МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
4 класс
Составитель: учитель начальных классов
Петрова Анжелика Александровна
2024 -2025учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования";
ПИСЬМО Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;
-согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа города Багратионовска» на 2023-2024 учебный год; с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей обучающихся) и авторской программы Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,
«комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать
математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
В четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
осознавать личную ответственность за свои поступки;
уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:
осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
проявлять познавательную и творческую инициативу;
принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
способность проводить математические рассуждения;
способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
понимание и правильное использование финансовых терминов;
представление о семейных расходах и доходах;
умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
представление о различных видах семейных доходов;
представление о различных видах семейных расходов;
представление о способах экономии семейного бюджета.
Содержание программы
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Предмет изучения | Формируемые умения |
Блок «Читательская грамотность» (8 часов) |
1 | Старинная женская одежда | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова; озаглавливать текст; определять тему; определять главную мысль; составлять план в виде вопросов; с помощью текста определять название женской одежды; с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; объяснять значение слова; приводить примеры современной женской одежды. |
2 | Старинные женские головные уборы | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова; составлять план, используя слова из текста; объяснять значения слов; определять по описанию названия головных уборов; приводить примеры современных головных уборов. |
3 | Старинная мужская одежда и головные уборы | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова с помощью словаря; отвечать на вопросы по тексту; вписывать пропущенные слова в текст; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; оформлять план текста; определять с помощью описания название предмета. |
4 | Жилище крестьянской семьи на Руси | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова с помощью словаря; рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; отвечать на вопросы по тексту; рассуждать, давать определение слова; называть элементы оформления избы. |
5-6 | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова с помощью словаря; письменно отвечать на вопросы; называть предметы печной утвари; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; соотносить описание предметов с их рисунками; описывать назначение предметов; составлять обобщающий план. |
7 | История посуды на Руси | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова с помощью словаря; соотносить рисунок и его название; работать с толковым словарём; рассуждать и записывать ответ на вопрос; записывать ответ на вопрос по его началу; определять части предмета, называть их; определять порядок предложений в тексте; дополнять текст по заданному условию. |
8 | Какие деньги были раньше в России | Содержание научно- познавательного текста. | Определять лексическое значение слова с помощью Википедии; называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос; определять тему текста; составлять план текста; находить информацию в Интернете; записывать названия монет в порядке их возрастания; указывать названия современных денег. |
Блок «Естественно-научная грамотность» (9 часов) |
9 | Томат | Томат. | Называть части растения; объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; определять горизонтальный и вертикальный срез; указывать количество гнёзд; объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; называть части плода помидора; объяснять, что такое пасынок у помидора; работать с таблицей. |
10 | Болгарский перец | Болгарский перец. | Объяснять, что такое паприка; называть части растения; рассказывать о строении плода перца; определять форму плода перца; рассказывать о строении семени перца; делать выводы на основе полученной информации. |
11 | Картофель | Картофель. | Называть части растения; объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; объяснять, какой вывод сделали и почему; объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; объяснять, что такое крахмалистость; определять срок созревания картофеля; объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; называть способы размножения картофеля. |
12 | Баклажан. | Баклажан. | – Называть представителей семейства Паслёновые; |
| Семейство Паслёновые | | объяснять, что такое соланин; называть благоприятные условия для прорастания семян; определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; определять глубину посева семян; заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. |
13 | Лук | Лук. | Называть части лука; называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; называть этапы выращивания лука; наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. |
14 | Капуста | Капуста. | Называть виды капусты; отвечать на вопросы по содержанию текста; называть части капусты; исследовать капусту в разрезе; рассказывать о размножении капусты; проводить опыты с цветной капустой. |
15 | Горох | Горох. | Рассказывать о строении гороха; рассказывать о строении семени гороха; объяснять, почему горох обладает взрывной силой; определять, что горох является холодостойким растением; проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. |
16 | Грибы | Грибы. | Называть части гриба; называть виды грибов; рассказывать о плесневых грибах; называть грибы-невидимки; проводить опыт по выращиванию плесени; называть грибы-паразиты. |
Творческое занятие |
17 | Творческая работа | По выбору. | Выбрать тему для творческой работы; выполнять творческую работу; представлять классу творческую работу. |
Блок «Финансовая грамотность» (8 часов) |
18 - 19 | Потребительск ая корзина | Состав потребительской корзины. | Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина. |
20 | Прожиточный минимум | Назначение прожиточного | – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», |
| | минимума. | «минимальный размер оплаты труда»; объяснять, на что влияет прожиточный минимум; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. |
21 | Инфляция | Инфляция. | Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; называть уровни инфляции; понимать значение инфляции для экономики. |
22 - 23 | Распродажи, скидки, бонусы | Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. | Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; формировать навыки грамотного покупателя. |
24 | Благотворител ьность | Благотворительно сть. | Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный фонд»; называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. |
25 | Страхование | Виды страхования. | Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; называть виды страхования; называть различные страховые риски. |
Блок «Математическая грамотность» (9 часов) |
26 | В бассейне | Расписание занятий, выгодная покупка. | Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; решать задачи на определение стоимости покупки; определять, какая из двух покупок является более выгодной; решать задачи на определение скорости плавания; решать логические задачи. |
27-28 | Делаем ремонт | Смета ремонта, расчёт стоимости строительных | Понимать, что такое «смета»; решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; |
| | материалов. | необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. |
29 | Праздничный торт | Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». | Работать с таблицами; подсчитывать стоимость продуктов для торта; определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
30 | Обустраиваем участок | Расходы на обустройство участка, площадь и периметр | Читать простой чертеж и определять его масштаб; находить площадь и периметр участка и построек на нём; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
31-32 | Поход в кино | Расходы на поход в кино. | Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
33 | Отправляемся в путешествие | Расходы на путешествие. | Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; использовать полученные умения и навыки в практической жизни. |
Творческая работа |
34 | Составляем словарик по финансовой грамотности | Понятия по финансовой грамотности, изученные в 1-4 классах. | Понимать значение и правильно использовать финансовые термины; иллюстрировать изученные понятия; составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами; работать самостоятельно и в парах; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | дата | Цифровые образовательные ресурсы |
1. | Старинная женская одежда | | https://fg.resh.edu.ru/ |
2. | Старинные женские головные уборы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
3. | Старинная мужская одежда и головные уборы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
4. | Жилище крестьянской семьи на Руси | | https://fg.resh.edu.ru/ |
5. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
6. | Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
7. | История посуды на Руси | | https://fg.resh.edu.ru/ |
8. | Какие деньги были раньше в России | | https://fg.resh.edu.ru/ |
9. | Томат | | https://fg.resh.edu.ru/ |
10. | Болгарский перец | | https://fg.resh.edu.ru/ |
11. | Картофель | | https://fg.resh.edu.ru/ |
12. | Баклажан. Семейство Паслёновые | | https://fg.resh.edu.ru/ |
13. | Лук | | https://fg.resh.edu.ru/ |
14. | Капуста | | https://fg.resh.edu.ru/ |
15. | Горох | | https://fg.resh.edu.ru/ |
16. | Грибы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
17. | Творческая работа | | https://fg.resh.edu.ru/ |
18. | Потребительская корзина | | https://fg.resh.edu.ru/ |
19. | Потребительская корзина | | https://fg.resh.edu.ru/ |
20. | Прожиточный минимум | | https://fg.resh.edu.ru/ |
21. | Инфляция | | https://fg.resh.edu.ru/ |
22. | Распродажи, скидки, бонусы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
23. | Распродажи, скидки, бонусы | | https://fg.resh.edu.ru/ |
24. | Благотворительность | | https://fg.resh.edu.ru/ |
25. | Страхование | | https://fg.resh.edu.ru/ |
26. | В бассейне | | https://fg.resh.edu.ru/ |
27. | Делаем ремонт | | https://fg.resh.edu.ru/ |
28. | Делаем ремонт | | https://fg.resh.edu.ru/ |
29. | Праздничный торт | | https://fg.resh.edu.ru/ |
30. | Обустраиваем участок | | https://fg.resh.edu.ru/ |
31. | Поход в кино | | https://fg.resh.edu.ru/ |
32. | Поход в кино | | https://fg.resh.edu.ru/ |
33. | Отправляемся в путешествие | | https://fg.resh.edu.ru/ |
34. | Творческая работа. Составляем словарик по финансовой грамотности | | https://fg.resh.edu.ru/ |
2