СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса для оказания помощо при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Индивидуальный проект"»



Пояснительная записка.

Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ "Об образовании", где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

В рамках школьного обучения научно-исследовательская работа  представляет собой один из способов обучения, когда учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, приобретает новый учебный и жизненный опыт. Конечно, те исследования, которые мы проводим в школе  совместно с учащимися, несопоставимы с научной деятельностью в высших учебных заведениях, но эта деятельность, на мой взгляд, является первой ступенькой ребёнка в науку, дает ему  научное понимание действительности.

В настоящее время метод проектов получил довольно большое распространение. Во многом это связано с тем, что и  во взрослой жизни учащиеся практически неизбежно сталкиваются с процессом проектирования. Таким образом, проект можно рассматривать как своеобразный «мостик» между школой и трудовой деятельностью. Каждый учащийся к окончанию школы старается определиться с выбором будущей профессии и, соответственно, уделяет больше внимания тем предметам, которые будут ему необходимы в дальнейшем.

Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.

Технология учебного проектирования включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой сути. Эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно меняющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Элективный курс «Проектная деятельность» призван оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в вопросах при выборе тем работ, написании и оформлении работ, защитой собственного труда.

«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное». Это выражение Эсхила определяет основные знания, которые должны усвоить ученики в процессе изучения данного элективного курса.

Цель данного курса: создать научное общество в условиях одного класса общеобразовательной школы для оказания помощи при реализации интеллектуального и творческого потенциала учащихся.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся начальные навыки научной работы;

  • выявить способных учащихся и вовлечь их в научно-исследовательскую и проектную деятельность;

  • творческое развитие начинающих исследователей, развитие навыков самостоятельной научной работы; 

  • воспитывать целеустремлённость, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивости и последовательности в их воплощении.

Для реализации поставленных задач в ходе курса предусмотрены виды занятий: лекционные, семинарские и практические.

Курс состоит из двух модулей: «Методика проектной деятельности» и «Создание собственного проекта с помощью любой их программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС».

Первый модуль является, по сути, межпредметным и позволяет обеспечить формирование общеучебных компетентностей в рамках методики проектной деятельности. Ожидаемым результатом работы по первому модулю является активизация познавательной деятельности обучающихся, практическим выходом изучения этого второго модуля является создание индивидуального учебного проекта, его оформление и защита.

Итак, по окончании курса учащиеся должны знать:

– что такое проект и исследование, чем они отличаются;
– приемы и методы исследовательской работы;
– основные понятия научно-исследовательской работы;
– технологическую цепочку проекта и научно-исследовательской работы;
– формы защиты проекта и научно-исследовательской работы;
– клише для научных работ.

Форма защиты элективного курса для получения зачёта – презентация своей работы.


Образовательный потенциал проектной деятельности: 

  • создаёт у учащихся образ цельного знания; 

  • повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; 

  • изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); 

  • интерпретация результатов. 

Воспитывает: 

  • значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); 

  • чувства ответственности, самодисциплины; 

  • способности к самоорганизации; 

  • желания делать свою работу качественно. 

Развивает: 

  • исследовательские и творческие способности личности; 

  • способность к самоопределению и целеполаганию; 

  • умения самостоятельно конструировать свои знания; 

  • коммуникативные умения и навыки; 

  • способность ориентироваться в информационном пространстве; 

  • умение работать с различными типами текстов; 

  • умение планировать свою работу и время; 

  • навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы. 

Место курса в учебном плане


В соответствии с учебным планом МБОУ «Селезнёвская средняя школа» на изучение курса «Выбор профессии» в 9 классе отведено 1 часу в неделю. Всего на изучение программного материала отводится 34 часа в год

Тематическое планирование учебного материала

№ п/п

Дата

Тема урока

Кол- во часов

Урок

модуль 1. Методика проектной деятельности.

1

7.09

Введение. Научный метод познания мира. Роль науки в познании мира. Что такое проект и чем интересна проектная деятельность

1

Вводная лекция

2

14.09

21.09

Этапы работы над проектом. Виды проектов и их характеристика.

2

Лекция, деловая игра

3

28.09

Выбор темы проекта. Планирование

1

мозговой штурм

4

5.10

Особенности и структура проекта

1

Лекция

5

12.10

19.10

Критерии оценки

2

круглый стол

6

26.10

2.11

Правила сбора материалов

2

Практическая работа

7

16.11

23.11

Оформление проекта и сопроводительной документации. Печатная и электронная версии.

2

Лекция/практическая работа

8

30.11

7.12

Подготовка проекта к защите.

Публичное выступление.

2

Лекция/практическая работа

модуль 2 Создание собственного проекта с помощью любой из программ: PowerPoint, Windows Movie Maker, Pascal.АВС

1

14.12

Введение. Правила техники безопасности при работе в компьютерном классе.

1

Вводная лекция

2

21.12

Подготовка индивидуальных проектов. Выбор темы проекта

1

Вводная лекция

3

28.12

Планирование индивидуального проекта

1

Индивидуальные консультации

4

18.01

25.01

1.02

Подготовка чернового варианта проекта.

Сбор материалов.

3

Индивидуальные консультации

5

8.02

15.02

22.02

29.02

Оформление проекта.

Подготовка проекта к защите.

4

Индивидуальные консультации

6

7.03

Создание типовой презентации. Что такое PowerPoint?

Ввод и редактирование текста. Режим сортировщика слайдов.

1

Лекция

14.03

21.03


2

Лекция/практическая работа

7

4.04

11.04


Создание презентаций на основе шаблонов

Вставка рисунков, диаграмм, графических объектов

2

Лекция/практическая работа

8

18.04

25.04


Подготовка презентации к показу. Настройка времени показа и анимации. Подготовка к показу и демонстрация презентации

3

Практическая работа

9

16.05

Защита проекта

1

Практическая работа

10

23.05

Анализ и самоанализ работ.

2

круглый стол


ИТЛОГО:

34





Список литературы для учителей и учащихся.

  1. Технология. 5-11 классы. Проектная деятельность на уроках: планирование уроков, творческие проекты, рабочая тетрадь для учащихся /авт.-сост. Н.А. Пономарёва.-Изд.2-е.-Волгоград: Учитель, 2013. - 107с.

  2. Маркус Н. Сущность, задачи и этапы организации работы над исследовательскими проектами учащихся. – В журнале «Воспитание школьников» №2, 2009 г., с. 31-34

  3. Полот Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М. – 1989.

  4. Сидоренко А.С. Метод проектов: история и практика применения. – В журнале «Завуч» №6, 2003г.- с. 96-111.

Рекомендуемая литература

Лебедева С.А., Тарасов СВ., Викторов Ю.М. Экспериментальная и инновационная деятельность // Научно-практический журнал «Завуч», 2000. № 2. С. 103-112.

Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся. Сборник статей. — М.: Издание МГДД (Ю) Т, 2003.

«Обучение для будущего». Intel (при поддержке Microsoft): Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. — М.: Русская Редакция, 2004.

Пиявский С.А. Критерии оценки исследовательских работ учащихся //Дополнительное образование, 2001. № 1.С. 10-20.

Савенков А.И. Путь в неизведанное. Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. — М.: Генезис, 2005.

Степанова М.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. - СПб.: КАРО, 2005.

Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Исследовательская деятельность www/ direktor/ru




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!