Обучение по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Характеристика деятельности детей | Планируемые предметные результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | Личностные результаты обучения |
По плану | По факту |
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества» 1 час |
1 | 05.09 | | Россия – наша Родина. | 1 | Вести учебный диалог: обсуждение проблемы, по чему мы страну называем Отечеством, почему гражда нин государства должен знать культуру своей Роди ны. Составлять рисунок-схему понятий: «Материаль ный мир, духовный мир, культурные традиции». | Высказывает предположе- ния о том, почему мы страну называем Отечест- вом, почему гражданин государства должен знать культуру своей Родины. Находит иллюстрации понятий: «Материальный мир, духовный мир, культурные традиции» | Строит предположения, анализирует, обобщает, сра внивает. Читает, наблюда ет. Составляет план пере сказа, пересказывает. При меняет правила ведения учебного диалога. Читает информацию, представлен ную в виде рисунка-схемы. Осуществляет самоконт- роль выполнения учебной задачи. | Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотруд ничать в совместном реше нии проблемы, искать инфо рмацию. |
Основы религиозных культур и светской этики 28 часов |
2 | 12.09 | | Что такое светская этика | 1 | Читать и обсуждать текст «Что такое светская этика» Объяснять понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиоз ная этика, светская этика». С опорой на статью учебника уметь ответить на вопросы: Кто был осно вателем науки «Этика»? Что помогает понять светс кая этика? | Объясняет понятия: «Мо раль», «Этика», «Религиоз ная этика, светская этика». С опорой на статью учеб- ника отвечает на вопросы: «Кто был основателем нау ки «Этика»? «Что помога ет понять светская этика? Составляет словарь поло жительных и отрицатель ных черт характера чело- века. | Осуществляет информа- ционный поиск для выполнения учебных зада- ний. Владеет навыками смыслового чтения текс- тов учебника, осознанно- го построения речевых высказываний в соответст вии с задачами коммуни кации. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе. |
3 | 19.09 | | Культура и мораль | 1 | Работать в парах: готовить от вет на вопросы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мо- раль?» По иллюстрациям на зывать элементы националь ных культур. Приводить при меры материальной и духовной культуры. Объяснять, почему возникла мораль. | Воспринимает текст учеб- ника, высказывает своё мнение. Умеет выслуши вать и уважительно отно ситься к мнению одно классников и учителя. Отвечает на вопросы по теме урока с обоснованием своей точки зрения. | Работает в паре по под- готовке ответов на воп росы: «Что означает слово «культура?» Почему культуру называют второй природой? Как возникла мораль?». Обобщает полученные знания при работе по иллюстрациям. | Любознательность, актив- ность и заинтересован- ность в познании мира. |
4 | 26.09 | | Особенности морали | 1 | Участвовать в учебном диалоге:«Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работа в парах: обсудить и высказать свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водить примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | Участвует в учебном диалоге: «Кто должен забо титься о соблюдении мора льных норм в обществе?». Работая в парах, обсуждает и высказы вает свое мнение «Нужны ли в обществе специальные «смотрители за моралью? Почему плохо быть равнодушным?» При водит примеры неравнодушного поведения людей в сложных или опасных ситуациях. | Выдвигает гипотезы. анна лизирует, обобщает, офор мляет вывод на основе наблюдений.. принимает правила участия в учебном диалоге. Выполняет рефлексивные действия: само- оценка взаимодействия в совместной деятельности. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. стре миться иметь высокий уровень учебной мотива ции, самоконтроля и само оценки. |
5 | 03.10 | | Добро и зло | 1 | Поддерживать учебный диалог (на основе высказанных предложений): «Что такое добро и что входит в понятие добро. Что такое зло и, какие наиболее распространенные его проявления. Почему нужно стремиться к добру и избегать зло?». Объяснять смысл пословиц «Худо тому, кто добра не делает никому», «Доброе дело само себя хвалит», «Доброе слово и кошке приятно». Составить рассказ-рассуждение «Почему важно бороться со злом.» | Умеет сосредотачиваться, выделять главное. Характеризует главные моральные понятия – добро и зло. Умеет объяснить смысл предложенных пословиц, приводить свои примеры. Высказывает своё мнение, о том, почему важно бороться со злом. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий; | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. |
6 | 10.10 | | Добро и зло | 1 | Пересказ текста учебника «Как менялись представле- ния о добре и зле в ходе истории». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Объяснять смысл выра жений «добро пожаловать». «будьте добры», «до добра не доведёт», «в добрый час», «добро должно быть с кулака- ми». | Различает понятия «добро» и «зло». Пересказывает текст учебника «Как менялись представления о добре и зле в ходе истории». Совместно со взрослыми находит в литера- туре, Интернете примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи. Подбирает пословицы по теме урока. | Осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие самостоятельности и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. |
7 | 17.10 | | Добродетель и порок | 1 | Читать текст и выделять ответы на вопросы: «Что такое добродетель? Что такое порок? Что такое добродетельный человек?» Работать с иллюстративным материалом: соста- вить рассказ-рассуждение «Чем эти люди знамениты, почему они могут служить примером для подражания?» | Усваивает понятия «добродетель», «порок»,«добродетельный человек». Умеет называть имена людей, которые могут служить примером для подражания. | Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, формулирование вывода. Выполняет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. Читает информацию, отраженную на фото графиях. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собст- венное мнение. |
8 | 24.10 | | Добродетель и порок | 1 | Вести учебный диалог: «Что нужно делать, чтобы стать добродетельным? Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели?».Обсуждение добродетельных и порочных качеств литературных героев сказок «Снежная королева», «Мо- розко», «Золушка», «Двенадцать месяцев». | Участвует в обсуждении художественных произве- дений о добродетельных и порочных качествах героев. Усваивает, что в течение всей жизни человек старается поступать добродетельно и избегать порочного поведения. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных связей, аргументация суждений, офор мление вывода. Читает информацию, представленную в фотографиях, выра женную в художественном тексте. Осознает необходимость самостоятельного нравственного выбора. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собст венное мнение. |
9 | 31.10 | | Свобода и моральный выбор человека | 1 | Читать текст учебника с. 22-23 и выделить ответы на вопросы: Что такое сво бода? Как связана свобода с моральным выбором? Вести учебный диалог: в какой ситуации морального выбора оказались герои сказки И. Губарева «Королевство кривых зер- кал», А. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Делает вывод, что свобода – способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Приводит примеры ситуаций, в которых надо делать моральный выбор. Определяет, какие герои сказок представляют зло, а какие – добро. | Выполняет интеллектуальные действия: сравнение, анализ, обобщение, форму лирование вывода. Выполняет рефлексивные дейст вия: самооценка взаимодействия в совместной деятельности и учебном диалоге. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивиду ально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументировано отстаивает собст- венное мнение. |
10 | 14.11 | | Свобода и ответственность | 1 | Читать и обсуждать текст учебника «Свобода и ответ ственность» с.24-25. Подго товить ответ на вопрос: Что такое ответственность? Ра- ботать с рисунками-схемами: составление текста-рассужде ния. «Непреднамеренные по- ступки, за которые тоже надо отвечать». Оформить вывод «При каких условиях возмож но ответственное поведение», «Кто и что входит в отноше- ния ответственности». | Читает и обсуждает текст «Свобода и ответствен- ность». Осознает, что вы бор между нравственным и безнравственным поведе нием зависит от стойкости добродетели, при каких условиях возможно ответ- ственное поведение. | Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Признает возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. Слушает собеседника и ведёт диалог. | Развитие этических чувств, доброжелательнос ти и эмоционально-нрав ственной отзывчивости, понимания и сопережива- ния чувствам других лю- дей. Владение коммуника тивными умениями с це лью реализации возможно стей успешного сотрудни чества с учителем. |
11 | 21.11 | | Моральный долг | 1 | Задания на анализ текста «Моральный долг»: форму- лирование вывода «Что такое моральный долг» В чем особенность морально го долга? Какие моральные обязанности есть у челове ка? Вести учебный диалог: обсуждать афоризмы в руб рике «Мудрые мысли». При водить примеры выполне ния морального долга из жи зни, фильмов, литературы. | Делает вывод, что долг – это осознание человеком необходимости исполне- ния моральных норм. Приводит примеры выпол нения морального долга из жизни, фильмов, литерату ры. Делает вывод, что глав ное в моральном долге – сознательное и доброволь ное следование существу ющим в обществе нормам и требованиям. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумента ция суждений, оформление вывода. создает обобщен ный план ответа по теме. Читает информацию, пред ставленную в рисунках, выраженную в художест венном тексте. Осознает необходимость справедли вого отношения к окружаю щим людям. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собе- седника, ведёт и поддер живает диалог, аргументи ровано отстаивает собст венное мнение. |
12 | 28.11 | | Справедливость | 1 | Пересказ текста учебника «Как менялись представления о справедливости в ходе исто- рии». Уяснить признаки, по которым можно судить о справедливости. Вести учеб- ный диалог: обсуждение ка- честв героев «Сказки о ры баке и рыбке» А. С. Пушкина. Рабо тать в группах: оценивать жизненные ситуации (кого из героев можно назвать справед ливым). Оформлять вывод «Кого называют справедли- вым». Выполнять задания на самооценку участия в совмес тной деятельности (справед ливо ли я вел себя в процессе совместной деятельности). | Работает в группе. Учас твует в обсуждении худо жественных произведений о несправедливости, корыс ти, нечестности. Отвечает на вопросы. Анализирует жизненные ситуации. Сос тавляет план ответа по те ме «Что такое справедли вость». | Осваивает начальные фор мы познавательной и лич ностной рефлексии. Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями ком муникации. Слушает собе седника и ведет диалог; признает возможность су ществования различных точек зрения и права каж дого иметь свою; излагает свое мнение и аргумен- тирует свою точку зрения. | Развитие самостоятельнос- ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информаци- онной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости. Заинтересованность в рас- ширении и углублении получаемых знаний. |
13 | 05.12 | | Альтруизм и эгоизм | 1 | Чтение статьи учебника «Альт руизм и эгоизм». Отметить ответы на вопросы: Что такое альтруизм? Что такое эгоизм? Что значит быть разумным эгоистом? Вести учебный диалог: кого из героев сказок Ш. Перро «Золушка», В.Губа рева «Старик Хоттабыч» мож- но назвать альтруистом, эгоистом. | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры альтруизма, эгоизма, разумного эгоизма. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Готов ность использовать полу- чаемую подготовку в учебной деятельности при решении практичес-ких задач, возникающих в повседневной жизни. |
14 | 12.12 | | Дружба | 1 | Читать и обсуждать текст «Дружба». Формулировать вывод: Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения от личаются от других отно шений. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Знать отличительные черты друж- бы и правила, на которых возможна прочная дружба. | Читает текст и делает вывод, что дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Осознает этическое чувство дружба, его значимости в жизни каждого человека. Знает и выполняет правила, от которых зависит прочная дружба. Участвует в обсуждении афоризмов в рубрике «Мудрые мысли». Составляет рассказ по рисункам с. 32 | Строит рассуждения, отне сения к известным поня тиям. Слушает собеседни ка и ведет диалог. Призна- ет возможность существо вания различных точек зре ния и права каждого иметь свою. | Развитие этических чувств: доброжелательности и эмоционально-нравствен ной отзывчивости, понима ния и сопереживания чувствам других людей. |
15 | 19.12 | | Что значит быть моральным. | 1 | На основе анализа статьи учебника «Что значит быть моральным» с. 34-35 подготовить ответ, как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?». Моделиро- вать ситуации морального выбора по иллюстратив ному материалу учебника. | Работает с текстовым и иллюстративным материа- лом. Пересказывает, дает ответ на поставленный воп рос на основе прочитан- ной статьи в учебнике. Умеет вести беседу. При меняет правила общения. Моделирует ситуации, рас крывающих моральный выбор людей. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. |
16 | 26.12 | | Подведение итогов | 1 | Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстра ции, подготовить презента цию. | Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Россия - Родина моя», «Всюду доб рые люди вокруг…», «Я хочу вам рассказать об одном доб ром человеке», «Добро и зло в русских народных сказках», «Добродетельные герои ска зок Г.-Х.Андерсена, Ш.Пер- ро», «Добродетель и порок в сказке А.Н.Толстого «Золо той ключик, или приключе- ния Буратино», «Вот что значит настоящий, верный друг», «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил (А.де Сент-Экзюпери)». | Читает информацию, представленную в иллюстративном ряду и видеоматериалах. | Самостоятельно мотивиру ет свою деятельность, опре деляет цель работы (прое кта) и выдеяет ее этапы. Умеет соотносить инфор- мацию с имеющимися зна- ниями. |
17 | 16.01 | | Подведение итогов | 1 | Подведение предваритель ных итогов курса. | Готовит и защищает тему творческой работы. | Умеет с достаточной пол нотой и точностью выра жать свои мысли в соот ветствии с задачами и усло виями коммуникации. Вес ти беседу. Формулировать вопросы по услышанно му. | Адекватно оценивает результаты своей деятель ности. Предвидит резуль таты своей деятельности. Находит нужную инфор- мацию. Доводит работу до конца. |
18 | 23.01 | | Род и семья – источник нравственных отношений. | 1 | Установить, как тема урока связана с проблематикой курса основ светской этики. Выяснить, что такое род и существует ли сегодня по нятие рода. Обсудить, что такое родословие и почему для людей важно знать своих предков. | Понимает, что семья – ос нова моральных устоев че- ловека. Объясняет проис- хождение слов семья, род. Составляет свою родослов ную, рисует родословное дерево или родовой герб в виде иллюстрации, презе нтации. | Осознанно строит речевое высказывание в соответст вии с задачами коммуника ции. Овладевает способа- ми принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, вести поиск средств ее осуществления. | Формирование эстетичес- ких потребностей, ценнос тей и чувств. Развитие этических чувств, доброже лательности и эмоцио нально-нравствен ной отзы вчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
19 | 30.01 | | Нравственный поступок | 1 | Работать в группах: прочитать статью «Нравственный посту пок» с. 40-41, подготовить вывод «Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок.». Подготовить памят ку «Признаки нравственных поступков». Составить рассказ-рассуждение по иллюстрациям с.41 «Какие поступки с точки зрения добра и зла совершают изображенные на нём персо нажи?» Участвуют в обсужде нии высказывания «Цель оп- равдывает средства». «Не вся кое действие – поступок». | Читает статью, делает вывод: «Что такое посту пок в этике. Что такое нравственный поступок». Составляет памятку с перечнем признаков нравс твенного поступка. Анали зирует проделки Карлсона с точки зрения признаков нравственного поступка, делает вывод. | Анализирует, обобщает, представляет информацию в «свернутом» виде (памятка). Владеет смыс- ловым чтением. Находит ответы на поставленные вопросы. Составляет рас- сказ-рассуждение по иллю страциям. | Взаимодействует с участ никами диалога. Умеет искать нужную информа цию. Умеет доводить рабо ту до конца. Предвидит результаты своей деятель ности. Адекватно оценива ет результаты своей дея тельности. |
20 | 06.02 | | Золотое правило нравственности | 1 | Прочитать текст «Золотое пра вило нравственности». Найти ответить на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму- лируется золотое правило нравственности?» Составить план использования золотого правила нравственности в жизни. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Оценить поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. | Читает текст «Золотое прави- ло нравственности» и нахо дит ответ на вопросы «Почему появилось золотое правило нравственности? Как форму лируется золотое правило нравственности?» Составляет план использования золотого правила нравственности в жизни. Работает с рубрикой «Мудрые мысли». Оценивает поступки главных героев сказки А. Н. Толстого «Золо- той ключик, или Приклю- чения Буратино» с точки зрения золотого правила нравственности. | Самостоятельно формули- рует цель урока после предварительного обсужде ния. Приобретает новые знания в процессе наблю- дений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполняет проб- ные поисковые упражне- ния. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями. |
21 | 13.02 | | Стыд, вина и извинение | 1 | Вести учебный диалог: Что такое стыд? Что такое чувство вины? В различие между стыдом и виной? Обсуждать в группах житейские ситуации: когда и как принято изви няться. Рассмотреть картину Ф. Решетникова «Опять двой ка» и объяснить, какие чувства выражают лица персонажей картины. Объяснять смысл пословиц: «Счастливый из-за стола голодный встаёт», «Стыд ливый покраснеет, а бесстыд ный побелеет», «Со стыда сгорел». | Читает, делает выводы на основе прочитанного. Уме ет вести беседу. Применя ет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении пословиц. Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. |
22 | 20.02 | | Честь и достоинство | 1 | Работать в парах. Прочитать статью учебника «Честь и достоинство» с. 46-47, найти ответ на вопрос: Что такое честь? Что такое достоинство? Рассмотреть иллюстрации, обсуждать жизненные ситуации с нравственных позиций: честь и достоинство. Приводить примеры известных героев книг, сказок, мультфильмов, соответствующие понятиям чести и достоинства. Называть имена спортсменов, которые защищают честь нашей странных на международных соревнованиях. Объяснять смысл пословицы «Береги платье снову, честь смолоду» | Работает в парах. Приме- няет правила общения. Пересказывает и делает выводы о прочитанном. Умеет вести беседу. Моде- лирует ситуации, раскры- вающие поедения человека среди людей понятия честь, достоинство. | Выполняет интеллектуаль- ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумента ция суждений, оформле ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа ций, самооценка отноше- ния к окружающим людям. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собесе дника, ведет и поддержи вает диалог, аргументиро- ванно отстаивает собст- венное мнение. |
23 | 27.02 | | Совесть | 1 | Чтение статьи учебника «Со весть» с. 48-49. Отметить ответы на вопросы: Что такое совесть? Чем различаются понятия «стыд» и «совесть» Вести учебный диалог: какой поступок совершил Алёша в сказке А. Погорельского «Чёрная курица, или Подзем ные жители». Какое чувство испытал из-за своего поступка? | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры совести и стыда. Участ- вует в учебном диалоге. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. Делает вывод, что совесть и стыд – это личная оценка человека. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Развитие умения не созда- вать конфликтов и нахо- дить выходы из спорных ситуаций. Готовность ис- пользовать получаемую подготовку в учебной дея- тельности при решении практических задач, воз никающих в повседневной жизни. |
24 | 06.03 | | Нравственные идеалы | 1 | Прочитать текста учебника «Нравственные идеалы». Сделать вывод: «Нравствен- ный идеал в истории развития человеческого общества.». Приводить примеры из Интернета, литературы о представлении людей о нравственном идеале в разные исторические эпохи. | Пересказывает текст учеб ника «Нравственные идеа лы». Знает правила честного поединка, введенного русски- ми богатырями. Совместно со взрослыми находит в лите- ратуре, Интернете примеры представлений людей о нрав ственном идеале в разные исторические эпохи. Подби- рает пословицы по теме урока. | Осуществляет информа- ционный поиск для выпол нения учебных заданий. Владеет навыками смыс лового чтения текстов уче бника, осознанного постро ения речевых высказыва- ний в соответствии с задачами коммуникации. | Развитие самостоятельнос ти и личной ответствен ности за свои поступки, в том числе в информацион ной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, со- циальной справедливости и свободе. |
25 | 13.03 | | Нравственные идеалы | 1 | Вести учебный диалог: Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди. Обсуждать в группах: рыца- рем, джентльменом и леди может быть только взрослый человек или и ваш сверстник? Приводить примеры из худо- жественной литературы, кино фильмов, из жизни рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. | Читает, делает выводы на основе прочитанного. Умеет вести беседу. Применяет правила общения. Работает в группах. Участвует в обсуждении рубрики «Умные мысли». Моделирует ситуации, раскрывающие поведение человека среди людей. Из художественной литературы, кинофильмов, из жизни приводит примеры рыцарских и джентльменских поступков или поведения настоящей леди. | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, уста новление причинно-следст венных связей, аргумен- тация суждений, оформле- ние вывода. Выполняет рефлексивные действия: оценка жизненных ситуа- ций, самооценка отноше- ния к окружающим лю- дям. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Понимает личное за труднение и обращается за помощью к учителю. Осо знает необходимость испо льзования знаний по теме урока для принятия само стоятельного решения и морального выбора. |
26 | 20.03 | | Образы нравственности в культуре Отечества | 1 | Прочитать статью учебни- ка и сделать вывод о нормах-образцах поведе- ния в культуре России – о труженике, патриоте, вои- не, коллективисте. Знако- мится с примерами про- явления высокой нравст- венности в повседневной жизни, в истории, в про- изведениях литературы и искусства. | Находит в статье учебника ответы на поставленные вопросы. Приводит приме- ры проявления высокой нравственности в повсед невной жизни.. Участ- вует в учебном диалоге: в чем должен выражаться патриотизм ваших свертсников. Высказывает и отстаивает свою точку зрения. | Умеет с достаточной пол- нотой и точностью выра- жать свои мысли в соотве- тствии с задачами и усло виями коммуникации. Аде кватно оценивает собствен ное поведение и поведение окружающих. | Участвовать в диалоге, высказывать свое мнение. Сотрудничать в совмест ном решении проблемы, искать нужную информа цию, перерабатывать её. Оценивать поступки, явле ния, события с точки зре ния собственных ощуще ний, соотносить их с обще принятыми нормами и ценностями. |
27 | 03.04 | | Этикет | 1 | Составить тезисы по тексту «Этикет»: что такое этикет. Об одежде и этике те. О значении речи для этикета. Работать в паре. Составить перечень пра- вил этикета, которые дол- жен соблюдать каждый ученик. Работать с иллюс трациям «Какие правила этикета нарушают герои рисунков на с. 56?» | Работает в группе. Участвует в обсуждении литературных героев: соблюдал ли этикет Винни-Пух в гостях у Кролика. Отвечает на вопросы. Анализирует жиз ненные ситуации. Составляет перечень правил этикета, которые должен соблюдать каждый школьник. | Выдвигает гипотезы. Анали зирует, обобщает, оформляет выводы. Читает, проводит опыты, наблюдения. Переска зывает, рассуждает. Читает информацию, представлен ную на рисунках-схемах. Анализирует и оценивает участие в учебном диалоге. Оценивает участие в групповой работе. | Успешно осуществляет учеб- ную деятельность. Исполь- зует информацию для реше- ния учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Духовные традиции многонационального народа России 7 часов |
28 | 10.04 | | Семейные праздники | 1 | Вести учебный диалог: Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники в жизни человека.. Прочитать инфо рмацию в рубрике «Это инте- ресно», уметь пересказать. Сос тавить памятку «Как выбирать подарок». Вести учебный диалог: прият но ли было ослику Иа получать на день рождение подарки Винни-Пуха и Пятачка. Что может испортить праздник? | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен- ных ситуаций, событий, художественных произве- дений. Свертывает инфор- ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
29 | 17.04 | | Государственные праздники | 1 | Осуществлять поиск необхо- димой информации для выпол нения заданий. Анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Толеран- тное отношение к представи- телям разных мировоззрений культурных традиций. | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен- ных ситуаций, событий, художественных произве- дений. Свертывает инфор- ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль- тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
30 | 24.04 | | Жизнь человека – высшая нравственная ценность | 1 | Вести учебный диалог: что та- кое нравственные ценности. Сделать вывод: почему челове ческая жизнь является выс шей ценностью. Работать с рубрикой «Мудрые мысли». Рассмотреть иллюстрации, обсуж дать жизненные ситуации с нравственных позиций. | Фиксирует условия успеш- ной коммуникативной дея- тельности людей. Осозна- ет необходимость толера- нтного отношения к окру- жающим людям. | Выполняет рефлексивные действия: оценка жизнен ных ситуаций, событий, художественных произве дений. Свертывает инфор ма цию (памятка). | Сотрудничает в совмест ном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит резуль тат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. |
31 | 01.05 | | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Прочитать статью «Любовь и уважение к Отечеству». Сде- лать вывод: в чём ценность любви и в чём заключается её проявление к Родине. Учиться толерантному отношению к представителям разных миро- воззрений и культурных традиций. | Читает текст и делает вывод, что любовь к Роди- не – это служение на бла- го людей, на благо Роди- ны. Осознает чувство гордости, любви к Отечеству, их значимость в жизни каждого человека. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает осо бую роль многонациональ ной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить инфор мацию с имеющимися знаниями. | Понимает роль человека в обществе. Понимает осо- бую роль многонациональ- ной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. |
32 | 08.05 | | Подготовка творческих проектов. | 1 | Формирование групп обучаю- щихся для выполнения груп повых проектов, выбор тем, разработка плана работы над проектом. Анализируют важ- ность соблюдения человеком нравственных и моральных норм. Использовать материал из литературы, Интернета. Написать текст, подобрать или нарисовать иллюстра ции, подготовить презента цию. | Выбирает для выполнения проекта одну из тем: «Зна чение нравственности и этики в жизни человека и обще ства», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благо- получие и процветание Оте- чества», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и др | Выполняет интеллектуаль ные действия: анализ, установление причинно-следственных и времен ных связей; обобщение. Составляет рассказ-повес твование. | Успешно осуществляет взаимодействие с участни ками учебной деятельно сти. Предвидит результат своей деятельности. Пони мает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. |
33 | 15.05 | | Презентация творческих проектов. | 1 | Подведение итогов курса. | Участвует в диспутах: учится слушать собесед- ника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. | Умеет слушать и призна- вать возможность сущест- вования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную. Излагать свое мнение и аргументировать свою точ ку зрения и оценку событ ий. | Самостоятельно мотивиру ет свою деятельность, опре деляет цель работы (зада ния) и выделяет её этапы. Уважительно относится к людям труда, к своей стра не. Умеет соотносить ин формацию с имеющимися знаниями. |
34 | 22.05 | | Презентация творческих проектов. | 1 | Подведение итогов курса. | Участвует в диспутах: учится слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовит и защищает тему творческой работы. | Обобщает знания, понятия и представления о ценностно-смысловых мировоззренческих основах, обе- спечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры. | Умеет соотносить информацию с имеющимися зна ниями. Ведет и поддер живает диалог, аргументированно отстаивает собст венное мнение. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. |