СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 4 класс»

МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа»







Рабочая программа

Курса внеурочной деятельности

«Функциональная грамотность»

4 класс









Составитель: учитель начальных классов

Петрова Анжелика Александровна









2024 -2025учебный год

Пояснительная записка


Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 4 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования";

  • ПИСЬМО Министерства просвещения РФ от 5 июля 2022 г. № ТВ-1290/03 «О направлении методических рекомендаций»;

-согласно учебному плану МБОУ «Средняя школа города Багратионовска» на 2023-2024 учебный год; с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей обучающихся) и авторской программы Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).

Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 4 классе начальной школы и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.

Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.

Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
  • формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом;

  • совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;

  • учить находить и извлекать информацию из различных текстов;

  • учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного;

  • обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором»,

«комментированное чтение» и др.;

  • воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству;

  • учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;

  • поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным.

Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».

Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать

математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.

Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.

В четвёртом классе начальной школы в первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и естественно-научной грамотности, во втором полугодии – по формированию математической и финансовой грамотности.


Планируемые результаты освоения курса


Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов.

Личностные результаты изучения курса:

  • осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;

  • овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;

  • осознавать личную ответственность за свои поступки;

  • уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.

Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;

  • использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

  • овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные:

  • проявлять познавательную и творческую инициативу;

  • принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;

  • оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.

Коммуникативные:

  • адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • совместно договариваться о правилах работы в группе;

  • доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

  • способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

  • умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;

  • умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.

Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:

  • способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;

  • способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.

Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:

  • способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;

  • способность проводить математические рассуждения;

  • способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;

  • способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.

Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

  • понимание и правильное использование финансовых терминов;

  • представление о семейных расходах и доходах;

  • умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;

  • представление о различных видах семейных доходов;

  • представление о различных видах семейных расходов;

  • представление о способах экономии семейного бюджета.

Содержание программы


Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.

Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.

Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором.

Оценка достижения планируемых результатов

Обучение ведется на безотметочной основе.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;

  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;

  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;

  • косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность» (8 часов)

1

Старинная женская

одежда

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;

  • озаглавливать текст;

  • определять тему;

  • определять главную мысль;

  • составлять план в виде вопросов;

  • с помощью текста определять название женской одежды;

  • с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;

  • объяснять значение слова;

  • приводить примеры современной женской одежды.

2

Старинные женские головные уборы

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова;

  • составлять план, используя слова из текста;

  • объяснять значения слов;

  • определять по описанию названия головных уборов;

  • приводить примеры современных головных уборов.

3

Старинная мужская

одежда и головные уборы

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • отвечать на вопросы по тексту;

  • вписывать пропущенные слова в текст;

  • находить ответ на вопрос в тексте;

  • объяснять значение слова;

  • оформлять план текста;

  • определять с помощью описания название предмета.

4

Жилище

крестьянской семьи на Руси

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами;

  • отвечать на вопросы по тексту;

  • рассуждать, давать определение слова;

  • называть элементы оформления избы.

5-6

Внутреннее убранство и предметы

обихода русской избы

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • письменно отвечать на вопросы;

  • называть предметы печной утвари;

  • работать с толковым словарём;

  • работать с толкованием слова;

  • рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;

  • соотносить описание предметов с их рисунками;

  • описывать назначение предметов;

  • составлять обобщающий план.

7

История

посуды на Руси

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью словаря;

  • соотносить рисунок и его название;

  • работать с толковым словарём;

  • рассуждать и записывать ответ на вопрос;

  • записывать ответ на вопрос по его началу;

  • определять части предмета, называть их;

  • определять порядок предложений в тексте;

  • дополнять текст по заданному условию.

8

Какие деньги были раньше в России

Содержание научно-

познавательного текста.

  • Определять лексическое значение слова с помощью Википедии;

  • называть опорные фразы, с помощью которых можно дать ответ на вопрос;

  • определять тему текста;

  • составлять план текста;

  • находить информацию в Интернете;

  • записывать названия монет в порядке их возрастания;

  • указывать названия современных денег.

Блок «Естественно-научная грамотность» (9 часов)

9

Томат

Томат.

  • Называть части растения;

  • объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

  • определять горизонтальный и вертикальный срез;

  • указывать количество гнёзд;

  • объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;

  • называть части плода помидора;

  • объяснять, что такое пасынок у помидора;

  • работать с таблицей.

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

  • Объяснять, что такое паприка;

  • называть части растения;

  • рассказывать о строении плода перца;

  • определять форму плода перца;

  • рассказывать о строении семени перца;

  • делать выводы на основе полученной информации.

11

Картофель

Картофель.

  • Называть части растения;

  • объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;

  • объяснять, какой вывод сделали и почему;

  • объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;

  • объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;

  • объяснять, что такое крахмалистость;

  • определять срок созревания картофеля;

  • объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

  • называть способы размножения картофеля.

12

Баклажан.

Баклажан.

– Называть представителей семейства Паслёновые;



Семейство Паслёновые


  • объяснять, что такое соланин;

  • называть благоприятные условия для прорастания семян;

  • определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана;

  • определять глубину посева семян;

  • заполнять таблицу наблюдений за ростом

растений.

13

Лук

Лук.

  • Называть части лука;

  • называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;

  • называть этапы выращивания лука;

  • наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу.

14

Капуста

Капуста.

  • Называть виды капусты;

  • отвечать на вопросы по содержанию текста;

  • называть части капусты;

  • исследовать капусту в разрезе;

  • рассказывать о размножении капусты;

  • проводить опыты с цветной капустой.

15

Горох

Горох.

  • Рассказывать о строении гороха;

  • рассказывать о строении семени гороха;

  • объяснять, почему горох обладает взрывной силой;

  • определять, что горох является холодостойким растением;

  • проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.

16

Грибы

Грибы.

  • Называть части гриба;

  • называть виды грибов;

  • рассказывать о плесневых грибах;

  • называть грибы-невидимки;

  • проводить опыт по выращиванию плесени;

  • называть грибы-паразиты.

Творческое занятие

17

Творческая работа

По выбору.

  • Выбрать тему для творческой работы;

  • выполнять творческую работу;

  • представлять классу творческую работу.

Блок «Финансовая грамотность» (8 часов)

18 -

19

Потребительск ая корзина

Состав

потребительской корзины.

  • Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»;

  • понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;

  • объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;

  • объяснять, что входит в состав потребительской корзины россиянина.

20

Прожиточный минимум

Назначение

прожиточного

– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум»,




минимума.

«минимальный размер оплаты труда»;

  • объяснять, на что влияет прожиточный минимум;

  • объяснять, почему различается размер

прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;

  • объяснять, почему различается размер

прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны.

21

Инфляция

Инфляция.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;

  • анализировать данные, представленные в виде гистограммы;

  • называть уровни инфляции;

  • понимать значение инфляции для экономики.

22 -

23

Распродажи, скидки, бонусы

Акции,

распродажа, скидки, бонусы, кешбэк.

  • Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы»,

«кешбэк»;

  • понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для

увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;

  • понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар;

  • формировать навыки грамотного покупателя.

24

Благотворител ьность

Благотворительно сть.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность»,

«благотворительный фонд»;

  • называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;

  • объяснять необходимость оказания

благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.

25

Страхование

Виды

страхования.

  • Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;

  • называть виды страхования;

  • называть различные страховые риски.

Блок «Математическая грамотность» (9 часов)

26

В бассейне

Расписание

занятий, выгодная покупка.

  • Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;

  • решать задачи на определение стоимости покупки;

  • определять, какая из двух покупок является более выгодной;

  • решать задачи на определение скорости плавания;

  • решать логические задачи.

27-28

Делаем ремонт

Смета ремонта,

расчёт стоимости строительных

  • Понимать, что такое «смета»;

  • решать задачи на расчёт количества

необходимого материала для ремонта кухни;

  • решать задачи на расчёт стоимости




материалов.

необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.

29

Праздничный торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество,

стоимость».

  • Работать с таблицами;

  • подсчитывать стоимость продуктов для торта;

  • определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;

  • сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;

  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

30

Обустраиваем участок

Расходы на

обустройство участка, площадь и периметр

  • Читать простой чертеж и определять его масштаб;

  • находить площадь и периметр участка и построек на нём;

  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

31-32

Поход в кино

Расходы на поход в кино.

  • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

33

Отправляемся в путешествие

Расходы на путешествие.

  • Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;

  • решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»;

  • использовать полученные умения и навыки в практической жизни.

Творческая работа

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

Понятия по финансовой грамотности,

изученные в 1-4 классах.

  • Понимать значение и правильно использовать финансовые термины;

  • иллюстрировать изученные понятия;

  • составлять математические задачи с изученными финансовыми терминами;

  • работать самостоятельно и в парах;

  • планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.


Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

дата

Цифровые образовательные ресурсы

1.

Старинная женская одежда


https://fg.resh.edu.ru/

2.

Старинные женские головные уборы


https://fg.resh.edu.ru/

3.

Старинная мужская одежда и головные

уборы


https://fg.resh.edu.ru/

4.

Жилище крестьянской семьи на Руси


https://fg.resh.edu.ru/

5.

Внутреннее убранство и предметы обихода

русской избы


https://fg.resh.edu.ru/

6.

Внутреннее убранство и предметы обихода

русской избы


https://fg.resh.edu.ru/

7.

История посуды на Руси


https://fg.resh.edu.ru/

8.

Какие деньги были раньше в России


https://fg.resh.edu.ru/

9.

Томат


https://fg.resh.edu.ru/

10.

Болгарский перец


https://fg.resh.edu.ru/

11.

Картофель


https://fg.resh.edu.ru/

12.

Баклажан. Семейство Паслёновые


https://fg.resh.edu.ru/

13.

Лук


https://fg.resh.edu.ru/

14.

Капуста


https://fg.resh.edu.ru/

15.

Горох


https://fg.resh.edu.ru/

16.

Грибы


https://fg.resh.edu.ru/

17.

Творческая работа


https://fg.resh.edu.ru/

18.

Потребительская корзина


https://fg.resh.edu.ru/

19.

Потребительская корзина


https://fg.resh.edu.ru/

20.

Прожиточный минимум


https://fg.resh.edu.ru/

21.

Инфляция


https://fg.resh.edu.ru/

22.

Распродажи, скидки, бонусы


https://fg.resh.edu.ru/

23.

Распродажи, скидки, бонусы


https://fg.resh.edu.ru/

24.

Благотворительность


https://fg.resh.edu.ru/

25.

Страхование


https://fg.resh.edu.ru/

26.

В бассейне


https://fg.resh.edu.ru/

27.

Делаем ремонт


https://fg.resh.edu.ru/

28.

Делаем ремонт


https://fg.resh.edu.ru/

29.

Праздничный торт


https://fg.resh.edu.ru/

30.

Обустраиваем участок


https://fg.resh.edu.ru/

31.

Поход в кино


https://fg.resh.edu.ru/

32.

Поход в кино


https://fg.resh.edu.ru/

33.

Отправляемся в путешествие


https://fg.resh.edu.ru/

34.

Творческая работа. Составляем словарик

по финансовой грамотности


https://fg.resh.edu.ru/


2