Пояснительная записка
Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составной частью образовательной области «Технология». Он предназначен для учащихся 9 класса. При этом 30% учебного времени отводится на теоретические и 70% – на практические занятия. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческого проекта «Мой выбор»
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. С целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии изучается в рамках одного из трех направлений: «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома» и «Сельскохозяйственные технологии»
При разработке авторских программ по технологии возможно построение комбинированного содержания при различных сочетаниях разделов и тем трех названных направлений. Содержание разделов и тем, объем времени, задаваемые комбинированной авторской программой, должны соответствовать данной примерной программе.
Данный курс знакомит учащихся с многообразием мира профессий, помогает соотнести полученные знания о самом себе с существующими вариантами профессиональной деятельности, знакомит с «технологией» поиска работы.
Цели курса:
- подготовить учащихся к адекватному профессиональному самоопределению; сформировать у них обоснованное профессиональное намерение; способствовать реализации выпускниками школ конституционного права свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; развивать способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
- создание условий для формирования у учащихся качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава
- получения опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
- умения находить нужную информацию, работать с ней и использовать для решения различных задач
Задачи курса:
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
На изучение курса «Профессиональное самоопределение школьников» отводится 34 часа (1 час в неделю), что полностью соответствует требованиям федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации.
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный опрос, практические работы, тестирование, защита проектов.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел «Основы профессионального и жизненного самоопределения»
1. Введение в курс «Профессиональное самоопределение» – 1 час.
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Структура, порядок выполнения и защиты творческого проекта «Мой выбор». Литература по курсу.
Практическая работа. Составление словаря к уроку.
2. Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека – 1 час.
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное и профессиональное самоопределение, их сущность и взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный и социальный аспекты выбора профессии. Определение понятий «наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла жизни в выборе профессии.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Сформулировать и записать в тетрадь смысл и цель своей жизни. Проведение дидактической игры «Эпитафия».
3. Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития – 1 час.
Компоненты процесса профессионального самоопределения: трудолюбие, интерес к работе, потребность в профессиональном самоопределении, профессиональный интерес, склонность, профессиональный идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное самосознание, профессиональное призвание. Показатели профессионального самоопределения: мечта о профессии, профессиональное намерение, профессиональное стремление.
Этапы профессионального самоопределения и саморазвития личности.
Практическая работа. Выписать в тетрадь опорные понятия. Выписать в тетради и осмыслить высказывание Г.К. Жукова: «Далеко в жизни уходит тот, кто идет твердо к избранной цели. Найди в молодости свою профессию, определи жизненную дорогу и иди по ней упорно к намеченной цели – тогда удастся у тебя жизнь».
4. Значение, ситуация и правила выбора профессии – 1 час.
Значение выбора профессии для человека и общества. Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора профессии: «Хочу – Могу – Надо». Требования к выбору профессии. Условия оптимального (правильного) выбора профессии. Правила выбора профессии. Пути приобретения профессии.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия и правила выбора профессии. Проведение диспута «Кем быть?». Выявление профессиональных интересов по методике «Карта интересов».
Типичные ошибки при выборе профессии – 1 час.
Типичные ошибки при выборе профессии. Незнание мира профессий.незнание правил выбора профессии. Незнание себя.
Практическая работа. Решение ситуаций выбора профессии. Заполнить таблицу:
Незнание мира профессий | Незнание себя | Незнание правил выбора профессии |
1. Устаревшие представления о характере труда и условиях труда в конкретных профессий | 1. Необъективная оценка своих возможностей | 1. Отождествление учебного предмета с профессией |
2. Предубеждения в отношении престижности профессии | 2. неумение соотнести свои способности с требованиями профессии | 2. Перенос отношения к человеку на профессию |
| | 3. Выбор профессии «за компанию» |
| | 4. Неумение определить пути приобретения профессии |
| | |
6. Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура – 1 час.
Сущность проекта. Цель проектирования. Виды проектов. Цель, задачи и компоненты проекта «Мой выбор». Основные разделы проекта: обоснование выбора профессии, профессиограмма профессии, профессиональная проба, профессиональная пригодность, профессиональное намерение и карьера, план подготовки к приобретению профессии, готовность к профессиональному самоопределению, литература.
Практическаяработа. Запись в тетрадь основных понятий.
7. Обобщение по разделу по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» – 1 час.
Раздел «Мир труда и профессий»
8. Профессия и специальность: происхождение и сущность – 1 час.
Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура. Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное общество. Современные формы разделения труда: международное, отраслевое, технологическое, функциональное, профессиональное, специальное. Сущность понятий «профессия», «специальность», «квалификация», «должность». Основные характеристики профессии.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных опорных понятий. Проведение дидактической игры «Профессия, должность, специальность» и викторины «Кто больше знает профессий». Упражнение «Цепочка профессий»
9. Многообразие мира труда – 1 час.
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции человека в процессе труда. Готовность к труду. Предмет туда. Средства труда. Продукты трудовой деятельности. Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера материального и нематериального производства. Отрасль труда. Предпринимательство как сфера трудовой деятельности. Цель, значение, формы предпринимательства.
Практическая работа. Записать основные понятия. Заполнить таблицу:
Позиции | Содержание |
Моя будущая профессия | |
Сфера экономики | |
Отрасль экономики | |
Сектор экономики | |
10. Классификация профессий. Формула профессии – 1 час.
Способы классификации профессий, их достоинства и недостатки. Классификационные признаки. Классификация профессий Е.А. Климова по предмету, цели, орудиям и условиям труда. Классы профессий. Отделы профессий. Группа профессий. Формула профессии и ее роль в процессе подготовки учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь основных понятий. Дидактическая игра «Классификация профессий». Определение школьниками формулы своей будущей профессии.
11. Профессиональная деятельность и карьера человека – 1 час.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи, средства и предметы труда, результаты. Профессиональная компетентность, профессиональное мастерство. Показатели профессионального мастерства. Виды профессиональной этики. Профессиональная карьера, ее формы. Структура плана профессиональной карьеры.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение таблицы:
Позиции | Содержание |
Моя будущая профессия | |
Цель деятельности | |
Задачи деятельности | |
Предмет труда | |
Средства труда | |
Результаты труда | |
Требуемый уровень образования | |
Возможности профессионального роста (разряд, класс, категория, звание) | |
Возможная заработная плата | |
12. Рынок труда и его требования к профессионалу – 1 час.
Сущность рынка труда и принципы его формирования. Безработица и причины ее появления. Статус безработного. Требования к современному профессионалу. Профессии в XXI веке. Рынок труда Брянской области.
Практическая работа. Записать в тетрадь опорные понятия. Изложить в тетради сведения о личностных и профессиональных качествах профессионального идеала, которого можно считать образцом для подражания в будущей профессиональной деятельности.
13. Обобщение по разделу «Мир труда и профессий» – 1 час.
Раздел «Человек и профессия»
14. Профессионально важные качества личности – 1 час.
Сущность и структура профессионально важных качеств человека. Направленность личности, показатели профессиональной направленности. Ориентация на группу родственных профессий. Профессиональное призвание. Знания, умения, навыки. Типологические особенности человека. Общие, особенные и специфические профессионально важные качества личности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнить таблицу:
Профессиональные качества, необходимые для овладения выбранной мною профессией |
общие | особенные | специфические |
| | |
15. Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии – 1 час.
Сущность понятий «интересы» и «склонности». Отличие интереса от склонности. Профессиональные интересы и склонности, их роль в процессе профессионального самоопределения. Способы формирования профессиональных интересов. Мотивы выбора профессии. Группы мотивов выбора профессии: социальные, моральные, эстетические, познавательные, творческие, материальные, престижные.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение склонностей школьников к сфере профессиональной деятельности (методика ОПГ) и мотивов выбора будущей профессии (анкета мотивов выбора профессии).
16. Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении – 1 час.
Ценностная ориентация, как избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, система его убеждений, установок и предпочтений. Система ценностных ориентации, виды ценностей.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение ценностей школьников с помощью методики «К чему стремятся люди в жизни».
17. Особенности психических процессов и выбор профессии – 1 час.
Сущность и виды познавательных процессов, их структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды представлений. Внимание, свойства внимания. Память, ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства, воля: сущность и функции. Виды эмоциональных состояний. Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в профессиональном самоопределении и профессиональной деятельности человека.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей познавательных психических процессов и эмоционально-волевой сферы школьников по различным методикам.
18. Темперамент и выбор профессии – 1 час.
Сущность и типы темперамента, их психологическая характеристика, особенности проявления в учебной и профессиональной деятельности.положительные и отрицательные характеристики различных типов темперамента. Роль темперамента в профессиональной деятельности человека.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Определение типа темперамента школьников по методике Айзенка.
19. Характер и выбор профессии – 1 час.
Определение понятия «характер». Черты и типы характера. Положительные и отрицательные черты характера в отношении человека к себе, другим людям, различным видам деятельности, общественной и личной собственности. Характер и выбор профессии. Общие требования типов профессии к характеру человека.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Определение особенностей характера по методике «Мой характер».
20. Роль способностей в профессиональной деятельности – 1 час.
Сущность понятия «способности», общие и специальные способности. Уровни развития способностей: неспособность, способность, талант, гениальность. Основные свойства специальных способностей. Задатки как предпосылка формирования и развития способностей. Способности и выбор профессии. Типы профессий и специальные способности.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление склонностей и способностей учащихся при помощи методики «КОС» и «Определение склонностей».
21. Тип личности и выбор профессии – 1 час.
Понятие типизации. Социально-профессиональные типы людей: реалистический (практический), интеллектуальный, артистический, социальный, предприимчивый (предпринимательский), конвенциональный (упорядочивающий); предпочитаемые сферы деятельности. Взаимоотношения типов людей: схожие и противоположные типы. Тип личности и профессиональная деятельность.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление типа личности по методике Дж. Холланда.
22. Здоровье и выбор профессии – 1 час.
Понятие здоровья. Учет состояния здоровья при выборе профессии. Группы профессий по степени их влияния на здоровье человека. Дееспособность, трудоспособность, работоспособность. Медицинские показания и противопоказания. Ограничения профессиональной пригодности при различных заболеваниях. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль режима дня и активного отдыха в сохранении и укреплении здоровья.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление школьниками особенностей своего здоровья по методике «Карта здоровья».
23. Профессиональная пригодность и самооценка – 1 час.
Сущность и степени профессиональной пригодности. Признаки профессиональной пригодности, профессионального соответствия, профессионального призвания. «Образ – Я», как система представлений о себе. Структура «Образа – Я»: знания о себе, оценка себя, умение управлять собой. Реальное «Я», идеальное «Я», «Я» – глазами других людей. «Я – концепция», как динамическая система представлений человека о самом себе. Самооценка как компонент «Я – концепций». Сущность и уровни самооценки. Характеристики заниженной, завышенной и адекватной самооценки.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий. Выявление по различным методикам профессиональной пригодности школьников к предполагаемым видам деятельности. Выявление уровня самооценки школьников при помощи методики «Уровень самооценки».
24. Обобщение по разделу «Человек и профессия» - 1 час.
Раздел «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении»
25. Анализ профессиональной деятельности – 1 час.
Источники информации о профессиях. Сущность, назначение и структура профессиограммы. Психограмма как составная часть профессиограммы. Роль профессиограмм и психограмм в подготовке учащихся к профессиональному самоопределению.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с профессиограммами различных профессий. Разработка профессиограммы предполагаемой профессии.
26. Профессиональные пробы и творческие проекты – 1 час.
Сущность и функции профессиональной пробы в профессиональном самоопределении. Содержание профпроб по типам профессий. Этапы выполнения и уровни сложности профпроб. Аспекты профпроб: технологический, ситуативный, функциональный. Индивидуальные и групповые профпробы. Анализ и оценка выполненныхпрофпроб.
Сущность и классификация творческих проектов. Требования к творческим проектам. Этапы выполнения творческих проектов.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных Понятий. Дидактическая игра «Человек-профессия». Игровые упражнения «Кто есть кто», «Спящий город».
27. Профильное обучение предпрофильная подготовка – 1 час.
Цель, задачи и содержание профильного обучения старшеклассников. Структура содержания профильного обучения: базовые предметы, профильные предметы, курсы по выбору. Профили обучения. Цели и задачи предпрофильной подготовки выпускников основной школы. Компоненты предпрофильного обучения: краткосрочные курсы по выбору, профессиональная информация, профессиональная консультация и диагностика.
Практическая работа.Запись в тетрадь опорных понятий.
28. Пути получения профессионального образования – 1 час.
Профессиональное образование. Государственный стандарт профессионального образования.уровни профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское. Профессиональное образовательное учреждение. Система профессиональной подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы, курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы, лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет, аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура, институты повышения квалификации. Источники информации о профессиональных учебных заведениях.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий, видов учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ознакомление с профессиональными учебными заведениями Алтайского края.
29. Профессиональная консультация – 1 час.
Сущность, цель, задачи профессиональной консультации. Виды и задачи профессиональной консультации. Формы проведения профессиональных консультаций. Подготовка учащихся к профессиональной консультации.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление перечня вопросов к профконсультантам. Дидактическая игра «Профессиональное консультирование».
30. Профессиональное саморазвитие и самовоспитание – 1 час.
Человеческие ресурсы. Виды возможностей человека: интеллектуальные, физические, специальные. Профессиональное саморазвитие: сущность, способы и приемы саморазвития человеком своих профессионально важных качеств. Профессиональное самовоспитание. Методы профессионального самовоспитания: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самообразование, самоконтроль, самооценка.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Составление школьниками плана подготовки к приобретению профессии.
31. Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе – 1час. Готовность к профессиональному самоопределению. Показатель готовности к профессиональному самоопределению, ее уровни. Принятие решения о профессиональном выборе.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Заполнение Карты готовности к профессиональному самоопределению.
32. Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении».
33. Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление – 1 час.
Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор». Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта. Критерии оценивания проект.
Практическая работа. Запись в тетрадь опорных понятий. Ознакомление с примерами творческих проектов «Мой выбор», выполненными учениками предыдущих классов. Выполнение и оформление проекта.
34. Защита творческих проектов «Мой выбор» – 1 час.
Критерии оценки их выполнения и защиты. Представление жюри. Порядок проведения защиты творческих проектов. Представление учащимися пояснительной записки и результатов профессиональных проб, ответы на вопросы. Оценивание защиты, подведение итогов. Практическая работа. Представление и защита проектов.
Календарно-тематическое планирование курса
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
9 «А» класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения» (7 часов) |
1 | Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса | 03.09 | | |
2 | Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека | 10.09 | | |
3 | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | 17.09 | | |
4 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 24.09 | | |
5 | Типичные ошибки при выборе профессии | 01.10 | | |
6 | Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура | 08.10 | | |
7 | Обобщение по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» | 15.10 | | |
Раздел «Мир труда и профессий» (6 часов) |
8 | Профессия и специальность: происхождение и сущность | 22.10 | | |
9 | Многообразие мира труда | 12.11 | | |
10 | Классификация профессий. Формула профессий | 19.11 | | |
11 | Профессиональная деятельность и карьера человека | 26.11 | | |
12 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 03.12 | | |
13 | Обобщение по разделу по разделу «Мир труда и профессий» | 10.12 | | |
Раздел «Человек и профессия» (11 часов) |
14 | Профессионально важные качества личности | 17.12 | | |
15 | Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 24.12 | | |
16 | Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | 14.01 | | |
17 | Особенности психических процессов и выбор профессии | 21.01 | | |
18 | Темперамент и выбор профессии | 28.01 | | |
19 | Характер и выбор профессии | 04.02 | | |
20 | Роль способностей в профессиональной деятельности | 11.02 | | |
21 | Тип личности и выбор профессии | 18.02 | | |
22 | Профессиональная деятельность и здоровье | 25.02 | | |
23 | Профессиональная пригодность и самооценка | 04.03 | | |
24 | Обобщение по разделу по разделу «Человек и профессия» | 11.03 | | |
Раздел«Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» (9 часов) |
25 | Анализ профессиональной деятельности | 18.03 | | |
26 | Профессиональные пробы и творческие проекты | 01.04 | | |
27 | Профильное обучение предпрофильная подготовка | 08.04 | | |
28 | Пути получения профессионального образования | 15.04 | | |
29 | Профессиональная консультация | 22.04 | | |
30 | Профессиональное саморазвитие и самовоспитание | 29.04 | | |
31 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе | 06.05 | | |
32 | Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» | 13.05 | | |
33 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | 20.05 | | |
Календарно-тематическое планирование курса
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
9 «Б» класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения» (7 часов) |
1 | Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса | 04.09 | | |
2 | Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека | 11.09 | | |
3 | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | 18.09 | | |
4 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 25.09 | | |
5 | Типичные ошибки при выборе профессии | 02.10 | | |
6 | Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура | 09.10 | | |
7 | Обобщение по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» | 16.10 | | |
Раздел «Мир труда и профессий» (6 часов) |
8 | Профессия и специальность: происхождение и сущность | 23.10 | | |
9 | Многообразие мира труда | 06.11 | | |
10 | Классификация профессий. Формула профессий | 13.11 | | |
11 | Профессиональная деятельность и карьера человека | 20.11 | | |
12 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 27.11 | | |
13 | Обобщение по разделу по разделу «Мир труда и профессий» | 04.12 | | |
Раздел «Человек и профессия» (11 часов) |
14 | Профессионально важные качества личности | 11.12 | | |
15 | Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 18.12 | | |
16 | Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | 25.12 | | |
17 | Особенности психических процессов и выбор профессии | 15.01 | | |
18 | Темперамент и выбор профессии | 22.01 | | |
19 | Характер и выбор профессии | 29.01 | | |
20 | Роль способностей в профессиональной деятельности | 05.02 | | |
21 | Тип личности и выбор профессии | 12.02 | | |
22 | Профессиональная деятельность и здоровье | 19.02 | | |
23 | Профессиональная пригодность и самооценка | 26.02 | | |
24 | Обобщение по разделу по разделу «Человек и профессия» | 05.03 | | |
Раздел«Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» (10 часов) |
25 | Анализ профессиональной деятельности | 12.03 | | |
26 | Профессиональные пробы и творческие проекты | 19.03 | | |
27 | Профильное обучение предпрофильная подготовка | 02.04 | | |
28 | Пути получения профессионального образования | 09.04 | | |
29 | Профессиональная консультация | 16.04 | | |
30 | Профессиональное саморазвитие и самовоспитание | 23.04 | | |
31 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе | 30.04 | | |
32 | Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» | 07.05 | | |
33 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | 14.05 | | |
34 | Защита творческих проектов «Мой выбор» | 21.05 | | |
Календарно-тематическое планирование курса
(1 ч в неделю; 35 учебных недель)
9 «В» класс
Номер урока | Тема урока | По плану | По факту | Примечание |
Раздел «Основы жизненного и профессионального самоопределения» (7 часов) |
1 | Введение в курс «Профессиональное самоопределение». Цели и задачи курса | 03.09 | | |
2 | Основы жизненного и профессионального самоопределения. Смысл и цель жизни человека | 10.09 | | |
3 | Сущность и структура процесса профессионального самоопределения и развития | 17.09 | | |
4 | Значение, ситуация и правила выбора профессии | 24.09 | | |
5 | Типичные ошибки при выборе профессии | 01.10 | | |
6 | Творческий проект «Мой выбор»: сущность и структура | 08.10 | | |
7 | Обобщение по разделу «Основы профессионального и жизненного самоопределения» | 15.10 | | |
Раздел «Мир труда и профессий» (6 часов) |
8 | Профессия и специальность: происхождение и сущность | 22.10 | | |
9 | Многообразие мира труда | 12.11 | | |
10 | Классификация профессий. Формула профессий | 19.11 | | |
11 | Профессиональная деятельность и карьера человека | 26.11 | | |
12 | Рынок труда и его требования к профессионалу | 03.12 | | |
13 | Обобщение по разделу по разделу «Мир труда и профессий» | 10.12 | | |
Раздел «Человек и профессия» (11 часов) |
14 | Профессионально важные качества личности | 17.12 | | |
15 | Интересы и склонности. Мотивы выбора профессии | 24.12 | | |
16 | Ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении | 14.01 | | |
17 | Особенности психических процессов и выбор профессии | 21.01 | | |
18 | Темперамент и выбор профессии | 28.01 | | |
19 | Характер и выбор профессии | 04.02 | | |
20 | Роль способностей в профессиональной деятельности | 11.02 | | |
21 | Тип личности и выбор профессии | 18.02 | | |
22 | Профессиональная деятельность и здоровье | 25.02 | | |
23 | Профессиональная пригодность и самооценка | 04.03 | | |
24 | Обобщение по разделу по разделу «Человек и профессия» | 11.03 | | |
Раздел«Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» (9 часов) |
25 | Анализ профессиональной деятельности | 18.03 | | |
26 | Профессиональные пробы и творческие проекты | 01.04 | | |
27 | Профильное обучение предпрофильная подготовка | 08.04 | | |
28 | Пути получения профессионального образования | 15.04 | | |
29 | Профессиональная консультация | 22.04 | | |
30 | Профессиональное саморазвитие и самовоспитание | 29.04 | | |
31 | Готовность к профессиональному самоопределению. Принятие решения о профессиональном выборе | 06.05 | | |
32 | Обобщение по разделу «Слагаемые успеха в профессиональном самоопределении» | 13.05 | | |
33 | Творческий проект «Мой выбор»: разработка и оформление | 20.05 | | |
Требованияк уровню подготовки учащихся:
Учащиеся должны знать:
социальную и личностную значимость правильного профессионального самоопределения; ситуацию выбора профессии; возможные ошибки и затруднения при выборе профессии; правила выбора профессии; понятие о профессиях, специальностях, должностях; отрасли экономики; способы классификации профессий, понятия о психофизиологических особенностях личности, связанных с выбором профессии; сущность и этапы выполнения профессиональных проб; требования к выполнению и оформлению творческого проекта «Мой выбор».
Учащиеся должны иметь представление:о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в рыночных условиях; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
анализировать профессиональную деятельность по основным признакам; составлять формулу профессии; соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять план подготовки к профессиональному самоопределению; анализировать профессиограммы и психограммы; выполнять профессиональные пробы; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования и возможностях трудоустройства; выполнять и защищать творческий проект «Мой выбор»; заполнять карту самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению.
Норма оценки знаний, умений, навыков учащихся.
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.
Нормы оценок теоретических знаний.
При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.
Отметка «5» ставится, если обучаемый:
полностью усвоил учебный материал;
умеет изложить его своими словами;
самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «4» ставится, если обучаемый:
в основном усвоил учебный материал;
допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
подтверждает ответ конкретными примерами;
правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Отметка «3» ставится, если обучаемый:
не усвоил существенную часть учебного материала;
допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
слабо отвечает на дополнительные вопросы.
Отметка «2» ставится, если обучаемый:
почти не усвоил учебный материал;
не может изложить его своими словами;
не может подтвердить ответ конкретными примерами;
не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.
Отметка «1» ставиться, если обучаемый:
полностью не усвоил учебный материал;
не может изложить знания своими словами;
не может ответить на дополнительные вопросы учителя.
Нормы оценок выполнения учащимися практических работ.
Учитель выставляет отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.
Отметка «5» ставится, если обучаемым:
тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «4» ставится, если обучаемым:
допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
в основном правильно выполняются приемы труда;
работа выполнялась самостоятельно;
норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;
изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «3» ставится, если обучаемым:
имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
самостоятельность в работе была низкой;
норма времени недовыполнена на 15-20 %;
изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
не полностью соблюдались правила техники безопасности.
Отметка «2» ставится, если обучаемым:
имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
неправильно выполнялись многие приемы труда;
самостоятельность в работе почти отсутствовала;
норма времени недовыполнена на 20-30 %;
изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
не соблюдались многие правила техники безопасности.
Отметка «1» ставится, если обучаемым:
не планировался труд, неправильно организованно рабочее место;
неправильно выполнились приемы труда;
отсутствует самостоятельность в работе;
крайне низкая норма времени;
изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований;
не соблюдались правила техники безопасности.