Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Математика» для 3 класса составлена на основе Программы начального общего образования общеобразовательной организации МБОУ СОШ № 6, с.Еленовское Красногвардейского района Республики Адыгея, Федерального государственного образовательного стандарта Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г), Концепции- духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального образования и авторской программы М. И. Моро, Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой «Математика», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Место предмета в учебном плане
На изучение математики в 3 классе начальной школы отводится по 4 ч в неделю 136 ч (34 учебн. нед. в каждом классе).
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитую мотивацию учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Предметные результаты
Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, представлять, анализировать и интерпретировать данные.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Числа и величины
Счёт предметов. Образование, название и запись чисел от 0 до 1 000 000. Десятичные единицы счёта. Разряды и классы. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения.
Измерение величин. Единицы измерения величин: массы (грамм, килограмм, центнер, тонна); вместимости (литр), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (половина, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная).
Арифметические действия
Сложение, вычитание, умножение и деление. Знаки действий. Названия компонентов и результатов арифметических действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Взаимосвязь арифметических действий (сложения и вычитания, сложения и умножения, умножения и деления). Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Деление с остатком. Свойства сложения, вычитания и умножения: переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения и вычитания. Числовые выражения. Порядок выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий и правил о порядке выполнения действий в числовых выражениях. Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел, умножения и деления многозначных чисел на однозначное, двузначное и трёхзначное число. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия, взаимосвязь компонентов и результатов действий, прикидка результата, проверка вычислений на калькуляторе).
Элементы алгебраической пропедевтики. Выражения с одной переменной вида a ± 28, 8 ∙ b, c : 2; с двумя переменными вида: a + b, а – b, a ∙ b, c : d (d ≠ 0), вычисление их значений при заданных значениях входящих в них букв. Использование буквенных выражений при формировании обобщений, при рассмотрении умножения 1 и 0 (1 ∙ а = а, 0 ∙ с = 0 и др.). Уравнение. Решение уравнений (подбором значения неизвестного, на основе соотношений между целым и частью, на основе взаимосвязей между компонентами и результатами арифметических действий).
Работа с текстовыми задачами
Задача. Структура задачи. Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задач.
Текстовые задачи, раскрывающие смысл арифметических действий (сложение, вычитание, умножение и деление). Текстовые задачи, содержащие отношения «больше на (в) …», «меньше на (в) …». Текстовые задачи, содержащие зависимости, характеризующие процесс движения (скорость, время, пройденный путь), расчёт стоимости товара (цена, количество, общая стоимость товара), расход материала при изготовлении предметов (расход на один предмет, количество предметов, общий расход) и др. Задачи на определение начала, конца и продолжительности события. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле.
Решение задач разными способами.
Представление текста задачи в виде рисунка, схематического рисунка, схематического чертежа, краткой записи, в таблице, на диаграмме.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры
Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше — ниже, слева — справа, за — перед, между, вверху — внизу, ближе — дальше и др.).
Распознавание и изображение геометрических фигур: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, угол, ломаная; многоугольник (треугольник, четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, пятиугольник и т. д.).
Свойства сторон прямоугольника.
Виды треугольников по углам: прямоугольный, тупоугольный, остроугольный. Виды треугольников по соотношению длин сторон: разносторонний, равнобедренный (равносторонний).
Окружность (круг). Центр, радиус окружности (круга).
Использование чертёжных инструментов (линейка, угольник, циркуль) для выполнения построений.
Геометрические формы в окружающем мире. Распознавание и называние геометрических тел: куб, пирамида, шар.
Геометрические величины
Геометрические величины и их измерение. Длина. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр). Соотношения между единицами длины. Перевод одних единиц длины в другие. Измерение длины отрезка и построение отрезка заданной длины. Периметр. Вычисление периметра многоугольника, в том числе периметра прямоугольника (квадрата).
Площадь. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр). Точное и приближённое (с помощью палетки) измерение площади геометрической фигуры. Вычисление площади прямоугольника (квадрата).
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации.
Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что …», «если …, то …», «все», «каждый» и др.).
Тематическое планирование
№ | Название раздела | Кол во часов |
1 | Сложение и вычитание | 8ч |
2 | Табличное умножение и деление | 56ч |
3 | Внетабличное умножение и деление | 27ч |
4 | Нумерация | 13ч |
5 | Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание | 10ч |
6 | Умножение и деление | 12ч |
7 | Повторение | 10ч |
| ИТОГО | 136ч |
Календарно-тематическое планирование по математике 3 класс
(140 часов – 4 часа в неделю)
№ п\п | Дата | Тема | Примечание |
План | Факт |
1 четверть | |
Сложение и вычитание (8ч) | |
1 | | | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Стр. 4 | |
2 | | | Устные и письменные приемы сложения и вычитания. Стр. 5 | |
3 | | | Решение уравнений с неизвестным слагаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при сложении. Стр.6-7 | |
4 | | | Решение уравнений с неизвестным уменьшаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Стр.8 | |
5 | | | Решение уравнений с неизвестным вычитаемым на основе знания о взаимосвязи чисел при вычитании Стр.9 | |
6 | | | Геометрические фигуры. Обозначение геометрических фигур буквами. Стр.10 | |
7 | | | Странички для любознательных Стр.11-13 | |
8 | | | Повторение пройденного: Что узнали? Чему научились? стр.14-16 | |
Табличное умножение и деление(28ч) | |
9 | | | Связь умножения и деления. Таблицы умножения и деления с числами 2,3 Стр.18-19 | |
10 | | | Четные и нечетные числа Стр.20 | |
11 | | | Входная контрольная работа | |
12 | | | Работа над ошибками. Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.21 | |
13 | | | Зависимость между величинами: цена, количество, стоимость Стр. 22 | |
14 | | | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.23 | |
15 | | | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Стр. 24-25 | |
16 | | | Порядок выполнения действий в выражениях со скобками и без скобок Стр. 26 | |
17 | | | Зависимости между пропорциональными величинами: масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов; расход ткани на один предмет, количество предметов, расход ткани на все предметы. Стр.27 | |
18 | | | Странички для любознательных.стр.28 | |
19 | | | Повторение пройденного. Что узнали, чему научились. Стр. 29-31 | |
20 | | | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тестовая форма). Анализ результатов. Стр.32-33 | |
21 | | | Таблица умножение и деления с числом 4 Стр. 34 | |
22 | | | Таблица Пифагора Стр.35 | |
23 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 36 | |
24 | | | Задачи на увеличение числа в несколько раз Стр. 37 | |
25 | | | Задачи на уменьшение числа в несколько раз Стр. 38 | |
26 | | | Решение задач Стр.39 | |
27 | | | Таблица умножение и деления с числом 5 Стр. 40 | |
28 | | | Задачи на кратное сравнение стр.41 | |
29 | | | Задачи на кратное сравнение стр.42-43 | |
30 | | | Таблица умножение и деления с числом 6 Стр. 44 | |
31 | | | Решение задач. стр. 45-46 | |
32 | | | Контрольная работа по теме «Табличное умножение и деление» за 1 четверть | |
33 | | | Работа над ошибками. Решение задач. стр. 47 | |
34 | | | Таблица умножение и деления с числом 7 Стр. 48 | |
35 | | | Страничка для любознательных. Проект «Математические сказки» Стр.49-51 | |
36 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» Стр.52-55 | |
2 четверть | |
Табличное умножение и деление (28 ч) | |
37 | | | Площадь. Сравнение площадей фигур. стр.56-57 | |
38 | | | Квадратный сантиметр. Стр.58-59 | |
39 | | | Площадь прямоугольника. Стр.60-61 | |
40 | | | Таблица умножение и деления с числом 8 Стр. 62 | |
41 | | | Закрепление изученного Стр.63 | |
42 | | | Решение задач. стр. 64 | |
43 | | | Таблица умножение и деления с числом 9 Стр. 65 | |
44 | | | Квадратный дециметр. Стр. 66-67 | |
45 | | | Таблица умножения. Закрепление. Стр.68-69 | |
46 | | | Квадратный метр. стр.70-71 | |
47 | | | Закрепление изученного. стр.72 | |
48 | | | Странички для любознательных. стр. 73-75 | |
49 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.76-79 | |
50 | | | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (Тестовая форма) стр.80-81 | |
51 | | | Умножение на 1. стр.82 | |
52 | | | Умножение на 0. стр.83 | |
53 | | | Умножение и деление с числами 1 и 0.Деление 0 на число. стр.84-85 | |
54 -55 | | | Закрепление изученного. Странички для любознательных стр. 86-90 | |
56 | | | Доли. стр.92-93 | |
57 | | | Окружность. Круг. стр.94-95 | |
58 | | | Диаметр окружности (круга) стр.96-97 | |
59 | | | Единицы времени. Год, месяц. стр. 98-99 | |
60 | | | Единицы времени. Сутки. стр. 100 | |
61 | | | Контрольная работа за 1 полугодие | |
62 | | | Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр.101-103, стр. 109 | |
63 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108 | |
64 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились» стр.104-108 | |
3 четверть | |
Внетабличное умножение и деление (27ч) | |
65 | | | Умножение и деление круглых чисел. стр.4 | |
66 | | | Деление вида 80:20 Стр. 5 | |
67 | | | Умножение суммы на число. стр.6-7 | |
68 | | | Приему умножения для случаев вида 23•4. стр.8 | |
69 | | | Умножение двузначного на однозначное число. стр. 9 | |
70 | | | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» стр.10 | |
71 | | | Закрепление изученного по теме «Умножение двузначного на однозначное число» Странички для любознательных. стр.11-12 | |
72 | | | Деление суммы на число. стр. 13 | |
73 | | | Деление суммы на число. стр. 14 | |
74 | | | Деление двузначного на однозначное число. стр.15 | |
75 | | | Делимое. Делитель. стр.16 | |
76 | | | Проверка деления. стр. 17 | |
77 | | | Случаи деления вида 87:29 стр. 18 | |
78 | | | Проверка умножения. стр. 19 | |
79 | | | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. стр.20 | |
80 | | | Решение уравнений на основе связи между компонентами и результатом умножения и деления. стр.21 | |
81 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Странички для любознательных. стр. 22-25 | |
82 | | | Контрольная работа по теме «Решение уравнений» | |
83 | | | Работа над ошибками. Деление с остатком. стр.26 | |
84 | | | Деление с остатком. стр.27 | |
85 | | | Деление с остатком. стр.28 | |
86 | | | Деление с остатком. стр.29 | |
87 | | | Решение задач на деление с остатком. стр. 30 | |
88 | | | Случаи деления, когда делитель больше делимого. стр. 31 | |
89 | | | Проверка деления с остатком. стр. 32 | |
90 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». стр. 33-35 Проект «Задачи-расчеты» | |
91 | | | Контрольная работа по теме «Деление с остатком» | |
Нумерация (13ч) | |
92 | | | Работа над ошибками. Тысяча. стр.42 | |
93 | | | Образование и названия трехзначных чисел. стр. 43 | |
94 | | | Запись трехзначных чисел. стр. 44-45 | |
95 | | | Письменная нумерация в пределах 100. стр. 46 | |
96 | | | Увеличение и уменьшение чисел в 10 и 100 раз. стр. 47 | |
97 | | | Представление трехзначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. стр. 48 | |
98 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. Приемы устных вычислений. стр. 49 | |
99 | | | Сравнение трехзначных чисел. стр. 50 | |
100 | | | Письменная нумерация в пределах 1000. стр. 51 | |
101 | | | Контрольная работа по теме «Нумерация в пределах 1000» за 3 четверть. | |
102 | | | Работа над ошибками. Странички для любознательных. стр. 52-53, стр. 55-57 | |
103 | | | Единицы массы. Грамм. стр. 54 | |
104 | | | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». стр. 58-61 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | |
4 четверть | |
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание (10ч) | |
105 | | | Приемы устных вычислений. стр.66 | |
106 | | | Приемы устных вычислений вида: 450+30, 620-200. стр. 67 | |
107 | | | Приемы устных вычислений вида: 470+80, 560-90. стр. 68 | |
108 | | | Приемы устных вычислений вида: 260+310, 670-140. стр. 69 | |
109 | | | Приемы письменных вычислений. стр. 70 | |
110 | | | Алгоритм сложения трехзначных чисел. стр. 71 | |
111 | | | Алгоритм вычитания трехзначных чисел. стр. 72 | |
112 | | | Виды треугольников. стр. 73 | |
113 | | | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание» | |
114 | | | Работа над ошибками. Повторение изученного «Что узнали. Чему научились». стр. 76-79 Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» | |
Умножение и деление (12ч) | |
115 | | | Приемы устного умножения и деления. стр. 82 | |
116 | | | Приемы устного умножения и деления. стр. 83 | |
117 | | | Приемы устного умножения и деления. стр. 84 | |
118 | | | Виды треугольников. стр. 85 | |
119 | | | Приемы письменного умножения на однозначное число. стр. 88 | |
120 | | | Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное. стр. 89 | |
121 | | | Приемы письменного умножения на однозначное число. стр. 90 | |
122 | | | Приемы письменного деления на однозначное число. стр. 92 | |
123 | | | Алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное. стр. 93-94 | |
124 | | | Проверка деления. стр. 95 | |
125 | | | Знакомство с калькулятором. стр. 97-98 | |
126 | | | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». стр. 99-102 | |
Повторение (10ч) | |
127 | | | Итоговая контрольная работа за 3 класс | |
128 | | | Работа над ошибками. Повторение. Нумерация. стр. 103 | |
129 | | | Повторение. сложение и вычитание. стр. 103-104 | |
130 | | | Повторение. сложение и вычитание. стр. 103-104 | |
131 | | | Повторение. Умножение и деление. стр. 105-106 | |
132 | | | Повторение. Умножение и деление. стр. 105-106 | |
133 | | | Повторение. Порядок выполнения действий. стр. 107 | |
134 | | | Повторение. Решение задач. стр. 107-108 | |
135 | | | Повторение. Геометрические фигуры и величины. стр. 109 | |
136 | | | Обобщающий урок. Игра «По океану математики» | |