ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» |
Принята на заседании школьного методического совета Протокол № _____ от «____» ___________ 20___ г. | Утверждаю: Директор ________________Бобунова С.И. Приказ № ____ от «____»___________20 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа изобразительной направленности
"Юный художник"
Базовый уровень
Возраст обучающихся: 9-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Мельникова Татьяна
Александровна,
педагог дополнительного
образования
г. Трубчевск,
2024 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности.
Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности. Ведь изобразительное творчество – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим.
Все занятия кружковой работы построены с учетом возрастных особенностей детей. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни.
Интересны занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать разные техники и приемы использования выразительных средств. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пастель, гелевая ручка. Немалая часть занятий проводится с использованием видеоуроков, а также роликов, рассказывающих о творчестве знаменитых европейских и русских художников.
Нормативно-правовая основа Программы
Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по изобразительному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»
(утв. приказом №262 от 31.08.2023 г.);
- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»;
- Учебного плана ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.
Актуальность программы
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
- в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Рисование – увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.
Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она предполагает систематизированное образование по изобразительному искусству с перспективой специализации в отдельных видах творчества. При этом используется системнодеятельностный подход в обучении каждого ребенка, посещающего кружок изобразительного искусства.
Место программы кружка «Юный художник» в учебной деятельности
Настоящая программа составлена на 68 часов в год, из расчета два часа в неделю.
Срок реализации программы - 1год.
Принципы реализации программы:
системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;
наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся по принципу дидактики (от простого - к сложному);
проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Новая тема, задание объясняется доступно, четко формулируются цели и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы или видеоурока и сопровождается вопросами к детям. На протяжении всего образовательного процесса в программу включены темы, направленные как на восприятие детьми предлагаемого материала, так и на созидательную деятельность детей, предлагая ребенку мыслить и творить самостоятельно.
Основными формами занятий кружка «Юный художник» являются:
- учебное занятие (теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе);
- комбинированное;
- самостоятельная работа (постановка натюрмортов, итоговые работы);
- занятие-игра (игры и игровые приемы создают на занятиях непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения);
- мастер-класс (педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления);
- выставка работ.
Используются и такие формы учебно-воспитательного процесса, как:
- беседа;
- экскурсия;
- тесты;
- викторины;
- посещение художественного музея и др.
Формы и виды контроля
Формы контроля: творческие работы, проекты, викторины, конкурсы рисунков. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый.
Система контроля: курс завершается контрольным занятием и выставкой работ обучающихся.
Методические рекомендации:
Программа рассчитана на учащихся 2-10 классов.
Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа кружка «Юный художник» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Цель:
- формирование художественной культуры обучающихся, развитие природных задатков, творческого потенциала;
- расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения;
- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с основами изобразительной грамоты (теоретическими и практическими основами графики, живописи, росписи по дереву);
- познакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;
- познакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;
- формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;
- формировать представления о средствах художественной выразительности, необходимых для создания художественного образа.
Воспитывающие:
- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, искусству, своему труду;
- воспитывать художественный вкус;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер, чувства цвета;
- развивать творческие способности;
- развивать познавательную активность;
- развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.
Коррекционные задачи:
- развивать зрительное, осязательно-зрительное и слуховое восприятия;
- развивать и корректировать произвольное внимание;
- развивать и корректировать память;
- развивать навыки зрительного и осязательно-зрительного анализа и обследования;
- развивать мелкую моторику, пространственные представления;
- совершенствовать умения зрительной ориентировки в микропространстве.
Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию курса
К концу обучения учащиеся должны
знать:
- правила техники безопасности, технологическую последовательность выполнения работы;
- названия основных и составных цветов;
- свойства различных графических материалов;
- изобразительные основы декоративных элементов;
- названия инструментов и приспособлений;
- иметь представления об основных выразительных средствах рисунка (линия, штрих, пятно).
уметь:
- пользоваться средствами художественной выразительности (цвет, линия, форма, объем, композиция и т.д.) для создания посильного образа;
- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением;
- владеть знаниями линейной и воздушной перспективы;
- пользоваться материалами.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;
- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;
- адекватные представления о собственных возможностях;
- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;
- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»
- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;
- привычка к организованности, порядку, аккуратности;
- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;
- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.
Метапредметные:
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно оценивать свою работу;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные:
- создавать простые композиции на заданную тему;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
- изображать предметы различной формы;
- использовать в рисовании различные материалы и способы создания изображения;
Ученики получат возможность научиться:
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
Всего | Теория | Практика |
1. | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Устный опрос |
2. | Основы рисования и живописи | 14 | 1 | 13 | Выставка рисунков |
3. | Знакомство с нетрадиционными техниками | 16 | 1 | 15 | Проект |
4. | Декоративно-прикладное искусство | 20 | 1 | 19 | Практическая работа |
5. | Композиция | 14 | 4 | 10 | Выставка рисунков |
6. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | Творческая работа |
| Итого: | 68 | | | |
Содержание курса
Раздел 1.Вводное занятие (2 ч.)
Знакомство с традициями, правилами кружка с использованием различных приемов и методов, правилами техники безопасности. Вводная беседа о рисунке. Организационная работа.
Раздел 2.Основы рисования и живописи (14 ч.).
Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Приёмы живописи, живописные техники. Знакомство с основными цветами палитры красок. Беседа о правилах и законах цветоведения. Живопись – искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма. Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш). Пропорции. Композиция из осенних листьев. Изображение сказочных растений. Изучение техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Рисование деревьев с листьями и без листьев. Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Выставка рисунков «Неброская красота в природе».
Раздел 3. Знакомство с нетрадиционными техниками (16 ч.)
Знакомство с новыми приёмами рисования. Изучение техники масляной пастели. Знакомство с правилами линейной и воздушной перспективы. Закрепление понятия «симметрия». Художественный приём «заливка» (Рисование неба). Рисование по-сырому. Рисунки бабочек, стрекоз, цветов. Рисунок, созданный на основе кляксы («монотипия пейзажная». Рисование «набрызгом» (Пейзаж). Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение новогодней елки.
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (20 ч.)
Беседа о народных промыслах. Знакомство с произведениями народных мастеров: гжель, дымковская игрушка. История возникновения промысла. Роспись простейших форм. Композиции в круге и полосе. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Знакомство с глиняной игрушкой. Выполнение изделия в традициях городецкой росписи. Выполнение творческого задания: «Роспись народной игрушки».
Раздел 5. Композиция (16 ч.)
Знакомство с понятиями точка, линия, пятно в графике. Выполнение графических упражнений. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Образцы фантастических зверей из сказок. Развитие творческих возможностей. Закрепление навыков стилизации форм. Украшение узором. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Создание образа сказочного животного. Выполнение творческого задания «Иллюстрирование любимых сказок». Обсуждение выставки
Календарно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Дата | Количество часов | Формы контроля | | |
Всего | Теор | Практ. | | |
| Вводное занятие | | 2 | | | | | |
1 | Вводная беседа о рисунке | | 1 | 1 | | Наблюдение | | |
2 | Организационная работа. Инструктаж по технике безопасности | | 1 | | 1 | Устный опрос | | |
| Основы рисования и живописи | | 14 | | | | | |
3 | Приёмы живописи, живописные техники | | 1 | 1 | | Наблюдение | | |
4 | Изобразительные средства рисунка | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
5 | Основы цветоведения | | 1 | 1 | 1 | Наблюдение | | |
6 | Первичные цвета. Цветовая гамма | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
7 | Материалы и инструменты, необходимые для работы | | 1 | 1 | | Викторина | | |
8 | Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш) | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
9 | Пропорции. Композиция из осенних листьев | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
10-11 | Изображение сказочных растений | | 2 | | 2 | Конкурс рисунков | | |
12 | Изучение техники акварельной живописи | | 1 | 1 | | Наблюдение | | |
13 | Осенний букет | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
14 | Рисование деревьев с листьями и без листьев | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
15-16 | Неброская красота в природе | | 2 | | 2 | Выставка рисунков | | |
| Знакомство с нетрадиционными техниками | | 16 | | | | | |
17 | Изучение техники масляной пастели | | 1 | 1 | | Наблюдение | | |
18 | Пейзаж «Красота России» | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
19 | «Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования | | 1 | | 1 | Творч. работа | | |
20 | Художественный приём «заливка». Рисование неба | | 1 | | 1 | Творч. работа |
21 | Рисование по-сырому. Пейзаж | | 1 | | 1 | Творч. работа |
22 | Линейная и воздушная перспектива. | | 1 | 1 | | Наблюдение |
23 | Рисование улицы, просёлочной дороги | | 1 | | 1 | Творч. работа |
24 | Рисование сказочных бабочек и цветов. Фломастеры | | 1 | | 1 | Конкурс рисунков |
25 | Рисование мелками. Стрекозы | | 1 | | 1 | Творч. работа |
26 | Рисование натюрморта в мягкой технике: мелки | | 1 | | 1 | Творч. работа |
27 | Дары леса. Натюрморт | | 1 | | 1 | Творч. работа |
28 | Изображение животного мира | | 1 | | 1 | Наблюдение |
29 | Рисование птиц с натуры | | 1 | | 1 | Творч. работа |
30 | Рисование «набрызгом». Пейзаж | | 1 | | 1 | Творч. работа |
31 | Зимний пейзаж | | 1 | | 1 | Творч. работа |
32 | Совмещение техник. Новогодняя елка | | 1 | | 1 | Выставка рисунков |
| Основы декоративно-прикладного искусства | | 20 | | | |
33 | Знакомство с произведениями народных мастеров | | 1 | 1 | | Наблюдение |
34 | Символика элементов народного орнамента | | 1 | | 1 | Викторина |
35 | Рисование узоров и декоративных элементов по образцам | | 1 | | 1 | Творч. работа |
36-37 | Композиции в полосе и круге | | 2 | | 2 | Творч. работа |
38-39 | Народная посуда | | 2 | | 2 | Творч. работа |
40-41 | Декоративная ваза с орнаментом | | 2 | | 2 | Творч. работа |
42-43 | Народные промыслы. Хохломская роспись | | 2 | | 2 | Викторина |
44-45 | Роспись разделочной доски | | 2 | | 2 | Творч. работа |
46 | Дымковская роспись. Беседа | | 1 | 1 | | Наблюдение |
47-49 | Дымковская роспись. Лепка | | 3 | | 3 | Творч. работа |
50 | Роспись народной игрушки | | 1 | | 1 | Творч. работа |
51-52 | Декоративное рисование. Матрешка | | 2 | | 2 | Выставка рисунков |
| Композиция | | 16 | | | |
53 | Русские художники-иллюстраторы | | 1 | 1 | | Наблюдение |
54-55 | Изображение животного, образ которого создан в музыке | | 2 | 1 | 1 | Творч. работа |
56-57 | Сказочная лошадка, медведь, олень, кот | | 2 | | 2 | Конкурс рисунков |
58-59 | Сказочные птицы | | 2 | | 2 | Творч. работа |
60-61 | Дворец царя Нептуна | | 2 | 1 | 1 | Творч. работа |
62 | Холодные цвета | | 1 | 1 | | Наблюдение |
63 | Контраст теплых и холодных цветов. | | 1 | | 1 | Творч. работа |
64-65 | По дорогам сказок | | 2 | 1 | 2 | Творч. работа |
66-67 | Итоговое занятие. Иллюстрирование любимых сказок | | 2 | | 2 | Творч. работа | |
68 | Организация и обсуждение выставки детских работ | | 1 | | 1 | Выставка рисунков | |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
- Кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.
- Удобная мебель. Высота стула соответствует высоте стола.
-Оптимальное освещение рабочего места.
- Инструменты и приспособления: ножницы, стеки, кисти, карандаши, стакан для воды, доски для лепки.
Материалы: бумага рисовальная и цветная, картон, краски акварельные, мука, соль, клей ПВА, природные материалы различного происхождения АРМ педагога (компьютер в сборе, клавиатура, мышь), мультимедийная установка (проектор, экран), стол и стул педагога.
- Канцелярские материалы: акварель, гуашь, бумага акварельная, кисти (белка) разных номеров, акварельные карандаши, фломастеры, маркеры, линеры разной толщины, пастель масляная, пастель сухая, бумага для пастели различных цветов, папка с листами разных цветов.
- Набор муляжей овощей, фруктов, грибов.
Журналы, статьи и публикации с описанием изготовления изделий из различных материалов, эскизы будущих изделий, раздаточные карты.
Дидактические материалы по определенной тематике занятия
Методические материалы:
Образовательный процесс выстроен от простого к сложному. Дети осваивают материал в соответствии со своими индивидуальными возможностями. При этом каждому ребенку создается ситуация успеха. При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа - изображение, конструирование – украшение и т. д.
Список литературы:
1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение». 2001г.
2. Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Дрофа» 2007г.
3. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 2006г.
4. Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г. Обнинск. 2007г.
5. Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.
Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.
О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.
О. Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.
О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.