СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Юный художник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Юный художник" для 1 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Юный художник"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа объединения «Юный художник» относится к программам художественной направленности.

Занятия различными видами изобразительной деятельности очень полезны для всех детей. В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления о мире.

Программа ориентирована на младшего школьника (7-10 лет). Период обучения – 68 часов. 2 часа в неделю

РЕЖИМ РАБОТЫ. Занятия целесообразно проводить один раз в неделю по одному учебному часу.

Ребенок младшего школьного возраста имеет небольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многому научить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение и т.п. Овладеть и развить творческие способности маленького художника помогает программа курса по изобразительной деятельности. На занятиях младший школьник активно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образное мышление, получает навыки полноценного общения.

Реализация данного курса основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции. Необходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях рисования дети также научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка, аппликации

Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

ЗАДАЧИ:

  • Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;

  • ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

  • содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);

  • создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;

  • развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;

  • формирование чувства цвета;

  • воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

  • содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);

Программа носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, набрызг, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями, рисование примакиванием, рисование ладошками, рисование мыльной водой, выполнение различных творческих работ из броского материала, использование техники квиллинг, торцевание, оригами и т.д.

Усложнение обучения нетрадиционными техниками рисования учащихся происходит в следующих направлениях:

- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ, заложенные в основу творческой работы:

- Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
- Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

- Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
- Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
- Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
- Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
- Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
- Принцип сотрудничества (совместная работа родителями);

  РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

  • названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

  • применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;

  • основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);

  • название материалов и инструментов и их назначение;

  • правила безопасности и личной гигиены.

Обучающиеся должны уметь:

  • правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);

  • определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;

  • получать простые оттенки (от основного к более светлому);

  • рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);

  • рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);

  • изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Основная форма занятия – практическая творческая изо-деятельность ребёнка. Занятия носят как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Частично-поисковый метод направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности (работа со схемами, привлечение воображения и памяти).

Метод проблемного изложения направлен на активизацию творческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов и поиск нестандартных решений.

Большое внимание уделяется творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

ВЫХОД ПРОГРАММЫ. Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам, родительским собраниям, др. Кроме того, кружок позволяет обучающимся развивать практические изо-навыки, что способствует усвоению программного материала по изобразительному искусству.    

Одним из важных условий реализации данной программы является создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающая среда в изостудии, если она построена согласно принципам, предполагает решение следующих воспитательно-образовательных задач:

- обеспечение чувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радости существования;
- формирование творческого начала в личности ребенка;
- развитие его индивидуальности;
- формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развития личности;
- сотрудничество с детьми.













































Мониторинговая карта

В связи с тем, что программа внеурочной деятельности «Юный художник» реализуется в соответствии с Законом РФ «Об образовании» ФГОС, определены прогнозируемые результаты и эффекты в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Перечень прогнозируемых результатов и прогнозируемых воспитательных эффектов составлен в соответствии с разделом программы «Юный художник».

Для успешной реализации программы «Юный журналист» выработаны следующие критерии оценки деятельности учащихся:

-желание получать новую информацию;

-наличие знаний и умений в практической деятельности для создания творческих работ;

-умение работать с различными материалами, знание основных простых приемов рисования;

-знание основных материалов и приемов работы с ними

Проведение мониторинга позволяет выявить уровни познавательной активности учащихся в процессе организованной деятельности в кружке «Юный художник»:

Высокий, если учащийся самостоятельно использует полученные теоретические знания на практике, формирует собственный взгляд по заданной теме, выполняет творческие работы с опорой на теорию;

Средний, если учащийся имеет средние навыки, не всегда применяет теоретические знания на практике;

Низкий уровень, если учащемуся постоянно требуется контроль педагога за его работой, направляющая и подсказывающая помощь при выполнении творческих работ.

Результат контроля позволяет определить эффективность проводимых занятий, обсудить вместе с учащимися результаты совместной деятельности, внести коррективы в учебно-практическую деятельность

Класс

Цель

Прогнозируемый воспитательный результат

Продукт деятельности учащихся

Прогнозируемый воспитательный эффект

4

Развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности

Иметь представления о художественных терминах, уметь изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги, определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки, получать простые оттенки

Участие в выставках и конкурсах рисунков, украшение интерьера школы к праздникам.

Формирование творческой личности ребенка, развитие его индивидуальности

































Учебно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

1

Вводное занятие.

1

2

«Осенний лес»

1

3

Монотипия «Дерево осенью»

2

4

«Дерево дружбы»-коллективная работа

2

5

«Капелька за капелькой»

2

6

«Аквариум»

2

7

«Рисуем губкой»

2

8

«Совенок»

2

9

«Воздушный шар». Коллективная работа

2

10

«Цветы на окне»

2

11

Сказочная веточка

2

12

Мир узоров и орнаментов

2

13

Картина – пейзаж

3

14

Картина – натюрморт

3

15

«Петушок-золотой гребешок»

2

16

«Узоры на стекле»

2

17

«Новогодняя Ёлка»

2

18

«Праздничный салют»

2

19

«Наш город». Коллективная работа

3

20

«Морское дно»

3

21

«Постройки бывают разные»

2

22

«Современные машины»

2

23

«Любимые игрушки»

2

24

«Семейное дерево»

3

25

«Пушистый одуванчик»

2

26

«Шоу мыльных пузырей»

2

27

«Бабочки»

2

28

«Золотая хохлома»

3

29

«Русская матрешка»

3

30

«Облака - белогривые лошадки»

2

31

«От точки к точке»

2

32

«Сказочные рыбки»

2

33

«Я - художник»

1



Итого: 68 часов

 

Список литературы для педагога

  1. «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» - 2007г. В.Л. Стрелкина

  2. Флористика, 2003.

  3. Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 2008г.

  4. «Чудесная мастерская» - 3 учебника для начальной школы - М.Н. Конышева - 2000.

  5. В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003.

  6. Изобразительное искусство. Начальная школа (программно-методические материалы). М.: «Дрофа», 2001.

  7. Алехин А.Д. Когда начинается художник. – М.: Просвещение, 1993.

  8. Копышева Н.М. Чудесная мастерская. LINKA-PRESS, 1997.



Список литературы для детей и родителей

    1. Учимся рисовать. Научный редактор Д. Тонконогая. Книга для талантливых детей и забывчивых родителей. Санкт-Петербург: «Сова», 1994.

    2. Дорожин Ю.Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1993.

    3. Орлова Л.В. Научный руководитель Шпикалова Т.Я. Хохломская роспись. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 1999.

    4. Рисование – первые шаги. Школа юного художника. М.: «Эксмо, 2004.

    5. Фиона Уотт. Я умею рисовать. М.: «РОСМЭН», 2003.

    6. Как научиться рисовать. М.: «Эксмо, 2001.

    7. Как научиться рисовать цветы. М.: «Эксмо, 2001.

    8. А. Смит и Джуди Тетчелл. Энциклопедия рисования. М.: «РОСМЭН». 1999

    9. Ж. Кастерман. Живопись. Детское справочное бюро. Энциклопедия для любознательных. М.: Астрель, 2002.



































Содержание программы



    1. Тема: Вводное занятие.

Теоретические сведения: Знакомство с разнообразными художественными материалами, с видами работ, инструктаж по технике безопасности.



    1. Тема: «Осенний лес».

Теоретические сведения: Рисование листьями



    1. Тема: Монотипия «Дерево осенью»

Теоретические сведения: Рисование листьями



    1. Тема: «Дерево дружбы»-коллективная работа

Теоретические сведения: Выполнение дерева отпечатками ладошек



    1. Тема: «Капелька за капелькой»

Теоретические сведения: Выполнение работ с использованием техники набрызг.



    1. Тема: «Аквариум»

Теоретические сведения: Рисование ребром картона



    1. Тема: «Рисуем губкой»

Теоретические сведения: Рисование губкой



    1. Тема: «Совенок»

Теоретические сведения: Рисование ватными палочками



    1. Тема: «Воздушный шар». Коллективная работа

Теоретические сведения: Рисование примакиванием кусочком поролона. Акварель



    1. Тема: «Цветы на окне»

Теоретические сведения: Выполнение работы в технике «мятый рисунок»



    1. Тема: Сказочная веточка

Теоретические сведения: Рисование дном пластиковой бутылки



    1. Тема: Мир узоров и орнаментов

Теоретические сведения: Выполнение работы через трафарет



    1. Тема: Картина – пейзаж

Теоретические сведения: Знакомство. Материалы ИКТ



    1. Тема: Картина – натюрморт

Теоретические сведения: Знакомство. Материалы ИКТ



    1. Тема: «Петушок-золотой гребешок»

Теоретические сведения: Выполнение петушка из ладошек



    1. Тема: «Узоры на стекле»

Теоретические сведения: Выполнение узоров белилами на темном картоне



    1. Тема: «Новогодняя Ёлка»

Теоретические сведения: Рисование кулаком



    1. Тема: «Праздничный салют»

Теоретические сведения: Выполнение рисунка с помощью нити и набрызга



    1. Тема: «Наш город». Коллективная работа

Теоретические сведения: Выполнение коллективного проекта из подручного материала



    1. Тема: «Морское дно»

Теоретические сведения: Рисование пластилином на стеклянной бутылке



    1. Тема: «Постройки бывают разные»

Теоретические сведения: Выполнение аппликации из кусочков бумаги



    1. Тема: «Современные машины»

Теоретические сведения: Рисование простым карандашом



    1. Тема: «Любимые игрушки»

Теоретические сведения: Рисование с натуры пастелью



    1. Тема: «Семейное дерево»

Теоретическое сведение: Выполнение семейного дерева с фотографиями



    1. Тема: «Семейное дерево»

Теоретические сведения: Рисование нитью и зубной щеткой



    1. Тема: «Шоу мыльных пузырей»

Теоретические сведения: Рисование мыльной пеной



    1. Тема: «Бабочки»

Теоретические сведения: Пальчиковое рисование



    1. Тема: «Золотая хохлома»

Теоретические сведения: Знакомство с росписью



    1. Тема: «Русская матрешка»

Теоретические сведения: Роспись шаблона матрешки гуашью



    1. Тема: «Облака - белогривые лошадки»

Теоретические сведения: Рисование гуашью



    1. Тема: «От точки к точке»

Теоретические сведения: Соединение точек цветными карандашами для получения контура животных



    1. Тема: «Сказочные рыбки»

Теоретические сведения: Выполнение аппликации в технике оригами



    1. Тема: «Я - художник»

Теоретические сведения: Выставка лучших работ. Оформление альбома «Мои рисунки»