульптуры в ландшафтном дизайне.


Раздел 3. Компьютерное 3D моделирование в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт» (6 часов)

Тема 1. Компьютерное моделирование (1 ч.)

Модель. Классификация моделей. Компьютерное моделирование. Этапы моделирования. Моделирование плана местности. Программы для проектирования и 3D визуализации ландшафтного дизайна.

Тема 2. Программа «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт» (1 ч.)

Назначение и область применения программы. Интерфейс программы, главное меню, панели инструментов. Камера и навигация, сцены. Вращение, перемещение и масштабирование. Группы элементов и компоненты.

Тема 3. Выполнение операций в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт» (1 ч.) Практическая работа.

Тема 4. Выполнение проекта в программе 3D в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт». Создание и огораживание территории. Создание и оформление садовых дорожек (1 ч.) Практическая работа.

Тема 5. Выполнение проекта в программе 3D в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт». Создание и оформление цветовых насаждений. Насаждение деревьев и кустарников (1 ч.) Практическая работа.

Тема 6. Выполнение проекта в программе 3D в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт». Водоёмы и садовые украшения (1 ч.) Практическая работа.


Раздел 4. Семена однолетников, подготовка их к посеву и посев (5 часов)

Тема 1. Семена однолетних цветочных культур (1 ч.)

Практические работы:

1.Знакомство с семенами однолетников по внешнему виду;

Тема 2. Подготовка почвы и семян для посева.(2 ч.)

Практические работы:

1. Подготовка почвы для посева семян.

2. Очистка семя, определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву и посев.

Тема 3. Питание растений из почвы и их подкормка (1 ч.)

Тема 4. Что такое пикировка рассады и её значение (1 ч.)

Практические работы:

1.Пикировка рассады


Раздел 5 . Ландшафтное проектирование (7 часов)

Тема 1. Подготовка участка. Зонирование территории. Ландшафтный проект реконструкции школьного двора. (1 ч.)

Практические работы:

1.Подготовка участка.

Тема 2. Закладка цветочных клумб (1 ч.)

Практические работы:

1. Создание плетёной клумбы из ивы.

2.Создание клумб из камней.

Тема 3. Декоративный пруд и декоративные элементы.(1 ч.)

Практические работы:

1. Создание декоративного пруда и установка декоративной решётки.

Тема 4. Альпийская горка и её эстетическое назначение.(1ч.)

Практические работы:

1. Создание альпийской горки.

Тема 5. Оформление цветников и альпийской горки (2ч.)

Практические работы:

1. Высадка саженцев многолетних растений.

2. Высадка рассады однолетних растений.


Летнее задание: Оформить проект «Ландшафтная реконструкция школьного двора».



Тематическое планирование

Разделы и темы

Количество часов

Теория

Практика

1.

Введение. Организационное занятие. Экскурсия

1

0,5

0,5


Местность, её разновидности, свойства и озеленение (6 часов)




2.

Характеристика местности.

1

1


3.

План местности в масштабе.

1

0.5

0.5

4.

Почвы. Рельеф и климат местности.

1

0.5

0.5

5.

Растения. Определение видового состава растительности пришкольной территории.


1

0.5

0.5

6.

Растения. Посадка зелёного ограждения пришкольной территории.

1


1

7.

Растение. Закладка сквера около школы: посадка саженцев клёна и рябины.

1


1


Ландшафтный дизайн (9 часов)




8.

Ландшафтный дизайн.

1

1


9.

Планирование участка. Подготовка участка

1

1


10.

Садовые покрытия.

1

1


11.

Газоны и вертикальное озеленение.

1

1


12.

Деревья и кустарники.

1

0.5

0.5

13.

Цветоводство открытого грунта. Цветники. Виды цветников.

1

0.5

0.5

14.

Технология выращивания цветочных культур

1

1


15.

Почвогрунты. Система полива и дренажа.

1

1


16.

Водоёмы и садовые украшения.

1

1



Компьютерное 3D моделирование в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт» (9 часов)




17.

Компьютерное моделирование

1

1


18.

Программа «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт»

1

1


19.

Выполнение операций в программе «Планировщик садового участка» Версия 1.0 2006 «Бизнессофт»

1

0.5

0.5

20.

Выполнение проекта в программе 3D. Создание и огораживание территории. Создание и оформление садовых дорожек

1


1

21.

Выполнение проекта в программе 3D. Создание и оформление цветовых насаждений. Насаждение деревьев и кустарников

1


1

22.

Выполнение проекта в программе 3D. Водоёмы и садовые украшения.

1


1


Семена однолетников, подготовка их к посеву и посев (5 часов)




23.

Семена однолетних цветочных культур

1

0.5

0.5

24.

Подготовка почвы и семян для посева. Подготовка почвы для посева семян.

1

0,5

0,5

25.

Подготовка почвы и семян для посева. Очистка семя, определение всхожести семян; стратификация; намачивание и другие способы подготовки семян к посеву и посев.

1


1

26.

Питание растений из почвы и их подкормка

1

1


27.

Что такое пикировка рассады и её значение. Пикировка рассады.

1

0,5

0,5


Ландшафтное проектирование (7 часов)




28.

Подготовка участка. Зонирование территории. Ландшафтный проект реконструкции школьного двора.

1


1

30.

Закладка цветочных клумб. Создание плетёной клумбы из ивы.

1


1


Закладка цветочных клумб. Создание клумб из камней.

1


1

31.

Декоративный пруд и декоративные элементы. Создание декоративного пруда и установка декоративной решётки.

1


1

32.

Альпийская горка и её эстетическое назначение. Создание альпийской горки.

1


1

33.

Оформление цветников и альпийской горки. Высадка саженцев многолетних растений.

1


1

34.

Оформление цветников и альпийской горки. Высадка рассады однолетних растений.

1


1


ВСЕГО:

34

16

18






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!