Раздел № 1. Планируемые результаты.
Личностные результаты освоения:
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты освоения:
• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
Курс «Основы самоопределения» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.
Данная программа «Основы самоопределения» для 9 класса относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:
Рабочая программа предпрофильного курса в 8 классе «Основы самоопределения» составлена на основе программы А.П.Черняховской «Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения» под редакцией Л.В.Байбородовой, Л.Н.Серебренникова, Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского.
- Основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг. утвержденной постановлением Управляющего Совета Ломовской средней школы 28.08. 2015 года № 1
-учебного плана школы на 2018-2019 уч.год,
.Рабочая программа направлена на формирование и активизацию позиций обучающихся в отношении профессионального выбора, их готовности к профессиональному самоопределению и поведению на рынке труда.
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение учебного года).
Цель программы – формирование у школьников самостоятельности и активной позиции в отношении выбора профиля обучения и профессионального выбора, их готовности к профессиональному самоопределению и поведению на рынке труда.
Задачи:
усвоение учащимися знаний по основам выбора профессии;
формирование навыков исследовательской и практической деятельности по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию;
формирование умения представлять результаты исследовательской работы;
формирование представлений о специфике профессий разных сфер человеческой деятельности: «Человек – Художественный образ», «Человек – Знаковая система», «Человек – Природа», «Человек – Человек», «Человек – Техника»;
освоение приёмов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к различным видам трудовой и профессиональной деятельности.
Тематический план
№ п/п | Название темы | Количество часов | Всего часов |
Теоретические занятия | Практические занятия | Экскурсии |
1 | Общий обзор мира профессий. Как найти свою сферу в этом мире. Как собирать знания о себе и своих интересах. | 1 | 1 | | 2 |
2 | Требования профессии к человеку. | 15 | 16 | 14* | 31 |
3 | Где я могу себя реализовать. | 1 | 1 | 2* | 2 |
Итого | | 17 | 18 | 16* | 35 |
* - экскурсии запланированы в рамках изучения предпрофильного курса «Основы самоопределения» и теоретический материал может изучаться во время проведения экскурсий.
Календарно – тематическое планирование предпрофильного курса «Основы самоопределения».
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Теория | Практика | Экскурсии |
1. | Общий обзор мира профессий. Как найти свою сферу в этом мире. Как собирать знания о себе и своих интересах (Технология «Портфолио»). | 1 | | | 05.09 |
2. | Требования профессии к человеку. Типы профессий. | | 1 | | 12.09 |
3. | Профессии, предметом труда которых являются растительные организмы. | 1 | | | 19.09 |
4. | Растения в жизни человека. | | 1 | | 26.09 |
5. | Профессии, предметом труда которых являются животные организмы. | 1 | | | 03.10 |
6. | Наши братья меньшие. | | 1 | | 10.10 |
7. | Многообразие профессий, связанных с изучением организма человека, его взаимодействием и взаимосвязью с окружающей средой. | 1 | | | 17.10 |
8. | Человек – неотъемлемая часть природы. | | 1 | | 24.10 |
9. | Профессии, связанные с архитектурой, скульптурой, изобразительным искусством. | 1 | | | 31.10 |
10. | В стране рисунка, цвета, формы. | | 1 | | 14.11 |
11. | Профессии, связанные со сферой обслуживания. | 1 | | Экскурсия в ПУ № 20 (2 часа) | 21.11 |
12. | Кто делает нас красивыми? | | 1 | 28.11 |
13. | Профессии, связанные с музыкальной, актёрско-сценической деятельностью и сферой шоу-бизнеса. | 1 | | | 05.12 |
14. | Наша духовная жизнь. | | 1 | | 12.12 |
15. | Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских и художественных коллективов, с информационно-художественным обслуживанием людей. | 1 | | Экскурсия в библиотеку имени Энгельса и педагогическ. Колледж (2 часа) | 19.12 |
16. | Кто делает человека образованным и культурным? | | 1 | 26.12 |
17. | Профессии, связанные с медицинским обслуживанием. | 1 | | Экскурсия в медицинское училище и музей (2 часа) | 16.01 |
18. | Служба здоровья. | | 1 | 23.01 |
19. | Профессии правовой сферы. | 1 | | Экскурсия в суд, нотариальную и адвокатскую контору (2 часа) | 30.01 |
20. | На страже закона. | | 1 | 06.02 |
21. | Военные профессии и специальности. | 1 | | Экскурсия в военкомат (2 часа) | 13.01 |
22. | На защите Родины. | | 1 | 20.01 |
23. | Профессии полиграфического производства, делопроизводства и анализа текстов. | 1 | | Экскурсия в полиграфич. колледж и завод (2 часа) | 27.01 |
24. | Печатная продукция и документы. | | 1 | 06.03 |
25. | Профессии, связанные с обработкой информации в виде условных знаков, схематических отображений объектов и количественными отношениями. | 1 | | | 13.06 |
26. | Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа. | | 1 | | 20.03 |
27. | Профессии, связанные с обслуживанием и управлением технических объектов. | 1 | | Экскурсия в ПУ № 25 и речное училище (2 часа) | 27.03 |
28. | Машины и механизмы. | | 1 | |
29. | Профессии лёгкой и пищевой промышленности. | 1 | | | |
30. | Обработка материалов и продуктов питания. | | 1 | | |
31. | Завершение работы по созданию индивидуальных портфолио учащихся. | | 1 | | |
32. | Оформление проекта «Карта образовательного маршрута». | | 1 | | |
33. | Знакомство с учебными заведениями Ярославской области и ситуацией на рынке труда. | 1 | | Экскурсия на ярмарку профессий и биржу труда г.Рыбинска (2 часа) | |
34. | Итоговое занятие. Где я могу себя реализовать: возможности профильного обучения в регионе. | 1 | | |
35. | Итоговое занятие. Я выбрал свой профиль и могу учиться по нему. | | 1 | | |
| Итого: | 35 часов (17 теоретических и 18 практических занятий) +16 экскурсий* (* - экскурсии запланированы в рамках изучения предпрофильного курса «Основы самоопределения» и теоретический материал может изучаться и теоретический материал может изучаться во время проведения экскурсий). |
Список используемых источников:
Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы./ И.Ф.Ахметова, Т.Ю.Иванова, А.Н.Иоффе и др. М., 2003.
Основы производства. Выбор профессии: пробное учебное пособие для учащихся школ: в 2 ч./ Под ред. П.А.Атутова, В.А.Полякова. М., 1988.
Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: учебное пособие для учащихся старших классов школ./ Ж.Н.Безус, Ю.П.Жукова, И.В.Кузнецова и др. Ярославль, 2003.
Психологическое консультирование по профессиональной ориентации./А.П.Чернявская, М., 2003.
Выбирайте профессию./Е.Н.Прошицкая, М., 2008.
Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы./М.Ю.Савченко, М. «Вако», 2008.
Видео-уроки «Проектория»