СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса " Музыкальные путешествия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса " Музыкальные путешествия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

ПРЖЕВАЛЬСКАЯ средняя школа

Демидовского района Смоленской области



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед. совета зам. директора по УВР директор школы

Протокол № 1 от 31.08.20 г. 31.08. 2020 г. Приказ № 199-о\д от 31.08.20

______(З.В. Парфенова) _______ (С.М. Турбаев)






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



курса

"Музыкальные путешествия"



2020-20201учебный год












Класс: 3класс


Учитель: Гудкова Н.В.










п. Пржевальское

2020год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена с учетом требований, обозначенных в ФГОС начального общего образования, и в соответствии с концептуальными положениями системы развивающего обучения. Программа музыкального воспитания по внеурочной деятельности «Музыкальные путешествия» поможет младшим школьникам творчески войти в удивительный мир музыки, полный чарующих разнообразных звуков.


Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.


Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить музыкальный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.



Цель: Создание условий для развития творческих способностей и духовно-нравственного становления детей младшего школьного возраста посредством вовлечения их в музыкальную деятельность.


Задачи внеурочной деятельности:


1. Формирование первичных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека.


2. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале народной музыки

3. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.


4. Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.


5. Знакомство с элементами музыкальной грамоты, игры на музыкальных инструментах.


6. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности учащихся, воспитание их нравственных и эстетических чувств.


7. Развитие творческих способностей младших школьников.


Режим занятий:


Программа рассчитана на 3 года обучения, 1 раз в неделю, 34 часа в год. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.


Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих универсальных учебных действий.


Личностные универсальные учебные действия:


- эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения;


- эмоциональное восприятие образов родной природы, отраженных в музыке, чувство гордости за русскую народную музыкальную культуру;


- положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности и творческой;


- основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными для детского восприятия музыкальными произведениями;


- уважение к чувствам и настроениям другого человека.


- понимания значения музыкального искусства в жизни человека;


-нравственно-эстетических переживаний музыки;


- начальной стадии внутренней позиции школьника через освоение позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;


- первоначальной ориентации на оценку результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности;


- эстетических переживаний музыки, понимания роли музыки в собственной жизни.


Регулятивные универсальные учебные действия:


- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;


- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;


- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;


- выполнять действия в устной форме;


- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.


- понимать смысл инструкции учителя и заданий;


- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;


- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;




Познавательные универсальные учебные действия:


- осуществлять поиск нужной информации;


- расширять свои представления о музыке;


- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;


- использовать рисуночные и простые символические варианты музыкальной записи, в том числе карточки ритма;


- читать простое схематическое изображение;


- различать условные обозначения;


- сравнивать разные части музыкального текста;


- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями.


- осуществлять поиск нужной дополнительной информации;


- работать с дополнительными текстами и заданиями;


- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);


- соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального сочинения.



Коммуникативные универсальные учебные действия:


- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;


- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.п.);


- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;


- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;


- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.


- выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;


- следить за действиями других участников в процессе импровизаций, коллективной творческой деятельности;


- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;


- контролировать свои действия в групповой работе.





Содержание программы


№п\п

Темы занятий

Общее количество часов

Часы теории

Часы практических занятий

1.

Звуки окружающего мира

4

1

3

2.

Развитие и охрана голоса

4

1

3

3.

Музыка и ты

5

1

4

4.

Фольклор

6

3

6

5.

Ансамбль

6

2

8

6.

Творчество

3

1

2

7.

Радуга талантов

6


6


Всего-34 часа



Содержание деятельности


Занятия внеурочной деятельности «Музыкальные путешествия» ведутся по программе, включающей несколько разделов.


1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»


Содержание


На первом вводном занятии руководитель знакомит ребят с программой внеурочной деятельности, правилами поведения на кружке, охрана голоса, инструктаж учащихся. В конце занятия проводится музыкальная игра.


«Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки. Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.


Формы – беседа, прослушивание звуков природы, групповые игры.


2. Тема «Разбудим голосок»


Содержание


Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции. Распевание. Скороговорки.


«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.


Богатство голоса во многом определяется объемом, регистровым диапазоном его. В голосе каждого человека есть 2-3 нотки, которые приятно звучат и образуются без какого-либо напряжения. Это звуки нормального или натурального голоса.


Голос – нежнейший и тончайший инструмент, которым должен владеть каждый, особенно исполнитель. Голос надо беречь, упражнять, развивать, обогащать, совершенствовать.


Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.


3. Тема «Развитие голоса»


Содержание


В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.


Формы - групповые игры, сольное и хоровое пение.


4. Тема «Музыка и ты»


Содержание


Раздел «Музыка» - призван познакомить учащихся с музыкой как видом искусства; дать понятие, что даёт музыкальное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, встречи с музыкантами,видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в концертах, представление своих творческих работ по темам бесед. Краткие сведения о музыкальном искусстве и его особенностях.


Раздел предусматривает не столько приобретение ребенком профессиональных навыков, сколько развитие его игрового поведения, эстетического чувства, умения общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.


Формы – конкурсы, постановка концертов.


5. Тема «Фольклор»


Содержание


Действенное знакомство с преданиями, традициями, обрядами, играми, праздниками русского народа и народными инструментами, всё это расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками. Ансамбль. Народный оркестр. Чем похожи «Три оркестра».


Формы – импровизация игр, хороводов, сказок, народных песен.


6. Тема «Творчество»


Содержание


В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.


Формы – творческие игры, конкурсы.


7. Тема «Радуга талантов»


Содержание


«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения.

. Коллективно изготавливаются декорации, костюмы для музыкально-театрализованных представлений. Подготовка сольных партий. Прогонные и генеральные репетиции, выступление.


Формы – творческий отчёт, концертная деятельность.





Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема

Дата

Факт

1.

Вводное занятие. Шумовые и музыкальные звуки. Игра « Угадай мелодию»

08.09


2.

Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах (ложки)

15.09


3.

Ритмические игры и упражнения на шумовых инструментах (ложки

22.09


4.

Музыкальные движения

29.09


5.

Радуга талантов. Участие в концерте ко Дню Учителя.

06.10


6.

« Разбудим голосок». Вокально-хоровые и дыхательные упражнения

13.10


7.

Музыка осени. Композитор П.И. Чайковский. Слушаем и изображаем красками.

20.10


8.

Вокально-хоровая работа .Развитие голоса.

27.10


9.

Развитие голоса. Вокально-хоровая работа.

10.11


10.

« Волшебные нотки». Композитор М.И. Глинка

17.11


11.

Фольклор. Частушки. Работа в парах

24.11


12.

Знакомство с русскими народными песнями. Упражнения на развитие дыхания.

01.12


13.

Я хочу услышать музыку. Ансамбль русских народных инструментов.

08.12


14.

Музыка вокруг тебя. Слушаем русскую народную песню.

15.12


15.

Музыка зимы. Слушаем и изображаем красками. Хоровая деятельность.

22.12


16.

Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность

29.12


17.

Знакомство с русскими народными песнями. Сольная и хоровая деятельность

12.01


18.

Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность.

19.01


19.

Музыка вокруг тебя. Композитор В.Шаинский.

26.01


20.

Музыка и ты. « Я-маленький композитор»

02.02


21.

Работа в ансамбле. Сольная и хоровая деятельность.

09.02


22.

Радуга талантов. Поздравляем наших мужчин.

16.02


23.

Работа в ансамбле. Готовим поздравления для мам и бабушек.

02.03


24.

Радуга талантов. Участие в концерте.

09..03


25.

Музыка весны. Слушаем и изображаем красками.

16.03


26.

Звучащий мой голос. Сольная деятельность

06.04


27.

Звучащий мой голос. Сольная и хоровая деятельность

13.04


28.

Музыка,здоровье,жизнь. Наши любимые мелодии.

20.04


29.

Разучивание детских песен

27.04


30.

Концерт для воспитанников детского сада.

28.04


31.

Музыка вокруг тебя. Встреча с юными музыкантами Школы искусств.

04.05


32.

Подготовка к отчетному концерту.

11.05


33

Подготовка к отчетному концерту.

18.05


34.

Радуга талантов. Отчетный концерт.

25.05








К концу 3 года занятий ребёнок


ЗНАЕТ:


1. Что такое музыка.


2. Чем отличается музыка от других видов искусств.


3. С чего зародилась музыка.


4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.


5. Кто создаёт музыкальные произведения.



ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:


1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.


2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).


3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.


УМЕЕТ:


1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.


2. Образно мыслить.


3. Концентрировать внимание.


4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.




ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:


1. Общения с партнером (одноклассниками).


2. Элементарного музыкального мастерства.


3. Образного восприятия музыкального произведения.


4. Коллективного творчества


А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к музыкальным инструментам, голосу, ответственность перед коллективом.