МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20»
(МАОУ СОШ №20)
мкр-н Менделеево, 6, г. Тобольск, Тюменская область, 626128
Телефон (3456) 36-33-16, тел./факс (3456)36-23-17, 36-33-43 E-mail School43-mendeleevo@mail.ru
Рассмотрена на МО Утверждена
Протокол № 1 приказом директора
от . 08. 2023г. МАОУ СОШ №20
№ от .08.2023г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Тайны природы»
(нравственно – экологическое направление)
Количество часов по учебному плану
В год: 34
В неделю:1
Возраст: 9лет
Программу составила учитель МАОУ СОШ №20:
Сидорова Оксана Викторовна, учитель начальных классов
г. Тобольск
2023- 2024 уч. год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1 раздел – «Введение в экологию»
Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
2 раздел – «Волшебный мир»
В этом разделе программы дети знакомятся с изменениями, происходящими в окружающем мире как независимо от людей, так и по их воле, выявление взаимосвязи происходящих изменений как позитивного, так и негативного характера.
3 раздел – «Тайны и загадки Вселенной»
Многие дети совсем не знают и не различают птиц, животных разных видов, в том числе и доисторических, поэтому в программу включен раздел “Тайны и загадки Вселенной” На занятиях много времени отводится рассматриванию иллюстраций, целенаправленному наблюдению за поведением птиц, и животных на улице, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок. Как свидетельствуют орнитологи, у ребенка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. На этих занятиях дети устанавливают причинно-следственные отношения, знакомятся с понятиями “зимующие и перелетные птицы”, выявляют особенности поведения птиц и диких зверей зимой, трудности, которые они испытывают в это время. Отводится время на изготовление кормушек для птиц и проведение открытия “птичьей столовой”.
4 раздел – «О чем шепчут деревья? »
Зимой и летом одним зеленым цветом красавица елочка. Есть колючие друзья у ели – сосна, кедр, лиственница. В декабре гибнет от рук людей множество елочек, даже целые просеки, молодых лесопосадок. Лесники охраняют свои территории леса. Как помочь дереву перезимовать? Об этих и еще многих особенностях роста и развития деревьев планируется рассказать в этом разделе.
5 раздел – «Загадки животного мира»
Очень познавательными являются рассказы о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду. Интересный природоведческий материал о животных содержится в книгах В.Бианки, С. Чарушина, Н.Сладкова, учащиеся познакомятся с обитателями зоопарка, отправятся в заочное морское путешествие
6 раздел – «Природа в нашем доме»
Наблюдение за домашними животными, их правильным питанием и уходом. Мы в ответе за тех, кого приручили. Рассказы детей на основе наблюдений. Составление именной книги – копилки с именами – кличками своих домашних питомцев. Можно посоревноваться в сборе кошачьих имен и т.д. Комнатные растения, домашние животные – им особое внимание, но не только! Дети учатся ухаживать, приносить кому-то пользу, заботиться. Борьба с « сорными» словами. Общение семьи с природой.
7 раздел – «Красота спасет мир»
Что доброго способен внести каждый из нас в окружающий мир? Деятельность заключается в ряде творческих конкурсов, конкурсов рисунков, стихов, учиться видению природы у художников, поэтов, композиторов. Мир моих увлечений. Изготовление книжек – малышек о природе.
8 раздел – “Человек – часть живой природы”
В этом разделе дети знакомятся с лекарственными растениями края, лесным календарем, экологическим светофором, жалобной книгой живой природы, зеленой арифметикой. Данная информация поможет развивать мышление, память, воображение, научит сопереживать.
9 раздел – «Возьмемся за руки».
Мероприятия этого раздела позволяют в интересной игровой форме познавать окружающий мир, приобретать опыт поведения в природной среде, формировать экологическую культуру детей.
Ожидаемые результаты
Учащиеся должны знать:
Основы экологической культуры.
Некоторые особенности природы своего края.
Основные признаки времен года.
Значение природы для человека.
Группы растений и животных.
Некоторые охраняемые растения и животные своего края, страны.
Правила поведения в природе.
Особенности труда людей наиболее распространенных профессий.
Учащиеся должны уметь:
Различать объекты природы и объекты, не относящиеся к природе.
Выполнять правила личной гигиены.
Различать изученные растения, животных.
Вести наблюдения в природе под руководством руководителя кружка.
Подкармливать птиц в простейших кормушках.
Ухаживать за комнатными растениями и домашними животными.
Проводить поисково-исследовательскую деятельность под руководством руководителя кружка.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на способы поиска ответов на поставленные вопросы, умение работать со справочной, энциклопедической и научно-популярной литературой, умение её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные, универсальные учебные действия.
Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно и под руководством учителя определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии.
Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя книги, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Выразительно читать и пересказывать текст.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
планета Земля - наш большой дом;
Солнце - источник жизни на Земле;
неживое и живое в природе;
основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
самоценность любого организма;
значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
различия съедобных и несъедобных грибов;
позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
способы сохранения окружающей природы;
что такое наблюдение и опыт;
экология – наука об общем доме;
экологически сообразные правила поведения в природе.
Учащиеся должны уметь:
выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
составлять экологические модели, цепи питания;
доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
заботиться о здоровом образе жизни;
заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни;
предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы,
оценивать поведение и поступки людей с точки зрения их экологической допустимости,
проявлять нетерпимость к экологически неграмотным поступкам и действиям,
выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составления сказок, мини-сочинений и т.д.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к окружающему миру. Подобная реализация программы внеурочной деятельности по нравственно-экологическому направлению «Тайны природы» соответствует возрастным особенностям учащихся, способствует формированию интеллектуального развития учащихся через организацию различных занятий.
Социально одобряемая модель поведения может быть выработана только в результате вовлечения учащихся в интеллектуальные практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела.
Тематическое планирование кружка « Тайны природы».
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Электронно-образовательные ресурсы |
| Введение в экологию. | 4 ч | | | |
1. | Экскурсия в лес. | 1 | - учиться видеть прекрасное в природе; - наблюдать за сезонными изменениями; - развивать наблюдательность | 05.09 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
2. | Взаимосвязи в природе | 1 | - знакомиться с осенними приметами; - стараться увидеть отличительные признаки осени; - демонстрировать свои таланты | 12.09 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
3. | Экологические катастрофы и их последствия | 1 | - предоставлять материал о природных богатствах природы края; - выявлять отрицательные признаки влияния человека в недра Земли; - повторять экологические правила | 19.09 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
4 | Человек – часть живой природы | 1 | - раскрывать таланты и творческие способности перед родителями и учащимися начальных классов; - развивать речь и память | 26.09 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Волшебный мир. | 3 ч | | | |
5. | Как образуется коралловый риф. Обитатели коралловых рифов. | 1 | - обсуждать поведение героев рассказа в гостях у леса; - оценивать свое поведение в лесу | 03.10 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
6. | Живые барометры. | 1 | - находить информацию об интересных растениях - предсказателях погоды; - учиться определять поведение домашних животных на природные аномалии, стихийные бедствия; - учиться бережному отношению друг к другу | 10.10 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
7. | Викторина «Все обо всем». | 1 | - учиться находить правильные ответы на вопросы из области экологии; - развивать любознательность, стремиться узнавать больше интересного из жизни природы | 17.10 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Тайны птичьего царства. | 3 ч | | | |
8. | Урок-радиопередача «Птицы – наши друзья». | 1 | - предоставлять дополнительную информацию из жизни птиц; - развивать умение слушать; - понимать значение птиц в природоведческой цепи | 24.10 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
9. | Смелые перелеты. | 1 | - учиться характеризовать перелетных птиц и понимать их значимость в природе; - знакомиться с интересными фактами из жизни птиц; - повторять правила поведения в природе | 07.11 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
10. | Экскурсия в лес «Устроим птичью елку». | 1 | - развешивать кормушки и понимать их значение для жизни птиц в зимнее время; - наблюдать в природе за поведением птиц и следить за их посещением птичьей «столовой» | 14.11 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| О чем шепчут деревья? | 3 ч | | | |
11. | Лес «сердится ». | 1 | - характеризовать причины « обиды» леса на жизнедеятельность человека; - учиться передавать настроение природы на рисунке; - развивать фантазию, творческое воображение | 21.11 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
12. | Мой дом на дереве. | 1 | - знакомиться с жителями деревьев и причинами их расселения на деревьях; -получать дополнительную информацию об их жизнедеятельности, опасностями; - воспитывать бережное отношение к детенышам животных | 28.11 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
13. | «Легкие» нашей планеты. | 1 | - рассказывать о лесных массивах и понимать важность леса для жизнедеятельности человека; - оформлять листовки «Береги лес»; - повторять правила поведения человека в лесу | 05.12 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Загадки животного мира. | 3 ч | | | |
14. | Динозавры, вымерзший вид животных. | 1 | - знакомиться с жизнью и проблемами морских животных; - выявлять причины отрицательного воздействия человека на загрязнение Мирового океана | 12.12 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
15. | Животные зоопарка. | 1 | - путешествовать (виртуально) в «город» животных; - знакомиться с животными – «иностранцами» и условиями их жизни в нашей стране; - познакомиться с правилами ухода и содержания животных зоопарка; - уважительно относиться к труду работников зоопарка | 19.12 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
16. | « На морском дне». | 1 | - понимать причины гибели рыб в морях и океанах; - выпускать листовки «Помоги морским обитателям»; - развивать любознательность | 26.12 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Молчаливые соседи. | 3 ч | | | |
17. | Беседа «Верные друзья». | 1 | - готовить сообщения о собаках – помощниках людям – инвалидам; - учиться быть толерантными, терпеливыми, вежливыми; - учиться отвечать за свои поступки | 16.01 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
18. | Жизнь обитателей аквариумов. | 1 | -знакомиться с жизнью обитателей аквариумов условиями их содержания; - проявлять ответственность по отношению к домашним любимцам | 23.01 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
19. | «Ты в ответе за тех, кого приручил» | 1 | -учиться пересказывать, правильно говорить, передавать свои эмоции с помощью связной речи; - понимать юмор | 30.01 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Природа в нашем доме. | 4 ч | | | |
20. | Лучший знаток народной медицины. | 1 | - представлять лекарственные растения и уметь находить их в природе; - разгадывать загадки | 06.02 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
21. | «Что растет на подоконнике?» | 1 | - принимать активное участие в выставке; - понимать значение «хобби» в жизни человека»; - интервьюировать родителей о роли «хобби» в их жизни | 13.02 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
22. | Лесной календарь. | 1 | - характеризовать времена года, месяцы; - знать русские народные названия месяцев; - характеризовать месяцы по временам года | 20.02 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
23. | Выставка «Мир моих увлечений». | 1 | - знать характеристику происхождения каменной соли, ее свойствами и методах добычи; - совершенствовать умение применять на практике полученные знания | 27.02 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Красота спасет мир. | 3 ч | | | |
24. | Весна в поэзии, картинах и музыке. | 1 | - учиться у художников, поэтов, композиторов эстетическому видению природы; - раскрывать свои таланты на практике | 06.03 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
25. | Выставка рисунков « Бал весенних цветов». | 1 | - развивать познавательный интерес; - воспитывать бережное отношение к природе; - проявлять творческие способности | 13.03 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
26. | «На земле, под землей, в небе» | 1 | - изготавливать рекламные листовки об угрозе березовой роще; - представлять значение березы – символа России для нашей Родины; - воспитывать патриотические чувства к своей Родине | 20.03 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Человек - часть природы. | 4 ч | | | |
27. | Опасности вокруг нас | 1 | - представлять взаимосвязь человека и природы, об ответственности за мир природы; - учиться выполнять законы природы; - воспитывать чувство осознания единства с окружающим миром; - развивать активность и самостоятельность | 03.04 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
28. | Экскурсия «По тропинке в лес пойдем». | 1 | - учиться видеть прекрасное рядом; - наблюдать за изменениями в окружающем мире с приходом весны; - развивать воображение, фантазию | 10.04 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
29. | Экологическая профессия. | 1 | - узнавать о профессиях, связанными с природой, оберегающими ее; - самостоятельно подготавливать сообщения о людях этих профессий; - тренироваться в оценке разного рода воздействий человека на природу | 17.04 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
30. | Экологические связи в природе. Акция «Укрась клумбу» | 1 | - проявлять такие качества, как трудолюбие, взаимовыручка, дружба, необходимые в выполнении общего дела; - воспитывать уважительное отношение к труду | 24.04 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Возьмемся за руки. | 4 ч | | | |
31. | История белого колокольчика. | 1 | - вызывать интерес к потребности в новых знаниях; - собирать информацию о численности исчезающего растения ландыша; - выпускать листовки с обращениями к тем, кто ими торгует; - бережно относиться к растениям леса | 01.05 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
32. | Вода - источник жизни. Разноцветная река. | 1 | - знакомиться с источниками загрязнения водоемов; - вырабатывать правила поведения на водоеме; - стремиться к экономному расходованию питьевой воды | 08.05 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
33. | Путешествие капельки воды. | 1 | - разрабатывать предупреждающие знаки по утечке питьевой воды и устанавливать их в школьной столовой, у водопроводных кранов в школе; - следить за рациональным использованием воды; - самостоятельно находить информацию о запасах пресной воды на планете | 15.05 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
34. | Игра «Звездный час». | 1 | - подводить итоги своей деятельности; - учиться оценивать свои достижения и достижения других; - соблюдать правила совместной работы | 22.05 | Окружающий мир. 3 класс. Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова, М.Ю. Новицкой. Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа». |
| Итого: | 34 ч | | | |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ,
Для педагога:
Цветкова И.В. «Экология для начальной школы». Игры и проекты. Ярославль. «Академия развития»,2005 г.
Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. «Нестандартные и интегрированные уроки». М.: Вако, 2004 г.
Плешаков А.А. Атлас-определитель «От земли до неба».М.: Просвещение, 2009 г.
Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие занятия», М.: Дрофа, 2008 г.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997 г.
Для учащихся:
Что такое? Кто такой? М.: Педагогика –Пресс, 1993 г.
Большая энциклопедия животного мира. М.:ЗАО “РОСМЭН-ПРЕСС”, 2007.
Все обо всем. Насекомые и пауки. – М.:ООО “Издательство Астрель”: ООО “Издательство АСТ”, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения. Животные./Сост.Л.А.Багрова- М.:Тко “АСТ”, 1995.
. Сухин И.Г. 800 загадок – 100 кроссвордов. М.: Новая школа, 1996 г.
23