СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 5-9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа факультативного курса составлена на   основе авторской  программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 5-9 класса»

Планируемые результаты освоения курса


Личностные результаты:


•  осознание себя как члена семьи, общества и государства, понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении, понимание финансовых связей семьи и государства;

•  овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

•  проявление самостоятельности и личной ответственности за своё финансовое поведение, планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

•  умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, каким должен быть семейный бюджет, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания;

•  понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию.



Метапредметные результаты:


Познавательные


•  использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации простой финансовой информации, содержащейся на специализированных интернет-сайтах, в газетах и журналах, на основе проведения простых опросов и интервью;


•  умение представлять результаты анализа простой финансовой и статистической информации в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, в том числе диаграммы связей;


•  выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, возможностей работы по найму и ведения собственного бизнеса, анализ информации о средней заработной плате в регионе проживания, об основных статьях­ расходов россиян, о ценах на товары и услуги, об уровне безработицы, о социальных выплатах, о банковских услугах для частных лиц, о валютных курсах;


•  установление причинно-следственных связей между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом, между финансовым поведением человека и его благосостоянием;


•  построение рассуждений-обоснований (от исходных посылок к суждению и умозаключению);


•  умение производить расчёты на условных примерах, в том числе с использованием интернет-калькуляторов, рассчитывать доходы и расходы семьи, величину подоходного налога и НДС, проценты по депозитам и кредитам, проводить расчёты с валютными курсами;


•  владение базовыми предметными и межпредметными понятиями (финансовая грамотность, финансовое поведение, статистические данные, простая финансовая информация, учебный проект

  • области экономики семьи, учебное исследование экономических отношений в семье и обществе).

Регулятивные


•  анализ достигнутых и планирование будущих образовательных результатов по финансовой грамотности, постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе и существующих возможностей;



•  самостоятельное планирование действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе;


•  проявление познавательной и творческой инициативы в применении полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;


•  контроль и самоконтроль, оценка, взаимооценка и самооценка выполнения действий по изучению экономики семьи, экономических отношений в семье и обществе, а также их результатов на основе выработанных критериев;


•  применение приёмов саморегуляции для достижения эффектов успокоения, восстановления и активизации.

Коммуникативные


•  умение осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками при подготовке учебных проектов, решении кейсов по элементарным вопросам экономики семьи, проведении исследований экономических отношений в семье и обществе;


•  работая индивидуально и в группе, договариваться о распределении функций и позиций в совместной деятельности, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон;


•  умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;


•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации (обоснование, объяснение, сравнение, описание), создавать и представлять результаты учебных проектов в области экономики семьи, исследований экономических отношений в семье и обществе, формировать портфолио по финансовой грамотности;


•  умение использовать информационно-коммуникационные технологии для решения учебных и практических задач курса «Финансовая грамотность».

Предметные результаты:


•  владение базовыми предметными понятиями: потребность, обмен, блага, деньги, товар, услуга, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, страхование, налоги, социальное пособие, банк, виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения, бизнес, валюта, валютный курс;


•  понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;


•  использование приёмов работы с простой финансовой и статистической информацией, её осмысление, проведение простых финансовых расчётов;


•  применение навыков и умений решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет, знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;


•  умение делать выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций на простых примерах;

  • определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;


•  расширение кругозора в области экономической жизни общества и активизация познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Содержание учебного курса

Введение в курс «финансовая грамотность»

Финансовая грамотность, благосостояние, финансовое поведение.

Доходы и расходы семьи

Потребности, деньги, бартер, товарные и символические деньги, наличные и безналичные деньги, купюры, монеты, фальшивые деньги, товары, услуги, семейный бюджет, доходы, источники доходов (заработная плата, собственность, пенсия, стипендия, пособие, проценты по вкладам), расходы, направления расходов (предметы первой необходимости, товары текущего потребления, товары длительного пользования, услуги, коммунальные услуги), личный доход, личные расходы, сбережения, денежный долг.


Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься



Страхование, цели и функции страхования, виды страхования, страховой полис, страховая компания, больничный лист.


Человек и государство: как они взаимодействуют

Налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

Банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.

Управление денежными средствами семьи

Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.

Способы повышения семейного благосостояния

Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование.

Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.

Риски в мире денег

Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты.

Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.

Человек и государство: как они взаимодействуют

Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.



Тематическое планирование


5 – 6 класс

урока

Тема урока

Кол-во часов

Введение в курс «финансовая грамотность»

5

Почему важно развивать свою финансовую грамотность.

1

От чего зависит благосостояние семьи.

1

Учимся оценивать финансовое поведение людей.

1

Учимся оценивать своё финансовое поведение.

1

Обобщение результатов изучения темы «Введение в курс “Финансовая грамотность”»

1

Доходы и расходы семьи

17

Деньги: что это такое.

1

Удивительные факты и истории о деньгах

1

Учебные мини-проекты «Деньги».

1

Что такое нумизматика? И кого можно назвать нумизматом? Что такое «сувенирные» деньги?

1

Из чего складываются доходы семьи.

1

Учимся считать семейные доходы.

1

Исследуем доходы семьи.

1

Учебные мини-проекты «Доходы семьи».

1

Как появляются расходы семьи.

1

Учимся считать семейные расходы.

1

Исследуем расходы семьи.

1

Учебные мини-проекты «Расходы семьи».

1

Как сформировать семейный бюджет.

1

Ролевая игра «Семейные советы по составлению бюджета».

1

Учебные мини-проекты «Семейный бюджет».

1

Обобщение результатов изучения темы «Доходы и расходы семьи»

1

Презентация портфолио «Доходы и расходы семьи».

1

Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься

13

Почему возникают риски потери денег и имущества и как от этого защититься.

1

Что такое страхование и для чего оно необходимо.

1

Что и как можно страховать.

1

Ролевая игра «Страхование».

1

Исследуем, что застраховано в семье и сколько это стоит.

1

Как определить надёжность страховых компаний.

1

Как работает страховая компания.

1

Учебные мини-проекты «Страхование».

1

Обобщение результатов изучения темы «Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься»

1

Презентация портфолио «Риски потери денег и имущества


как человек может от этого защититься».

1

Играя, решаем задачи.

1

Урок повторения «Из истории Российских денег» и «Туда где хранится история»

1

Занятие обобщение курсу «Финансовая грамотность»

1

7 класс

Человек и государство: как они взаимодействуют

16

Могут ли люди быть финансово независимыми от государства.

1

Что такое налоги и почему их надо платить.

1

Какие бывают налоги.

1

Учимся считать налоги.

1

Ролевая игра «Считаем налоги семьи».

1

Сравниваем налоги граждан разных стран.

1

Исследуем, какие налоги платит семья и что получает от государства.

1

Как работает налоговая служба.

1

Учебные мини-проекты «Налоги».

1

Что такое социальные пособия и какие они бывают.

1

Учимся находить информацию на сайте Фонда социального страхования РФ.

1

Ролевая игра «Оформляем социальное пособие».

1

Исследуем, какие социальные пособия получают люди.

1

Учебные мини-проекты «Социальные пособия».

1

Обобщение результатов изучения темы «Человек и государство: как они взаимодействуют».

1

Презентация портфолио «Человек и государство: как они взаимодействуют

1

Услуги финансовых организаций и собственный бизнес

19

Для чего нужны банки.

1

Почему хранить сбережения в банке выгоднее, чем дома.

1

Какие бывают вклады.

1

Что такое кредиты и надо ли их брать.

1

Изучаем сайт Центрального банка РФ.

1

Исследуем, какими банковскими услугами пользуется семья.

1

Как избежать финансовых потерь и увеличить доходы.

1

Как работает банк.

1

Учебные мини-проекты «Банковские услуги для семьи».

1

Что мы знаем о бизнесе.

1

Как открыть фирму.

1

Для чего нужны бизнес-инкубаторы.

1

Ролевая игра «Открываем фирму».

1

Что такое валюта и для чего она нужна.

1

Учимся находить информацию о курсах валют и их изменениях.

1

Обобщение результатов изучения темы «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1

Презентация портфолио «Услуги финансовых организаций и собственный бизнес».

1

Обобщение результатов изучения курса «Финансовая грамотность».

1

Итоговая проверочная работа по курсу

1

8-9 класс

Управление денежными средствами семьи

8

Деньги: что это такое?

1

Что может происходить с деньгами и как это влияет

на финансы нашей семьи

1

Какие бывают источники доходов

1

От чего зависят личные и семейные доходы

1

Как контролировать семейные расходы и зачем это делать

1

Что такое семейный бюджет и как его построить

1

Как оптимизировать семейный бюджет

1

Обобщение результатов изучения темы «Управление денежными средствами семьи»

1

Способы повышения семейного благосостояния

6

Для чего нужны финансовые организации

1

Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций

1

Для чего нужно осуществлять финансовое планирование

1

Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах

1

Обобщение результатов изучения темы «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»

1

Выполнение тренировочных заданий по теме «Финансовое планирование как способ повышения благосостояния»

1

Риски в мире денег

7

Особые жизненные ситуации: рождение ребёнка, потеря кормильца

1

Особые жизненные ситуации: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы

1

Чем поможет страхование

1

Какие бывают финансовые риски

1

Что такое финансовые пирамиды

1

Обобщение результатов изучения темы «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться»

1

Обобщение результатов изучения темы «Риски в мире денег»

1

Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем

8

Что такое банк и чем он может быть вам полезен

1

Польза и риски банковских карт

1

Что такое бизнес

1

Как создать свое дело

1

Что такое валютный рынок и как он устроен

1

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте

1

Обобщение результатов изучения темы «Банки и их роль в жизни семьи. Собственный бизнес».

1

Обобщение результатов изучения темы «Валюта в современном мире»

1

Человек и государство: как они взаимодействуют

5

Что такое налоги и зачем их платить

1

Какие налоги мы платим

1

Что такое пенсия и как сделать ее достойной

1

Обобщение результатов изучения темы «Налоги и их роль в жизни семьи»

1

Обобщение результатов изучения темы « Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости»

1

Итоговый контроль

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!