СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 8класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Трудные случаи орфографии и пунктуации" 8класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1














Рабочая программа

по русскому языку

«Трудные случаи орфографии»

8 класс


























Учитель Дубровская Е.А.









2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка.


Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.

        Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8 классе, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», а работа по  орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов (8 класс – 3 часа) не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.

        Выпускник  основной школы должен уметь  пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетиторства. Этим и вызвано написание программы курса «Трудные случаи орфографии» для 8 класса.

        Программа рассчитана на 17 часов.

         В ходе работы по программе данного курса должны быть реализованы следующие цели и задачи:

      - углубление знаний по орфографии;

      - знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;

    - систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;

        - повышение интереса к изучению русского языка;

        - подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.

          Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:

          - работа по опорным таблицам и алгоритмам;

          - словарно-орфографическая работа;

          - морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;

          -   этимологический анализ слова;

           - различные виды диктантов;

           - работа с текстом;

           - тестирование.

           В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

           - знать все нормы правописания;

           - уметь классифицировать ошибки, объяснять их;

           - графически обозначать орфограммы и объяснять их;

        - уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.

           Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе.



Содержание курса:


1. Правописание гласных в корне слова.                                          1 час

2. Правописание согласных в корне слова                                       1 час

3. Правописание гласных после шипящих и Ц                                1 час

4. Правописание приставок                                                                1 час

5. Правописание суффиксов                                                               2 часа

6. Н и НН в разных частях речи                                             2 часа

7. Правописание окончаний разных частей речи                             1 час

8. Правописание Ь и Ъ                                                                        1 час

9. Правописание числительных                                                          1 час

10. Правописание сложных слов                                                        1 час

11. Правописание частиц                                                                     2 час

12. Правописание наречий                                                                  1час

13.Правописание предлогов                                                                1 час

14. Правописание союзов                                                                    1 час



Календарно-тематический план курса:



























п/п

Дата

Тема

Цели и задачи

Формы работы

1.

2.

3.

4.

5.

1.


Трудные случаи правописания гласных в корне слова:

а) проверяемых ударением

б) не проверяемых ударением

в) чередующихся гласных

Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм.

Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта.

2.


Трудные случаи правописания согласной в корне слова:

а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные;

б) двойные согласные.

Углубить знания по теме, показать трудные случаи правописания двойных согласных и непроизносимых, не проверяемых на письме.

Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты.

3.


Правописание гласных после шипящих и Ц:

а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;

б) гласные И-Ы после Ц.

Обратить особое внимание на случаи правописания О и Ё после шипящих в суффиксах причастий и отглагольных частей речи, углубить знания по теме; уточнить все исключения по теме.

Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения

4.


Правописание приставок:

а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок,

оканчивающихся на согласную

б) при- и пре-

в) написание некоторых слов иноязычного происхождения.

Углубление знаний учащихся по темам; научить различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент.

Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему.

5-6.


Правописание суффиксов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) глаголов;

г) причастий;

д) наречий.

Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания.

Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста.

7-8.


Н и НН в различных частях речи:

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем.

б) в отглагольных частях речи.

Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм.

Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему

9.


Трудные случаи.

Правописание окончаний разных частей речи:

а) падежных окончаний существительных, прилагательных;

б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.

Углубить знания по теме, систематизировать знания учащихся о правописании окончаний различных частей речи.

        

Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам.

10.


Правописание Ь и Ъ:

а) разделительные Ь и Ъ;

б) Ь после шипящих.

Уточнить все случаи правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме, особое внимание обратить на правописание иностранных слов.

Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.

11.


Трудные случаи правописания числительных

Расширить знания о правописании всех разрядов, в частности всех составленных количественных и сложных количественных.

Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.

12.


Правописание сложных слов:

а) существительных;

б) прилагательных;

в) правописание слов с пол- и полу-.

Уточнить все случаи правописания существительных и прилагательных, образованных способом сложения, выработать прочный навык написания слов через дефис.

Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор.

13-14.


Правописание частиц:

а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи;

б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.;

в) различение частиц НЕ и НИ.

Правописание НИ.

Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки.

Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.

15.


Правописание наречий:

а) слитное написание;

б) раздельное написание;

в) дефисное написание.

Углубить знания по теме, выяснить все исключения; выработать навык правильного написания наречий.

Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты.

16.


Правописание предлогов.

Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов.

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.

17.


Правописание союзов.

Углубить знания по теме; научить различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей.

Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.














Список литературы:


        1. Розентоль Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.

         

        2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.

 

      3. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.

           

        4.  Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.

 

        5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).


        6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г

       

      7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.


     8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.


        9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.


  10. Скобликова Г.П. Обобщающая работа по орфографии. М., 2001.


11. Волгина Н. С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М,

"Просвещение", 1993.


12. Сорокина Н.Г., Юрьева М.Г. Русский язык. Экспресс-курс практической грамотности. // Русский язык и литература для школьников. 2002. №2, с. 28-37; 2003. №1, с. 14-26.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!