СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный художник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности.  Ведь изобразительное творчество – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный художник"»


ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»




Принята на заседании школьного

методического совета

Протокол № _____

от «____» ___________ 20___ г.



Утверждаю:

Директор

________________Бобунова С.И.

Приказ № ____

от «____»___________20 г.






Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа изобразительной направленности

"Юный художник"



Базовый уровень




Возраст обучающихся: 9-16 лет

Срок реализации: 1 год






Автор-составитель:

Мельникова Татьяна

Александровна,

педагог дополнительного

образования













г. Трубчевск,

2024 г.


Пояснительная записка


Общая характеристика программы

Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность. Занятия по рисованию способствуют всестороннему развитию личности.

Данная программа строит обучение таким образом, чтобы оно стало не только интересным для каждого ребенка, но и позволило ему овладеть основными способами творческого решения; предоставить детям возможность для проявления активности и самостоятельности. Ведь изобразительное творчество – это специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком, который приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению, учит точности расчета, учит познавать красоту природы, мыслить и чувствовать, воспитывает чувство доброты, сопереживания и сочувствия к окружающим. 

Все занятия кружковой работы построены с учетом возрастных особенностей детей. В первую очередь осуществляется знакомство с тем, что близко ребенку, окружает его в повседневной жизни.    

Интересны занятия и тем, что одна тема может в себе сочетать разные техники и приемы использования выразительных средств. Разнообразие материалов, используемых в работе, дает возможность ребенку фантазировать, обогащает его опыт и заставляет думать и размышлять о целесообразности выбора материалов в той или иной продуктивной деятельности. Дети пробуют свои силы в работе с разными материалами: карандаш графический, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, пастель, гелевая ручка. Немалая часть занятий проводится с использованием видеоуроков, а также роликов, рассказывающих о творчестве знаменитых европейских и русских художников.


Нормативно-правовая основа Программы

Рабочая программа дополнительной общеразвивающей программы по изобразительному направлению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

- Адаптированной основной образовательной программы основного общего образования для слабовидящих обучающихся ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»

(утв. приказом №262 от 31.08.2023 г.);

- Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ «Трубчевская школа-интернат»;

- Учебного плана ГБОУ «Трубчевская школа-интернат» на 2024-2025 учебный год.


Актуальность программы

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. 

Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- внимания и усидчивости;

- наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;

- в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Рисование – увлекательная, завораживающая  деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования. Дети постепенно начинают понимать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, а так же знакомятся с произведениями выдающихся русских и европейских художников.


Новизна данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы заключается в том, что она предполагает систематизированное образование по изобразительному искусству с перспективой специализации в отдельных видах творчества. При этом используется системнодеятельностный подход в обучении каждого ребенка, посещающего кружок изобразительного искусства.


Место программы кружка «Юный художник» в учебной деятельности

Настоящая программа составлена на 68 часов в год, из расчета два часа в неделю. 

 

Срок реализации программы - 1год.

Принципы реализации программы

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения по данной программе;

  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;

  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;

  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся по принципу дидактики (от простого - к сложному);

  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;

  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.


Формы организации деятельности учащихся на занятиях

Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение заданий. Новая тема, задание объясняется доступно, четко формулируются цели и задачи занятия. Объяснение закрепляется показом наглядного материала. Теоретический материал дается в начале занятия в форме беседы или видеоурока и сопровождается вопросами к детям. На протяжении всего образовательного процесса в программу включены темы, направленные как на восприятие детьми предлагаемого материала, так и на созидательную деятельность детей, предлагая ребенку мыслить и творить самостоятельно.

Основными формами занятий кружка «Юный художник» являются:

- учебное занятие (теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе);

- комбинированное;

- самостоятельная работа (постановка натюрмортов, итоговые работы);

- занятие-игра (игры и игровые приемы создают на занятиях непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения);

- мастер-класс (педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления);

- выставка работ.

Используются и такие формы учебно-воспитательного процесса, как:

- беседа;

- экскурсия;

- тесты;

- викторины;

- посещение художественного музея и др.


Формы и виды контроля

Формы контроля: творческие работы, проекты, викторины, конкурсы рисунков. Виды контроля: вводный, текущий, итоговый. 

Система контроля: курс завершается контрольным занятием и выставкой работ обучающихся.

Методические рекомендации:

Программа рассчитана на учащихся 2-10 классов.

Все занятия по программе строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний. Программа кружка «Юный художник» позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

Цель:

- формирование художественной культуры обучающихся, развитие природных задатков, творческого потенциала;

- расширение диапазона чувств и зрительных представлений, фантазии, воображения;

- воспитание эмоциональной отзывчивости на явления окружающей действительности, на произведения искусства.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с основами изобразительной грамоты (теоретическими и практическими основами графики, живописи, росписи по дереву);

- познакомить с основами народного декоративно-прикладного искусства;

- познакомить с выдающимися произведениями изобразительного искусства;

- формировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- формировать представления о средствах художественной выразительности, необходимых для создания художественного образа.


Воспитывающие:

- воспитывать у обучающихся бережное отношение к природе, искусству, своему труду;

- воспитывать художественный вкус;

- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность.


Развивающие:

- развивать мелкую моторику, зрительную память, глазомер, чувства цвета;

- развивать творческие способности;

- развивать познавательную активность;

- развивать пространственное мышление и творческое воображение, изобразительные способности, чувство композиционной меры.


Коррекционные задачи:

- развивать зрительное, осязательно-зрительное и слуховое восприятия;

- развивать и корректировать произвольное внимание;

- развивать и корректировать память;

- развивать навыки зрительного и осязательно-зрительного анализа и обследования;

- развивать мелкую моторику, пространственные представления;

- совершенствовать умения зрительной ориентировки в микропространстве.

Требования к уровню подготовки обучающихся к окончанию курса

 К концу обучения учащиеся должны

знать:

- правила техники безопасности, технологическую последовательность выполнения работы;

- названия основных и составных цветов;

- свойства различных графических материалов;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- названия инструментов и приспособлений;

- иметь представления об основных выразительных средствах рисунка (линия, штрих, пятно).

уметь:

- пользоваться средствами художественной выразительности (цвет, линия, форма, объем, композиция и т.д.) для создания посильного образа;

- полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

- подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

- владеть основными навыками использования красного, жёлтого, синего цветов, их смешением;

- владеть знаниями линейной и воздушной перспективы;

- пользоваться материалами.


Планируемые результаты

Личностные результаты:

- положительное отношение и интерес к изобразительной деятельности;

- понимание красоты в окружающей действительности и возникновение эмоциональной реакции «красиво» или «некрасиво»;

- адекватные представления о собственных возможностях;

- осознание своих достижений в области изобразительной деятельности; способность к самооценке;

- умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности «нравится» или «не нравится»

- проявление уважительного отношения к чужому мнению и чужому творчеству;

- привычка к организованности, порядку, аккуратности;

- стремление к творческому досугу на основе предметно-практической и изобразительной деятельности;

- установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам изобразительной и творческой предметно-практической деятельности.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- развитие эстетических потребностей и чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно оценивать свою работу;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

- произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Предметные:

- создавать простые композиции на заданную тему;

- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

- изображать предметы различной формы;

- использовать в рисовании различные материалы и способы создания изображения;

Ученики получат возможность научиться:

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.















Учебный план


п/п

Название

раздела, темы

Количество часов

Формы

аттестации/контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

Устный опрос

2.

Основы рисования и живописи

14

1

13

Выставка рисунков

3.

Знакомство с нетрадиционными техниками

16

1

15

Проект

4.

Декоративно-прикладное искусство

20

1

19

Практическая работа

5.

Композиция

14

4

10

Выставка рисунков

6.

Итоговое занятие

2

-

2

Творческая работа


Итого:

68





































Содержание курса


Раздел 1.Вводное занятие (2 ч.)

Знакомство с традициями, правилами кружка с использованием различных приемов и методов, правилами техники безопасности. Вводная беседа о рисунке. Организационная работа.

Раздел 2.Основы рисования и живописи (14 ч.).

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. Приёмы живописи, живописные техники. Знакомство с основными цветами палитры красок. Беседа о правилах и законах цветоведения. Живопись – искусство цвета. Первичные цвета. Цветовая гамма. Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш). Пропорции. Композиция из осенних листьев. Изображение сказочных растений. Изучение техники акварельной живописи и гуашевыми красками. Рисование деревьев с листьями и без листьев. Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д. Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений. Выставка рисунков «Неброская красота в природе».

Раздел 3. Знакомство с нетрадиционными техниками (16 ч.)

Знакомство с новыми приёмами рисования. Изучение техники масляной пастели. Знакомство с правилами линейной и воздушной перспективы. Закрепление понятия «симметрия». Художественный приём «заливка» (Рисование неба). Рисование по-сырому. Рисунки бабочек, стрекоз, цветов. Рисунок, созданный на основе кляксы («монотипия пейзажная». Рисование «набрызгом» (Пейзаж). Закрепление умения работать с изученными приёмами рисования. Изображение новогодней елки.

Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство. (20 ч.)

Беседа о народных промыслах. Знакомство с произведениями народных мастеров: гжель, дымковская игрушка. История возникновения промысла. Роспись простейших форм. Композиции в круге и полосе. Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Знакомство с глиняной игрушкой. Выполнение изделия в традициях городецкой росписи. Выполнение творческого задания: «Роспись народной игрушки».

Раздел 5. Композиция  (16 ч.)

Знакомство с понятиями точка, линия, пятно в графике. Выполнение графических упражнений. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Образцы фантастических зверей из сказок. Развитие творческих возможностей. Закрепление навыков стилизации форм. Украшение узором. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы. Создание образа сказочного животного. Выполнение творческого задания «Иллюстрирование любимых сказок». Обсуждение выставки










































Календарно-тематический план

п/п

Название разделов и тем

Дата

Количество часов

Формы контроля



Всего

Теор

Практ.




Вводное занятие


2






1

Вводная беседа о рисунке


1

1


Наблюдение



2

Организационная работа. Инструктаж по технике безопасности


1


1

Устный опрос




Основы рисования и живописи


14






3

Приёмы живописи, живописные техники


1

1


Наблюдение



4

Изобразительные средства рисунка


1


1

Творч. работа



5

Основы цветоведения


1

1

1

Наблюдение



6

Первичные цвета. Цветовая гамма


1


1

Творч. работа



7

Материалы и инструменты, необходимые для работы


1

1


Викторина



8

Рисование с натуры листьев, веточек (карандаш)


1


1

Творч. работа



9

Пропорции. Композиция из осенних листьев


1


1

Творч. работа



10-11

Изображение сказочных растений


2


2

Конкурс рисунков



12

Изучение техники акварельной живописи


1

1


Наблюдение



13

Осенний букет


1


1

Творч. работа



14

Рисование деревьев с листьями и без листьев


1


1

Творч. работа



15-16

Неброская красота в природе


2


2

Выставка рисунков




Знакомство с нетрадиционными техниками


16






17

Изучение техники масляной пастели


1

1


Наблюдение



18

Пейзаж «Красота России»


1


1

Творч. работа



19

«Монотипия пейзажная» - нетрадиционная техника рисования


1


1

Творч. работа



20

Художественный приём «заливка». Рисование неба


1


1

Творч. работа

21

Рисование по-сырому. Пейзаж


1


1

Творч. работа

22

Линейная и воздушная перспектива.


1

1


Наблюдение

23

Рисование улицы, просёлочной дороги 


1


1

Творч. работа

24

Рисование сказочных бабочек и цветов. Фломастеры


1


1

Конкурс рисунков

25

Рисование мелками. Стрекозы


1


1

Творч. работа

26

Рисование натюрморта в мягкой технике: мелки


1


1

Творч. работа

27

Дары леса. Натюрморт


1


1

Творч. работа

28

Изображение животного мира


1


1

Наблюдение

29

Рисование птиц с натуры


1


1

Творч. работа

30

Рисование «набрызгом». Пейзаж


1


1

Творч. работа

31

Зимний пейзаж


1


1

Творч. работа

32

Совмещение техник. Новогодняя елка


1


1

Выставка рисунков


Основы декоративно-прикладного искусства


20




33

Знакомство с произведениями народных мастеров


1

1


Наблюдение

34

Символика элементов народного орнамента


1


1

Викторина

35

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам


1


1

Творч. работа

36-37

Композиции в полосе и круге



2


2

Творч. работа

38-39

Народная посуда


2


2

Творч. работа

40-41

Декоративная ваза с орнаментом


2


2

Творч. работа

42-43

Народные промыслы.

Хохломская роспись



2


2

Викторина

44-45

Роспись разделочной доски


2


2

Творч. работа

46

Дымковская роспись. Беседа


1

1


Наблюдение

47-49

Дымковская роспись. Лепка


3


3

Творч. работа

50

Роспись народной игрушки


1


1

Творч. работа

51-52

Декоративное рисование. Матрешка


2


2

Выставка рисунков


Композиция


16




53

Русские художники-иллюстраторы


1

1


Наблюдение

54-55

Изображение животного, образ которого создан в музыке


2

1

1

Творч. работа

56-57

Сказочная лошадка, медведь, олень, кот


2


2

Конкурс рисунков

58-59

Сказочные птицы



2


2

Творч. работа

60-61

Дворец царя Нептуна



2

1

1

Творч. работа

62

Холодные цвета


1

1


Наблюдение

63

Контраст теплых и холодных цветов.


1


1

Творч. работа

64-65

По дорогам сказок



2

1

2

Творч. работа

66-67

Итоговое занятие. Иллюстрирование любимых сказок


2


2

Творч. работа


68

Организация и обсуждение

выставки детских работ


1


1

Выставка рисунков






































Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение

- Кабинет, удовлетворяющий санитарно-гигиеническим требованиям.

- Удобная мебель. Высота стула соответствует высоте стола.

-Оптимальное освещение рабочего места.

- Инструменты и приспособления: ножницы, стеки, кисти, карандаши, стакан для воды, доски для лепки.

Материалы: бумага рисовальная и цветная, картон, краски акварельные, мука, соль, клей ПВА, природные материалы различного происхождения АРМ педагога (компьютер в сборе, клавиатура, мышь), мультимедийная установка (проектор, экран), стол и стул педагога.

- Канцелярские материалы: акварель, гуашь, бумага акварельная, кисти (белка) разных номеров, акварельные карандаши, фломастеры, маркеры, линеры разной толщины, пастель масляная, пастель сухая, бумага для пастели различных цветов, папка с листами разных цветов.

- Набор муляжей овощей, фруктов, грибов.

Журналы, статьи и публикации с описанием изготовления изделий из различных материалов, эскизы будущих изделий, раздаточные карты.

Дидактические материалы по определенной тематике занятия

Методические материалы:

Образовательный процесс выстроен от простого к сложному. Дети осваивают материал в соответствии со своими индивидуальными возможностями. При этом каждому ребенку создается ситуация успеха. При планировании занятий необходимо учитывать, что виды художественной деятельности можно комбинировать: беседа - изображение, конструирование – украшение и т. д.




Список литературы:

1. Выдающиеся русские художники – педагоги. Молева Н.М. «Просвещение».  2001г.

2.     Изобразительное искусство в начальной школе. Кузин В.С., Кубышкина Э.И.  «Дрофа» 2007г.

3.     Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе «Академия», 2006г.

4.     Какого цвета радуга. Каменева Е. Детская литература. Москва 2004г. Обнинск. 2007г.

5.     Хочу узнать и нарисовать мир. Дитмар К.В. «Просвещение» Москва 2000г.

  1. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.

  2. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

  3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

  4. А.П.Фомичёва «Методика обучения рисования в школе», 2007г.

  5. О. Шматова «Самоучитель по рисованию акварелью», 2007г.

  6. О. Шматова «Самоучитель по рисованию гуашью», 2007г.

  7. О. Шматова «Самоучитель по рисованию цветными карандашами и фломастерами», 2007г.