Пояснительная записка.
Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.
В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему научное понимание действительности.
В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем.
Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Элективный курс «Проектная деятельность» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в вопросах при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда.
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.
Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;
выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;
творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы;
воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.
Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.
Курс состоит из двух модулей: «Методика проектной деятельности» и «Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС».
Первый модуль является, по сути, межпредметным и позволяет обеспечить формирование общеучебных компетентностей в рамках методики проектной деятельности. Ожидаемым результатом работы по первому модулю является активизация познавательной деятельности обучающихся, практическим выходом изучения этого второго модуля является создание индивидуального учебного проекта, его оформление и защита.
Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:
– что такое проект и исследование, чем они отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской работы;
– технологическую цепочку проекта и научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.
Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.
Образовательный потенциал проектной деятельности:
создаёт у учащихся образ цельного знания;
повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний;
изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации);
интерпретация результатов.
Воспитывает:
значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог);
чувства ответственности, самодисциплины;
способности к самоорганизации;
желания делать свою работу качественно.
Развивает:
исследовательские и творческие способности личности;
способность к самоопределению и целеполаганию;
умения самостоятельно конструировать свои знания;
коммуникативные умения и навыки;
способность ориентироваться в информационном пространстве;
умение работать с различными типами текстов;
умение планировать свою работу и время;
навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.
Место курса в учебном плане
В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение курса «Выбор профессии» в 9 классе отведено 1 часу в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа в год
Тематическое планирование учебного материала
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол- во часов | Урок |
модуль 1. Методика проектной деятельности. |
1 | 7.09 | Введение. Научный метод познания мира. Роль науки в познании мира. Что такое проект и чем интересна проектная деятельность | 1 | Вводная лекция |
2 | 14.09 21.09 | Этапы работы над проектом. Виды проектов и их характеристика. | 2 | Лекция, деловая игра |
3 | 28.09 | Выбор темы проекта. Планирование | 1 | мозговой штурм |
4 | 5.10 | Особенности и структура проекта | 1 | Лекция |
5 | 12.10 19.10 | Критерии оценки | 2 | круглый стол |
6 | 26.10 2.11 | Правила сбора материалов | 2 | Практическая работа |
7 | 16.11 23.11 | Оформление проекта и сопроводительной документации. Печатная и электронная версии. | 2 | Лекция/практическая работа |
8 | 30.11 7.12 | Подготовка проекта к защите. Публичное выступление. | 2 | Лекция/практическая работа |
модуль 2 Создание собственного проекта с помощью любой из программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС |
1 | 14.12 | Введение. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе. | 1 | Вводная лекция |
2 | 21.12 | Подготовка индивидуальных проектов. Выбор темы проекта | 1 | Вводная лекция |
3 | 28.12 | Планирование индивидуального проекта | 1 | Индивидуальные консультации |
4 | 18.01 25.01 1.02 | Подготовка чернового варианта проекта. Сбор материалов. | 3 | Индивидуальные консультации |
5 | 8.02 15.02 22.02 29.02 | Оформление проекта. Подготовка проекта к защите. | 4 | Индивидуальные консультации |
6 | 7.03 | Создание типовой презентации. Что такое PowerPoint? Ввод и редактирование текста. Режим сортировщика слайдов. | 1 | Лекция |
14.03 21.03 | 2 | Лекция/практическая работа |
7 | 4.04 11.04 | Создание презентаций на основе шаблонов Вставка рисунков, диаграмм, графических объектов | 2 | Лекция/практическая работа |
8 | 18.04 25.04 | Подготовка презентации к показу. Настройка времени показа и анимации. Подготовка к показу и демонстрация презентации | 3 | Практическая работа |
9 | 16.05 | Защита проекта | 1 | Практическая работа |
10 | 23.05 | Анализ и самоанализ работ. | 2 | круглый стол |
| ИТЛОГО: | 34 | |
Список литературы для учителей и учащихся.
Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся /авт.-сост. Н.А. Пономарёва.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2013. - 107с.
Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34
Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.
Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.
Рекомендуемая литература
Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.
Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.
«Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.
Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.
Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.
Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.
Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru