Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Березинская школа»
Принята на педагогическом совете Протокол № 1 от «30 » августа 2016 г. | | Утверждаю Директор _______Беликова Е.В. Приказ №95 от «30» августа 2016г. |
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по духовно-нравственному направлению
«Традиции народов России»
Составитель: Болотникова Татьяна Николаевна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для духовно-нравственного направления развития личности младшего школьника Рабочая программа «Традиции народов России» составлена в соответствии с ФГОС НОО на основе авторской программы Л.Н.Михеевой «Праздники, традиции и ремесла народов России» ( Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред.Н.Ф.Виноградовой.-М.:Вентана-граф, 2011.-192с). Программа реализуется в форме кружка.
Мы живем в сложном и многообразном мире. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно воспитать гражданина и патриота. Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Народное искусство-это наша обратная память-наш генофонд.
Цель программы: духовно-нравственное воспитание младших школьников путем приобщения к традициям народов России.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
- развитие интереса к изучению традиций народов России;
- формирование знаний о праздниках, традициях, ремеслах народов России;
- формирование чувства национального достоинства;
- воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, традициям.
Программа курса внеурочной деятельности для 1-4 классов «Традиции народов России» рассчитана на 4 года обучения: 1 класс-33 часа в год, 2-4 классы –по 34 часа в год ( по 1 часу в неделю). Всего-135 часов.
Освоение курса внеурочной деятельности направлено на получение следующих результатов:
- проявление интереса к изучению традиций народов России;
- знание праздников, традиций народов России;
-воспитание чувства национального достоинства;
- воспитание любви к русской национальной культуре, народному творчеству, традициям.
Содержание программы
Содержание программы внеурочной деятельности представлено разделами:
Первый год обучения. 1 класс (33 часа в год)
1раздел. Русские народные праздники
Праздники. Время отдыха, веселья, радости. Сочетание языческих и христианских праздников. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Понятие о зимних праздниках. Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение.
Понятие о весенних праздниках. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Ильин день.
Понятие о летних праздниках. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Понятие об осенних праздниках. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Второй год обучения. 2 класс (34 часа в год)
2 раздел. Русские народные промыслы, развлечения.
Русские народные промыслы. Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Вятская и Богородская игрушка. Павлопосадские шали.
Русские народные игры. Роль игр в жизни детей.Игры для мальчиков и для девочек. Командные игры.
Песни для детей. Колыбельные,потешки, пестушки.
Народные танцы. Хороводы. Игры-хороводы.Пляски парные. Переплясы. Кадрили.
Третий год обучения. 3 класс (34 часа в год)
3 раздел. Старинный русский быт.
Одежда.Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Функциональный характер одежды в старину. Одежда девушек и женщин, украшения. Мужская одежда. Крестьянская обувь. Одежда бояр, боярын, боярышень.
Жилище. Русская изба и боярские хоромы.Элементы избы.Палаты. Терем.
.Пища. Продукты питания. Хлеб. Мясные и постные кушания.Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей.Семейные обряды. Именины.
Учеба. Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы. Учебные книги.
Четвертый год обучения. 4класс (34 часа в год)
4 раздел. Новый русский быт(со времен Петра I)
Традиции. Обычаи и традиции со времен Петра I до наших дней.
Одежда и быт наших предков.
Жилище. Дома, усадьбы, особняки, имения.
Традиции семьи. Балы и праздники.
Культура русского народа со времен Петра I до наших дней. Домашний театр. Картинные галереи.
Образование русского народа со времен Петра I до наших дней. Пансионы и гимназии.
Формы организации и виды деятельности школьников
Занятия по программе проводятся с использованием следующих методов и форм: беседы, игры, просмотр видеороликов и презентаций, творческих конкурсов, праздников, экскурсии в исторический музей, участие в проведении культурных праздников
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела программы | Количество часов |
1 класс. Русские народные праздники( 33 ч.) |
1 | Праздники. | 6 |
2 | Зимние праздники. | 11 |
3 | Весенние праздники | 4 |
4 | Летние праздники. | 6 |
5 | Осенние праздники. | 6 |
2 класс. Русские народные промыслы, развлечения. (34 ч.) |
1 | Русские народные промыслы. | 17 |
2 | Русские народные игры. | 6 |
3 | Песни для детей | 6 |
4 | Народные танцы | 5 |
3 класс. Старинный русский быт. (34 ч.) |
1 | Одежда. | 10 |
2 | Жилище. | 7 |
3 | Традиционная русская кухня | 5 |
4 | Семейные праздники. | 5 |
5 | Учеба. | 7 |
4 класс. Новый русский быт(со времен Петра I) (34 ч.) |
1 | Традиции. | 1 |
2 | Одежда. | 8 |
3 | Жилище. | 10 |
4 | Традиции семьи. | 4 |
5 | Культура. | 3 |
6 | Учеба. | 8 |
| Всего | 135 |
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Русские народные праздники |
1 | Праздники- время отдыха, веселья. | 1 | |
2 | Сочетание языческих и христианских праздников. | 1 | |
3 | Обычаи и обряды в проведении праздников. | 1 | |
4-5 | Общие и семейные праздники. | 2 | |
6 | Роль традиций в проведении праздников. | 1 | |
7-8 | Три Спаса: Медовый, Ореховый, Яблочный. Христианские легенды о Спасах. | 2 | |
9 | Успение Богородицы. | 1 | |
10 | Спожинки – окончание жатвы. | 1 | |
11 | Покров Богородицы. | 1 | |
12 | Девичьи гадания | 1 | |
13 | Начало зимних посиделок. | 1 | |
14 | Канун Нового года. Васильев вечер. | 1 | |
15-16 | Современный Новогодний праздник. | 2 | |
17 | Святки-веселое время года. | 1 | |
18-19 | Ряженье, ряженые-древний обычай Святок | 2 | |
20 | Елка- символ «райского дерева» | 1 | |
21 | Традиционные кушанья на Новый год | 1 | |
22 | Крещение Господне. Освящение воды. | 1 | |
23 | Праздничный крещенский стол. | 1 | |
24-25 | Масленица – весенний праздник проводов зимы. Масленичные обряды. | 2 | |
26 | Вербное воскресенье. | 1 | |
27 | Пасха. Пасхальные торжества. | 1 | |
28 | День Святой Троицы. | 1 | |
29-30 | Хороводы, гулянья вокруг березки | 2 | |
31 | Иван Купала. Ильин день. | 1 | |
32 | День Петра и Павла. | 1 | |
33 | Веселые каникулы | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
2 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Русские народные промыслы, развлечения. |
1-2 | Гжель- основной центр русской керамики. Стили Гжели. | 2 | |
3 | Изящество и тонкости раскраски. | 1 | |
4 | Современная продукция Гжели | 1 | |
5 | Хохлома – художественный народный промысел. | 1 | |
6 | Деревянная расписная посуда | 1 | |
7 | Растительный орнамент | 1 | |
8 | Яркие, сочные сочетания красок | 1 | |
9 | Народный промысел –Жостово. | 1 | |
10 | Расписные металлические подносы | 1 | |
11 | Павловопосадские шали. | 1 | |
12 | Вятская игрушка | 1 | |
13 | Вятская матрешка | 1 | |
14 | Глиняные игрушки-свистульки. | 1 | |
15 | Изготовление вятской игрушки | 1 | |
16 | Богородская игрушка. | 1 | |
17 | Изготовление богородской игрушка. | 1 | |
18 | Роль игр в жизни детей. | 1 | |
19 | Игры для мальчиков и для девочек. | 1 | |
20 | Командные игры | 1 | |
21 | Игры с пасхальными яйцами. | 1 | |
22-23 | Старинные русские игры | 2 | |
24 | Детские песенки | 1 | |
25 | Потешки | 1 | |
26 | Загадки | 1 | |
27 | Пословицы | 1 | |
28 | Считалки | 1 | |
29 | Поговорки | 1 | |
30 | Хороводы | 1 | |
31 | Игры-хороводы | 1 | |
32 | Пляски парные | 1 | |
33 | Переплясы | 1 | |
34 | Кадриль | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
3 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Старинный русский быт. |
1 | Функциональный характер в старину. Рубашка. Сарафан у женщин. | 1 | |
2-3 | Роль орнамента-оберега. Экскурсия в музей | 2 | |
4 | Солнце, дерево,вода.конь-источники жизни, символы добра и счастья. | 1 | |
5 | Особое значение пояса-кушака. Конкурс рисунков. | 1 | |
6 | Головные уборы девушек,женщин.Украшения | 1 | |
7-8 | Мужская одежда крестьян.Крестьянская обувь. | 2 | |
9 | Одежда и обувь у бояр | 1 | |
10 | Одежда боярынь. Тайна русской вышивки | 1 | |
11 | Русская изба. Элементы избы.Хозяйственный двор,постройки | 1 | |
12 | Особая роль печки.Освещение в крестьянских избах | 1 | |
13-14 | Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Крестьянская игрушка.Изготовление игрушки | 2 | |
15 | Красный угол | 1 | |
16 | Иконы. Экскурсия в храм | 1 | |
17 | Боярский терем и боярские палаты | 1 | |
18 | Хлеб-главный продукт питания, «дар Божий» | 1 | |
19 | Пословицы и поговорки о хлебе | 1 | |
20 | Мясные и постные кушанья.Щи, похлебки | 1 | |
21 | Блины и пироги | 1 | |
22 | Варенья. Соленья.Мед | 1 | |
23 | Быт крестьянской семьи | 1 | |
24 | Быт городской семьи | 1 | |
25 | Зимние забавы | 1 | |
26 | Летние забавы | 1 | |
27 | Именины | 1 | |
28 | Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага | 1 | |
29 | Школы при церквях и монастырях | 1 | |
30 | Учебные предметы и учебные книги. | 1 | |
31 | Командные игры | 1 | |
32-33 | Подвижные игры. Горелки.Прятки.Жмурки. Салки.Лапта | 2 | |
34 | Народная мудрость в загадках, пословицах, поговорках | 1 | |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата |
Новый русский быт(со времен Петра I) |
1 | Петровские ассамблеи | 1 | |
2 | «Заморское» европейское платье6сюртуки,камзолы,панталоны. | 1 | |
3 | Наряды дам и девушек в 18 веке | 1 | |
4 | Прически дам и девушек в 18 веке | 1 | |
5 | Головные уборы женщин и девушек в 18 веке.Украшения | 1 | |
6 | Одежда дворян-мужчин | 1 | |
7 | Одежда купчих,мещянок,крестьян | 1 | |
8 | Одежда и обувь мужчин и мальчиков из крестьянских и мещянских семей | 1 | |
9 | Пословицы и поговорки об одежде | 1 | |
10 | Дворцы Петербурга | 1 | |
11 | Особняки дворян | 1 | |
12 | Архитектура:колонны, фронтон,купол | 1 | |
13 | Вестибюль особняка | 1 | |
14 | Камины.Изразцовые печи | 1 | |
15 | Лепнина. Паркет | 1 | |
16 | Освещение в особняках | 1 | |
17 | Атрибуты и аксессуары барского дома | 1 | |
18 | Зимние сады | 1 | |
19 | Повседневная жизнь дворянина в столице и в усадьбе | 1 | |
20-21 | Музыкальные инструменты. Картинные галереи.Домашний театр | 2 | |
22 | Светский этикет.Визиты.Переписка. Демонстрация модной одежды | 1 | |
23-24 | Балы и праздники. Посещение театров | 2 | |
25-26 | Традиционные званые обеды. Маскарады | 2 | |
27 | Образование в дворянской семье | 1 | |
28 | Дворянские библиотеки | 1 | |
29 | Роль православных книг в воспитании детей | 1 | |
30 | Институты благородных девиц | 1 | |
31 | Учебные заведения для мальчиков | 1 | |
32 | Подготовка высших военных кадров | 1 | |
33 | Учебный театр для воспитанников | 1 | |
34 | Пансионы и гимназии | 1 | |
Литература
1. Сборник программ внеурочной деятельности:1-4 классы/под ред.Н.Ф.Виноградовой.-М.: Вентана-Граф,2011.
2.Бронштейн М.М., Жуковская Н.Л. и др. Народы России. Праздники, обычаи, обряды: Энциклопедия / М.М. Бронштейн, Н.Л.Жуковская и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008.
3.Ворошилова О.В. Русские фольклорные традиции: внеклассные мероприятия с младшими школьниками / Волгоград: Учитель, 2007.
4.Фольклорные посиделки / Под ред. Л.И.Жук- Минск:Красико-Принт,2008.
5.Ресурсы сети интернет: http://www.rodina-portal.ru/articles/details/id/8
http://dereven-ka.ru/tradicii.html