Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 42 имени Б.Г. Шуклина»
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Компьютерная графика»
(проектно-исследовательская деятельность)
на 2024 -2025 учебный год
7 А, Б, В, Г классы
Общее количество часов 34 часа
Основания для разработки программы:
Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
план внеурочной деятельности школы
Программа составлена учителем информатики
Орловой Марией Николаевной
Пояснительная записка
В мире современных технологий компьютерная графика становится всё популярнее, она используется для создания мультипликационных фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов и порталов в Интернете, в рекламе, кино и т.д. Компьютерные технологии активно внедряются в изобразительно-творческий процесс. Изучаемый компонент данного курса является важным, так как может повлиять на выбор профессии учащимися (все активнее затребованы специальности дизайнер, Web-дизайнер).
Современному человеку требуется не только определенный набор знаний, а умения самостоятельно приобретать недостающие, применять их в жизни. Одним из таких умений является умение работать с компьютером. В основу программы положено обучение созданию и обработке графических файлов на компьютере. Программа рассчитана на детей, которые начинают знакомство с компьютером и которые владеют первоначальными навыками пользования компьютером. Предполагается работа с самого простого графического редактора PAINT, затем GIMP.
Программа направлена на обучение детей работе на компьютере, развитию творческие способности детей, фантазию, воображение.
Целью данной программы является создание условий для учащихся, при которых они смогут создавать иллюстрации различного уровня сложности и анимацию, редактировать изображения.
Задачи:
расширить представления учащихся о возможностях компьютера, областях его применения;
формировать системы базовых знаний и навыков для создания и обработки растровой и векторной графики
познакомить с назначением и функциями различных графических программ;
развивать художественный вкус, трудовую и творческую активность;
формировать навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей повседневной, учебной, а затем профессиональной деятельности;
развивать креативность и творческое мышление, воображение школьников;
расширять знания в области компьютерной графики, дизайна;
Общая характеристика учебного курса
Программа «Компьютерная графика» позволяет осваивать наиболее распространенные бесплатные программы по обработке изображений. Разделы этого курса расширяют изучаемые в курсе информатики 7 класса темы за счет использования практических и проектных работ. Данный учебный курс занимает важное место в системе общего образования, потому что в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение, преобразование и передача информации. Курс изучается в 7 классе по одному часу в неделю. Всего 34 часа.
Планируемые результаты изучения учебного курса Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
«Ученик научится»:
Личностные результаты:
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими;
развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
«Ученик получит возможность научиться»
чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру;
целостное восприятие окружающего мира;
установку нездоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты:
способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления;
умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
готовность слушать собеседника и вести диалог;
готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
«Ученик получит возможность научиться»
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
особенности, достоинства и недостатки растровой графики;
особенности, достоинства и недостатки векторной графики;
методы описания цветов в компьютерной графике — цветовые модели;
способы получения цветовых оттенков на экране и принтере;
способы хранения изображений в файлах растрового и векторного формата;
методы сжатия графических данных;
проблемы преобразования форматов графических файлов;
назначение программы GIMP, интерфейс, инструменты, их вид, опции, приемы их использования, основные операции с документами.
назначение и функции различных графических программ.
«Ученик получит возможность научиться»
создавать рисунки из простых объектов (линий, дуг, окружностей и т.д.);
выполнять основные операции над объектами (удаление, перемещение, масштабирование, вращение, зеркальное отражение и др);
формировать собственные цветовые оттенки в различных цветовых моделях;
закрашивать рисунки, используя различные виды заливок;
работать с контурами объектов;
создавать рисунки из кривых;
создавать иллюстрации с использованием методов упорядочения и объединения объектов;
создавать надписи, заголовки, размещать текст по траектории;
выполнять обмен файлами между графическими программами.
использовать различные инструменты для создания, редактирования графических объектов, работать с палитрой, выполнять основные действия с документами (создание, открытие, сохранение и т.д.);
работать с палитрой слоев, делать необходимые настройки, соединять слои, выполнять различные эффекты слоя, выполнять монтаж изображений;
применять различные фильтры, работать с текстом, трафаретом, создавать необходимые настройки этих инструментов;
создавать простейшую анимацию из кадров по алгоритму, оптимизировать, сохранять и загружать анимацию.
Содержание внеурочной деятельности
ТБ. Знакомство с компьютером. (2 ч)
Знакомство учащихся с возможностями персонального компьютера, применение ПК, его основные устройства, знание техники безопасности при работе в компьютерном классе. Умение работать компьютерной мышкой, работать на клавиатуре, обучение работать с клавишами управления курсором. Основные устройства компьютера. Компьютерные программы. Операционная система. Рабочий стол. Компьютерная мышь. Клавиатура. Включение и выключение компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Компьютерная графика. Виды компьютерной графики. Достоинства и недостатки векторной и растровой графики.
Программа графический редактор Paint. (3 ч)
Знакомство с графическим редактором Paint. Основные элементы окна Paint. Использование графических примитивов, умение применять инструменты: карандаш, ластик, кисть, палитра, создавать и сохранять рисунки.
Создание рисунков. (7 ч)
Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. Заливка цветом. Другие операции. Создание рисунка на заданную тему и по выбору. При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Знакомство с Gimp (8 ч)
Запуск программы. Меню главного окна. Вызов панелей. Расположение окон. Открытие файла. Определение размера изображения. Вызов справки. Выбор цвета. Использование инструментов для рисования, изменения изображения, выделения изображения и его элементов. Сохранение изображения в нужном формат. Инвертация выделения. Кадрирование изображения. Копирование, вставка и зеркальное отображение фрагмента. Перемещение, дублирование и поворот выделенной области. Создание нового слоя. Удаление слоя. Объединение слоев. Диалог слоев. Изменение порядка расположения слоев. Просмотр применения различных фильтров к изображению.
Работа с изображением (12 ч)
Использование быстрой маски для выделения произвольной области. Улучшение видимости цветов на испорченной фотографии снятой против света. Фото в карандашный рисунок с помощью Gimp. Создаём сказочный эффект на фото. Обработка фотографии в винтажном стиле. Улучшение тёмных, неконтрастных фотографий. Создание рамки. Совмещение рамки и фотографии. Смягчение переходов. Применение различных эффектов для создания изображения. Создаём мыльные пузыри на цветном фото. Пробуем нарисовать олимпийские кольца.
Повторение. (2ч)
Учебно- тематическое планирование
№ | Наименование тем | Общее количество часов |
| ТБ в кабинете информатики. Знакомство с компьютером Компьютерная графика. Виды КГ | 2 |
| Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. | 1 |
| Использование графических примитивов. | 1 |
| Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 1 |
| Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 |
| Заливка цветом. Вставка графического объекта. | 1 |
| Создание рисунка на тему «Природа». | 2 |
| Создание рисунка на тему «Моя семья». | 2 |
| Создание рисунка по выбору. | 1 |
| Знакомство с Gimp. Панель инструментов | 1 |
| Преобразования изображения | 2 |
| Слои. | 1 |
| Фильтры. Создание эффектов с помощью фильтров | 2 |
| Совмещение изображений. Коллаж «Времена года» | 2 |
| Быстрая маска | 1 |
| Восстановление фотографии | 1 |
| Преобразование фотографии | 1 |
| Сказочный эффект для фото | 1 |
| Как “состарить фотографию” | 1 |
| Как улучить фото | 1 |
| Рамка для фото | 2 |
| Gimp работа с текстом. Светящиеся буквы | 2 |
| Рисуем мыльные пузыри на фото | 1 |
| Рисуем олимпийские кольца | 1 |
| Повторение | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование тем | Кол-во часов | Дата по плану | Дата по факту |
| ТБ в кабинете информатики. Знакомство с ПК | 1 | | |
| Компьютерная графика. Виды КГ | 1 | | |
| Знакомство с программой - графический редактор Paint. Основные элементы окна Paint. | 1 | | |
| Использование графических примитивов. | 1 | | |
| Применение инструментов: карандаш, ластик, кисть, палитра, линия графического редактора Paint. | 1 | | |
| Основные операции при рисовании: рисование и стирание точек, линий, фигур. | 1 | | |
| Заливка цветом. Вставка графического объекта. | 1 | | |
| Создание рисунка на тему «Природа». | 2 | | |
| |
| Создание рисунка на тему «Моя семья». | 2 | | |
| |
| Создание рисунка по выбору. | 1 | | |
| Знакомство с Gimp. Панель инструментов | 1 | | |
| Преобразования изображения | 2 | | |
| |
| Слои. | 1 | | |
| Фильтры. Создание эффектов с помощью фильтров | 2 | | |
| |
| Совмещение изображений. Коллаж «Времена года» | 2 | | |
| |
| Быстрая маска | 1 | | |
| Восстановление фотографии | 1 | | |
| Преобразование фотографии | 1 | | |
| Сказочный эффект для фото | 1 | | |
| Как “состарить фотографию” | 1 | | |
| Как улучить фото | 1 | | |
| Рамка для фото | 2 | | |
| |
| Gimp работа с текстом. Светящиеся буквы | 2 | | |
| |
| Рисуем мыльные пузыри на фото | 1 | | |
| Рисуем олимпийские кольца | 1 | | |
| Повторение | 2 | | |
| |
7