Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ «СОШ № 6», с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы «Литературное чтение» Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой., Разработана на основе УМК «Школа России».
Место предмета в учебном плане
На изучение литературного чтения в 3 классе отводится 102 учебных часа в год (3 часа в неделю, 34 учебные недели)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения иоценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение – письменный ответ на вопрос, описание – характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.
Виды речевой деятельности.
Слушание (аудирование)
Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала). Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг.
Чтение
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному чтению целыми словами вслух, постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических ии интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объему и жанру произведений. Определение вида чтения(изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение
Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Умение составить вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. Пересказ текста: умение последовательно воспроизводить содержание рассказа или сказки; умение коротко пересказать текст в форме аннотирования с указанием темы, основного события и обобщенных сведений о герое (героях); умение пересказать эпизод или часть произведения свободно или в заданной учителем форме (кратко, полно и т.п.).
Построение небольшого монологического высказывания: рассказ о своих впечатлениях о произведении (героях, событиях); устное сочинение повествовательного характера с элементами рассуждения, описания. Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией (с предварительной самостоятельной подготовкой).
Умение участвовать в литературных играх (викторины, инсценирования, декламация и др.). Умение составлять простейшие задания для викторин (литературные загадки-задачи) по прочитанным книгам.
Письмо
Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному (прослушанному) произведению (в том числе с использованием компьютера). Нормы письменной речи: соответствия содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнения), в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв
Круг чтения и опыт читательской деятельности
Круг чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России
Произведения выдающихся представителей русской литературы (В.А.Жуковский, И.А.Крылов, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.А.Фет, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, С.А.Есенин, В.В.Маяковский); классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания. Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; повесть; стихотворение; басня.
Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.
Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема - (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения,
восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.
Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ, повесть, статья) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.
Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.
Формирование умений читательской деятельности. Умение различать типы книг (изданий): книгу-произведение, книгу-сборник, собрание сочинений, периодическую печать, справочные издания (справочники, энциклопедии). Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.
Литературный материал представлен по этапам обучения следующим образом: 1-2 год обучения – фольклор (малые фольклорные формы, сказки); отечественная литература (сказки, стихотворения, рассказы); 3-4 год обучения – фольклор, литературная сказка; отечественная и зарубежная художественная и научно-познавательная литература XIX-XX веков (рассказы, стихотворения, повести); приключенческая, историческая, справочная книга, энциклопедии.
Пользоваться справочными источниками при чтении с целью уточнения значения слов, получения сведений о событиях, фактах, людях. Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке
Основное содержание
Вводный урок по курсу литературного чтения 1
Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.
Самое великое чудо на свете. 4
Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.
Устное народное творчество 14
Русские народные песни. Лирические народные песни. Шуточные народные песни. Докучные сказки. Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушка. Русские народные сказки: « Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-бурка», Иван-царевич и Серый волк». Проект « Сочиняем волшебную сказку»
Поэтическая тетрадь 1. 11
Проект: Как научиться читать стихи» на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского .Ф.И.Тютчев « Весенняя гроза» , « Листья».. Сочинение – миниатюра « О чём расскажут листья» ;
А.А.Фет « мама! Глянь –ка из окошка…» , «Зреет рожь над жаркой нивой ..»И.С. Никитин « Полно, степь моя, спать беспробудно…» ,«Встреча зимы»И.З. суриков « Детство», « Зима» Утренник « Первый снег»
Великие русские писатели 24
Подготовка сообщения « Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина», А.С.Пушкин « За весной , красой природы…» , « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета..», « Зимнее утро», « Зимний вечер». « Сказка о царе Салтане». Подготовка сообщения о И.А. Крылове на основе статьи учебника.И.А. Крылов « Мартышка и очки», « Зеркало и Обезьяна», « Ворона и Лисица».
М. Ю. Лермонтов Статья В. Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. « Горные вершины», « На севере диком..», « Утёс», « Осень». Л.Н. Толстой .Детство Л.Н. Толстого . Из воспоминаний писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве писателя. Рассказы Толстого: «Детство» ( отрывок), « Акула», « Прыжок», « Лев и собачка», « Какая бывает роса на траве», « Куда девается вода из моря» .
Поэтическая тетрадь 2 6
Н.А. Некрасов « Славная осень!», « Не ветер бушует над бором..». « Дедушка Мазай и зайцы» К.И. Бальмонт. « Золотое слово»; И.А.Бунин « Детство», « Полевые цветы», « Густой зелёный ельник у дороги».
Литературные сказки 8
Д.Н.Мамин- сибиряк « Алёнушкины сказки» Присказка., « Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши , Косые Глаза, Короткий Хвост». В.М.Гаршин « Лягушка –путешественница». В.Д.Одоевский « Мороз Иванович».
Были - небылицы 10 МГорький « Случай с Евсейкой». К.Г. Паустовский. « Растрёпанный воробей» А.И.Куприн. « Слон»
Поэтическая тетрадь 1 6 С.Чёрный .Стихи о животных : « Что ты тискаешь утёнка..», « Воробей», « Слон». А.А. Блок .» Ветхая избушка», « Сны», « Ворона « С.А.Есенин « Черёмуха».
Люби живое 16
М. М.Пришвин « Моя Родина». И.С.Соколов- Микитов « Листопадничек».
В.И.Белов « Малька провинился», « Еще раз про Мальку»..
В.В. Бианки « « Мышонок Пик»..
Б.С. Житков « Про обезьянку» В.П. Астафьев « Капалуха» В.Ю.Драгунский « Он живой и светится».
Поэтическая тетрадь 3 8
С.Я. Маршак « Гроза днём» , « В лесу над росистой поляной». А.Л. Барто « Разлука», « В театре»,
С. В. Михалков « Если». Е.А. Благинина « Кукушка» , « Котёнок»
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок 14
Б.В. Шергин « Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». А.П. Платонов « Цветок на земле» , « Ещё мама». М.М.Зощенко. « Золотые слова», « Великие путешественники». Н.Н. Носов « Федина задача», « Телефон»
В.Ю.Драгунский « Друг детства»..
По страницам детских журналов 10
Ю.И. Ермолаев « проговорился», « Воспитатели». Г.Остер « Вредные советы» , « Как получаются легенды». Р.Сеф. « Весёлые стихи» .Выразительное чтение
Зарубежная литература 8 Древнегреческий миф. Храбрый Персей. Г. Х. Андерсен « Гадкий утёнок», сообщение о великом сказочнике
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Самое великое чудо на свете. | 4 |
2 | Устное народное творчество | 10 |
3 | Поэтическая тетрадь | 5 |
4 | Великие русские писатели | 18 |
5 | Поэтическая тетрадь | 5 |
6 | Литературные сказки | 5 |
7 | Были-небылицы | 8 |
8 | Поэтическая тетрадь | 4 |
9 | Люби живое | 16 |
10 | Поэтическая тетрадь | 5 |
11 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 10 |
12 | По страницам детских журналов | 4 |
13 | Зарубежная литература | 6 |
14 | Итоговые уроки | 2 |
| ИТОГО | 102 ч |
Календарно- тематическое планирование по литературному чтению 3 класс
(3 часа в неделю - 102 ч)
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
План | Факт |
1 четверть |
Самое великое чудо на свете (4 ч) |
1 | | | Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь | |
2 | | | Знакомство с рукописными книгами Древней Руси. | |
3 | | | Первопечатник Иван Федоров. Обучение пересказу. | |
4 | | | Обобщение знаний по разделу: «Самое великое чудо на свете» | |
Устное народное творчество (10 ч) |
5 | | | Устное народное творчество. Знакомство с русскими народными песнями. | |
6 | | | Докучные сказки. Составление сказок детьми. Сочинение сказок детьми. | |
7 | | | Произведения прикладного искусства : гжельская и хохломская посуда | |
8 | | | Знакомство со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Работа над иллюстрацией к сказке. | |
9 | | | Знакомство с русской народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». Работа над содержанием сказки. | |
10 | | | Обучение краткому пересказу сказки «Иван-царевич и серый волк». | |
11 | | | Знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка». Работа над содержанием сказки. | |
12 | | | «Сивка-бурка». Деление сказки на смысловые части. | |
13 | | | КВН (обобщающий урок по разделу: «Устное народное творчество»). | |
14 | | | Проект: «Сочиняем волшебную сказку» | |
Стихи русских поэтов (5 ч) | |
15 | | | Знакомство с жизнью и творчеством Ф.И.Тютчева. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Весенняя гроза».«Листья». | |
16 | | | Знакомство со стихотворением А.А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…».Анализ стихотворений. | |
17 | | | Знакомство с жизнью и творчеством И.Никитина. Чтение и анализ стихотворений «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы». | |
18 | | | И.Суриков «Детство», «Зима» | |
19 | | | Обобщающий урок по разделу: «Стихи русских поэтов». | |
Великие русские писатели (18 ч) |
20 | | | Знакомство с жизнью и творчеством А.С.Пушкина. Чтение и анализ стихотворений «Уж небо осенью дышало», «В тот год осенняя погода…», «За весной красой природы…». | |
21 | | | А.С.Пушкин. Стихи «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер». Чтение и анализ. | |
22 | | | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Деление сказки на смысловые части. | |
23 | | | А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Составление картинного плана. | |
24 | | | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Анализ поступков главных героев сказки. | |
25 | | | Знакомство с. жизнью и творчеством И.А.Крылова. «Мартышка и очки». Анализ басни. | |
26 | | | И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна». Характеристика главного героя басни. | |
27 | | | И.А.Крылов. «Ворона и лисица». Басня как жанр. | |
2 четверть |
28 | | | И.А.Крылов. «Ворона и лисица». Мораль в басне. Характеристика главных героев басни. | |
29 | | | Знакомство с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова. «Горные вершины...», «На севере диком стоит одиноко...». Анализ стихотворений. | |
30 | | | М.Ю.Лермонтов. «Утёс». Работа над характеристикой главного образа стихотворения. | |
31 | | | М.Ю.Лермонтов. «Осень». Работа над характеристикой главного образа. | |
32 | | | Знакомство с жизнью и творчеством Л.Н.Толстого. «Детство». Обучение связному пересказу. | |
33 | | | Л.Н.Толстой. «Акула». Чтение по ролям. | |
34 | | | Л.Н.Толстой. «Прыжок». Анализ поступка героя. | |
35 | | | Л.Н.Толстой. «Лев и собачка». Работа над содержанием текста. | |
36 | | | Л.Н.Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Отличие научного текста от художественного. | |
37 | | | Обобщающий урок по разделу: «Великие русские писатели». | |
Стихи русских поэтов (5 ч) |
38 | | | Знакомство с жизнью и творчеством Н.А.Некрасова. «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором...». Чтение и анализ стихотворений. | |
39 | | | Н.А.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Деление текста на части. Работа над составлением плана. | |
40 | | | К.Д.Бальмонт. «Золотое слово». Чтение и анализ стихотворения. | |
41 | | | Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Бунина. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...». Понимание смысла прочитанного. | |
42 | | | Обобщающий урок по разделу: «Стихи русских поэтов». | |
Литературные сказки (5 ч) |
43 | | | Знакомство с жизнью и творчеством Д.Мамина- Сибиряка. «Присказка к Алёнушкиным сказкам». «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | |
44 | | | В.Гаршин. «Лягушка-путешественница». Работа над содержанием текста. | |
45 | | | В. Ф Одоевский «Мороз Иванович». Работа над содержанием текста. | |
46 | | | В. Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев в сказке. | |
47 | | | Обобщающий урок по первой части учебника. | |
3 четверть |
Были и небылицы (8 ч) |
48 | | | Знакомство с жизнью и творчеством М.Горького. «Случай с Евсейкой». Чтение и анализ рассказа. | |
49 | | | М.Горький. «Случай с Евсейкой». Работа над содержанием текста. | |
50 | | | К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей». Анализ поступков и состояние героев.Работа над содержанием первой части. | |
51 | | | К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей». Работа над содержанием второй части. | |
52 | | | К.Г.Паустовский. «Растрёпанный воробей». Работа над содержанием третьей части. Выборочное чтение. | |
53 | | | А.Куприн. «Слон». Анализ характеров и поступков героев. | |
54 | | | А.Куприн. «Слон». Деление текста на части. Составление плана. | |
55 | | | Обобщающий урок по разделу: «Были и небылицы». | |
Стихи русских поэтов (4 ч) |
56 | | | Знакомство с жизнью и творчеством С.Чёрного. «Что ты тискаешь утёнка?...», «Воробей», «Слон». Выразительное чтение. Анализ стихотворений. | |
57 | | | А.Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». Совершенствование умения читать стихотворное произведение. | |
58 | | | С.Есенин. «Черёмуха».Чтение и анализ стихотворения. | |
59 | | | Обобщающий урок по разделу: «Стихи русских поэтов». | |
Люби живое (16 ч) |
60 | | | Знакомство с жизнью и творчеством М.Пришвина. «Моя Родина». Деление текста на части. | |
61 | | | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Знакомство с жизнью и творчеством И.Соколова-Микитова. Анализ произведения. | |
62 | | | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». Деление текста на части. Составление плана. | |
63 | | | В.И.Белов «Малька провинилась». | |
64 | | | В.И.Белов «Ещё раз про Мальку».Выборочное чтение. | |
65 | | | В.Бианки «Мышонок Пик». Ознакомление с рассказом. Связный пересказ текста. | |
66 | | | В.Бианки «Мышонок Пик». Деление текста на части. Составление плана. | |
67 | | | Б.С.Житков «Про обезьяну». Знакомство с жизнью и творчеством Б.С.Житкова. Работа над содержанием рассказа. | |
68 | | | Б.С.Житков «Про обезьяну». Выборочное чтение. Обучение пересказу. | |
69 | | | Б.С.Житков «Про обезьяну». Составление сжатого рассказа. | |
70 | | | Д.Мамин-Сибиряк «Медведко». Работа над содержанием. Выборочное чтение. | |
71 | | | В.Л.Дуров «Наша Жучка». Знакомство с жизнью и творчеством В.Л.Дурова. Деление текста на части, составление плана. | |
72 | | | В.П.Астафьев «Капалука». Знакомство с жизнью и творчеством В.П.Астафьева. Работа на содержанием рассказа. Любовь и бережное отношение к природе в рассказе. | |
73 | | | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Знакомство с жизнью и творчеством В.Ю.Драгунского. | |
74 | | | В.Ю.Драгунский «Он живой и светится». Чтение по ролям. | |
75 | | | Обобщающий урок по разделу: «Люби живое». | |
4 четверть |
Стихи русских поэтов (5 ч) |
76 | | | С.Я.Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». Выразительное чтение и анализ стихотворений. | |
77 | | | А.Барто «Разлука», «В театре». Знакомство с жизнью и творчеством писательницы. Чтение и анализ стихотворений. | |
78 | | | Знакомство с жизнью и творчеством С.В.Михалкова. «Если». Анализ текста. | |
79 | | | Е.Благинина «Кукушка», «Котёнок». Сравнение и анализ стихотворений. | |
80 | | | Обобщающий урок по разделу: «Стихи русских поэтов». | |
Собирай по ягодке-наберёшь кузовок (10 ч) |
81 | | | Б.Щергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». Работа над содержанием текста. Смысл пословицы в заглавии произведения. | |
82 | | | А.П.Платонов «Цветок на земле». Работа над содержанием текста. | |
83 | | | А.П.Платонов «Ещё мама». Краткий пересказ. Любовь и уважение к матери в произведении. | |
84 | | | М.Зощенко «Золотые слова». Работа над содержанием текста. Уважение к старшим в рассказе. | |
85 | | | М.Зощенко «Великие путешественники». Краткий пересказ. | |
86 | | | Н.Носов «Федина задача». Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова. Анализ поступка героя. | |
87 | | | Н.Носов «Телефон». Работа над содержанием текста. | |
88 | | | Н.Носов «Телефон». | |
89 | | | В.Ю.Драгунский «Друг детства». Роль друзей в жизни. Работа над содержанием текста. | |
90 | | | Обобщающий урок по разделу: «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок». | |
По страницам детских журналов (4 ч) | |
91 | | | Ю.Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Знакомство с детскими журналами. | |
92 | | | Г.Остер «Вредные советы». Знакомство с жизнью и творчеством писателя. Юмор и сатира в творчестве писателя. | |
93 | | | Знакомство с жизнью и творчеством. Р.Сефа. «Весёлые стихи». Выразительное чтение и анализ произведений. | |
94 | | | Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов» | |
Зарубежная литература (6 ч) | |
95 | | | Мифы Древней Греции. Мифологические образы и сюжеты. | |
96 | | | Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей». Работа над содержанием текста. | |
97 | | | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Работа над содержанием текста. | |
98 | | | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». Деление текста на части, составление плана. | |
99 | | | Г.Х.Андерсен «Гадкий утёнок». | |
100 | | | Обобщающий урок. | |
Итоговые уроки (2 ч) |
101 | | | Итоговая диагностическая работа | |
102 | | | Итоговый урок | |