Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березинская школа»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «30» августа 2016 г. | | Утверждаю Директор _______Беликова Е.В. Приказ № 95 от «30» августа 2016г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
«Здоровейка»
Составитель: Болотникова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка.
Программа «Здоровейка» реализует спортивно-оздоровительное направление во внеурочной деятельности - обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Причинами являются и неблагоприятная экологическая обстановка, нервно-психические нагрузки и т.д. Существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья.
Актуальность программы:
Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы.
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровейка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа способствует формированию культуры здоровья обучающихся, познавательного и эмоционального развития ребёнка. Включает в себя, как теоретическую, так и практическую части – организация подвижных игр.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
Подвижные игры имеют и оздоровительное значение. Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки детей.
Программа реализуется в форме кружка.
Цели программы:
-воспитание культуры здорового образа жизни,формирование потребности в личной гигиене .
- приобщение к занятиям подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определённым видам двигательной активности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
- обеспечить двигательную активность младших школьников во внеурочное время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;
- профилактика вредных привычек;
-воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням;
- развивать: сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;
- воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Программа рассчитана для учащихся 3 класса, на 1 год обучения (34 ч). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся, остальное время распределено на всевозможные тематические беседы, викторины, конкурсы. подготовку и проведение различных соревнований и внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни.
В результате освоения программного материала обучающиеся должны иметь представление:
- о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности;
- о режиме дня и личной гигиене;
- о вредных и полезных привычках;
- о народных играх;
- о различных видах подвижных игр;
- о соблюдении правил игры.
уметь:
- применять на практике приобретенные знания о правилах ведения здорового образа жизни: занятие спортом, правильное питание, отказ от вредных привычек;
- играть в подвижные игры;
- применять игры самостоятельно;
- соблюдать правила игры;
- работать в коллективе.
Для успешной реализации программы используются Интерет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий, презентации, видеоролики, мультфильмы о здоровом образе жизни и т.п.
Содержание программы
Дружи с водой. Беседа о пользе воды для организма. Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло.
Забота о глазах. Глаза- главные помощники для человека. Правила бережного отношения к зрению. Слёзы. Гимнастика для глаз. Игра «Полезно – вредно». Тест «Как я забочусь о своих глазах».
Наши уши. Звуки. Строение уха. Правила бережного отношения к слуху. Правила ухода за ушами и правила сохранения слуха.
Уход за руками и ногами. Необходимость ухода за руками и ногами. Правила ухода. Упражнения по профилактике плоскостопия.
Забота о коже. Беседа по теме. Правила ухода за кожей. Игра «Угадай-ка».Практикум «Первая помощь при ранах и ожогах». Гигиена. Почему надо умываться. Гигиена школьника.
Опора тела и движение. Мышцы, кости, суставы. Общее представление о скелете. Это интересно. Правила первой помощи. Значение осанки в жизни человека. Правила для поддержания правильной осанки. Практические работа: разучивание упражнений для формирования правильной осанки .
Как следует питаться. Правильное питание-необходимое условие для жизни человека. Рацион питания. Здоровая пища. Анализ ситуаций. Игра «Что разрушает, а что укрепляет здоровье».
Вредные привычки. Какие привычки называют вредными и почему? Вред табака, алкоголя,наркотиков.
Как сделать сон полезным? Беседа о пользе здорового сна. Советы по восстановлению сна, если он нарушился.
Если хочешь быть здоров. Роль закаливания в жизни человека.Сказка о микробах. Признаки здорового и закаленного человека.Оздоровительные паузы.. Рисуем на тему «Мы дружим с физкультурой и спортом». Подготовка проекта «Народная мудрость о здоровье». Цель проекта: развить творческие коммуникативные способности ребёнка; привить навыки здорового образа жизни на основе изученного фольклора, первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для выполнения проекта. В результате творческой работы учащиеся собирают «копилку» пословиц и поговорок о здоровье, иллюстрируют некоторые пословицы, объясняя в рисунке её смысл.
Народные игры. Разучивание игры «У медведя во бору», «Салки », «Кот и мышь».Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
Игры на свежем воздухе. Разучивание и проведение игр. «Метание снежков в цель», «Кто кого перетянет», «Два Мороза», «Взятие крепости», « Лапта», Прятки».
Подвижные игры. Попрыгунчики-воробушки», «Пятнашки», «Мышеловка», «Охотники и утки» «Тише едешь, дальше будешь», игры с мячом «Высекалы», «Третий лишний», « Выше ноги от земли»,» Веселые старты» игры по интересам. Игровые правила. Отработка игровых приёмов. Игра.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 | Дружи с водой. | 1 |
2 | Забота о глазах. | 2 |
3 | Наши уши | 1 |
4 | Уход за руками и ногами | 1 |
5 | Забота о коже. | 2 |
6 | Опора тела и движение. Мышцы, кости, суставы. | 2 |
7 | Игры на свежем воздухе. | 6 |
8 | Как следует питаться. | 2 |
9 | Вредные привычки | 1 |
10 | Как сделать сон полезным | 1 |
11 | Подвижные игры | 9 |
12 | Если хочешь быть здоров. | 3 |
13 | Народные игры. | 3 |
| Всего | 34 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
1 | Беседа о пользе воды для организма. Советы доктора Воды. Наши друзья: Вода и Мыло. | 1 | |
2 | Глаза- главные помощники для человека. Правила бережного отношения к зрению. | 1 | |
3 | Гимнастика для глаз. Тест «Как я забочусь о своих глазах». | 1 | |
4 | Игры на свежем воздухе. «Прятки» | 1 | |
5 | Наши уши. Правила ухода за ушами и правила сохранения слуха. | 1 | |
6 | Уход за руками и ногами. Упражнения по профилактике плоскостопия. | 1 | |
7 | Правила ухода за кожей. | 1 | |
8 | Практикум «Первая помощь при ранах и ожогах». | 1 | |
9 | Игры на свежем воздухе. «Лапта» | 1 | |
10 | Скелет-наша опора | 1 | |
11 | Осанка-стройная спина.Разучивание упражнений для формирования правильной осанки . | 1 | |
12 | Игра «Кто кого перетянет» | 1 | |
13 | Питание-необходимое условие для жизни человека | 1 | |
14 | Здоровая пища для всей семьи | 1 | |
15 | Игры по интересам | 1 | |
16 | Игры «Попрыгунчики-воробушки», «У медведя во бору» | 1 | |
17 | Что такое вредные привычки? | 1 | |
18 | Игры на свежем воздухе. «Два Мороза» | 1 | |
19 | Игры на свежем воздухе.«Два Мороза», «Метание снежков в цель» | 1 | |
20 | Игры на свежем воздухе.«Взятие крепости»», «Метание снежков в цель» | 1 | |
21 | Сон-лучшее лекарство | 1 | |
22 | Игры «Мышеловка», «Тише едешь, дальше будешь» | 1 | |
23 | Игра «Третий лишний» | 1 | |
24 | Как закаляться. О вреде микробов. | 1 | |
25 | Игра « Выше ноги от земли». | 1 | |
26 | Игры «Охотники и утки» | 1 | |
27 | Рисуем на тему «Мы дружим с физкультурой и спортом» | 1 | |
28 | Народная игра «У медведя во бору» | 1 | |
29 | Народная игра«Кот и мышь» | 1 | |
30 | Народная игра «Салки» | 1 | |
31 | Проект «Народная мудрость о здоровье» | 1 | |
32 | Подвижные игры | 1 | |
33 | Подвижные игры. Игры по интересам. | 1 | |
34 | Спортивная эстафета «Веселые старты» | 1 | |
Литература
- Аранская О.С. Игра как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
- Лободина Н.В., Чурилова Т.Н. Здоровьесберегающая деятельность.Волгоград/ изд. Учитель 2012.
- Герасименко Н. П. Помоги сам себе.-2001.
- Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Соковня-Семёнова Н.Н. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь- М.,1997
Дидактический материал:
Таблицы и схемы «Строение уха», «Стороение глаза», «Строение тела человека»
Наглядный материал «Грибы»
Гербарий
Таблицы с содержанием оказания первой медицинской помощи при переломах,порезах и пр.
Памятки.