СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы самоопределения" 9 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Основы самоопределения» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.

Данная программа «Основы самоопределения» для 9 класса относится к общеинтеллектуальному  направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы самоопределения" 9 класс»

Раздел № 1. Планируемые результаты.

Личностные результаты освоения:

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты освоения:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

Курс «Основы самоопределения» состоит из двух частей — теоретической и практической. Теоретическая включает изучение «образа „Я“», мира труда и профессий. Практическая представляет собой профессиональные пробы по всем сферам профессиональной деятельности.

Данная программа «Основы самоопределения» для 9 класса относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе:

Рабочая программа предпрофильного курса в 8 классе «Основы самоопределения» составлена на основе программы А.П.Черняховской «Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения» под редакцией Л.В.Байбородовой, Л.Н.Серебренникова, Министерство образования и науки Российской Федерации Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д.Ушинского.

- Основной образовательной программы основного общего образования на период 2015-2020 гг. утвержденной постановлением Управляющего Совета Ломовской средней школы 28.08. 2015 года № 1

-учебного плана школы на 2018-2019 уч.год,

.Рабочая программа направлена на формирование и активизацию позиций обучающихся в отношении профессионального выбора, их готовности к профессиональному самоопределению и поведению на рынке труда.

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение учебного года).

Цель программы – формирование у школьников самостоятельности и активной позиции в отношении выбора профиля обучения и профессионального выбора, их готовности к профессиональному самоопределению и поведению на рынке труда.

Задачи:

  • усвоение учащимися знаний по основам выбора профессии;

  • формирование навыков исследовательской и практической деятельности по самопознанию, самовоспитанию и саморазвитию;

  • формирование умения представлять результаты исследовательской работы;

  • формирование представлений о специфике профессий разных сфер человеческой деятельности: «Человек – Художественный образ», «Человек – Знаковая система», «Человек – Природа», «Человек – Человек», «Человек – Техника»;

  • освоение приёмов литературного и художественного творчества для выражения своего отношения к различным видам трудовой и профессиональной деятельности.

Тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

1

Общий обзор мира профессий. Как найти свою сферу в этом мире. Как собирать знания о себе и своих интересах.

1

1


2

2

Требования профессии к человеку.

15

16

14*

31

3

Где я могу себя реализовать.

1

1

2*

2

Итого


17

18

16*

35

* - экскурсии запланированы в рамках изучения предпрофильного курса «Основы самоопределения» и теоретический материал может изучаться во время проведения экскурсий.

Календарно – тематическое планирование предпрофильного курса «Основы самоопределения».



п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

Теория

Практика

Экскурсии

1.

Общий обзор мира профессий. Как найти свою сферу в этом мире. Как собирать знания о себе и своих интересах (Технология «Портфолио»).

1



05.09

2.

Требования профессии к человеку. Типы профессий.


1


12.09

3.

Профессии, предметом труда которых являются растительные организмы.

1



19.09

4.

Растения в жизни человека.


1


26.09

5.

Профессии, предметом труда которых являются животные организмы.

1



03.10

6.

Наши братья меньшие.


1


10.10

7.

Многообразие профессий, связанных с изучением организма человека, его взаимодействием и взаимосвязью с окружающей средой.

1



17.10

8.

Человек – неотъемлемая часть природы.


1


24.10

9.

Профессии, связанные с архитектурой, скульптурой, изобразительным искусством.

1



31.10

10.

В стране рисунка, цвета, формы.


1


14.11

11.

Профессии, связанные со сферой обслуживания.

1


Экскурсия в ПУ № 20 (2 часа)

21.11

12.

Кто делает нас красивыми?


1

28.11

13.

Профессии, связанные с музыкальной, актёрско-сценической деятельностью и сферой шоу-бизнеса.

1



05.12

14.

Наша духовная жизнь.


1


12.12

15.

Профессии, связанные с обучением и воспитанием людей, организацией детских и художественных коллективов, с информационно-художественным обслуживанием людей.

1


Экскурсия в библиотеку имени Энгельса и педагогическ. Колледж (2 часа)

19.12

16.

Кто делает человека образованным и культурным?


1

26.12

17.

Профессии, связанные с медицинским обслуживанием.

1


Экскурсия в медицинское училище и музей (2 часа)

16.01

18.

Служба здоровья.


1

23.01

19.

Профессии правовой сферы.

1


Экскурсия в суд, нотариальную и адвокатскую контору (2 часа)

30.01

20.

На страже закона.


1

06.02

21.

Военные профессии и специальности.

1


Экскурсия в военкомат (2 часа)

13.01

22.

На защите Родины.


1

20.01

23.

Профессии полиграфического производства, делопроизводства и анализа текстов.

1


Экскурсия в полиграфич. колледж и завод (2 часа)

27.01

24.

Печатная продукция и документы.


1

06.03

25.

Профессии, связанные с обработкой информации в виде условных знаков, схематических отображений объектов и количественными отношениями.

1



13.06

26.

Наши помощники: схемы, карты, чертежи, формулы, числа.


1


20.03

27.

Профессии, связанные с обслуживанием и управлением технических объектов.

1


Экскурсия в ПУ № 25 и речное училище (2 часа)

27.03

28.

Машины и механизмы.


1


29.

Профессии лёгкой и пищевой промышленности.

1




30.

Обработка материалов и продуктов питания.


1



31.

Завершение работы по созданию индивидуальных портфолио учащихся.


1



32.

Оформление проекта «Карта образовательного маршрута».


1



33.

Знакомство с учебными заведениями Ярославской области и ситуацией на рынке труда.

1


Экскурсия на ярмарку профессий и биржу труда г.Рыбинска (2 часа)


34.

Итоговое занятие. Где я могу себя реализовать: возможности профильного обучения в регионе.

1



35.

Итоговое занятие. Я выбрал свой профиль и могу учиться по нему.


1




Итого:

35 часов (17 теоретических и 18 практических занятий) +16 экскурсий* (* - экскурсии запланированы в рамках изучения предпрофильного курса «Основы самоопределения» и теоретический материал может изучаться и теоретический материал может изучаться во время проведения экскурсий).















Список используемых источников:

  1. Мой выбор: учебно-методическое пособие для учителей средней школы./ И.Ф.Ахметова, Т.Ю.Иванова, А.Н.Иоффе и др. М., 2003.

  2. Основы производства. Выбор профессии: пробное учебное пособие для учащихся школ: в 2 ч./ Под ред. П.А.Атутова, В.А.Полякова. М., 1988.

  3. Путь к профессии: основы активной позиции на рынке труда: учебное пособие для учащихся старших классов школ./ Ж.Н.Безус, Ю.П.Жукова, И.В.Кузнецова и др. Ярославль, 2003.

  4. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации./А.П.Чернявская, М., 2003.

  5. Выбирайте профессию./Е.Н.Прошицкая, М., 2008.

  6. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам. 9-11 классы./М.Ю.Савченко, М. «Вако», 2008.

  7. Видео-уроки «Проектория»