Предметные и метапредметные результаты изучения курса.
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Познавательные:
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;
пользоваться словарями, справочниками;
строить рассуждения.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
интерес к изучению языка.
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:
многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
стили речи: разговорный и книжный;
типы текстов;
уметь:
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
выразительно читать небольшой текст по образцу;
определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;
вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
быть хорошим слушателем;
определять лексическое значение слова;
отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;
редактировать предложения;
определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;
сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;
распознавать типы текстов;
устанавливать связь предложений в тексте;
распознавать стили речи.
Программа курса «Школа развития речи».
1 класс.
Речь и ее значение в жизни. Техника речи.
Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.
Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту.
Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.
Умение пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с учетом конкретной ситуации общения.
Тематический план. 1 класс.
№ п/п | Тема занятия | Элементы содержания | Умения, вырабатываемые в результате деятельности уч-ся |
Речь (2ч.) |
1. | Речь. | Знакомство с ролью речи в жизни людей. | Определить роль речи в жизни людей. |
2. | Тише, громче. | Обсуждение значения употребления выразительной речи в жизни. | Формирование навыков выразительной речи. |
Слово (16ч.) |
3. | Слова, слова, слова. | Формирование представлений о слове как комплексе звуков. | Формирование представлений о слове как комплексе звуков, имеющем лексическое значение |
4. | Озорные буквы. | Обсуждение важности сохранения позиции каждой буквы в слове. | Формирование понятия о важности сохранения позиции каждой буквы в слове. |
5. | Слова играют в прятки. | Развитие познавательного отношения к языку, внимательного отношения к слову. | Развитие внимательного отношения к слову. |
6. | Слово и его значение. | Сведения о лексическом значении слова. | Формирование понятия о лексическом значении слова. |
7. | Прямое и переносное значение слова. | Сведения о прямом и переносном значении слова. | Формирование понятия о прямом и переносном значении слова. |
8. | Многозначные слова. | Формирование первичного представления о многозначности слов. | Формирование понятия многозначности слова. |
9. | Омонимы. | Формирование первичного представления об омонимах и их значении в речи. | Формирование первичного представления об омонимах. |
10. | Синонимы. | Формировать первичное представление о синонимах, их значении в речи. | Формирование первичного представления о синонимах. |
11. | Антонимы. | Формировать первичное представление об антонимах и их значении в речи. | Формирование первичного представления об антонимах. |
12. | Тематические группы слов. | Познакомить с тематическими группами слов | Познакомить с тематическими группами слов. |
13. | Наш цветной мир. | Формировать первичное представление об образности. | Формирование первичного представления об образности. |
14. | Что на что похоже? | Формировать первичное представление о сравнении. | Формирование первичного представления о сравнении. |
15. | Что на что похоже? |
16. | Голоса природы. | Использование изученного материала для развития воображения, памяти. | Развитие познавательного интереса к языку. |
17. | Проверим себя. | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять свои знания в нестандартной ситуации. | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. |
18. | Загадки. | Формировать умения отгадывать загадки. | Формирование умения отгадывать загадки. |
Культура общения (5ч.) |
19. | Культура речи. | Обсуждение значения слов в жизни каждого человека, деление их на группы по значимости. | Прививать навыки культурной речи. |
20. | Вежливые слова. |
| Пословицы. | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. | Формирование навыков употребления в речи образных выражений. |
21. | Учимся рассуждать. | Сведения о причинно-следственных связях между предметами, явлениями, событиями. | Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между предметами, явлениями, событиями. |
22. | Учимся рассуждать. | Подбор слов, наиболее точно передающих мысль. |
Текст.(10ч.) |
23. | Текст. | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). | Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом). |
24. | Текст. | Обсуждение целостного единства предложений в тексте |
25. | Заглавие текста. | Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. | Формирование навыков выделения в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту. |
26. | Тема текста. | Определение темы текста и составление текста на определенную тему. | Формирование навыков определения темы текста и составления текста на определенную тему. |
27. | Повторение пройденного. | Выявить уровень усвоения изученного материала и умения применять знания в нестандартной ситуации. | Умение применять знания в нестандартной ситуации. |
28. | Опорные слова. | Обсуждение особенностей построения текста и выделение опорных слов. | Формирование навыка составления текста по опорным словам. |
29. | Мы строим текст. | Отработка навыков построения связного текста. | Формирование навыков построения связанного текста. |
30. | Мы строим текст. | Сформирование сведений построения связного текста. |
31. | План текста. | Составление плана текста, обсуждение его особенностей. | Формирование навыков составления плана текста. |
32. | План текста. | Обсуждение признаков слов, деление их на группы по различным признакам, заголовка и плана текста. |
33. | Проверим себя. | Выявить уровень усвоения изученного материала. | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Виды внеурочных занятий | Характеристика основных видов деятельности | Дата проведения |
Регулярные | Нерегулярные | | План | Факт |
Речь (2ч.) |
1. | Речь. | 1 | 1 | | Р: принимают учебную задачу урока и осуществляют её решение под руководством учителя в процессе выполнения учебных действий. П: используют рисунки, схемы, осуществляют анализ иллюстраций К: учатся работать в группе, соблюдает речевой этикет в ситуациях учебного общения: приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой | | |
2. | Тише, громче. | 1 | 1 | | Р: принимают и сохраняют учебную задачу, адекватно воспринимают оценку учителя, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей. П: употребляют в речи сложные предложения разных видов, раскрывают смысл пословиц о труде. К: выстраивают конструктивные способы взаимодействия с окружающими Составляют устный рассказ по иллюстрации, выполняют правила поведения на уроке | | |
Слово (16ч.) |
3. | Слова, слова, слова. | 1 | 1 | | Р:анализируют эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности. П: воспроизводят по памяти информацию (содержание сказки), необходимую для решения учебной задачи, называют нарисованные орудия труда одним словом - инструменты К: составляют небольшие устные монологические высказывания, приводят доказательства | | |
4. | Озорные буквы. | 1 | 1 | | | |
5. | Слова играют в прятки. | 1 | 1 | | | |
6. | Слово и его значение. | 1 | 1 | | Наблюдают за изменением формы слова. Устанавливают сходство и различие | | |
7. | Прямое и переносное значение слова. | 1 | 1 | | | |
8. | Многозначные слова. | 1 | 1 | | Р: анализируют эмоциональные состояния от успешной (неуспешной) деятельности П: привлекают имеющиеся знания из собственного опыта К: умеют работать коллективно Наблюдают над многозначностью слов. Определяют разные значения одного слова | | |
9. | Омонимы. | 1 | 1 | | Р: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают пути их устранения П: овладевают способностью работать с моделями изучаемых объектов (карта) К: понимают возможность различных позиций других людей | | |
10. | Синонимы. | 1 | 1 | | | |
11. | Антонимы. | 1 | 1 | | | |
12. | Тематические группы слов. | 1 | 1 | | Р: анализируют эмоциональные состояния от успешной (неуспешной) деятельности П: привлекают имеющиеся знания из собственного опыта К: умеют работать коллективно | | |
13. | Наш цветной мир. | 1 | 1 | | Устанавливают причинно-следственные связи. Составляют рассказ по сюжетной картинке, используют схему для составления предложения | | |
14. | Что на что похоже? | 1 | 1 | | Р: принимают и сохраняют учебную задачу П: осуществляют поиск необходимой информации К: умеют контролировать действия партнера | | |
15. | Что на что похоже? | 1 | 1 | | Используют свой опыт, составляют рассказ, соблюдая логику изложения | | |
16. | Голоса природы. | 1 | 1 | | Работают в группе, распределяют роли между собой, определяют интонацию с которой следует читать. Сравнивают рисунки, распознают на них рисунки. | | |
17. | Проверим себя. | 1 | 1 | | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | | |
18. | Загадки. | 1 | 1 | | | |
Культура общения (5ч.) |
19. | Культура речи. | 1 | 1 | | Р: выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. П: осуществляют поиск необходимой информации. К: ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Р: учатся работать по предложенному плану. П: осознанно строят речевые высказывания. К: соблюдают простейшие нормы речевого этикета | | |
20. | Вежливые слова. | 1 | 1 | | | |
| Пословицы. | 1 | 1 | | | |
21. | Учимся рассуждать. | 1 | 1 | | | |
22. | Учимся рассуждать. | 1 | 1 | | | |
Текст (10ч.) |
23. | Текст. | 1 | 1 | | Р: учатся формулировать учебную задачу. П: ориентируются на разнообразие способов решения задач К: адекватно используют речевые средства для решения задач коммуникативных задач Извлекают необходимую информацию для рисунков, планируют работу с дополнительной информацией и подготовку сообщения | | |
24. | Текст. | 1 | 1 | | | |
25. | Заглавие текста. | 1 | 1 | | | |
26. | Тема текста. | 1 | 1 | | | |
27. | Повторение пройденного. | 1 | 1 | | | |
28. | Опорные слова. | 1 | 1 | | | |
29. | Мы строим текст. | 1 | 1 | | | |
30. | Мы строим текст. | 1 | 1 | | | |
31. | План текста. | 1 | 1 | | | |
32. | План текста. | 1 | 1 | | | |
33. | Проверим себя. | 1 | 1 | | Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. | | |
Литература для учителя.
Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976
Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.
Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.
Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966
Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977
Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.
Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.
Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.
Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961
Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961
Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979
Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993
Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение .1992
Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992
Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002
Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968
Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982
Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980
Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985
Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977
Родари Д. Грамматика фантазии : введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.