МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа»
Большесолдатского района Курской области
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
направление «социальное»
для 9 класса
Составитель: Бобровская Ирина Ивановна
учитель первой квалификационной категории
2023/2024 учебный год
1. Пояснительная записка
1.1. Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
- Основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «Кировская средняя общеобразовательная школа».
- Плана внеурочной деятельности МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» на 2024/2025 учебный год.
- Календарного учебного графика на 2024/2025 учебный год.
- Положения о рабочей программе учебного предмета МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа».
- Учебной программы. Финансовая грамотность. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2018
с учетом целей и задач основной образовательной программы основного общего образования МКОУ "Сторожевская основная общеобразовательная школа" и отражают пути реализации содержания предмета.
1.2. Используемый учебно-методический комплект (УМК):
1. Финансовая грамотность: учебная программа. 8-9 классы общеобразовательных организаций / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2022
2. Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8-9 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова, М.: ВАКО, 2022
3. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5-7 классы общеобразовательных организаций. И.В. Липсиц, Е.А. Вигдорчик. М.: ВАКО,2018
4. Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 8-9 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2022
5. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8-9 классы общеобразовательных организаций. Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова. М.: ВАКО, 2022
1.3. Срок реализации программы – 1 год.
1.4. Место предмета в Плане внеурочной деятельности
Курс рассчитан 17 часов в 9 классе.
В Плане внеурочной деятельности МКОУ «Сторожевская основная общеобразовательная школа» на изучение курса «Финансовая грамотность» в 9 классе предусмотрено 17 часов (из расчета 1 час в неделю).
1.5. Общая характеристика курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 7 класса в сфере экономики.
Основные содержательные линии курса:
1) деньги, их история, виды, функции;
2) семейный бюджет;
3) экономические отношения семьи и государства;
4) человек и финансовые организации;
5) собственный бизнес.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными дисциплинами, как математика, история, география, обществознание и литература.
1.6. Основные цели и задачи
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретенных знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
1.7. Формы и методы работы с детьми, испытывающими трудности в обучении: индивидуальная работа, памятки, практический метод с опорой на схемы, алгоритмы.
1.8. Методы работы с детьми с ОВЗ:
1. Детям с ОВЗ свойственна низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо развивать устойчивое внимание.
2. Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно.
4. Высокая степень истощаемости детей с ОВЗ может принимать форму, как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления.
5. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут. Обязателен положительный итог работы.
1.9. Формы организации внеурочной деятельности: индивидуальные, групповые, фронтальные; классные и внеклассные.
1.10. Ведущий вид деятельности: системно-деятельностный.
1.11. Методы и приемы:
- объяснительно-иллюстративный, репродуктивный: рассказ, объяснение, лекция, эвристическая беседа, демонстрация, работа с учебником, компьютером и др.;
- частично-поисковый: информационная и творческая переработка устного и письменного текста; самостоятельная работа; подготовка выступлений, сообщений.
- проблемный: решение проблемы, сформулированной в виде познавательной задачи;
- исследовательский.
1.12. Содержание курса
Модуль 3. Человек и государство: как они взаимодействуют
Базовые понятия: налог, налоговая инспекция, подоходный налог, налоговая ставка, налог на прибыль, физические лица, социальное пособие, пособие по безработице, пенсия, стипендия.
Личностные характеристики и установки:
- понимание сущности налогов, определение их роли в жизни общества;
- осознание необходимости уплаты налогов как важной составляющей благосостояния общества и государства;
- оценивание социальных пособий как помощи государства гражданам в сложных жизненных ситуациях.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов:
- различать прямые и косвенные налоги;
- считать сумму налога;
- проверять на сайте Федеральной налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи;
- высчитывать долю годовых налоговых выплат в семейном бюджете;
- находить нужную информацию на социальных порталах;
в сфере достижения предметных результатов:
- объяснять, что такое налоги и почему их нужно платить;
- называть основные налоги в Российской Федерации (подоходный налог, налог на прибыль, косвенные налоги);
- приводить примеры налогов, которые выплачиваются семьей, и указывать их примерную величину;
- перечислять условия получения различных видов социальных пособий в Российской Федерации;
- называть виды социальных пособий и указывать их примерную величину;
- приводить примеры выплат различных видов социальных пособий;
- высчитывать долю социальных пособий в доходах семейного бюджета.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно устанавливать (понимать) причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ;
- рассчитывать величину подоходного налога и НДС;
- оценивать условия и возможности использования социальных пособий в определенных жизненных ситуациях.
Модуль 4. Услуги финансовых организаций и собственный бизнес
Базовые понятия: банки, вклады (депозиты), процентная ставка, страхование вкладов, Агентство по страхованию вкладов, кредит, залог, бизнес, малый бизнес, бизнес-план, бизнес-инкубатор, валюта, валютный курс, обменный пункт, валютный вклад.
Личностные характеристики и установки:
- понимание значения банковских услуг для увеличения (сохранения) семейных доходов и смягчения последствий сложных жизненных ситуаций;
- осознание факта: ответственность за выбор и использование услуг банка несет потребитель этих услуг;
- осознание факта: ответственность за все финансовые риски несет владелец бизнеса;
- понимание преимуществ и рисков предпринимательской деятельности;
- понимание, что все в современном мире взаимосвязано и изменение валютного курса может отразиться на экономике страны и бюджете семьи.
Базовый уровень
Обучающийся научится:
в сфере достижения метапредметных результатов:
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования;
- знать свои основные права и обязанности как потребителя;
- находить актуальную информацию об услугах банков;
- пользоваться пластиковой картой в банкомате;
- считать проценты по вкладам (кредитам) на простых примерах;
- планировать (4-5 шагов) свою самостоятельную деятельность;
- сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса;
- находить и анализировать информацию о курсе валют;
- проводить простые расчеты с использованием валютного курса.
в сфере достижения предметных результатов:
- перечислять основные банковские услуги (сбережения, вклад, кредит, инвестиции);
- объяснять, как можно пользоваться основными банковскими услугами для увеличения (сохранения) доходов семьи;
- объяснять, чем труд наемного работника отличается от труда бизнесмена;
- называть необходимые условия для открытия своей фирмы;
- объяснять причины существования различных валют;
- называть основные мировые валюты и страны их использования;
- объяснять, что такое валютный курс и как находить информацию об изменениях курса валют.
Повышенный уровень
Обучающийся получит возможность научиться:
- соотносить рискованность использования финансовых операций и их доходность;
- сравнивать различные финансовые предложения;
- оценивать финансовые преимущества использования услуг банков для увеличения и/или сохранения семейных доходов;
- брать на себя ответственность;
- оценивать возможности и финансовые преимущества создания и/или ведения семейного бизнеса;
- оценивать финансовые преимущества использования валютного курса для увеличения и/или сохранения семейных доходов.
Планируемые результаты
изучения элективного курса «Финансовая грамотность» в 9 классе
для детей, не имеющих отклонения в развитии и для детей с ОВЗ
Личностные:
сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности;
готовность и способность к финансово-экономическому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в социально-экономической жизни общества.
Метапредметные:
Познавательные:
сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
Регулятивные:
владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
умение самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в финансовой сфере, выдвигать версии её решения, определять последовательность своих действий по её решению;
умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
контроль и самоконтроль выполнения действий по изучению финансовых вопросов на основе выработанных критериев;
самостоятельное планирование действий по изучению финансовых вопросов, в том числе в области распоряжения личными финансами.
Коммуникативные:
сформированность коммуникативной компетенции;
формулирование собственного отношения к различным финансовым проблемам;
вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
понимать роль денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
понимать влияние образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
определять причины роста инфляции;
пользоваться дебетовой картой;
рациональному планированию бюджета; рассчитывать личный и семейный доход;
осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
понимать возможные риски при сбережении и инвестировании.
рассчитать реальный банковский процент, доходность банковского вклада и других операций;
отличать инвестиции от сбережений, сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
понимать, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
понимать возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
находить в Интернете сайты социальных служб, обращаться за помощью;
оценивать предлагаемые варианты страхования; читать договор страхования;
рассчитывать ежемесячные платежи по страхованию;
защитить личную информацию, в том числе в сети Интернет;
пользоваться банковской картой с минимальным финансовым риском;
анализировать и оценивать финансовые риски;
понимать устройство банковской системы;
понимать, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
понимать, от чего зависят курсы валют; понимать условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте;
находить информацию об изменениях курсов валют, переводить одну валюты в другую;
находить актуальную информацию на специальных сайтах, посвящённых созданию малого (в том числе семейного) бизнеса; рассчитывать издержки, доход, прибыль;
понимать неотвратимость наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
считать сумму заплаченных налогов или сумму, которую необходимо заплатить в качестве налога;
находить актуальную информацию о пенсионной системе и накоплениях в сети Интернет;
понимать, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Обучающиеся получат возможность научиться:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: поиска, анализа и использования финансовой информации;
устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей; использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
читать диаграммы, графики, иллюстрирующие структуру доходов населения или семьи;
выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи;
оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
использовать элементы причинно следственного анализа при характеристике зависимости между социальными и финансовыми процессами;
пониманию того, что для начала бизнес - деятельности необходимо получить специальное образование, что занятия бизнесом – ответственное и рискованное дело;
выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране;
рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи.
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет.
Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способовлияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного
цикла.
Раздел 3. Риски в мире денег
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форсмажор;страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия;
пенсионная система; пенсионные фонды.
Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений
Тематическое планирование
элективного курса «Финансовая грамотность» 9 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов |
| Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | 3 |
1 | Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами | 1 |
2 | Источники доходов. Личные и семейные доходы Контроль семейных расходов | 1 |
3 | Что такое семейный бюджет. Как оптимизировать семейный бюджет Практикум «Построение семейного бюджета» | 1 |
| Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояние | 3 |
4 | Для чего нужны финансовые организации семье | 1 |
5 | Для чего нужно финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование | 1 |
6 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 |
| Раздел 3. Риски в мире денег | 4 |
7 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 |
8 | Страхование | 1 |
9 | Риски в мире денег. Финансовые пирамиды | 1 |
10 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 |
| Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 4 |
11 | Что такое банк. Польза и риски банковских карт | 1 |
12 | Что такое бизнес. Как создать свое дело | 1 |
13 | Валютный рынок и как он устроен Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 |
14 | Практикум «Создание своего дела» | 1 |
| Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | 3 |
15 | Налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим | 1 |
16 | Пенсия и как сделать ее достойной | 1 |
17 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 |
Календарно-тематическое планирование
элективного курса «Финансовая грамотность» 9 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
| Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | 3 | |
1 | Деньги: что это такое? Что может происходить с деньгами | 1 | |
2 | Источники доходов. Личные и семейные доходы Контроль семейных расходов | 1 | |
3 | Что такое семейный бюджет. Как оптимизировать семейный бюджет. Практикум «Построение семейного бюджета» | 1 | |
| Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояние | 3 | |
4 | Для чего нужны финансовые организации семье | 1 | |
5 | Для чего нужно финансовое планирование. Как осуществлять финансовое планирование | 1 | |
6 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 | |
| Раздел 3. Риски в мире денег | 4 | |
7 | ОЖС: рождение ребенка, потеря кормильца болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 1 | |
8 | Страхование | 1 | |
9 | Риски в мире денег. Финансовые пирамиды | 1 | |
10 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 | |
| Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | 4 | |
11 | Что такое банк. Польза и риски банковских карт | 1 | |
12 | Что такое бизнес. Как создать свое дело | 1 | |
13 | Валютный рынок и как он устроен. Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 1 | |
14 | Практикум «Создание своего дела» | 1 | |
| Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | 3 | |
15 | Налоги и зачем их платить. Какие налоги мы платим | 1 | |
16 | Пенсия и как сделать ее достойной | 1 | |
17 | Практикум «Выполнение тренировочных заданий» | 1 | |