Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа
Демидовского района Смоленской области
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы
Протокол № 1 от 31.08.20 г. 31.08. 2020 г. Приказ № 199-о\д от 31.08.20
______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса
"Музыкальные путешествия"
2020-20201учебный год
Класс: 3класс
Учитель: Гудкова Н.В.
п. Пржевальское
2020год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальные путешествия» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.
Задачи внеурочной деятельности:
1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.
2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале народной музыки
3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.
4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.
6. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.
7. Развитие творческих способностей младших школьников.
Режим занятий:
Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.
Личностные универсальные учебные действия:
- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;
- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;
- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;
- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;
- уважение к чувствам и настроениям другого человека.
- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;
-нравственно-эстетических переживаний музыки;
- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;
- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
- понимать смысл инструкции учителя и заданий;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск нужной информации;
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- сравнивать разные части музыкального текста;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.
- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;
- работать с дополнительными текстами и заданиями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в групповой работе.
Содержание программы
№п\п | Темы занятий | Общее количество часов | Часы теории | Часы практических занятий |
1. | Звуки окружающего мира | 4 | 1 | 3 |
2. | Развитие и охрана голоса | 4 | 1 | 3 |
3. | Музыка и ты | 5 | 1 | 4 |
4. | Фольклор | 6 | 3 | 6 |
5. | Ансамбль | 6 | 2 | 8 |
6. | Творчество | 3 | 1 | 2 |
7. | Радуга талантов | 6 | | 6 |
Всего-34 часа
Содержание деятельности
Занятия внеурочной деятельности «Музыкальные путешествия» ведутся по программе, включающей несколько разделов.
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»
Содержание
На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.
«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.
2. Тема «Разбудим голосок»
Содержание
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.
Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
3. Тема «Развитие голоса»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.
4. Тема «Музыка и ты»
Содержание
Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами,видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.
Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.
Формы – конкурсы, постановка концертов.
5. Тема «Фольклор»
Содержание
Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».
Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.
6. Тема «Творчество»
Содержание
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
Формы – творческие игры, конкурсы.
7. Тема «Радуга талантов»
Содержание
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения.
. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.
Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема | Дата | Факт |
1. | Вводное занятие. Шумовые и музыкальные звуки. Игра « Угадай мелодию» | 08.09 | |
2. | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах (ложки) | 15.09 | |
3. | Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах (ложки | 22.09 | |
4. | Музыкальные движения | 29.09 | |
5. | Радуга талантов. Участие в концерте ко Дню Учителя. | 06.10 | |
6. | « Разбудим голосок». Вокально-хоровые и дыхательные упражнения | 13.10 | |
7. | Музыка осени. Композитор П.И. Чайковский. Слушаем и изображаем красками. | 20.10 | |
8. | Вокально-хоровая работа .Развитие голоса. | 27.10 | |
9. | Развитие голоса. Вокально-хоровая работа. | 10.11 | |
10. | « Волшебные нотки». Композитор М.И. Глинка | 17.11 | |
11. | Фольклор. Частушки. Работа в парах | 24.11 | |
12. | Знакомство с русскими народными песнями. Упражнения на развитие дыхания. | 01.12 | |
13. | Я хочу услышать музыку. Ансамбль русских народных инструментов. | 08.12 | |
14. | Музыка вокруг тебя. Слушаем русскую народную песню. | 15.12 | |
15. | Музыка зимы. Слушаем и изображаем красками. Хоровая деятельность. | 22.12 | |
16. | Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность | 29.12 | |
17. | Знакомство с русскими народными песнями. Сольная и хоровая деятельность | 12.01 | |
18. | Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность. | 19.01 | |
19. | Музыка вокруг тебя. Композитор В.Шаинский. | 26.01 | |
20. | Музыка и ты. « Я-маленький композитор» | 02.02 | |
21. | Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность. | 09.02 | |
22. | Радуга талантов. Поздравляем наших мужчин. | 16.02 | |
23. | Работа в ансамбле. Готовим поздравления для мам и бабушек. | 02.03 | |
24. | Радуга талантов. Участие в концерте. | 09..03 | |
25. | Музыка весны. Слушаем и изображаем красками. | 16.03 | |
26. | Звучащий мой голос. Сольная деятельность | 06.04 | |
27. | Звучащий мой голос. Сольная и хоровая деятельность | 13.04 | |
28. | Музыка,здоровье,жизнь. Наши любимые мелодии. | 20.04 | |
29. | Разучивание детских песен | 27.04 | |
30. | Концерт для воспитанников детского сада. | 28.04 | |
31. | Музыка вокруг тебя. Встреча с юными музыкантами Школы искусств. | 04.05 | |
32. | Подготовка к отчетному концерту. | 11.05 | |
33 | Подготовка к отчетному концерту. | 18.05 | |
34. | Радуга талантов. Отчетный концерт. | 25.05 | |
К концу 3 года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.